Что такое Архетип? Значение слова Архетип в философском словаре

1) Архетип - (греч. arche - начало и typos - образ ; первообраз , проформа) - понятие , восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в "аналитической психологии", разработанной Юнгом. Под слоем "личностного бессознательного", составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает " коллективное бессознательное ", трактуемое как общечеловеческое основание ("грибница") душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта . Если в личностном бессознательном основную роль играют " комплексы " (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются А. - универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение . А. сравнимы с кантовскими "априорными формами" познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно А. не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело - архетипические представления ( символы ) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного и неэксплицируемого смысла , уводящего в бессознательные глубины психики. Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко) строят "защитную стену символов", позволяющую сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию А. бессознательного и гармонизирующую тем самым человеческую психику. За исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность А., объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагментов древних эзотерических систем. Разработанная Юнгом концепция А. оказала значительное влияние на современную культурологию. (См. также Юнг.)

2) Архетип - (от греч. arche и typos - первообраз , предшествующая форма ) - 1) У К.Г.Юнга: глубинные формы коллективного бессознательного, "формы без содержания", которые, проявляясь в индивидуальном сознании, приобретают специфически образный характер , что можно исследовать и осмысливать. Относятся к числу мотивирующих факторов поведения человека . Активизация архетипов в сознании человека происходит независимо от сознания человека и нередко принудительно для его воли и разума . В плане истории религий архетипами объяснялось формирование древнейших мифологических образов в космологии, антропологии и эсхатологии разных эпох и народов; их проявления усматривались также и в художественном творчестве, паранормальном опыте современного человека, в сновидениях и в психопатическом бреде , а также в таких массовых формах неоязыческого фанатизма , как фашизм : "Нет такого безумия, жертвой которого не становились бы люди под властью архетипа " (К.Г.Юнг). 2) В нестрогом смысле об архетипах говорят как об образах или мыслительных схемах , позволяющих человеку упорядочить свой жизненный опыт и восприятие внешнего мира, что проявляется в определенных формах поведения. 3) М.Элиаде назвал архетипами отдельные действия и поступки древних героев и богов в доисторические времена, которые стали затем образцами для человеческих поступков и действий: это первый поединок, первый брак , первый танец и прочие примеры многократного подражания.

3) Архетип - - понятие , широко использовавшееся в аналитической психологии К. Г. Юнга. Юнг различает личностное бессознательное и коллективное бессознательное . Личностное бессознательное - это "скопление" вытесненных представлений. Коллективное бессознательное имеет всеобщую природу и включает в себя идентичные всем людям содержания и образы поведения. Содержанием личностного бессознательного являются так называемые "эмоционально окрашенные комплексы ". А. - это содержания коллективного бессознательного. " Архетип - это образ , который постоянно повторяется в ходе исторического развития везде, где проявляется полностью творческое воображение . Следовательно, это, по существу, - мифологический образ. Если мы подвергнем эти образы более тщательному исследованию, то обнаружим, что они формировались под воздействием многочисленного опыта наших предков, т. е. являются психическими остатками их опыта" (Юнг). А. - это некие всеобщие образы поведения и мышления, универсальные образцы коллективного бессознательного, которые еще не подверглись никакой сознательной обработке и, следовательно, представляют непосредственную психическую данность. Хотя А., по определению, выражает некий архаичный, глубинный срез человеческого психического опыта и реально имеет место в историческом прошлом, он обретает смысл общечеловеческого феномена только будучи значимым в опыте индивидуальной жизни человека . Данное обстоятельство выражает конститутивную черту А. А. - это корреляты инстинктов, вместе с которыми они образуют бессознательное. Именно через А. инстинкт воспринимает самого себя. Существует также разница между А. и инстинктами. Инстинкты являются физиологическими побуждениями и постигаются посредством органов чувств. И в то же время инстинкты проявляют себя в фантазиях и в символических образах. Эти проявления Юнг и называет А. Повсюду, где мы встречаем единообразные и регулярно повторяющиеся способы понимания, мы имеет дело с А. В каком-то смысле А. представляет априорные условия понимания и восприятия, но, в отличие от кантовского типа, А. предшествует любым схемам логического мышления. А. - это трансцендентальная схема или структура , в которой запечатлен опыт жизни всего рода. Юнг различает А. и А.-образ, т. е. А., подвергнутый сознательной обработке в мифах, сказках, верованиях, тайных учениях. Реальное проявление А. в жизни - это существование мифов, сказок, тайных учений. А. как таковой существенно отличается от исторически переработанных форм. В переработанных формах А. "предстают в такой оправе, которая... безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках ". К самим А. ближе стоит индивидуальный опыт - сновидения , видения , экстатические состояния. "По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает" (Юнг). В мифологии, мировых религиях происходит переработка А.-опыта, А.-образы становятся символическими выражениями "внутренней и бессознательной драмы души". А. помогают культурам постоянно воспроизводить свое прошлое, поддерживать связь со своими истоками. По Юнгу, культуры, утратившие свои А., обречены на гибель, поскольку именно А. возвращают нас к истокам, в изначальные времена, возобновляют прошлые события , придающие смысл настоящему. Настоящее поверяется в соотнесении с нашим прошлым; критерием этого соотнесения и выступают А. Т. X. Керимов

4) Архетип - (от греч. arche - начало и typos - образ ) - прообраз, первоначальный образ, идея . В философии Платона под А. понимался умопостигаемый образец , " эйдос ", у схоластов - природный образ, запечатленный в уме, у Августина Блаженного - исконный образ, лежащий в основе человеческого познания. В "аналитической психологии" Юнга понятие "А." соотносится с бессознательной активностью людей. Наряду с инстинктами, А. являются врожденными психическими структурами, находящимися в глубинах "коллективного бессознательного", и составляют основу общечеловеческой символики. А. представляют собой: а) врожденные условия интуиции, т.е. те составные части всякого опыта , которые априорно его определяют; б) первобытные формы постижения внешнего мира; в) внутренние образы объективного жизненного процесса ; г) вневременные схемы или основания, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества и которые изначально включают в себя все богатство мифологических тем; д) коллективный осадок исторического прошлого, хранящийся в памяти людей и составляющий нечто всеобщее , имманентно присущее человеческому роду. Согласно Юнгу, человеческая психика включает в себя разнообразные А. Все они имеют архаический характер и могут быть рассмотрены как своего рода глубинный, изначальный образ, который человек воспринимает только интуитивным путем и который в результате бессознательной деятельности проявляется на "поверхности" сознания в форме различного рода видений, религиозных представлений, символов. Архетипы находят свое воплощение в мифах и сновидениях , служат питательной почвой для воображения и фантазии, составляют исходный материал для произведений искусства и литературы. Типичным примером А. является распространенное в живописи изображение мандалы - круга с вписанными в него крестами, ромбами и квадратами, - дающее представление об упорядоченности, всеобщности, единстве и целостности универсума .

5) Архетип - (от греч. – первообраз , первичня форма , образец )– центральное понятие аналитической психологии. А. – способ связи образов, переходящих из поколения в поколение . Согласно Юнгу А. представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. А. задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. Юнг видел в А. формообразующее начало , присутствующее в психике каждого человека . А. всегда наполняются конкретным содержанием . Они нейтральны в отношении добра и зла. А. Структурируют понимание мира, себя и других людей. Набор А. Ограничен; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и взаимопонимания людей.

6) Архетип - (от греч. arche - начало и typos - образ ) - изначальные, врожденные психические структуры, образы ( мотивы ), составляющие содержание т.н. коллективного бессознательного. Обозначает суть наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение и обеспечивающих основу поведения, структурирования личности, понимания мира.

7) Архетип - (греч. arche — начало и typos — образ ; первообраз , проформа) — понятие , восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в "аналитической психологии", разработанной Юнгом. Под слоем "личностного бессознательного", составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает " коллективное бессознательное ", трактуемое как общечеловеческое основание ("грибница") душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта . Если в личностном бессознательном основную роль играют " комплексы " (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются "А." — универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение . А. сравнимы с кантовскими "априорными формами" познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно А. не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело — архетипические представления ( символы ) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного и неэксплицируемого смысла , уводящего в бессознательные глубины психики. Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко) строят "защитную стену символов", позволяющую сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию А. бессознательного и гармонизирующую тем самым человеческую психику. За исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность А., объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагментов древних эзотерических систем. Разработанная Юнгом концепция А. оказала значительное влияние на современную культурологию. В.Н. Фурс

8) Архетип - (от греч. arche - начало и typos - образец ) интегральное, обобщенное выражение , означающее прообраз, прототип , средний тип как результат напластований. Первоначально в биологии, затем в лингвистике служил некой маточной формой, "общим местом " в ряду однородных форм и элементов. Например, использован Р. Оуэном (1847) в теоретическом описании строения скелета всех позвоночных животных. Им был создан отвлеченный образ , соответствующий первоначальному (идеальному) типу скелета, не реализованного, однако, ни у вымерших, ни у ныне живущих видов. Таким же образом, статистическим наложением различных иконографических изображений с выведением облика по усредненному контуру овала лица, был получен обобщенный образ Иисуса Христа. Он оказался очень похожим на древнегреческие изображения Аполлона. В теории "коллективного бессознательного", созданной представителями швейцарской школы психоаналитиков К. Г. Юнгом, З. Фрейдом и др., А. есть множество генетически закрепленных в подсознании прообразов, всплывающих в корковую область, как они полагают, в снах, когда человек отключает сознание , отдыхая от дневных впечатлений ("свято место пусто не бывает"). По их представлениям, это в сущности иррациональный , эволюционно отложенный в бессознательном, в более глубоких слоях мозга (в т. ч. в т. н. коллективном бессознательном - в общественном сознании) древний комплекс , оказывающий существенное структурообразующее влияние на рационально выстраиваемую деятельность человека, вообще - на всю человеческую практику ( искусство , литература , творческий поиск в других областях и пр.). В современной методологии науки все более принимает обобщенное значение и расширительное толкование (например: А. полноты, который самодовлеющим образом формировал нормативы познания вплоть до появления в начале 30-х гг. XX в. известных теорем Гёделя о неполноте; А. целостности, доминирующий в теории познания, во всей человеческой практике с самого начала "постгёделевской эпохи", каковая, по выражению В. В. Налимова, крупнейшего современного мыслителя, философа , автора оригинальной концепции в теории смыслоорганизующей и смыслосозидающей деятельности человека, изначально символизирует водораздел времен и означает переход к новому канону , или идеалу познания, в формах системного подхода , системного анализа , системной эпистемологии вообще).

9) Архетип - (греч. "arce", " начало ", и "tupoz", "тип", " образец ") - "первоначальный образец". В психологии термин , примененный К.Г.Юнгом для обозначения символов, сюжетов и мифов, составляющих структуру "коллективного бессознательного".

10) Архетип - (от греч. arche - начало и typos - образ ) - прообраз, первичная форма , образец ; у Юнга архетипы - это структурные элементы т. н. коллективного бессознательного, находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний. Mundus archetypus - мир идей. См. также Тип.

11) Архетип - (греч. arche — начало и typos— форма , образец ), в позднеантичной философии — прообраз, идея . Термин получил распространение в совр. зап. литературе под влиянием работ швейцарск. психолога Юнга и обозначает некие первичные врожденные структуры т. наз. “коллективного бессознательного”, архаический психический “осадок” повторяющихся жизненных ситуаций, задач и переживаний человека . Под воздействием проблемной, кризисной ситуации личной или социальной жизни происходит, по Юнгу, бессознательное оживление и воплощение соответствующего А. При этом данный процесс имеет спонтанный, принудительный, демонический характер . Именно “архетипическая матрица ”, априори формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, объясняет, с его т. зр., существование повторяющихся мотивов в мифах, сказках разных народов, “вечных” образов мировой литературы и искусства.

Архетип

( греч . arche - начало и typos - образ ; первообраз , проформа ) - понятие , восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в "аналитической психологии", разработанной Юнгом. Под слоем "личностного бессознательного", составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает " коллективное бессознательное ", трактуемое как общечеловеческое основание ("грибница") душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта . Если в личностном бессознательном основную роль играют " комплекс ы " ( например , комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются А. - универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение . А. сравнимы с кантовскими "априорными формами" познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно А. не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело - архетипические представления ( символы ) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного и неэксплицируемого смысла , уводящего в бессознательные глубины психики. Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко ) строят "защитную стену символов", позволяющую сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию А. бессознательного и гармонизирующую тем самым человеческую психику. За исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность А., объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагментов древних эзотерических систем. Разработанная Юнгом концепция А. оказала значительное влияние на современную культурологию. (См. также Юнг.)

(от греч . arche и typos - перво образ , предшествующая форма ) - 1) У К.Г.Юнга: глубинные формы коллективного бессознательного, "формы без содержания", которые, проявляясь в индивидуальном сознании, приобретают специфически образный характер , что можно исследовать и осмысливать. Относятся к числу мотивирующих факторов поведения человека . Активизация архетипов в сознании человека происходит независимо от сознания человека и нередко принудительно для его воли и разума . В плане истории религий архетипами объяснялось формирование древнейших мифологических образов в космологии, антропологии и эсхатологии разных эпох и народов; их проявления усматривались также и в художественном творчестве, паранормальном опыте современного человека, в сновидениях и в психопатическом бреде , а также в таких массовых формах неоязыческого фанатизма , как фашизм : "Нет такого безумия, жертвой которого не становились бы люди под властью архетипа " (К.Г.Юнг). 2) В нестрогом смысле об архетипах говорят как об образах или мыслительных схемах , позволяющих человеку упорядочить свой жизненный опыт и восприятие внешнего мира, что проявляется в определенных формах поведения. 3) М.Элиаде назвал архетипами отдельные действия и поступки древних героев и богов в доисторические времена, которые стали затем образцами для человеческих поступков и действий: это первый поединок, первый брак , первый танец и прочие примеры многократного подражания.

- понятие , широко использовавшееся в аналитической психологии К. Г. Юнга. Юнг различает личностное бессознательное и коллективное бессознательное . Личностное бессознательное - это "скопление" вытесненных представлений. Коллективное бессознательное имеет всеобщую природу и включает в себя идентичные всем людям содержания и образ ы поведения. Содержанием личностного бессознательного являются так называемые "эмоционально окрашенные комплекс ы ". А. - это содержания коллективного бессознательного. " Архетип - это образ , который постоянно повторяется в ходе исторического развития везде, где проявляется полностью творческое воображение . Следовательно, это, по существу, - мифологический образ. Если мы подвергнем эти образы более тщательному исследованию, то обнаружим, что они формировались под воздействием многочисленного опыта наших предков, т. е. являются психическими остатками их опыта" (Юнг). А. - это некие всеобщие образы поведения и мышления, универсальные образцы коллективного бессознательного, которые еще не подверглись никакой сознательной обработке и, следовательно, представляют непосредственную психическую данность. Хотя А., по определению, выражает некий архаичный, глубинный срез человеческого психического опыта и реально имеет место в историческом прошлом, он обретает смысл общечеловеческого феномена только будучи значимым в опыте индивидуальной жизни человека . Данное обстоятельство выражает конститутивную черту А. А. - это корреляты инстинктов, вместе с которыми они образуют бессознательное. Именно через А. инстинкт воспринимает самого себя. Существует также разница между А. и инстинктами. Инстинкты являются физиологическими побуждениями и постигаются посредством органов чувств. И в то же время инстинкты проявляют себя в фантазиях и в символических образах. Эти проявления Юнг и называет А. Повсюду, где мы встречаем единообразные и регулярно повторяющиеся способы понимания, мы имеет дело с А. В каком-то смысле А. представляет априорные условия понимания и восприятия, но, в отличие от кантовского типа, А. предшествует любым схемам логического мышления. А. - это трансцендентальная схема или структура , в которой запечатлен опыт жизни всего рода. Юнг различает А. и А.-образ, т. е. А., подвергнутый сознательной обработке в мифах, сказках, верованиях, тайных учениях. Реальное проявление А. в жизни - это существование мифов, сказок, тайных учений. А. как таковой существенно отличается от исторически переработанных форм. В переработанных формах А. "предстают в такой оправе, которая... безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках ". К самим А. ближе стоит индивидуальный опыт - сновидения , видения , экстатические состояния. "По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает" (Юнг). В мифологии, мировых религия х происходит переработка А.-опыта, А.-образы становятся символическими выражениями "внутренней и бессознательной драмы души". А. помогают культурам постоянно воспроизводить свое прошлое, поддерживать связь со своими истоками. По Юнгу, культуры, утратившие свои А., обречены на гибель, поскольку именно А. возвращают нас к истокам, в изначальные времена, возобновляют прошлые события , придающие смысл настоящему. Настоящее поверяется в соотнесении с нашим прошлым; критерием этого соотнесения и выступают А. Т. X. Керимов

(от греч . arche - начало и typos - образ ) - прообраз, первоначальный образ, идея . В философии Платона под А. понимался умопостигаемый образец , " эйдос ", у схоластов - природный образ, запечатленный в уме, у Августина Блаженного - исконный образ, лежащий в основе человеческого познания. В "аналитической психологии" Юнга понятие "А." соотносится с бессознательной активностью людей. Наряду с инстинктами, А. являются врожденными психическими структурами, находящимися в глубинах "коллективного бессознательного", и составляют основу общечеловеческой символики. А. представляют собой: а) врожденные условия интуиции, т.е. те составные части всякого опыта , которые априорно его определяют; б) первобытные формы постижения внешнего мира; в) внутренние образы объективного жизненного процесса ; г) вневременные схемы или основания, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества и которые изначально включают в себя все богатство мифологических тем; д) коллективный осадок исторического прошлого, хранящийся в памяти людей и составляющий нечто всеобщее , имманентно присущее человеческому роду. Согласно Юнгу, человеческая психика включает в себя разнообразные А. Все они имеют архаический характер и могут быть рассмотрены как своего рода глубинный, изначальный образ, который человек воспринимает только интуитивным путем и который в результат е бессознательной деятельности проявляется на "поверхности" сознания в форме различного рода видений, религиозных представлений, символов. Архетипы находят свое воплощение в мифах и сновидениях , служат питательной почвой для воображения и фантазии, составляют исходный материал для произведений искусства и литературы. Типичным примером А. является распространенное в живописи изображение мандалы - круга с вписанными в него крестами, ромбами и квадратами, - дающее представление об упорядоченности, всеобщности, единстве и целостности универсума .

(от греч . – перво образ , первичня форма , образец )– центральное понятие аналитической психологии. А. – способ связи образов, переходящих из поколения в поколение . Согласно Юнгу А. представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. А. задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. Юнг видел в А. формообразующее начало , присутствующее в психике каждого человека . А. всегда наполняются конкретным содержанием . Они нейтральны в отношении добра и зла. А. Структурируют понимание мира, себя и других людей. Набор А. Ограничен; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и взаимопонимания людей.

(от греч . arche - начало и typos - образ ) - изначальные, врожденные психические структуры, образы ( мотивы ), составляющие содержание т.н. коллективного бессознательного. Обозначает суть наследуемых бессознательных первообраз ов и структур психики, переходящих из поколения в поколение и обеспечивающих основу поведения, структурирования личности, понимания мира.

( греч . arche — начало и typos — образ ; первообраз , проформа ) — понятие , восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в "аналитической психологии", разработанной Юнгом. Под слоем "личностного бессознательного", составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает " коллективное бессознательное ", трактуемое как общечеловеческое основание ("грибница") душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта . Если в личностном бессознательном основную роль играют " комплекс ы " ( например , комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются "А." — универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение . А. сравнимы с кантовскими "априорными формами" познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно А. не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело — архетипические представления ( символы ) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного и неэксплицируемого смысла , уводящего в бессознательные глубины психики. Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко ) строят "защитную стену символов", позволяющую сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию А. бессознательного и гармонизирующую тем самым человеческую психику. За исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность А., объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагментов древних эзотерических систем. Разработанная Юнгом концепция А. оказала значительное влияние на современную культурологию. В.Н. Фурс

(от греч . arche - начало и typos - образ ец ) интегральное, обобщенное выражение , означающее прообраз, прототип , средний тип как результат напластований. Первоначально в биологии, затем в лингвистике служил некой маточной формой, "общим местом " в ряду однородных форм и элементов. Например , использован Р. Оуэном (1847) в теоретическом описании строения скелета всех позвоночных животных. Им был создан отвлеченный образ , соответствующий первоначальному (идеальному) типу скелета, не реализованного, однако , ни у вымерших, ни у ныне живущих видов. Таким же образом, статистическим наложением различных иконографических изображений с выведением облика по усредненному контуру овала лица, был получен обобщенный образ Иисуса Христа. Он оказался очень похожим на древнегреческие изображения Аполлона. В теории "коллективного бессознательного", созданной представителями швейцарской школы психоаналитиков К. Г. Юнгом, З. Фрейдом и др., А. есть множество генетически закрепленных в подсознании прообразов, всплывающих в корковую область, как они полагают, в снах, когда человек отключает сознание , отдыхая от дневных впечатлений ("свято место пусто не бывает"). По их представлениям, это в сущности иррациональный , эволюционно отложенный в бессознательном, в более глубоких слоях мозга (в т. ч. в т. н. коллективном бессознательном - в общественном сознании) древний комплекс , оказывающий существенное структурообразующее влияние на рационально выстраиваемую деятельность человека, вообще - на всю человеческую практику ( искусство , литература , творческий поиск в других областях и пр.). В современной методологии науки все более принимает обобщенное значение и расширительное толкование (например: А. полноты, который самодовлеющим образом формировал нормативы познания вплоть до появления в начале 30-х гг. XX в. известных теорем Гёделя о неполноте; А. целостности, доминирующий в теории познания, во всей человеческой практике с самого начала "постгёделевской эпохи", каковая, по выражению В. В. Налимова, крупнейшего современного мыслителя, философа , автора оригинальной концепции в теории смыслоорганизующей и смыслосозидающей деятельности человека, изначально символизирует водораздел времен и означает переход к новому канону , или идеалу познания, в формах системного подхода , системного анализа , системной эпистемологии вообще).

( греч . "arce", " начало ", и "tupoz", "тип", " образ ец ") - "первоначальный образец". В психологии термин , примененный К.Г.Юнгом для обозначения символов, сюжетов и мифов, составляющих структуру "коллективного бессознательного".

(от греч . arche - начало и typos - образ ) - прообраз, первичная форма , образец ; у Юнга архетипы - это структурные элементы т. н. коллективного бессознательного, находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний. Mundus archetypus - мир идей. См. также Тип.

( греч . arche — начало и typos— форма , образ ец ), в позднеантичной философии — прообраз, идея . Термин получил распространение в совр. зап. литературе под влияние м работ швейцарск. психолога Юнга и обозначает некие первичные врожденные структуры т. наз. “коллективного бессознательного”, архаический психический “осадок” повторяющихся жизненных ситуаций, задач и переживаний человека . Под воздействием проблемной, кризисной ситуации личной или социальной жизни происходит, по Юнгу, бессознательное оживление и воплощение соответствующего А. При этом данный процесс имеет спонтанный, принудительный, демонический характер . Именно “архетипическая матрица ”, априори формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, объясняет, с его т. зр., существование повторяющихся мотивов в мифах, сказках разных народов, “вечных” образов мировой литературы и искусства.

Значение слова Архетип в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Адамиты - общее название религ. сект, проповедовавших возвращение к ...
  • Агни - — один из гл. богов ведич. религии. Согласно ...
  • Агиография - (от греч. hagios святой и grapho ...
  • Агада - (др.евр. — рассказ) — в Талмуде назидательные комментарии ...
  • Автокефалия - (греч. autos – сам, kephale — голова) — ...
  • Авраам - библ. патриарх чтимый в иудаизме христианстве и ...
  • Авеста - см. Зороастризм . ...
  • Автаркия - Философский смысл термина : независимость ( Платон Аристотель ...
  • Аргументация - (от лат. argumentatio приведение аргументов) приведение ...
  • Апория - (от греч. aporia затруднение, недоумение) трудноразрешимая ...
  • Антитезис - (от греч. antithesis противоположение) суждение противоречащее ...
  • Аналогия - (от греч. analogia соответствие) сходство между ...
  • Алогизм - (от греч. а не, logos разум ...
  • Автомат - (от греч. automatos самодействующий) устройство (или ...
  • Причина - 1) событие порождающее в качестве своего следствия ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари