Что такое Страдание? Значение слова Страдание в философском словаре

1) Страдание - - "есть глубочайшая сущность бытия, основной закон всякой жизни" (Н.Бердяев). Грех и зло - причины страданий. Различают страдание тяжкое, непросветленное, гнетущее душу и не ведущее ни к какому спасению, внутренне отвергаемое человеком как что-то непонятное и бессмысленное , и страдание просветленное и искупающее, осмысленное и принимаемое человеком как то, через что ему нужно пройти. Христианство приоткрывает тайну страдания, помогает понять смысл наших страданий через приобщение к тайне Креста Христова.

2) Страдание - — состояние болезни, горечи, печали, страха , тревоги. С. в философии чаще всего рассматривается в двух аспектах: как необходимый удел человека , поскольку он подвержен болезням, старению, смерти; как единственно возможный путь к преображению, к совершенствованию личности. В иудейско-христианской религиозной традиции С. есть результат божественной кары за грехи . Жизнь большинства людей, согласно А. Шопенгауэру, бьется между двумя полюсами: С. и скукой. С. возникает от неудовлетворенных желаний, когда же желания удовлетворяются, — наступает скука. Что бы ни дала природа , что бы ни дало счастье , кем бы мы ни были и чем бы ни владели, нельзя избыть С., присущего жизни. С. неслучайно выпадают на долю человека, от случая зависит только форма , только вид, какой они принимают. Вся художественная литература свидетельствует, по Шопенгауэру, о том, что С. имеет отрицательный, а не положительный характер , она никогда не изображает окончательное или постоянное счастье, а только С. на пути к нему. О положительном характере С. писал М. Экхарт, полагая, что С. — быстрейшее животное, которое довезет вас до совершенства. С. — это знак любви Бога к человеку. Человек должен страдать для того, чтобы стать человеком. Человек, считал Ф.М. Достоевский, должен быть глубоко несчастливым, тогда он будет счастлив. Только С. раскрывает человеческую природу; пройдя через испытание свободой, через С., через наказание, человек раскрывается в бездонной сложности своего бытия, раскрывается антиномичный и иррациональный характер его природы. Эти же идеи получили развитие в философии Ф. Ницше, который считал, что в каждом человеке живут тварь и творец , в каждом есть глина, грязь, бессмыслица, хаос , человек страдает по необходимости и должен страдать, чтобы из твари стать творцом, закалить, сформовать и «обжечь» себя, добиться твердости молота. Со С. тесно связано понятие сострадания, которое является основой христианской морали — через сострадание человек очищается, преодолевает собственный животный эгоизм . Сострадание — это и опыт непосредственного мистического проникновения в чужое Я. Однако, с т.зр. Ницше, сострадание умаляет человеческое достоинство , принижает человека. Человек, пытающийся выковать из себя человека, достоин не сострадания, а любви. Сострадание, по Ницше, — черта рабской морали. О Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. 1990; Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и размышления. М., 1991.

3) Страдание - - физическая или нравственная боль , мучение: состояния горя, страха , тревоги, тоски. В рамках христ. религиозной традиции , рассматривавшей события индивидуальной жизни как результат взаимоотношений между человеком и Богом, страдание выступало божественной карой за грехи ( искупление ). Одновременно страдание - это средство избавления от греха, нравственного совершенствования и спасения, т.е. благо ; по Евангелию, искупительная жертва Христа придает страданию значение залога спасения, а сострадание выступает в качестве универсального отношения к миру, из которого проистекает заповедь любви к ближнему. У Шопенгауэра основанием морали служит сострадание, при котором сильная нравственность преодолевает мощные эгоистические побуждения. Он видит в сострадании непосредственное проникновение в чужое Я, слияние с ним, ведущее к познанию тождественности всего сущего. По Шпенглеру, страдание - критерий и содержание подлинной духовности, по Ницше - средство к величию души. В экзистенциализме структура экзистенции (существования) открывается через страдание ("страх" у Хайдеггера, " пограничные Ситуации " у Ясперса).


Синонимы: мука, мука мученическая, мучение, пытка, страдание, терзание

Страдание

- "есть глубочайшая сущность бытия, основной закон всякой жизни" (Н.Бердяев). Грех и зло - причины страданий. Различают страдание тяжкое, непросветленное, гнетущее душу и не ведущее ни к какому спасению, внутренне отвергаемое человеком как что-то непонятное и бес смысл енное , и страдание просветленное и искупающее, осмысленное и принимаемое человеком как то, через что ему нужно пройти . Христианство приоткрывает тайну страдания , помогает понять смысл наших страданий через приобщение к тайне Креста Христова.

— состояние болезни, горечи, печали, страха , тревоги. С. в философии чаще всего рассматривается в двух аспектах: как необходимый удел человека , поскольку он подвержен болезням, старению, смерти; как единственно возможный путь к преображению, к совершенствованию личности. В иудейско-христианской религиозной традиции С. есть результат божественной кары за грех и . Жизнь большинства людей, согласно А. Шопенгауэру, бьется между двумя полюсами: С. и скукой. С. возникает от неудовлетворенных желаний, когда же желания удовлетворяются, — наступает скука. Что бы ни дала природа , что бы ни дало счастье , кем бы мы ни были и чем бы ни владели, нельзя избыть С., присущего жизни. С. неслучайно выпадают на долю человека, от случая зависит только форма , только вид, какой они принимают. Вся художественная литература свидетельствует, по Шопенгауэру, о том, что С. имеет отрицательный, а не положительный характер , она никогда не изображает окончательное или постоянное счастье, а только С. на пути к нему. О положительном характере С. писал М. Экхарт, полагая, что С. — быстрейшее животное, которое довезет вас до совершенства. С. — это знак любви Бога к человеку. Человек должен страдать для того, чтобы стать человеком. Человек, считал Ф.М. Достоевский, должен быть глубоко несчастливым, тогда он будет счастлив. Только С. раскрывает человеческую природу; пройдя через испытание свободой, через С., через наказание, человек раскрывается в бездонной сложности своего бытия, раскрывается антиномичный и иррациональный характер его природы. Эти же идеи получили развитие в философии Ф. Ницше, который считал, что в каждом человеке живут тварь и творец , в каждом есть глина, грязь, бес смысл ица, хаос , человек страдает по необходимости и должен страдать, чтобы из твари стать творцом, закалить, сформовать и «обжечь» себя, добиться твердости молота. Со С. тесно связано понятие со страдания , которое является основой христианской морали — через сострадание человек очищается, преодолевает собственный животный эгоизм . Сострадание — это и опыт непосредственного мистического проникновения в чужое Я. Однако, с т.зр. Ницше, сострадание умаляет человеческое достоинство , принижает человека. Человек, пытающийся выковать из себя человека, достоин не сострадания, а любви. Сострадание, по Ницше, — черта рабской морали. О Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. 1990; Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и размышления. М., 1991.

- физическая или нравственная боль , мучение: состояния горя, страха , тревоги, тоски. В рамках христ. религиозной традиции , рассматривавшей события индивидуальной жизни как результат взаимоотношений между человеком и Богом, страдание выступало божественной карой за грех и ( искупление ). Одновременно страдание - это средство избавления от греха, нравственного совершенствования и спасения, т.е. благо ; по Евангелию, искупительная жертва Христа придает страданию значение залога спасения, а сострадание выступает в качестве универсального отношения к миру, из которого проистекает заповедь любви к ближнему. У Шопенгауэра основанием морали служит сострадание, при котором сильная нравственность преодолевает мощные эгоистические побуждения. Он видит в сострадании непосредственное проникновение в чужое Я, слияние с ним, ведущее к познанию тождественности всего сущего. По Шпенглеру, страдание - критерий и содержание подлинной духовности, по Ницше - средство к величию души. В экзистенциализме структура экзистенции (существования) открывается через страдание ("страх" у Хайдеггера, " пограничные Ситуации " у Ясперса).

Значение слова Страдание в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Симулакрум - (simulare притворяться) термин имеет два различных ...
  • Семиотика - научная дисциплина занимающаяся общими принципами, лежащими в ...
  • Секуляризация - (от позднелат. saecularis мирской, светский) первоначально ...
  • Связь - средство приобщения предметов (А, В, С и ...
  • Свобода - способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать ...
  • Сакральное - (от лат. sacrum священное ) все ...
  • Схоластика - (от лат. schola школа) вначале это ...
  • Смирение - одна из высших добродетелей в христианской этике, ...
  • Скотизм - традиция францисканской мысли, основанная в XIII в. ...
  • Синтез - (греч. synthesis соединение) объединение научного, философского ...
  • Синергия - (СИНЭРГИЯ, греч. synergeia совместное действие ) ...
  • Секуляризм - общее умонастроение, при котором человеческая деятельность во ...
  • Сектантство - (от лат. secta учение направление, школа) ...
  • Святое - 1) "совершенно иное" по отношению ко всему ...
  • Цель - предвосхищение в сознании результата, на достижение которого ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари