- схоластическое направление средневековой философии 14-15 вв., противостоящее в качестве официальной доктрины францисканского ордена томизму как доктрине доминиканцев, принятой церковью в качестве ортодоксии. Основоположник - Иоанн Дунс Скот . Основные представители: Антуан Андре , Франсуа Мейон, Гийом Алнвик, Иоанн из Рединга, Иоанн Рипский, Жан Каноник , Александр Александрийский и др. Центральной проблемой школы С. явилась проблема индивидуации (лат. individuatio - индивидуализация ), т.е. проявления бытия и его интерпретации как множества неповторимых индивидуальных объектов ("индивидов"), обладающих как интегральными, так и разделяющими их свойствами. Фундаментальный принцип индивидуации заключается в констатации принципиальной возможности обнаружения разделяющего признака у любых двух "индивидов". В контексте э того подхода С., развивая предложенную Иоанном Дунсом Скотом интерпретацию метода дистинкции (лат. distinctio - различение ) как имеющего своим результатом фиксацию haecceitas ("этовости") как самотождественности индивидуального существования вещи в противоположность quidditas ("чтойности") как генерализирующего признака сущности, позволяющего отнести вещь в качестве элемента к тому или иному множеству, - вводит трактовку дефиниции как дистинкции. Дистинкция как познавательный акт встречается уже у Аристотеля, однако в концепции С. приобретает дополнительный онтологический смысл : "имманентная дистинкция" наряду с "дистинкцией разума ". Использование последних в качестве основного мыслительного инструмента теоретической аналитики приводит к оформлению в рамках С. многих понятийных средств, вошедших в классический категориальный аппарат философии и приведших к значительному обогащению философского языка . Кроме того, идея индивидуации, генетически восходящая к стоикам и канонизированная в схоластической формулировке Фомы Аквинского, приобретает в С. новое , остро личностное звучание : понятие тождественности (самотождественности) трактовалось С. как изоморфное понятию уникальности (тождественности лишь себе ), - "тот же самый" как "единственный по числу", что в антропологической проекции приводило к конституированию аксиологически максимального статуса уникальной неповторимости личности, задавая в историко-философской традиции интенцию, впоследствии реализовавшуюся в персонализме . А идея о "неделимости индивидуальной природы", высказанная в рамках С., в первую очередь , применительно к личности, может быть рассмотрена как своего рода предвосхищение холизма в психологии и концепции индивидуации как становления личности, понятого в качестве спонтанного разворачивания ее неповторимой "самости" в психоаналитической концепции Юнга .
- направление в поздней схоластике, связанное с деятельностью англ. философа Иоанн а Дунса Скот а (ок. 1266-1308). В противовес учению томизма о философии — служанке богословия, дающей рациональное обоснование догматов веры, С. разработал учение о строгом разграничении разума и веры, областей философии и теологии. Философия , опираясь на разум, постигает мир природы, положения веры не нуждаются в разумном обосновании; теология рассматривается как наставление человека в принцип ах христ. нравственности. В противовес интеллектуализир. пониманию бога скотисты выдвигали на 1-е место в боге волевое начало ; из догмата о божеств. всемогуществе делался вывод о том, что бог сообщил материи способность к мысли. С. отстаивал принцип свободы, воли человека, составляющей Сущность человеческой души.
- традиция францисканской мысли, основанная в XIII в. оппонентом Фомы Аквинского Иоанн ом Дунсом Скот ом. Ее философская сторона: 1) Первичный объект разума - бытие (esse); это особая реальность , внутренне единая, рассматриваемая в целом, так что внутренним различиям и атрибутам придается вторичное значение . Бытие "одинаково" или "однозначно" (univocitas) - оно общее для Бога и твари при всей дистанции между ними; оно бесконечно, т.к. охватывает все вещи , им присуща "одинаковость" бытия у самого их первоистока, что, конечно, не исключает качественного разнообразия и уникальности вещей, иерархического порядка и пр. 2) Вещи неповторимы в своей индивидуальности, и именно уникальность каждой вещи разум способен интуитивно уловить и удерживать в поле зрения; универсалии же описывают родовые и видовые характеристики вещей, и отсюда проистекает общая ориентация познания на отдельные индивидуальные объекты (См.: ЭТОСТЬ , ПРАМАТЕРИЯ). 3) Признана особая роль воли в познании, ее направляющего воздействия на разум (См.: ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ ). 4) Особо акцентирована свобода воли в духовной жизни человека , тесная связь веры именно с волей, а не с исканиями разумных аргументов в пользу бытия Божия. 5) Душа человека - внутренне едина (проста) при всем содержательном богатстве ее различных способностей; их различие имеет формальный характер , т.к. есть "единящее включение" сил и способностей в "простоту" души как целого, благодаря которому они не могут превратиться в актуальную множественность. 6) Разум настолько поражен грехом в своем существе и действии, что для актуализации его латентных высших способностей нужна благодать ; отсюда отрицание достаточности томистского естественного света разума для познания телесных вещей и естественного богопознания (аналогии); главное в богопознании - стремление воли к Богу в любви к Нему, к соединению с Богом как высшей жизненной цели человека. 7) Божественная при рода проста, что следует из бесконечности Бога. Простота означает, что нет реального различия между благодатью, мудростью , справедливостью и другими атрибутами Бога: они тождественны по бытию, хотя это и не означает их формального тождества.
- схоластическое направление средневековой философии 14-15 вв., противостоящее в качестве официальной доктрины францисканского ордена томизму как доктрине доминиканцев, принятой церковью в качестве ортодоксии. Основоположник - Иоанн Дунс Скот . Основные представители: Антуан Андре , Франсуа Мейон, Гийом Алнвик, Иоанн из Рединга, Иоанн Рипский, Жан Каноник , Александр Александрийский и др. Центральной проблемой школы С. явилась проблема индивидуации (лат. individuatio - индивидуализация ), т.е. проявления бытия и его интерпретации как множества неповторимых индивидуальных объектов ("индивидов"), обладающих как интегральными, так и разделяющими их свойствами. Фундаментальный принцип индивидуации заключается в констатации принципиальной возможности обнаружения разделяющего признака у любых двух "индивидов". В контексте э того подхода С, развивая предложенную Иоанном Дунсом Скотом интерпретацию метода дистинкции (лат. distinctio - различение ) как имеющего своим результатом фиксацию haecceitas ("этовости") как самотождественности индивидуального существования вещи в противоположность quidditas ("чтойности") как генерализирующего признака сущности, позволяющего отнести вещь в качестве элемента к тому или иному множеству, - вводит трактовку дефиниции как дистинкции. Дистинкция как познавательный акт встречается уже у Аристотеля, однако в концепции С. приобретает дополнительный онтологический смысл : "имманентная дистинкция" наряду с "дистинкцией разума ". Использование последних в качестве основного мыслительного инструмента теоретической аналитики приводит к оформлению в рамках С. многих понятийных средств, вошедших в классический категориальный аппарат философии и приведших к значительному обогащению философского языка . Кроме того, идея индивидуации, генетически восходящая к стоикам и канонизированная в схоластической формулировке Фомы Аквинского, приобретает в С. новое , остро личностное звучание : понятие тождественности (самотождественности) трактовалось С. как изоморфное понятию уникальности (тождественности лишь себе ), - "тот же самый" как "единственный по числу", что в антропологической проекции приводило к конституированию аксиологически максимального статуса уникальной неповторимости личности, задавая в историко-философской традиции интенцию, впоследствии реализовавшуюся в персонализме . А идея о "неделимости индивидуальной природы", высказанная в рамках С, в первую очередь , применительно к личности, может быть рассмотрена как своего рода предвосхищение холизма в психологии и концепции индивидуации как становления личности, понятого в качестве спонтанного разворачивания ее неповторимой "самости" в психоаналитической концепции Юнга . М.А. Можейко
- философия и школа Дунса Скот а ; характеризуется склонностью к тончайшим различениям понятий, к гипостазированию понятий, формализмом. Скот - противник томизма .