Что такое Рационализм? Значение слова Рационализм в философском словаре

1) Рационализм - При снятии издержек (абстрактности, конвенциализма, сциентизма , " объективизма ") в противоположность экзистенциализму , структурализму , "феноменологии" и др. - наиболее приемлемое направление в философии и эвристике науки при существующем положении вещей и прочих равных условиях . Бытовавшие многочисленные попытки иррационализма в этом отношении неизменно оказывались неудачными. Однако и рационализм в исторически данном виде все еще далек от РЕАЛИЗМА . Невзирая на многочисленные недостатки, Р. менее проигрышен, чем иные сверхобщие направления в философии. Суть рационализма не в воображаемом разуме , но в следовании за предсуществующей неявной логикой, выделении бесспорных начал, логико-смысловой связи представлений. Аналогичных логических оправданий требует и изложение той или иной концепции . Оставаясь не-наукой, философия невозможна без тотальной доказательности. Аргументация в философии не может носить такого же характера , как в науке и обыденности, поскольку исток философии - дообыденность, донаучное, дообщепринятое, но в форме внекультурологической. Журналистика в этом узком слое - смерть философии. Иррациональные потребности с у щ е с т в у ю т, но для их удовлетворения необходимо ИСКУССТВО . Может показаться странным, но значение РЕЛИГИИ - вовсе не в иррациональном.

2) Рационализм - (лат. ratio - разум ) - 1) в широком смысле слова - определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети - середины 19 в. со свойственными ей установками на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах . Концентрированным выражением подобного рода презумпций стал сакраментальный гегелевский тезис - "Все действительное разумно, все разумное действительно". Для классического западно-европейского Р. характерна стойкая приверженность традиционной метафизической проблематике, со свойственными ей во все века поисками сущности, истины, предельных, субстанциональных оснований сущего, фундаментальных структур бытия и сознания, трансцендентальных условий возможности опыта и т.п. Представители этой традиции , нередко обозначаемой сегодня как "платонистско-кантианский канон " (Рорти), видят мир целостным и единым. Однако чтобы увидеть это единство , они считают необходимым возвыситься над множественностью явлений, прорваться через феноменальную данность, обнаруживая за ней тот знак реального, который, по их мнению, стоит за всеми единичными явлениями, порождает их и составляет глубочайшую субстанциональную основу и необходимое условие возможности последних. Данная установка была радикальным образом разрушена в неклассической философии, одной из доминирующих характеристик которой стала резкая антиметафизическая направленность, отвергающая в принципе любые представления о рациональных основаниях мира. Именно Р. классической метафизики с ее жестким логоцентризмом становится с, конца 19 в. объектом критики со стороны многочисленных стратегий так называемой "тотальной критики разума", будь то антирационализм Ницше, концепция " диалектики просвещения" Хоркхаймера и Адорно, Хайдеггер с его поэтическим " мышлением Бытия", деконструкция Деррида, концепция "конца проекта Истины" Рорти и др. К числу главенствующих гносеологических абстракций классического Р., подвергшихся радикальному переосмыслению в рамках неклассических стратегий в философии 20 в., стало также специфическое представление о самом субъекте познания или так называемом способе задания субъективности. Речь здесь идет о таких его составляющих, как: идее "прозрачности" для познающего субъекта собственного знания, о непрерывном совершенствовании в истории предзаданных характеристик разума и сводимости всех слоев и уровней сознания к некоему единому рациональному центру (типа "трансцендентального единства апперцепции" у Канта). Разработанная Р. теоретическая конструкция так называемого рефлексивного сознания предполагала возможным адекватное познание мира только при допущении одновременного схватывания в самом субъекте той познавательной операции, с помощью которой он познает. При этом всячески акцентировались "чистота" и универсальность сознания, его привилегированное место в мире, благодаря чему, собственно, и достигалось усмотрение абсолютной истины. В неклассической философии мы наблюдаем распад традиционного субъекта и всех субъектно-объектных связей, а вместо этого акцентирование герменевтичности самого познавательного акта , когда объект и субъект изначально взаимопринадлежат друг другу, причем последний мыслится как всегда находящийся внутри, а не вне мыслимого, внося таким образом соответствующие эффекты в познание. Одной из особенностей Р. было также признание наряду с тождеством бытия и мышления тождества мышления и языка ; при этом языку отводилось исключительно промежуточное место между мышлением и миром. Он рассматривался здесь в качестве ординарного, всегда, или почти всегда, контролируемого средства логической работы, как инструмент, с помощью которого можно отобразить весь мир в представлении. Начиная с работ Ницше и его многочисленных экспериментов по поводу языка, и особенно в 20 в., язык станут рассматривать как нечто иррациональное и многослойное, самодостаточное и самоявляющееся, т.е. приобретающее самостоятельное значение . Соответственно, все философские проблемы постепенно переводятся в сферу языка и решаются на основе анализа его средств и выражений. Анализируя основные характеристики философского Р., следует отдельно отметить специфику рассмотрения им социально-исторической проблематики, суть которой кратко можно свести к попыткам обнаружения логики в развитии самой истории, выявлению в ней неких регулярностей, указывающих на истинную природу человека и позволяющих тем самым выстраивать политико-правовые и нравственные институты , соответствующие этой природе. История представляется в таком контексте как разумный , закономерный, линейный и обязательно прогрессивный ряд, способный подвергаться человеческому преобразованию. Переход к неклассическому типу философствования приведет к отказу от многих из этих презумпций и утверждению в качестве неоспоримой идеи о принципиальной невозможности обнаружения логики в истории в силу многомерности и уникальности ее отдельных образований, где наряду с вертикальным вектором развития имеет место и более сложный - горизонтальный, многоплоскостной, циклический (см. Постистория ). 2) В узком смысле слова - целостная гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму , провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания. В таком виде Р. формируется в философии Нового времени - Декарт, Спиноза, Лейбниц и др., главным образом под влиянием развития математики и естествознания, хотя его истоки можно обнаружить уже в работах Сократа , Платона и Аристотеля. Характерной чертой Р. этой эпохи было резкое противопоставление разума опыту и чувствам и следующий за этим отказ последним в возможности получения безусловно достоверного (т.е. объективного, всеобщего и необходимого) знания. Не отвергая в принципе роли опыта и чувственного познания в качестве механизмов связи разума с миром, сторонники Р. в то же самое время были убеждены, что только разум является источником научного знания, выступая одновременно и критерием его истинности. При этом сам разум (или рациональность ) трактовался ими в качестве особой, универсальной, всеобщей и необходимой логической системы, данной в виде неких правил, определяющих нашу способность познавать мир и создавать достоверные знания. Сама эта способность представлялась большинству рационалистов в качестве врожденной; что же касается неистинных знаний, то они, с позиций такой стратегии, возникают лишь в силу подверженности человеческой души влиянию со стороны ее эмоционального и волевого начал, которые в виде "страстей" этой души искажают истину в угоду чувствам и неправильно сформулированным волей целям и задачам . В 18 в. Кант попытался решить судьбу так называемой старой дилеммы и уладить спор рационалистов и сенсуалистов по вопросу о происхождении и сущности наших знаний. Принято полагать, что своим признанием роли чувственности в познании, с которой, как он считал, и начинается этот процесс , а также утверждением об участии последней в формировании достоверных знаний за счет синтеза операций рассудка и чувственности, он несколько ослабил господствовавший до него в философии вариант Р. Однако в целом его учение следует отнести опять-таки к Р., ибо в конечном счете всеобщий и необходимый характер знания оказывается возможным, по мысли Канта, только благодаря априорным формам , т.е. независимой от всякого опыта формально-логической компоненте . Хотя, в отличие от своих предшественников (Декарта и Лейбница), Кант не принял учения о божественном источнике врожденных идей и считал априорной исключительно форму, но не само содержание знаний. Последнее является, по мысли Канта, сугубо апостериорным, т.е. происходящим всецело из опыта. Впоследствии рационалистические элементы кантовской гносеологии будут старательно укреплены его последователями в лице Фихте и особенно Гегеля, гносеологический Р. которого закономерным образом вытекал из его рационалистической онтологии с ее панлогизмом как установкой на выявление во всем сущем основополагающих определений самого разума. Таким образом, разумность действительности и разумность научного познания как бы взаимообусловливали друг друга. Как писал Гегель : "Кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно..." Различают также и идущий еще от Сократа этический Р., согласно которому в основе поведения людей лежит (или должно лежать) рациональное начало ; соответственно, знание о том, как надобно поступать, является в данном случае достаточным условием нормативного поведения.

3) Рационализм - (лат. rationalis - разумный ) - 1) в философии -направление в теории познания, считающее, что разум является источником и критерием достоверности знаний. Крупные представители Р.: Р. Декарт, Б. Спиноза . Г. Лейбниц. Р. отрывает мышление от чувствен, восприятия, тогда как в действительности чувствен, опыт и обществ, практика являются источником познания, а мышление перерабатывает данные чувствен, опыта, достигая более глубокого понимания отражаемой в ощущениях объективной реальности; 2) в богословии - направление, согласно, к-рому приемлемы только догматы веры, согласующиеся с логикой и доводами разума. Группы богословов различных религий в разное время провозгласили возможность постичь т. н. богооткровенные истины с помощью разума вопреки господствовавшему в офиц. религ. доктринах (особенно в средние века ) иррационализму , мистицизму . В ср.-век. христ. схоластике богословом, теологич. система к-рого претендует на рациональность , был Фома Аквинский . Его учение официально признано като-лич. церковью . В результате Реформации элемент Р. был внесен и в вероучение протестантизма . В 18-19 вв. рационалистическо-теологич. концепции получили широкое распространение в протест. церквах. Под натиском достижений совр. науки большинство богословов вынуждены в наст. вр. признать несовместимость релит. догматов с требованиями разума. Они отходят от Р., ориентируясь на мистику.

4) Рационализм - (от лат. ratio - мышление, рассудок , разум ) - философское убеждение в том, что индивидуальный естественный разум способен своими силами достичь основополагающих безошибочных истин, нужных для построения здания науки, без обращения к опыту , в том числе и к религиозному. Рационалисты XVII в.: Р.Декарт исходил из двух субстанций - материальной и духовной, Б.Спиноза - из одной Субстанции ("Природы творящей"), Г.Лейбниц - из множества монад-субстанций, высшая из которых - Бог. Эти решения друг к другу не сводимы, что позволило отвергнуть рационалистическое притязание понять первооснову бытия средствами одного лишь мышления. Но их философия была религиозной: последнее основание сущего - это Бог, вещи постигаются, исходя из своей соотнесенности с Богом, а богопознание - источник и опора философской мудрости. Атеистическим рационализм стал в XVIII в. В XIX в. реакцией на него стали философский романтизм , философия жизни и др. В ХХ в. К.Г.Юнг осуждал такой рационализм за пренебрежение бессознательным: "Абсолютная власть разума сродни политическому абсолютизму: она уничтожает личность ". Рационализм пренебрегал историей (в том числе и священной) и тем, что в ней может открыться тайна человеческого существования и ее высший смысл .

5) Рационализм - - признание за человеческим разумом высшего и решающего значения: 1) в практической жизни людей и народов, 2) в науке и 3) в религии. В первом отношении Р. сталкивается с житейским консерватизмом и с "историческим воззрением", во втором - с эмпиризмом, в третьем - с традиционализмом, супранатурализмом и мистикою. Во всех этих столкновениях необходимо с обеих сторон различать право от притязаний. Несомненно, что в известном смысле разуму принадлежит решающий голос относительно всякого явления и в жизни, и в науке, и в религии. Пределы верховных прав разума зависят от самой его природы, поскольку он есть сила контролирующая, а не творческая. Ни в жизни, ни в науке, ни в религии разум не рождает и не перерождает из самого себя никакого действительного содержания, а только обусловливает формально своими логическими требованиями самосознание и самооценку данной действительности, а через это делает ее способною к переходу в новые лучшие образы бытия. Когда против Р. утверждается, что жизнь получает свои высшие начала не из разума, а из истории, то следует решить, приписывается ли здесь истории определенный смысл, или нет; если приписывается, то этот действительный смысл в своем развитии составляет столько же рациональное , сколько и историческое основание человеческой жизни; если же никакого определенного смысла за ходом истории не предполагается, то нет мерила для различения между случайными и необходимыми историческими явлениями, и против Р. выставляется только слепой произвол . Верховные права разума в области науки оспариваются во имя опыта ; но и тут есть недоразумение. Мы все познаем из опыта, но самый опыт обусловлен природою разумного мышления, так как если бы мы не мыслили по принципу тожества, противоречия, достаточного основания, то эмпирические данные не могли бы сохраняться и слагаться в определенное умственное целое. Принципиальное противоречие между Р. и традиционализмом возникает тогда, когда с одной стороны известные предания заранее признаются неприкосновенными для всякой разумной критики, а с другой стороны всякое предание заранее отвергается как неразумное. Не будучи источником какого-нибудь предания, разум является необходимым условием для оценки достоинства и значения всяких преданий. Если в каком-нибудь обществе стала раскрыта множественность противоречащих преданий, подлежащих сравнению друг с другом, то выбор между ними необходимо требует рассуждения, зависящего от разумных условий достоверности. Таким образом безусловное противоположение между Р. и традиционализмом не может быть последовательно удержано. Столкновение Р. с супранатурализмом происходит от недоразумений в понятии чуда. Р., как безусловный принцип, доходит до крайнего утверждения и самоопровержения в панлогизме Гегеля (см.), по которому разумное отчетливое мышление (включающее в себя и рассудок , как главный служебный момент ) признается не только формальным условием всякого человеческого познания (это значение принадлежит ему в действительности), а настоящей причиной самого бытия, всецелой и себе довлеющей. Возведенный в это абсолютное значение, человеческий разум не обнаружил, однако, положительной творческой силы, и философский Р., после двусмысленного сближения с материализмом, не поддерживает более своих абсолютных притязаний в области знания и бытия. В специальном смысле Р. обозначает направление в протестантском германском богословии, возникшее сначала (в XVIII в.) под влиянием английского деизма , а потом развившееся преимущественно на почве критического изучения Свящ. Писания. Вл. С.

6) Рационализм - [лат. rationalis - разумный ]. 1. Учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума: либо из понятий, врожденных уму, либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него не зависящие усмотрения ума или априорные формы. 2. В онтологии - направление, согласно которому бытие разумно, то есть в его основе лежит некоторое разумное начало . 3. В гносеологии - направление, согласно которому разум является главной формой познания. 4. В этике - направление согласно которому в основе этических действий лежит разум. Согласно этому учению Сократа знание о том, как следует поступать, есть вполне достаточное условие для того, чтобы человек поступал в полном соответствии с этими знаниями. Очевидно, что это не так - люди знают одно, но делают другое. То есть знание является условием необходимым, но не достаточным. 5. В богословии рационализм - направление, согласно которому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой и доводами разума.

7) Рационализм - система , в основе которой лежит рацио ( разум ), в противоположность системам, основывающимся на откровении или чувстве.

8) Рационализм - - направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

9) Рационализм - (от лат. rationalis — разумный ) — направления в эпистемологии, считающие разум решающим или даже единственным источником истинного знания. С т.зр. Р. критерием истины является не чувственное восприятие и опирающаяся на эмпирические данные индукция , а интеллект и проводимая им дедукция . Противоположностью Р. является эмпиризм , понимаемый как убеждение , что чувственный опыт есть единственный источник знания. История Р., делающего центральным пунктом анализа познания разум, мышление, рассудок , начинается с элеатов ( Парменид , Зенон из Элей, Мелисс Самос-ский), считавших, что чувства дают нам не достоверное знание , а только ложные мнения и что истина о мире постигается только силой разума. Р. Пифагора и Платона , настаивавших на самодостаточности разума, был подхвачен неоплатонизмом и идеализмом. В 17— 18 вв. на позициях Р. стояли Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц и др., считавшие, что в сфере познания разум обладает неограниченным господством и является высшей инстанцией. Противниками такого субъективно понятого Р. являлись эмпирики Дж. Локк, Д. Юм и др. В нем. идеалистической философии Р. было придано объективистское, патологическое звучание: разум оказался не только критерием истины, но и основой самого реального мира. Р. отвергается в иррационализме , романтизме , философии жизни и др.

10) Рационализм - (лат. rationalis - разумный , ratio - разум ) - направление в гносеологии и праксеологии, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям). Исторически первой формой Р. стала античная натурфилософия . Гносеологически она была основана на той идее, что чувства способны обманывать человека. Постулировалось, что достоверное начало скрыто только в мышлении, однако последнее нуждается в определенной культуре, свободной от мнения ( Парменид ). У Платона установка на приоритет разума выразилась в обосновании античной геометрии как дедуктивного построения. Последняя оказала значительное влияние на решение многих проблем в астрономии, что привело к созданию одной из самых универсальных систем описания мира Птолемея. Позже Ньютон показал, что в этих астрономических построениях приоритет отдавался дедуктивной теории, эмпирические же данные не учитывались достаточно полно. В средневековой философии эта традиция реализовалась в системе дедуктивных знаний. В 14-16 ст. она столкнулась с фактами, указывающими на необходимость революции в представлениях о разуме. Ф. Бэкон провозгласил единственной основой достоверности чувства, усиленные техникой эксперимента . Разум более уязвим, поскольку его построения начинаются с аксиом. Бэконовской традиции эмпиризма в гносеологии противостояла программа обоснования, предложенная Декартом. В первой ее части путем радикального сомнения вскрывались основания разумной деятельности, абсолютно достоверное начало ("я мыслю, следовательно, существую"), во второй - новые ориентации разума, в первую очередь, в отношении естествознания, с широким обоснованием использования математического языка как способа выражения физического знания. В новоевропейской истории традиция Р. представлена именами Спинозы, Мальбранша , Лейбница, Канта и др. Ее устойчивость обеспечивалась не только развитием физико-математического знания, но и попытками перевести социальные идеи с утопического на научно-прогнозируемый уровень. В основании последнего лежало абстрактно-рационалистическое представление о человеке и мировой истории ( Гегель ). В середине 19 ст. обнаружилась несостоятельность этой тенденции, классический Р. стал объектом острой критики, у него появилась альтернатива - иррационализм . Однако, полностью Р. не был отвергнут. Попытки нового его обоснования осуществлялись марксизмом; структурализмом ( идея сверхрационализма); доктриной "интегрального Р." Башляра. А.И.Лойко

11) Рационализм - (лат. - разумный ). 1. Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Идеи рационализма нашли отражение в работах философов XVII - XVIII вв. (Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница и др.), которые выступали против средневековой схоластики и религиозного догматизма . Рационализм - один из философских источников идеологии Просвещения. 2. Под рационализмом понимается также движение в архитектуре ХХ века, представители которого стремились выработать новые архитектурные методы , отвечающие современным общественным потребностям и уровню промышленно-технического развития. В основе рационализма - требование единства архитектурной формы, конструкции и функциональной структуры (" форма следует функции"). Представители рационализма создали свои художественные школы архитектуры в разных странах (школа "Баухауз" в Германии, группа Ле Корбюзье во Франции, АсНовА в России). В широком смысле рационализм отождествляется иногда с понятием "современной архитектуры", имея в виду, что рационализм - это целая совокупность архитектурных направлений, которые программно осваивают достижения современной науки и техники. Тесно связан с функционализмом и конструктивизмом.

12) Рационализм - ( этический ) (лат. rationalis - разумный ) - методологический принцип , лежащий в основе мн. домарксистских и нек-рых совр. теорий морали. Как и в философии, Р. в этике выражается в попытках создать всеобъемлющую дедуктивную систему нравственности, построенную в порядке общности входящих в нее понятий и представлений, найти универсальный моральный принцип , из к-рого можно было бы логически вывести все хонкретные требования нравственности применительно к различным ситуациям . Моральные представления людей в своей совокупности действительно образуют целостную систему логически взаимосвязанных понятий ( Сознание моральное), в к-рой более частные представления можно обосновать с помощью более общих. Но, абсолютизируя эту сторону морального сознания, рационалисты исходят из того, что все конкретные моральные проблемы, встречающиеся в жизни, можно разрешать путем чисто логического вывода из единого общего принципа. Тем самым они умаляют значение анализа конкретных социальных условий и обстоятельств и принижают роль личности в выборе определенного морального решения. В своих крайних формах этический Р. ведет к догматизации нравственности, к превращению ее в совокупность прописных истин, к·рые в готовом виде содержат в себе решение всех встречающихся в жизни проблем. В истории этических учений Р. чаще всего выступал как тенденция , к-рая осуществлялась с той или иной степенью последовательности. Элементы Р. можно обнаружить в этических учениях Платона и Евклида Мегарского. Платон, напр., пытался найти единую основу всех частных добродетелей (такую основу он видел в понятии « высшее благо ») и тем самым Д дать всеобщее определение слраведливости. из к-рого вытекают все конкретные требования морали. Рационалистическая тенденция содержится в учении стойков ( Стоицизм ), Цицерона, позднее у Фомы Ливийского, затем у Канта ( Формализм ). В сущности, рационалистический характер носят этические системы гедонизма , эвдемонизма и утилитаризма , где все содержание моральных норм и принципов сводится к единому требованию приносить наслаждение , счастье или пользу людям. В совр. буржуазной этике попытки построить формально-логическую систему понятий предпринимаются нек-рыми неопозитивистами ( Язык моральный ). Всем разновидностям этического Р. в равной мере присущ общий методологический порок : выводя все содержание моральных требований из к.-л. единого принципа, теоретики нравственности не могут научно обосновать сам этот принцип, а предлагают признать его как самоочевидный факт , не нуждающийся в доказательствах. Однако в прошлом Р. как метод этики (пока он не абсолютизировался) имел в целом прогрессивное значение, поскольку его стороннич ки ставили перед собой задач создания теории этики как практической дисциплины, к-рая помогает людям решать жизненные проблемы. Именно эта полом тельная сторона Р. чаще всего отрицается в совр. буржуазной философии морали. Так, этические формалисты, критикуя Р., утверждают, что этика не может быть «механикой поведения», не может даже в самом общем виде ставить и решать моральные проблемы, ибо они не относятся к области науки ( Мораль и наука ). Иррационалисты ( Иррационализм ) считают, что моральные вопросы вообще не могут решаться в теоретической, обобщенной форме, что каждая нравственная ситуация совершенно уникальна, неповторима. Марксистско-ленинская теория морали, признавая исторические заслуги этического Р. и критикуя его ограниченность, берет из этой теории все то, что было в ней ценного для анализа нравственности ( Логика морального языка ).

13) Рационализм - (от лат. rational" разумный , ratio - разум ) - точка зрения рассудка, соответственно - разума; совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок - с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей - с объективной. После наметок объективистского рационализма в Древнем мире в 17 и 18 вв. подвергается систематизации субъективистский рационализм, собственно рационализм. Это делают Декарт, Спиноза, Лейбниц и Вольф; против них выступали эмпиристы Локк, Юм, Кондильяк. Кант устраняет противоположность эмпиризма и рационализма в высшем синтезе своего критицизма ; Фихте, Шеллинг, Гегель частично возвращаются к объективистскому рационализму, скорее даже панлогизму . Целиком рационалистичными являются исторический материализм , позитивизм , прагматизм и те направления современной философии, которые зависят от философии рационализма и находятся под его влиянием: марксизм , неовитализм , логицизм , неореализм . Рационализм - метод мышления эпохи Просвещения, разделяющий оптимизм этого мышления, ибо он верит в неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим. Для рационализма есть только еще не разрешенные, но не принципиально неразрешимые проблемы. В эпоху рационализма возникло новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и естественными науками вообще. "Научным" с этого времени называют то, что может быть представлено, изображено с помощью математического и естественнонаучного языка . .Позднее возникает понятие "науки, свободной от ценностей", означающее , что наука заботится не о том, ценны ли с этической точки зрения и приобрели ли достоинство ценности предметы , а также результаты ее исследований, заключают ли они в себе святое или несвятое. Рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство ; против разума нельзя уже апеллировать ни к какой высшей инстанции. Для метафизики в системе рационализма нет места. Поэтому в эпоху господства разума история философии фиксирует упадок метафизики. Противники рационализма - романтизм , иррационализм (Шопенгауэр, Кьёркегор, Мэн де Биран, Ницше) и философия жизни (Бергсон, Дильтей), но часто они сами невольна попадают в плен к рационализму. Под религиозным рационализмом понимают апогей теологии Просвещения 18 в., в которой традиционное учение об откровении полностью интерпретируется с позиций истин разума.

14) Рационализм - (лат. rationalis — разумный ). 1. Учение в теории познания, согласно к-рому всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения ( теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него, с т. зр. Р., не зависящие усмотрения ума или априорные формы. В этом смысле Р. противоположен эмпиризму . Р. возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания. В предельной форме своего выражения Р. вылился в отождествление реальных и логических связей и отношений. Представители Р. в 17 в. - Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в.— Кант. Фихте, Шеллинг, Гегель . Ограниченность Р.— в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного знания. Р. абсолютизирует безусловный характер этих логических признаков, не знает диалектики перехода знания от меньшей всеобщности и необходимости ко все большей и безусловной. Ограниченность Р. подвергнута критике марксизмом, рассматривающим познание в единстве с практикой (Познание, Теория и практика ). Р. имеет многосторонние проявления в различных областях знания. В психологии Р. на первый план выдвигает интеллектуальные психические функции, сводя, напр., волю к разуму (Спиноза); в этике — рациональные мотивы и принципы нравственной деятельности; в эстетике — рациональный (интеллектуальный) характер творчества. Во всех этих случаях Р. означает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности. В этом смысле Р. противостоит иррационализму . 2. В богословии Р.— направление, согласно к-рому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой и с доводами разума.

Рационализм

При снятии издержек (абстрактности, конвенциализма, сциентизма , " объективизма ") в противоположность экзистенциализму , структурализму , "феноменологии" и др. - наиболее приемлемое направление в философии и эвристике науки при существующем положении вещей и прочих равных условиях . Бытовавшие многочисленные попытки иррационализма в этом отношении неизменно оказывались неудачными. Однако и рационализм в исторически данном виде все еще далек от РЕАЛИЗМА . Невзирая на многочисленные недостатки, Р. менее проигрышен, чем иные сверхобщие направления в философии. Суть рационализма не в воображаемом разуме , но в следовании за предсуществующей неявной логикой, выделении бесспорных начал, логико-смысловой связи представлений. Аналогичных логических оправданий требует и изложение той или иной концепции . Оставаясь не-наукой, философия невозможна без тотальной доказательности. Аргументация в философии не может носить такого же характера , как в науке и обыденности, поскольку исток философии - дообыденность, донаучное, дообщепринятое, но в форме внекультурологической. Журналистика в этом узком слое - смерть философии. Иррациональные потребности с у щ е с т в у ю т, но для их удовлетворения необходимо ИСКУССТВО . Может показаться странным, но значение РЕЛИГИИ - вовсе не в иррациональном.

(лат. ratio - разум ) - 1) в широком смысле слова - определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети - середины 19 в. со свойственными ей установками на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах . Концентрированным выражением подобного рода презумпций стал сакраментальный гегелевский тезис - "Все действительное разумно, все разумное действительно". Для классического западно-европейского Р. характерна стойкая приверженность традиционной метафизической проблематике, со свойственными ей во все века поисками сущности, истины, предельных, субстанциональных оснований сущего, фундаментальных структур бытия и сознания, трансцендентальных условий возможности опыта и т.п. Представители этой традиции , нередко обозначаемой сегодня как "платонистско-кантианский канон " (Рорти), видят мир целостным и единым. Однако чтобы увидеть это единство , они считают необходимым возвыситься над множественностью явлений, прорваться через феноменальную данность, обнаруживая за ней тот знак реального, который, по их мнению, стоит за всеми единичными явлениями, порождает их и составляет глубочайшую субстанциональную основу и необходимое условие возможности последних. Данная установка была радикальным образом разрушена в неклассической философии, одной из доминирующих характеристик которой стала резкая антиметафизическая направленность, отвергающая в принципе любые представления о рациональных основаниях мира. Именно Р. классической метафизики с ее жестким логоцентризмом становится с, конца 19 в. объектом критики со стороны многочисленных стратегий так называемой "тотальной критики разума", будь то антирационализм Ницше, концепция " диалектики просвещения" Хоркхаймера и Адорно, Хайдеггер с его поэтическим " мышлением Бытия", деконструкция Деррида, концепция "конца проекта Истины" Рорти и др. К числу главенствующих гносеологических абстракций классического Р., подвергшихся радикальному переосмыслению в рамках неклассических стратегий в философии 20 в., стало также специфическое представление о самом субъекте познания или так называемом способе задания субъективности. Речь здесь идет о таких его составляющих, как: идее "прозрачности" для познающего субъекта собственного знания, о непрерывном совершенствовании в истории предзаданных характеристик разума и сводимости всех слоев и уровней сознания к некоему единому рациональному центру (типа "трансцендентального единства апперцепции" у Канта). Разработанная Р. теоретическая конструкция так называемого рефлексивного сознания предполагала возможным адекватное познание мира только при допущении одновременного схватывания в самом субъекте той познавательной операции, с помощью которой он познает. При этом всячески акцентировались "чистота" и универсальность сознания, его привилегированное место в мире, благодаря чему, собственно, и достигалось усмотрение абсолютной истины. В неклассической философии мы наблюдаем распад традиционного субъекта и всех субъектно-объектных связей, а вместо этого акцентирование герменевтичности самого познавательного акта , когда объект и субъект изначально взаимопринадлежат друг другу, причем последний мыслится как всегда находящийся внутри, а не вне мыслимого, внося таким образом соответствующие эффекты в познание. Одной из особенностей Р. было также признание наряду с тождеством бытия и мышления тождества мышления и языка ; при этом языку отводилось исключительно промежуточное место между мышлением и миром. Он рассматривался здесь в качестве ординарного, всегда, или почти всегда, контролируемого средства логической работы, как инструмент, с помощью которого можно отобразить весь мир в представлении. Начиная с работ Ницше и его многочисленных экспериментов по поводу языка, и особенно в 20 в., язык станут рассматривать как нечто иррациональное и многослойное, самодостаточное и самоявляющееся, т.е. приобретающее самостоятельное значение . Соответственно, все философские проблемы постепенно переводятся в сферу языка и решаются на основе анализа его средств и выражений. Анализируя основные характеристики философского Р., следует отдельно отметить специфику рассмотрения им социально-исторической проблематики, суть которой кратко можно свести к попыткам обнаружения логики в развитии самой истории, выявлению в ней неких регулярностей, указывающих на истинную природу человека и позволяющих тем самым выстраивать политико-правовые и нравственные институты , соответствующие этой природе. История представляется в таком контексте как разумный , закономерный, линейный и обязательно прогрессивный ряд, способный подвергаться человеческому преобразованию. Переход к неклассическому типу философствования приведет к отказу от многих из этих презумпций и утверждению в качестве неоспоримой идеи о принципиальной невозможности обнаружения логики в истории в силу многомерности и уникальности ее отдельных образований, где наряду с вертикальным вектором развития имеет место и более сложный - горизонтальный, многоплоскостной, циклический (см. Постистория ). 2) В узком смысле слова - целостная гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму , провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания. В таком виде Р. формируется в философии Нового времени - Декарт, Спиноза, Лейбниц и др., главным образом под влиянием развития математики и естествознания, хотя его исток и можно обнаружить уже в работах Сократа , Платона и Аристотеля. Характерной чертой Р. этой эпохи было резкое противопоставление разума опыту и чувствам и следующий за этим отказ последним в возможности получения безусловно достоверного (т.е. объективного, всеобщего и необходимого) знания. Не отвергая в принципе роли опыта и чувственного познания в качестве механизмов связи разума с миром, сторонники Р. в то же самое время были убеждены, что только разум является источником научного знания, выступая одновременно и критерием его истинности. При этом сам разум (или рациональность ) трактовался ими в качестве особой, универсальной, всеобщей и необходимой логической системы, данной в виде неких правил, определяющих нашу способность познавать мир и создавать достоверные знания. Сама эта способность представлялась большинству рационалистов в качестве врожденной; что же касается неистинных знаний, то они, с позиций такой стратегии, возникают лишь в силу подверженности человеческой души влиянию со стороны ее эмоционального и волевого начал, которые в виде "страстей" этой души искажают истину в угоду чувствам и неправильно сформулированным волей целям и задачам . В 18 в. Кант попытался решить судьбу так называемой старой дилеммы и уладить спор рационалистов и сенсуалистов по вопросу о происхождении и сущности наших знаний. Принято полагать, что своим признанием роли чувственности в познании, с которой, как он считал, и начинается этот процесс , а также утверждением об участии последней в формировании достоверных знаний за счет синтеза операций рассудка и чувственности, он несколько ослабил господствовавший до него в философии вариант Р. Однако в целом его учение следует отнести опять-таки к Р., ибо в конечном счете всеобщий и необходимый характер знания оказывается возможным, по мысли Канта, только благодаря априорным формам , т.е. независимой от всякого опыта формально-логической компоненте . Хотя, в отличие от своих предшественников (Декарта и Лейбница), Кант не принял учения о божественном источнике врожденных идей и считал априорной исключительно форму, но не само содержание знаний. Последнее является, по мысли Канта, сугубо апостериорным, т.е. происходящим всецело из опыта. Впоследствии рационалистические элементы кантовской гносеологии будут старательно укреплены его последователями в лице Фихте и особенно Гегеля, гносеологический Р. которого закономерным образом вытекал из его рационалистической онтологии с ее панлогизмом как установкой на выявление во всем сущем основополагающих определений самого разума. Таким образом, разумность действительности и разумность научного познания как бы взаимообусловливали друг друга. Как писал Гегель : "Кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно..." Различают также и идущий еще от Сократа этический Р., согласно которому в основе поведения людей лежит (или должно лежать) рациональное начало ; соответственно, знание о том, как надобно поступать, является в данном случае достаточным условием нормативного поведения.

(лат. rationalis - разумный ) - 1) в философии - направление в теории познания, считающее, что разум является источником и критерием достоверности знаний. Крупные представители Р.: Р. Декарт, Б. Спиноза . Г. Лейбниц. Р. отрывает мышление от чувствен, восприятия, тогда как в действительности чувствен, опыт и обществ, практика являются источником познания, а мышление перерабатывает данные чувствен, опыта, достигая более глубокого понимания отражаемой в ощущениях объективной реальности; 2) в богословии - направление, согласно, к-рому приемлемы только догматы веры, согласующиеся с логикой и доводами разума. Группы богословов различных религий в разное время провозгласили возможность постичь т. н. богооткровенные истины с помощью разума вопреки господствовавшему в офиц. религ. доктринах (особенно в средние века ) иррационализму , мистицизму . В ср.-век. христ. схоластике богословом, теологич. система к-рого претендует на рациональность , был Фома Аквинский . Его учение официально признано като-лич. церковью . В результате Реформации элемент Р. был внесен и в вероучение протестантизма . В 18-19 вв. рационалистическо-теологич. концепции получили широкое распространение в протест. церквах. Под натиском достижений совр. науки большинство богословов вынуждены в наст. вр. признать несовместимость релит. догматов с требованиями разума. Они отходят от Р., ориентируясь на мистику.

(от лат. ratio - мышление, рассудок , разум ) - философское убеждение в том, что индивидуальный естественный разум способен своими силами достичь основополагающих безошибочных истин, нужных для построения здания науки , без обращения к опыту , в том числе и к религиозному. Рационалисты XVII в.: Р.Декарт исходил из двух субстанций - материальной и духовной, Б.Спиноза - из одной Субстанции ("Природы творящей"), Г.Лейбниц - из множества монад-субстанций, высшая из которых - Бог. Эти решения друг к другу не сводимы, что позволило отвергнуть рационалистическое притязание понять первооснову бытия средствами одного лишь мышления. Но их философия была религиозной: последнее основание сущего - это Бог, вещи постигаются, исходя из своей соотнесенности с Богом, а богопознание - источник и опора философской мудрости. Атеистическим рационализм стал в XVIII в. В XIX в. реакцией на него стали философский романтизм , философия жизни и др. В ХХ в. К.Г.Юнг осуждал такой рационализм за пренебрежение бессознательным: "Абсолютная власть разума сродни политическому абсолютизму: она уничтожает личность ". Рационализм пренебрегал историей (в том числе и священной) и тем, что в ней может открыться тайна человеческого существования и ее высший смысл .

- признание за человеческим разумом высшего и решающего значения: 1) в практической жизни людей и народов, 2) в науке и 3) в религии. В первом отношении Р. сталкивается с житейским консерватизмом и с "историческим воззрением", во втором - с эмпиризмом, в третьем - с традиционализмом, супранатурализмом и мистикою. Во всех этих столкновениях необходимо с обеих сторон различать право от притязаний. Несомненно, что в известном смысле разуму принадлежит решающий голос относительно всякого явления и в жизни, и в науке, и в религии. Пределы верховных прав разума зависят от самой его природы, поскольку он есть сила контролирующая, а не творческая. Ни в жизни, ни в науке, ни в религии разум не рождает и не перерождает из самого себя никакого действительного содержания, а только обусловливает формально своими логическими требованиями самосознание и самооценку данной действительности, а через это делает ее способною к переходу в новые лучшие образы бытия. Когда против Р. утверждается, что жизнь получает свои высшие начала не из разума, а из истории, то следует решить, приписывается ли здесь истории определенный смысл, или нет; если приписывается, то этот действительный смысл в своем развитии составляет столько же рациональное , сколько и историческое основание человеческой жизни; если же никакого определенного смысла за ходом истории не предполагается, то нет мерила для различения между случайными и необходимыми историческими явлениями, и против Р. выставляется только слепой произвол . Верховные права разума в области науки оспариваются во имя опыта ; но и тут есть недоразумение. Мы все познаем из опыта, но самый опыт обусловлен природою разумного мышления, так как если бы мы не мыслили по принципу тожества, противоречия, достаточного основания, то эмпирические данные не могли бы сохраняться и слагаться в определенное умственное целое. Принципиальное противоречие между Р. и традиционализмом возникает тогда, когда с одной стороны известные предания заранее признаются неприкосновенными для всякой разумной критики, а с другой стороны всякое предание заранее отвергается как неразумное. Не будучи источником какого-нибудь предания, разум является необходимым условием для оценки достоинства и значения всяких преданий. Если в каком-нибудь обществе стала раскрыта множественность противоречащих преданий, подлежащих сравнению друг с другом, то выбор между ними необходимо требует рассуждения, зависящего от разумных условий достоверности. Таким образом безусловное противоположение между Р. и традиционализмом не может быть последовательно удержано. Столкновение Р. с супранатурализмом происходит от недоразумений в понятии чуда. Р., как безусловный принцип, доходит до крайнего утверждения и самоопровержения в панлогизме Гегеля (см.), по которому разумное отчетливое мышление (включающее в себя и рассудок , как главный служебный момент ) признается не только формальным условием всякого человеческого познания (это значение принадлежит ему в действительности), а настоящей прич иной самого бытия, всецелой и себе довлеющей. Возведенный в это абсолютное значение, человеческий разум не обнаружил, однако , положительной творческой силы, и философский Р., после двусмысленного сближения с материализмом, не поддерживает более своих абсолютных притязаний в области знания и бытия. В специальном смысле Р. обозначает направление в протестантском германском богословии, возникшее сначала (в XVIII в.) под влиянием английского деизма , а потом развившееся преимущественно на почве критического изучения Свящ. Писания. Вл. С.

[лат. rationalis - разумный ]. 1. Учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума: либо из понятий, врожденных уму, либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него не зависящие усмотрения ума или априорные формы. 2. В онтологии - направление , согласно которому бытие разумно, то есть в его основе лежит некоторое разумное начало . 3. В гносеологии - направление, согласно которому разум является главной формой познания. 4. В этике - направление согласно которому в основе этических действий лежит разум. Согласно этом у учению Сократа знание о том, как следует поступать, есть вполне достаточное условие для того, чтобы человек поступал в полном соответствии с этими знаниями. Очевидно, что это не так - люди знают одно, но делают другое. То есть знание является условием необходимым, но не достаточным. 5. В богословии рационализм - направление, согласно которому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой и доводами разума.

система , в основе которой лежит рацио ( разум ), в противоположность системам, основывающимся на откровении или чувстве.

- направление , признающее разум основой познания и поведения людей.

(от лат. rationalis — разумный ) — направления в эпистемологии, считающие разум решающим или даже единственным источником истинного знания. С т.зр. Р. критерием истины является не чувственное восприятие и опирающаяся на эмпирические данные индукция , а интеллект и проводимая им дедукция . Противоположность ю Р. является эмпиризм , понимаемый как убеждение , что чувственный опыт есть единственный источник знания. История Р., делающего центральным пунктом анализа познания разум, мышление, рассудок , начинается с элеатов ( Парменид , Зенон из Элей, Мелисс Самос-ский), считавших, что чувства дают нам не достоверное знание , а только ложные мнения и что истина о мире постигается только силой разума. Р. Пифагора и Платона , настаивавших на самодостаточности разума, был подхвачен неоплатонизмом и идеализмом. В 17— 18 вв. на позициях Р. стояли Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц и др., считавшие, что в сфере познания разум обладает неограниченным господством и является высшей инстанцией. Противниками такого субъективно понятого Р. являлись эмпирики Дж. Локк, Д. Юм и др. В нем. идеалистической философии Р. было придано объективистское, патологическое звучание: разум оказался не только критерием истины, но и основой самого реального мира. Р. отвергается в иррационализме , романтизме , философии жизни и др.

(лат. rationalis - разумный , ratio - разум ) - направление в гносеологии и праксеологии, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям). Исторически первой формой Р. стала античная натур философия . Гносеологически она была основана на той идее, что чувства способны обманывать человека. Постулировалось, что достоверное начало скрыто только в мышлении, однако последнее нуждается в определенной культуре, свободной от мнения ( Парменид ). У Платона установка на приоритет разума выразилась в обосновании античной геометрии как дедуктивного построения. Последняя оказала значительное влияние на решение многих проблем в астрономии, что привело к созданию одной из самых универсальных систем описания мира Птолемея. Позже Ньютон показал, что в этих астрономических построениях приоритет отдавался дедуктивной теории, эмпирические же данные не учитывались достаточно полно. В средневековой философии эта традиция реализовалась в системе дедуктивных знаний. В 14-16 ст. она столкнулась с фактами, указывающими на необходимость революции в представлениях о разуме. Ф. Бэкон провозгласил единственной основой достоверности чувства, усиленные техникой эксперимента . Разум более уязвим, поскольку его построения начинаются с аксиом. Бэконовской традиции эмпиризма в гносеологии противостояла программа обоснования, предложенная Декартом. В первой ее части путем радикального сомнения вскрывались основания разумной деятельности, абсолютно достоверное начало ("я мыслю, следовательно, существую"), во второй - новые ориентации разума, в первую очередь, в отношении естествознания, с широким обоснованием использования математического языка как способа выражения физического знания. В новоевропейской истории традиция Р. представлена именами Спинозы, Мальбранша , Лейбница, Канта и др. Ее устойчивость обеспечивалась не только развитием физико-математического знания, но и попытками перевести социальные идеи с утопического на научно-прогнозируемый уровень. В основании последнего лежало абстрактно-рационалистическое представление о человеке и мировой истории ( Гегель ). В середине 19 ст. обнаружилась несостоятельность этой тенденции, классический Р. стал объектом острой критики, у него появилась альтернатива - иррационализм . Однако , полностью Р. не был отвергнут. Попытки нового его обоснования осуществлялись марксизмом; структурализмом ( идея сверхрационализма); доктр иной "интегрального Р." Башляра. А.И.Лойко

(лат. - разумный ). 1. Рационализм - философское направление , признающее разум основой познания и поведения людей. Идеи рационализма нашли отражение в работах философов XVII - XVIII вв. (Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница и др.), которые выступали против средневековой схоластики и религиозного догматизма . Рационализм - один из философских источников идеологии Просвещения. 2. Под рационализмом понимается также движение в архитектуре ХХ века, представители которого стремились выработать новые архитектурные методы , отвечающие современным общественным потребностям и уровню промышленно-технического развития. В основе рационализма - требование единства архитектурной формы, конструкции и функциональной структуры (" форма следует функции"). Представители рационализма создали свои художественные школы архитектуры в разных странах (школа "Баухауз" в Германии, группа Ле Корбюзье во Франции, АсНовА в России). В широком смысле рационализм отождествляется иногда с понятием "современной архитектуры", имея в виду, что рационализм - это целая совокупность архитектурных направлений, которые программно осваивают достижения современной науки и техники. Тесно связан с функционализмом и конструктивизмом.

( этический ) (лат. rationalis - разумный ) - методологический принцип , лежащий в основе мн. домарксистских и нек-рых совр. теорий морали. Как и в философии, Р. в этике выражается в попытках создать всеобъемлющую дедуктивную систему нравственности, построенную в порядке общности входящих в нее понятий и представлений, найти универсальный моральный принцип , из к-рого можно было бы логически вывести все хонкретные требования нравственности применительно к различным ситуациям . Моральные представления людей в своей совокупности действительно образуют целостную систему логически взаимосвязанных понятий ( Сознание моральное), в к-рой более частные представления можно обосновать с помощью более общих. Но, абсолютизируя эту сторону морального сознания, рационалисты исходят из того, что все конкретные моральные проблемы, встречающиеся в жизни, можно разрешать путем чисто логического вывода из единого общего принципа. Тем самым они умаляют значение анализа конкретных социальных условий и обстоятельств и принижают роль личности в выборе определенного морального решения. В своих крайних формах этический Р. ведет к догматизации нравственности, к превращению ее в совокупность прописных истин, к·рые в готовом виде содержат в себе решение всех встречающихся в жизни проблем. В истории этических учений Р. чаще всего выступал как тенденция , к-рая осуществлялась с той или иной степенью последовательности. Элементы Р. можно обнаружить в этических учениях Платона и Евклида Мегарского. Платон, напр., пытался найти единую основу всех частных добродетелей (такую основу он видел в понятии « высшее благо ») и тем самым Д дать всеобщее определение слраведливости. из к-рого вытекают все конкретные требования морали. Рационалистическая тенденция содержится в учении стойков ( Стоицизм ), Цицерона, позднее у Фомы Ливийского, затем у Канта ( Формализм ). В сущности, рационалистический характер носят этические системы гедонизма , эвдемонизма и утилитаризма , где все содержание моральных норм и принципов сводится к единому требованию при носить наслаждение , счастье или пользу людям. В совр. буржуазной этике попытки построить формально-логическую систему понятий предпринимаются нек-рыми неопозитивистами ( Язык моральный ). Всем разновидностям этического Р. в равной мере присущ общий методологический порок : выводя все содержание моральных требований из к.-л. единого принципа, теоретики нравственности не могут научно обосновать сам этот принцип, а предлагают признать его как самоочевидный факт , не нуждающийся в доказательствах. Однако в прошлом Р. как метод этики (пока он не абсолютизировался) имел в целом прогрессивное значение, поскольку его стороннич ки ставили перед собой задач создания теории этики как практической дисциплины, к-рая помогает людям решать жизненные проблемы. Именно эта полом тельная сторона Р. чаще всего отрицается в совр. буржуазной философии морали. Так, этические формалисты, критикуя Р., утверждают, что этика не может быть «механикой поведения», не может даже в самом общем виде ставить и решать моральные проблемы, ибо они не относятся к области науки ( Мораль и наука ). Иррационалисты ( Иррационализм ) считают, что моральные вопросы вообще не могут решаться в теоретической, обобщенной форме, что каждая нравственная ситуация совершенно уникальна, неповторима. Марксистско-ленинская теория морали, признавая исторические заслуги этического Р. и критикуя его ограниченность, берет из этой теории все то, что было в ней ценного для анализа нравственности ( Логика морального языка ).

(от лат. rational" разумный , ratio - разум ) - точка зрения рассудка, соответственно - разума; совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок - с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей - с объективной. После наметок объективистского рационализма в Древнем мире в 17 и 18 вв. подвергается систематизации субъективистский рационализм, собственно рационализм. Это делают Декарт, Спиноза, Лейбниц и Вольф; против них выступали эмпиристы Локк, Юм, Кондильяк. Кант устраняет противоположность эмпиризма и рационализма в высшем синтезе своего критицизма ; Фихте, Шеллинг, Гегель частично возвращаются к объективистскому рационализму, скорее даже панлогизму . Целиком рационалистичными являются исторический материализм , позитивизм , прагматизм и те направления современной философии, которые зависят от философии рационализма и находятся под его влиянием: марксизм , неовитализм , логицизм , неореализм . Рационализм - метод мышления эпохи Просвещения, разделяющий оптимизм этого мышления, ибо он верит в неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим. Для рационализма есть только еще не разрешенные, но не принципиально неразрешимые проблемы. В эпоху рационализма возникло новое понятие науки , которое отождествлялось с математикой и естественными науками вообще. "Научным" с этого времени называют то, что может быть представлено, изображено с помощью математического и естественнонаучного языка . .Позднее возникает понятие "науки, свободной от ценностей", означающее , что наука заботится не о том, ценны ли с этической точки зрения и приобрели ли достоинство ценности предметы , а также результаты ее исследований, заключают ли они в себе святое или несвятое. Рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство ; против разума нельзя уже апеллировать ни к какой высшей инстанции. Для метафизики в системе рационализма нет места. По этом у в эпоху господства разума история философии фиксирует упадок метафизики. Противники рационализма - романтизм , иррационализм (Шопенгауэр, Кьёркегор, Мэн де Биран, Ницше) и философия жизни (Бергсон, Дильтей), но часто они сами невольна попадают в плен к рационализму. Под религиозным рационализмом понимают апогей теологии Просвещения 18 в., в которой традиционное учение об откровении полностью интерпретируется с позиций истин разума.

(лат. rationalis — разумный ). 1. Учение в теории познания, согласно к-рому всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения ( теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него, с т. зр. Р., не зависящие усмотрения ума или априорные формы. В этом смысле Р. противоположен эмпиризму . Р. возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания. В предельной форме своего выражения Р. вылился в отождествление реальных и логических связей и отношений. Представители Р. в 17 в. - Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в.— Кант. Фихте, Шеллинг, Гегель . Ограниченность Р.— в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного знания. Р. абсолютизирует безусловный характер этих логических признаков, не знает диалектики перехода знания от меньшей всеобщности и необходимости ко все большей и безусловной. Ограниченность Р. подвергнута критике марксизмом, рассматривающим познание в единстве с практикой (Познание, Теория и практика ). Р. имеет многосторонние проявления в различных областях знания. В психологии Р. на первый план выдвигает интеллектуальные психические функции, сводя, напр., волю к разуму (Спиноза); в этике — рациональные мотивы и принципы нравственной деятельности; в эстетике — рациональный (интеллектуальный) характер творчества. Во всех этих случаях Р. означает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности. В этом смысле Р. противостоит иррационализму . 2. В богословии Р.— направление , согласно к-рому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой и с доводами разума.

Значение слова Рационализм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Референт - (от лат. refero называть, обозначать) объект ...
  • Равнообъемность - отношение между понятиями, объемы которых совпадают. Напр., ...
  • Референция - представление согласно которому значением или компонентом значения ...
  • Релевантность - (англ. relevant уместный, относящийся к делу) ...
  • Реализм - термин используется в двух смыслах: в одном ...
  • Решение - идеальная форма непосредственная предпосылка воспроизводства, сформулированная его ...
  • Рефлексия - определяющая характеристика человека его мышления и деятельности, ...
  • Пространство - — см Время и пространство . ...
  • Просветительство - — общественно политическое течение, представители крого стремились устранить ...
  • Пролетариат - — см. Рабочий класс . ...
  • Производство - — понятие характеризующее специфически человеческий тип обмена веществ ...
  • Провиденциализм - (лат. providentia — провидение ) — религиознофилософское воззрение, ...
  • Природа - — окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии ...
  • Прибор - — средство познания, применяемое для наблюдения, регистрации и ...
  • Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари