Что такое Мессианизм? Значение слова Мессианизм в философском словаре

1) Мессианизм - (от др.-евр. « машиах » - помазанник ) — учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца — мессии, призванного установить справедливый и угодный богу порядок . Возникло как выражение бессилия угнетенных масс, как иллюзорная надежда на помощь сверхъестеств. сил. В иудаизме мессией первоначально именовался царь, подвергшийся при интронизации церемонии помазания. После гибели евр. гос-ва в пророков книгах постепенно оформляется учение о мессии как грядущем избавителе евреев от иноземного гнета, призванном восстановить договор Яхве с его избранным народом. Вначале ожидался приход мессии на землю и его победа земными (военными) средствами, хотя и при неизбежном вмешательстве сверхъестеств. сил. По мере крушения реальных попыток нац.-государств. освобождения евреев ожидание прихода мессии принимало все более мис-тич. характер . В своеобразной форме М. проявился в христианстве. В соответствии с христ. эсхатологией второе пришествие мессии (Христа) должно последовать за первым, во время к-рого Христос выполнил лишь начальный этап возложенной на него богом-отцом миссии. Распространение христианства среди разл. народов Римск. империи вызвало трансформацию М. Приход мессии должен был означать уже избавление от бедствий всего человечества. Источник же зла, обусловившего необходимость искупления, был перенесен на первород. грех Адама и Ивы.

2) Мессианизм - (от Messias - помазанник) - "Вне богословской сферы, хотя и в связи с религиозными представлениями, у всех народов, игравших важную роль в истории, при возбуждении национального самосознания возникало убеждение в особом преимуществе данного народа как избранного носителя и совершителя исторических судеб человечества" (Вл.Соловьев). Мессианизм был привлекателен для ряда представителей русской религиозной философии (см.: РУССКАЯ ИДЕЯ ). Отказываясь от чувства ответственности перед Богом, связанной с исторической миссией своего народа, мессианизм нередко перерождается в националистическое самоутверждение и стремление к первенству над другими народами, что делает невозможным исполнение этой миссии и препятствует улучшению нравственного состояния народа.

3) Мессианизм - Вне богословской сферы, хотя в связи с религиозными представлениями, у всех народов, игравших важную роль в истории, при возбуждении национального самосознания возникало убеждение в особом преимуществе данного народа , как избранного носителя и совершителя исторических судеб человечества. Такое значение иногда связывается с тем или другим историческим героем, и М. национальный получает индивидуальное воплощение . Отчетливое выражение М. мы находим (кроме иудейства) только в новейшие времена; это учение предполагает понятие истории как целесообразного процесса , осуществляющего некоторую общую задачу, в исполнении которой должен первенствовать данный народ. Античному миру было чуждо такое понимание истории ; оно остается чуждым и азиатскому Востоку, где, притом, всякий народ слишком мало знает и слишком презирает все другие, чтобы считать себя орудием , хотя бы и избранным, для их общего блага . Когда в новой Европе образовались самостоятельные народности, живущие общею жизнью , у каждой из них сознание своего превосходства и стремление к первенству приняли характер М. Таковы: учение о высшем призвании немецкого народа к осуществлению свободной разумности в мире, изложенное Фихте в его "Речах к немецкому народу"; М. французский, связанный частью с идеалами 1789 г. (Кинэ, Мишлэ), частью с личностью Наполеона, наконец с личностью Жанны д&Арк; М. польский Андрея Товянского, образовавшего целую школу последователей; М. русский, представляемый славянофильством . Однородные явления находим у итальянцев, англичан, скандинавов. В М. народов, лишенных политической самостоятельности (как немцы при господстве Наполеона, итальянцы до 1859 г., поляки), преобладает характер нравственный и героический, высшее призвание понимается как обязанность и подвиг; у народов торжествующих и могущественных М. принимает противоположный характер - призвание берется здесь как готовое преимущество или привилегия. Первого рода М. может быть важным двигателем национального обновления, как это было в Италии и особенно в Германии; М. другого характера вырождается в исключительный и безыдейный национализм (см.), препятствующий совершенствованию народа. Вл. С.

4) Мессианизм - учение о грядущем приходе в мир Мессии. Возникло в иудаизме , переосмыслено христианством , есть и в исламе .

5) Мессианизм - (евр. " машиах ", "помазанный", " мессия ") - религиозное течение, сконцентрированное на ожидании прихода Спасителя, Мессии. Мессианизм свойственен христианству, иудаизму , в определенном смысле - зороастризму , исламскому шиизму и исмаилизму. Бывает ортодоксальным, остающимся в рамках классических религиозных догматов и еретическим (выходящим за эти догматы ). Мессианизм присущ большинству религиозных сект, проповедующих наступление скорого "конца света ".

Мессианизм

(от др.-евр. « машиах » - помазанник ) — учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца — мессии, призванного установить справедливый и угодный богу порядок . Возникло как выражение бессилия угнетенных масс , как иллюзорная надежда на помощь сверхъестеств. сил. В иудаизме мессией первоначально именовался царь , подвергшийся при интронизации церемонии помазания. После гибели евр. гос-ва в пророков книгах постепенно оформляется учение о мессии как грядущем избавителе евреев от иноземного гнета, призванном восстановить договор Яхве с его избранным народом. Вначале ожидался приход мессии на землю и его победа земными (военными) средствами, хотя и при неизбежном вмешательстве сверхъестеств. сил. По мере крушения реальных попыток нац.-государств. освобождения евреев ожидание прихода мессии принимало все более мис-тич. характер . В своеобразной форме М. проявился в христианстве. В соответствии с христ. эсхатологией второе пришествие мессии ( Христ а) должно последовать за первым, во время к-рого Христос выполнил лишь начальный этап возложенной на него богом-отцом миссии. Распространение христианства среди разл. народов Римск. империи вызвало трансформацию М. Приход мессии должен был означать уже избавление от бедствий всего человечества. Источник же зла, обусловившего необходимость искупления, был перенесен на первород. грех Адама и Ивы.

(от Messias - помазанник ) - "Вне богословской сферы, хотя и в связи с религиозными представлениями, у всех народов, игравших важную роль в истории, при возбуждении национального самосознания возникало убеждение в особом преимуществе данного народа как избранного носителя и совершителя исторических судеб человечества" (Вл.Соловьев). Мессианизм был привлекателен для ряда представителей русской религиозной философии (см.: РУССКАЯ ИДЕЯ ). Отказываясь от чувства ответственности перед Богом, связанной с исторической миссией своего народа, мессианизм нередко перерождается в националистическое самоутверждение и стремление к первенству над другими народами, что делает невозможным исполнение этой миссии и препятствует улучшению нравственного состояния народа.

Вне богословской сферы, хотя в связи с религиозными представлениями, у всех народов, игравших важную роль в истории, при возбуждении национального самосознания возникало убеждение в особом преимуществе данного народа , как избранного носителя и совершителя исторических судеб человечества. Такое значение иногда связывается с тем или другим историческим героем, и М. национальный получает индивидуальное воплощение . Отчетливое выражение М. мы находим (кроме иудейства) только в новейшие времена; это учение предполагает понятие истории как целесообразного процесса , осуществляющего некоторую общую задачу, в исполнении которой должен первенствовать данный народ. Античному миру было чуждо такое понимание истории ; оно остается чуждым и азиатскому Востоку, где, притом, всякий народ слишком мало знает и слишком презирает все другие, чтобы считать себя орудием , хотя бы и избранным, для их общего блага . Когда в новой Европе образовались самостоятельные народности, живущие общею жизнью , у каждой из них сознание своего превосходства и стремление к первенству приняли характер М. Таковы: учение о высшем призвании немецкого народа к осуществлению свободной разумности в мире, изложенное Фихте в его "Речах к немецкому народу"; М. французский, связанный частью с идеалами 1789 г. (Кинэ, Мишлэ), частью с личностью Наполеона, наконец с личностью Жанны д&Арк; М. польский Андрея Товянского, образовавшего целую школу после дователей; М. русский, представляемый славянофильством . Однородные явления находим у итальянцев, англичан, скандинавов. В М. народов, лишенных политической самостоятельности (как немцы при господстве Наполеона, итальянцы до 1859 г., поляки), преобладает характер нравственный и героический, высшее призвание понимается как обязанность и подвиг; у народов торжествующих и могущественных М. принимает противоположный характер - призвание берется здесь как готовое преимущество или привилегия. Первого рода М. может быть важным двигателем национального обновления, как это было в Италии и особенно в Германии; М. другого характера вырождается в исключительный и безыдейный национализм (см.), препятствующий совершенствованию народа. Вл. С.

учение о грядущем приход е в мир Мессии. Возникло в иудаизме , переосмыслено христ ианством , есть и в исламе .

(евр. " машиах ", "помазанный", " мессия ") - религиозное течение, сконцентрированное на ожидании приход а Спасителя, Мессии. Мессианизм свойственен христ ианству, иудаизму , в определенном смысле - зороастризму , исламскому шиизму и исмаилизму. Бывает ортодоксальным, остающимся в рамках классических религиозных догматов и еретическим (выходящим за эти догматы ). Мессианизм присущ большинству религиозных сект, проповедующих наступление скорого "конца света ".

Значение слова Мессианизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Миснагед - (др.евр. противник) — так в хасидизме называют ...
  • Миропонимание - система идей о происхождении и структуре мира, ...
  • Мироку - см. Майтрея . ...
  • Миро - (греч. myron благовонное масло) состав, употребляемый ...
  • Минорйты - (отплат, minor меньший), меньшие братья члены одного ...
  • Минарет - (от араб. «манара» светиться) башня при мечети, ...
  • Мимбар - см. Мечеть . ...
  • Медиум - (от лат. medius средний) с т. ...
  • Мегера - в др.греч. мифологии одна из трех эриний. ...
  • Мацури - (яп.) любое синтоист. релит, действо, чаще всего ...
  • Махди - (араб. — ведомый, здесь — ведомый Аллахом) ...
  • Махавира - (наст. имя Вардхама на, 6 в. до ...
  • Матфей - согласно христ. преданию, ближайший ученик Иисуса Христа, ...
  • Масореты - (от др.евр. «масора» предание передача тради ции) ...
  • Подобный - несколько одинаковых признаков вещей (они одинаковы, если ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари