Что такое Провиденциализм? Значение слова Провиденциализм в философском словаре

1) Провиденциализм - (от лат. providentia — провидение ) — теологич. концепция истории как промысла божьего. Согласно П., любое обществ, событие и история в целом имеют своим движущим началом сверхъестественное , свидетельствуют о присутствии бога в мире, являются проявлением его воли и осуществлением заранее поставленной им цели. П. тесно переплетен с телеологией. В христианстве идеи П. разрабатывались мн. апологетами, а затем ..отцами церкви» и в систематизированном виде были изложены Августином, к-рый в соч. « О граде божьем » представил мировую историю как осуществление божеств, плана , направл. на достижение людьми потустороннего «царства божьего». В эпоху средневековья идеи П. были господствующими в историч. и филос. мысли Европы. В наст. вр. их пытаются возродить и модернизировать представители т. н. «христ. философии истории» (Ж. Маритен, Р. Нибур и др.). Идеи П. пронизывают учение ислама о предопределении, служат обоснованием его фатализма . Они освящают об-во неравенства и угнетения, изображают его вечным и предустановленным «сстсств. порядком», в к-ром человек является пассивным орудием божеств. воли.

2) Провиденциализм - - в философии истории: объяснение смысла и цели истории через Провидение - осуществления высшего замысла, ведущее мир к торжеству в нем правды и добра. Августин - самый яркий представитель провиденциализма .

3) Провиденциализм - религиозное понимание истории как следствия провидения, реализации заранее предусмотренного Богом плана спасения человека и человечества. Является органической составной частью догматики иудаизма , христианства, ислама . Провиденциализм противостоит рационалистическому взгляду на историю как на процесс , развивающийся по собственным законам.

4) Провиденциализм - (лат. providentio - предвижу) - специфическая для теизма концепция истории, в свете которой исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла , имеющего своей целью спасение человечества (см. Теизм). Может быть рассмотрен как результат апплицирования на социальную сферу парадигмальной интерпретационной матрицы теургии (см. Теургия ). Концептуальные основы П. заложены в трактате Августина "О Граде Божием" и связаны с эсхатологической идеей о втором пришествии. П. фундирован презумпцией непостижимости Божьего промысла: от исходной максимы "неисповедимы пути Господни" - до концепции "иронии истории" в современных версиях протестантизма , что задает концептуальный контекст , в рамках которого проблема свободы воли оказывается принципиально неартикулируемой: трактовка провидения как предопределения связывает индивидуальные проекции феномена благодати и перспектив спасения с изначальным определением Богом того или иного субъекта к спасению в соответствии с высшим и недоступным человеческому пониманию целевым планом (наиболее ярко - в кальвинизме ). Однако, если исходная парадигма П. ("Бог работает через человека ") делала акцент на Божественном провидении и семантически исключала индивидуальное целеполагание из эволюционного разворачивания исторического процесса, то в современных версиях протестантской этики акцент смещен к человеческому полюсу приведенной формулы: "человек реализует волю Божью" ( теология "смерти Бога" (см. Смерть субъекта ) и программа "евангельского христианского атеизма " - У. Гамильтон, Д. Бонхеффер, Т. Альтицер и др.). П. выступает концептуальной основой христианской историографии - начиная с предложенной Августином трактовки истории как эсхатологического пути к "Царствию Божиему" и вплоть до историографической концепции Л. Ранке и Ф. Шлегеля и ее современных интерпретаций в неотомизме ; аналогично - в протестантизме, как в ортодоксальных его версиях (социальные модели У. Фитча, М. Минкса, М. Марти), так и в модернистских (от диалектической теологии до "теологии надежды": Тиллих, Р. Нибур, М. Мольтман, Г. Ваханян и др.). М.А. Можейко

5) Провиденциализм - (от лат. providentia - провидение ) - понимание истории как проявления воли внешних по отношению к процессу сил, провидения, Бога. Введенный еще Августином провиденциалистский путь к "царству Божию" лег в основу всей средневековой схоластики. В 17 в. идеи провиденциализма разрабатывал франц. епископ Ж. Б. Боссюэ (1627-1704). В эпоху Просвещения развивается в противовес провиденциализму рационалистический взгляд на историю как на процесс осуществления "естественного закона ", разума , позже - здравого смысла и т. д. Однако провиденциализм продолжал оставаться философской основой многих течений и направлений (Ж.М. де Местр, Ф. Шлегель и др.). Даже Гегель , хотя и с оговорками, допускал в "Философии истории", что провидение, и притом божественное провидение, управляет мировыми событиями. Подобных представлений придерживались течения томизма , славянофильства, в наст, время - неотомизма . Термин "провиденциализм" часто употребляется в более широком смысле, когда любые изменения (не только в истории) рассматриваются как заранее предустановленные и определенные неким "замыслом" или "волей провидения".

6) Провиденциализм - (лат. providentia — провидение ) — религиозно-философское воззрение, согласно к-рому развитие человеческого об-ва, источники его движения и цель определяются таинственными, внешними по отношению к историческому процессу силами — провидением, богом. Подобный взгляд на историю неизбежно приводит к фатализму . П. присущ не только всем религиозным, но и мн. историко-идеалистическим системам . Даже Гегель , правда , с оговорками, признает в “Философии истории”, что “провидение, и притом божественное провидение, управляет мировыми событиями”. Наиболее полное воплощение идеи П., к-рый был господствующей идеологической концепцией в эпоху феодализма , находят у религиозных философов и историков, напр. у Августина, Фомы Аквинского, фр. идеолога абсолютизма Ж. Боссюэ (1627—1704), славянофилов; в совр. философии — у представителей неотомизма и др. религиозных течении. Термин “П.” употребляют и в более широком смысле — применительно к концепциям , в к-рых любые изменения (не только в истории, но и в мире вообще) рассматриваются в связи с определяющими их “замыслом” и “волей провидения” ( Телеология ). Апологетическая сущность и научная несостоятельность П., как и идеалистического подхода к истории в целом, доказана историческим материализмом.

Провиденциализм

(от лат. providentia — провидение ) — теологич. концепция истории как промысла божьего. Согласно П., любое обществ, событие и история в целом имеют своим движущим началом сверхъестественное , свидетельствуют о присутствии бога в мире, являются проявлением его воли и осуществление м заранее поставленной им цели. П. тесно переплетен с телеологией. В христианстве идеи П. разрабатывались мн. апологетами, а затем ..отцами церкви» и в систематизированном виде были изложены Августином, к-рый в соч. « О граде божьем » представил мировую историю как осуществление божеств, плана , направл. на достижение людьми потустороннего «царства божьего». В эпоху средневековья идеи П. были господствующими в историч. и филос. мысли Европы. В наст . вр. их пытаются возродить и модернизировать представители т. н. «христ. философии истории» (Ж. Маритен , Р. Нибур и др.). Идеи П. пронизывают учение ислама о предопределении, служат обоснованием его фатализма . Они освящают об-во неравенства и угнетения, изображают его вечным и предустановленным «сстсств. порядком», в к-ром человек является пассивным орудием божеств. воли.

- в философии истории: объяснение смысла и цели истории через Провидение - осуществления высшего замысла, ведущее мир к торжеству в нем правды и добра. Августин - самый яркий представитель провиденциализма .

религиозное понимание истории как следствия провидения, реализации заранее предусмотренного Богом плана спасения человек а и человечества. Является органической составной частью догматики иудаизма , христианства, ислама . Провиденциализм противостоит рационалистическому взгляду на историю как на процесс , развивающийся по собственным законам.

(лат. providentio - предвижу) - специфическая для теизма концепция истории, в свете которой исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла , имеющего своей целью спасение человечества (см. Теизм). Может быть рассмотрен как результат апплицирования на социальную сферу парадигмальной интерпретационной матрицы теургии (см. Теургия ). Концептуальные основы П. заложены в трактате Августина "О Граде Божием" и связаны с эсхатологической идеей о втором пришествии. П. фундирован презумпцией непостижимости Божьего промысла: от исходной максимы "неисповедимы пути Господни" - до концепции "иронии истории" в современных версиях протестантизма , что задает концептуальный контекст , в рамках которого проблема свободы воли оказывается принципиально неартикулируемой: трактовка провидения как предопределения связывает индивидуальные проекции феномена благодати и перспектив спасения с изначальным определением Богом того или иного субъекта к спасению в соответствии с высшим и недоступным человеческому пониманию целевым планом (наиболее ярко - в кальвинизме ). Однако, если исходная парадигма П. ("Бог работает через человек а ") делала акцент на Божественном провидении и семантически исключала индивидуальное целеполагание из эволюционного разворачивания исторического процесса, то в современных версиях протестантской этики акцент смещен к человеческому полюсу приведенной формулы: "человек реализует волю Божью" ( теология "смерти Бога" (см. Смерть субъекта ) и программа "евангельского христианского атеизма " - У. Гамильтон, Д. Бонхеффер, Т. Альтицер и др.). П. выступает концептуальной основой христианской историографии - начиная с предложенной Августином трактовки истории как эсхатологического пути к "Царствию Божиему" и вплоть до историографической концепции Л. Ранке и Ф. Шлегеля и ее современных интерпретаций в неотомизме ; аналогично - в протестантизме, как в ортодоксальных его версиях (социальные модели У. Фитча, М. Минкса, М. Марти), так и в модернистских (от диалектической теологии до "теологии надежды": Тиллих, Р. Нибур , М. Мольтман, Г. Ваханян и др.). М.А. Можейко

(от лат. providentia - провидение ) - понимание истории как проявления воли внешних по отношению к процессу сил, провидения, Бога. Введенный еще Августином провиденциалистский путь к "царству Божию" лег в основу всей средневековой схоластики. В 17 в. идеи провиденциализма разрабатывал франц. епископ Ж. Б. Боссюэ (1627-1704). В эпоху Просвещения развивается в противовес провиденциализму рационалистический взгляд на историю как на процесс осуществления "естественного закона ", разума , позже - здравого смысла и т. д. Однако провиденциализм продолжал оставаться философской основой многих течений и направлений (Ж.М. де Местр, Ф. Шлегель и др.). Даже Гегель , хотя и с оговорками, допускал в "Философии истории", что провидение, и притом божественное провидение, управляет мировыми событиями. Подобных представлений придерживались течения томизма , славянофильства, в наст , время - неотомизма . Термин "провиденциализм" часто употребляется в более широком смысле, когда любые изменения (не только в истории) рассматриваются как заранее предустановленные и определенные неким "замыслом" или "волей провидения".

(лат. providentia — провидение ) — религиозно-философское воззрение, согласно к-рому развитие человеческого об-ва, источники его движения и цель определяются таинственными, внешними по отношению к историческому процессу силами — провидением, богом. Подобный взгляд на историю неизбежно приводит к фатализму . П. присущ не только всем религиозным, но и мн. историко-идеалистическим системам . Даже Гегель , правда , с оговорками, признает в “Философии истории”, что “провидение, и притом божественное провидение, управляет мировыми событиями”. Наиболее полное воплощение идеи П., к-рый был господствующей идеологической концепцией в эпоху феодализма , находят у религиозных философов и историков, напр. у Августина, Фомы Аквинского, фр. идеолога абсолютизма Ж. Боссюэ (1627—1704), славянофилов; в совр. философии — у представителей неотомизма и др. религиозных течении. Термин “П.” употребляют и в более широком смысле — применительно к концепция м , в к-рых любые изменения (не только в истории, но и в мире вообще) рассматриваются в связи с определяющими их “замыслом” и “волей провидения” ( Телеология ). Апологетическая сущность и научная несостоятельность П., как и идеалистического подхода к истории в целом , доказана историческим материализмом.

Значение слова Провиденциализм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Пятидесятница - см. Троица . ...
  • Пустынь - в православии уединенное, монаш. поселение. Позже ...
  • Пурим - (от др.евр. пур жребий) — иуд. праздник ...
  • Психоанализ - см. Фрейдизм . ...
  • Псалмы - (греч. psalmoi) — песнопения, составляющие Псалтирь ; произведения ...
  • Протоиерей - (от греч. protos первый и hieros священный), ...
  • Протагор - (ок. 480 410 до н. э.) ...
  • Пресвитер - (греч. presbyteros старейшина) управляющий в раннехрист. ...
  • Прелат - (лат. praelatus предпочтенный, поставленный над кемлибо) ...
  • Предсуществование - понятие входящее в круг идей учения о ...
  • Преанимизм - бурж. теория происхождения религии. Возникла в нач. ...
  • Прана - (санскр. дыхание) в инд. рслмг. и идеалистич. ...
  • Пракрити - (санскр., букв. производящая, творящая) — вдр.инд. философии ...
  • Православие - одно из 3 осн. направлений н христианстве (наряду ...
  • Алогичный - (от греч. alogos) противоречащий законам логики, не поддающийся ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари