Что такое Деятельность? Значение слова Деятельность в философском словаре

1) Деятельность - - способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека , его связей с окружающим миром. Понятием Д. охватываются разные формы человеческой активности (экономическая, политическая, культурная Д.) и сферы функционирования общества. С помощью этого понятия даются характеристики различных аспектов и качеств бытия людей (Д физическая и умственная, внешняя и внутренняя, творческая и разрушительная и т. д.). В плане социально-философском и методологическом понятие Д. используется для характеристики специфического способа человеческого бытия, т е. оно трактуется как принцип исследования, объяснения и понимания совместной и индивидуальной жизни людей, их взаимодействий с природой. Т. о проводится разграничение в истолковании Д. как одного из аспектов, уровней или объектов социального бытия и понимания ее как принципа созидания и исследования специфических процессов качеств и форм этого бытия. В первом случае Д. подлежит описанию наряду с другими проявлениями человеческого бытия, во втором - она оказывается инструментом, обнаруживающим и воспроизводящим связи социального процесса Рассмотрение Д. как принципа понимания социальности означает, что мы как бы просвечиваем лучом этого понятия многообразие элементов, свойств и связей человеческого бытия и обнаруживаем в них воплощения и следы человеческой деятельности, раскрываем способ их "жизни" в социальных процессах, находим объяснение парадоксу их одновременно слитного и раздельного, взаимообусловленного и фрагментарного, прерывного и непрерывного существования. Вещи человеческого мира в таком освещении показывают свои социальные значения, свою наполненность человеческими силами и способностями, свою многогранность или одномерность, следы плодотворных и разрушительных человеческих действий. Так, выявляется предметность человеческой Д., ее реализуемость в материале и ее зависимость от материала. Предметность Д. зачастую понимают прямолинейно, как овеществление ее, как поглощенность процесса Д вещью (таковы многие современные технологические концепции , соответствующие технократические проекты , вызывающие естественную критику, которая разоблачает подобную интерпретацию Д. и вместе с тем как бы замыкает Д. в рамках такой интерпретации). Однако предметность Д. по сути означает социальность се, ибо предмет не замыкает человеческую самореализацию, а открывает ее социальному миру, другому человеку, представляет ее разным ("близким" и "дальним") людям, "транслирует" ее в пространстве и времени социального процесса. Связь предметности и социальности человеческой Д. свидетельствует о том, что ее социальный характер не сводится к ее совместности, т. е. что индивидная Д. человека, в действительности, тоже является социальной, поскольку она реализует (выявляет, создает, достраивает, синтезирует) человеческие силы и способности и т. о. участвует в воспроизводстве социального процесса. Индивидный аспект человеческой Д., социальный по своему содержанию и предметный по формам своего воплощения, кажущийся иногда чем-то второстепенным, является "ядром" и "сердцевиной" Д., ее "живой плотью ". Иными словами, Д. без самореализации индивидов попросту невозможна Предметность и социальность Д. продуктивно реализуются только при наличии самореализации. В этом смысле самореализацию нельзя "включить" в Д. или "выключить" из нее. Условно говоря, если в цепочке социальных связей отсутствует минимальное напряжение, создаваемое человеческой самореализацией, Д. и собственно социальный процесс становятся невозможными. Предшествующие столетия в истории нашего общества можно представить как время , когда была сделана попытка строить Д. общества без учета самореализации человеческих индивидов. Результаты этой попытки оказались не только малоэффективными, но и разрушительными, поскольку закрепили отчуждение предметных, социальных и личностных аспектов Д. В теории это отчуждение выражалось различными концепциями связи производства и человеческого фактора, практики и бытия людей, труда и личной жизни, фактически разрывавшими Д. и личностную самореализацию людей. Следует заметить, что в западной философии аналогичные представления развивались функционализмом, сводившим поведение людей к выполнению заданных функций, и структурализмом, полагавшим, что любая человеческая активность "вписывается" в заранее заданные структуры и лишь оживляет их действие . В отечественной литературе по философии разработка понятия Д. как принципа объяснения социального бытия и методологического инструмента, выявляющего специфику взаимосвязей человека с миром, была начата Г. С. Батищевым, О. Г. Дробницким и Э. Г. Юдиным. В дальнейшем интерес к этой тематике стал бурно расти, и она оказалась в центре дискуссий по проблемам социальной философии, методологии и истории науки, интеграции обществознания (см. "Процесс социальный", " Методология ", "Отчуждение"). В. Е. Кемеров

2) Деятельность - в социальной философии: специфически человеческий способ отношений к миру, процесс творческого преобразования действительности, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира – как ее объекты . Различают такие виды человеческой деятельности: технологическая, материально-производственная, экономическая, экологическая, познавательная, социально-политическая, деятельность общения, духовная. Следует иметь ввиду при анализе деятельности ее структурные части: цели, содержание , мотивы ( потребности ), методы (технологию процесса), результаты. Психологически в деятельности как способности к осуществлению действий различают такие уровни в соответствии с характером действий и мотивацией сознания, которые они предполагают. 1. Деятельность животная под влиянием: Рефлексов (простая реакция на возбудитель); Инстинктов или склонности к импульсам на определенные действия. 2. Деятельность человеческая: а) традиционная, под влиянием привычек приобретенных механически, простым повторением акта на основе обычаев; б) умышленно приобретенных, но ставших впоследствии бессознательными; в) на основе воли, то есть сознательные действия, отражающие личностный выбор . Ее виды: сильное желание влечет, за собой действие ; рациональная деятельность (например, если я хочу похудеть, я могу вопреки моей естественной склонности к отдыху заняться физическими упражнениями); моральная деятельность (мы действуем из чувства долга , независимо от наших эгоистических побуждений); творческая деятельлность (художественная, философская, научная, изобретательская и др.)

3) Деятельность - - целесообразное изменение и преобразование окружающего мира человеком.

4) Деятельность - - один из важнейших атрибутов бытия человека , связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. раскрывается сущность человека . В зависимости от потребностей людей Д. традиционно подразделяется на: 1) материальную (удовлетворение первичных потребностей человека: в еде, одежде, орудиях труда через изменение внешней природы); 2) общественно-политическую (различные формы влияния на общественные отношения , организацию общественной жизни); 3) духовную (в области науки, искусства, религии и т.п.). Все формы человеческой Д. историчны. Они испытывают влияние разделения труда, что обусловлено высокой динамикой процесса роста потребностей людей, их разнообразием . Вследствие этого Д. в обществе предстает как система , элементами которой являются люди, их потребности и интересы , предмет Д., мотивы Д., цели, средства и формы ее осуществления. Важную роль играет подсистема политических, правовых и социальных институтов как субъектов законодательно-регулирующей Д. в обществе. Духовная Д. позволяет людям не только вырабатывать отношение к общественным (коллективным) аспектам жизни, но и находить удовлетворение индивидуальных запросов в решении вечных проблем жизни и смерти, веры и т.д. Как процесс Д. включает: 1) совокупность программ преобразования мира, практики; 2) вытекающие из любой программы действия; 3) операции. Любая Д. предполагает специальную подготовку ( образование ), опыт , компетентность. Высокая динамика цивилизационных процессов связана с проблемой соотношения традиционного и новационного в программах Д. Гармоничное соотношение этих компонентов в индустриально-городской культуре западного типа способствует относительной стабильности общественной жизни по сравнению с культурами т.наз. третьего мира. Д. является объектом рефлексии как конкретных наук, так и философии. Особенно актуальным ее исследование стало в 20 ст. в связи с усложнением ее функций, ростом влияния ее результатов на человека (сферы психологии и экологии). С очевидностью проявилось стремление различных наук не только использовать философскую традицию категориального освоения Д., но и найти новые аспекты ее проявления. Высокой активностью в этом плане отличаются исследования в области психологии, социологии, политологии, экологии, экономической теории, этики. В них используется деятельностный подход к проявлениям как общественного, так и индивидуального сознания. Философия также совершенствует категориальный язык описания и объяснения Д. В центре ее дискуссий - такие категории , как "активность", " поведение ", " практика ", " репродукция и творчество ". В западноевропейской философии определенная заидеологизированность интерпретаций Д. отражает поиск человеком в ней своих потенциальных возможностей (религиозно-идеалистическая, утверждающая приоритет Бога как субъекта Д.; марксистская, оптимистически оценивающая перспективу подчинения человеку природных и общественных закономерностей; реалистическая, критично оценивающая человека как субъекта Д., и т.д.) Оригинальная традиция осмысления Д. была заложена русской религиозной философией, прерванной, однако, российской глобальной трагедией 20 в. Одна из центральных проблем, занимающих философию 20 ст. - "естественная" и "искусственная" рациональность в Д., поскольку от ее осмысления зависит глобальная совокупность как предстоящих научных интерпретаций, так и политических решений. А.И. Лойко

5) Деятельность - (моральная) - категория , этики, при помощи к-рой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений (материальных интересов, привычек, склонностей и т. д.) - специфически нравственные мотивы : желание совершать добро , подчинение чувству долга , стремление осуществить определенные идеалы . Именно эту, моральную, сторону человеческой деятельности, к-рая в делом исследуется различными науками, изучает этика . В отличие от поведения, к-рое охватывает всю совокупность поступков человека , под моральной Д. в этике понимаются только поступки, сознательно подчиненные определенным моральным целям. Нравственные представления способны ориентировать людей в социальной действительности и правильно направлять их деятельность лишь тогда, когда они отражают действительный исторический процесс . Только при условии соответствия устремлений людей объективной социальной необходимости они могут решать исторические задачи, руководствуясь моральными целями. Понимаемая т. обр. «целеполагающая деятельность человека», в т. ч. и нравственная, сама есть, как указывает В. И. Ленин, форма «объективного процесса» (т. 29, с. 170). Вместе с тем марксизм-ленинизм не отрицает значения нравственных мотивов в человеческой деятельности. Он лишь дает им единственно научное объяснение : моральные устремления отражают в конечном счете материальные интересы . На поверхности социальной жизни нравственные мотивы действий людей выступают часто как не зависимые от материальных интересов и потребностей, а иногда даже приходят с ними в столкновение. Это обусловлено тем, что сами интересы различных людей и классов, об-ва и личности находятся в противоречии между собой. Когда человек действует в соответствии с нравственными мотивами, вопреки своим личным интересам и склонностям, то это значит, что он подчиняет свою деятельность интересам определенного класса или об-ва в целом. Иллюзия независимости нравственных мотивов от материальных интересов пропадает лишь тогда, когда люди начинают понимать, кому в действительности они служат в своей моральной Д, осознают общественное значение своих поступков. Широкий простор такой сознательной моральной Д. открывается с уничтожением частной собственности, когда ликвидируется почва для классового эгоизма и когда интересы об-ва действительно совпадают с интересами всех людей. В социалистическом об-ве моральная Д. не замыкается узко личной сферой, а совпадает с борьбой за гуманистическое преобразование общественных отношений, за построение коммунизма , т. е. предполагает служение интересам человечества.

6) Деятельность - 1. В философии — специфически-человеческий способ отношения к миру — “предметная деятельность ” (Маркс); представляет собой процесс , в ходе к-рого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей Д. Именно материально-преобразующей предметной Д., труду обязан человек, как своим первоначальным становлением , так и сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств. В Д. человек относится к каждому предмету не как носитель чуждой этому предмету потребности и цели, а адекватно его природе н особенностям, осваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности. При этом человек не просто взаимодействует с природой, а постепенно включает ее саму в состав своей материальной и духовной культуры. Изменение внешнего мира есть только предпосылка и условие для самоизменения человека. В производстве, даже если оно прямо и сознательно направлено лишь на вещественно-энергетический и информационный результат, люди всегда воспроизводят в самих себя иными, нежели они вошли в этот процесс: они, по словам Маркса, создают “новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык ” (Т. 46. Ч. I. С. 484). Т. обр., Д. как целостный процесс тесно связана с общением . В своей сути Д. и есть именно социально преемственная активность , адресующая себя др. людям и поколениям. Исторически первый ее акт — производство орудий с помощью орудий. Д. есть единство опредмечивания и распредмечивания: она непрерывно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно. Д. людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. Поэтому она носит конкретно-исторический. характер , представляя собой способ существования данной социальной реальности. Законы , истории существуют и проявляются только в Д., хотя при разделении труда и его отчуждении в классовом об-ве они выступают как управляющие поведением людей “извне”, в форме господства над ними отчужденных сил. Д. человека воспроизводит освоенные ею стороны предмета как реально, воссоздавая сам этот предмет, так и идеально — в качестве свойств др. предмета, выступающего в знаковой функции первого: она продуцирует идеальное . Как теоретическая Д., так и материально-технический процесс реального преобразования предмета — это лишь наделенные относительной самостоятельностью моменты Д. В этой связи теоретическая Д. есть социально-творческий процесс, направленный на изменение мира человеческой культуры. Однако в условиях разделения труда складывается иллюзия , будто “чисто практические” и “чисто теоретические” функции сами по себе суть Д. Лишь при коммунизме Д. становится для каждого целостной самодеятельностью, выступает как цель и потребность жизни, философская категория предметной Д. имеет важное мировоззренческое и методологическое значение для всех социальных наук, особенно социологии, психологии, педагогики и т. д. 2. В психологии — понятие , характеризующее функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Психическая Д.— специфическая для живой системы связь с окружающим, опосредствующая, регулирующая и контролирующая взаимоотношения между организмом и средой. Психическая Д. побуждается потребностью, направлена на предмет ее удовлетворения и осуществляется системой действий; предполагает наличие у организма психики и вместе с тем составляет осн. условие ее возникновения и является движущей силой ее развития. Следует различать элементарную и высшую формы психической Д. Первая характерна для животных: она заключается в инстинктивном ( Инстинкт ) приспособлении организма к окружающему. Вторая, вырастая из первой, видоизменяя ее, составляет исключительное достояние человека. Специфической особенностью высшей формы такой Д. является сознательное преобразование окружающего. Она имеет общественный характер и определяется общественными условиями жизни. Развиваясь, психическая Д. человека дифференцируется на внешнюю и внутреннюю. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движений рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством “умственных действий”, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные динамические модели, создаваемые в процессе мышления. Внутренняя Д. планирует внешнюю; она возникает на основе внешней и через нее реализуется. Разделение труда влечет за собой выделение практической и теоретической форм Д. человека. В зависимости от многообразия потребностей человека и об-ва складывается и многообразие конкретных видов Д. людей, каждый из к-рых обычно включает в себя элементы и внешней, и внутренней, и практической, и теоретической Д.

Деятельность

- способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека , его связей с окружающим миром. Понятие м Д. охватываются разные формы человеческой активности (экономическая, политическая, культурная Д.) и сферы функционирования общества . С помощью этого понятия даются характер истики различных аспект ов и качеств бытия людей (Д физическая и умственная, внешняя и внутренняя, творческая и разрушительная и т. д.). В плане социально-философском и методологическом понятие Д. используется для характеристики специфического способа человеческого бытия, т е. оно трактуется как принцип исследования, объяснения и понимания совместной и индивидуальной жизни людей, их взаимодействий с природой. Т. о проводится разграничение в истолковании Д. как одного из аспектов, уровней или объектов социального бытия и понимания ее как принципа созидания и исследования специфических процессов качеств и форм этого бытия. В первом случае Д. подлежит описанию наряду с другими проявлениями человеческого бытия, во втором - она оказывается инструментом, обнаруживающим и воспроизводящим связи социального процесса Рассмотрение Д. как принципа понимания социальности означает, что мы как бы просвечиваем лучом этого понятия многообразие элементов, свойств и связей человеческого бытия и обнаруживаем в них воплощения и следы человеческой деятельности, раскрываем способ их "жизни" в социальных процессах, находим объяснение парадоксу их одновременно слитного и раздельного, взаимообусловленного и фрагментарного, прерывного и непрерывного существования. Вещи человеческого мира в таком освещении показывают свои социальные значения, свою наполненность человеческими силами и способностями, свою многогранность или одномерность, следы плодотворных и разрушительных человеческих действий. Так, выявляется предметность человеческой Д., ее реализуемость в материале и ее зависимость от материала. Предмет ность Д. зачастую понимают прямолинейно, как овеществление ее, как поглощенность процесса Д вещью (таковы многие современные технологические концепции , соответствующие технократические проекты , вызывающие естественную критику, которая разоблачает подобную интерпретацию Д. и вместе с тем как бы замыкает Д. в рамках такой интерпретации). Однако предметность Д. по сути означает социальность се, ибо предмет не замыкает человеческую самореализацию, а открывает ее социальному миру, другому человеку, представляет ее разным ("близким" и "дальним") людям, "транслирует" ее в пространстве и времени социального процесса. Связь предметности и социальности человеческой Д. свидетельствует о том, что ее социальный характер не сводится к ее совместности, т. е. что индивидная Д. человека, в действительности, тоже является социальной, поскольку она реализует (выявляет, создает, достраивает, синтезирует) человеческие силы и способности и т. о. участвует в воспроизводстве социального процесса. Индивидный аспект человеческой Д., социальный по своему содержанию и предметный по формам своего воплощения, кажущийся иногда чем-то второстепенным, является "ядром" и "сердцевиной" Д., ее "живой плотью ". Иными словами, Д. без самореализации индивидов попросту невозможна Предметность и социальность Д. продуктивно реализуются только при наличии самореализации. В этом смысле самореализацию нельзя "включить" в Д. или "выключить" из нее. Условно говоря, если в цепочке социальных связей отсутствует минимальное напряжение , создаваемое человеческой самореализацией, Д. и собственно социальный процесс становятся невозможными. Предшествующие столетия в истории нашего общества можно представить как время , когда была сделана попытка строить Д. общества без учета самореализации человеческих индивидов. Результаты этой попытки оказались не только малоэффективными, но и разрушительными, поскольку закрепили отчуждение предметных, социальных и личностных аспектов Д. В теории это отчуждение выражалось различными концепциями связи производства и человеческого фактора, практики и бытия людей, труда и личной жизни, фактически разрывавшими Д. и личностную самореализацию людей. Следует заметить , что в западной философии аналогичные представления развивались функционализмом, сводившим поведение людей к выполнению заданных функций, и структурализмом, полагавшим, что любая человеческая активность "вписывается" в заранее заданные структуры и лишь оживляет их действие . В отечественной литературе по философии разработка понятия Д. как принципа объяснения социального бытия и методологического инструмента, выявляющего специфику взаимосвязей человека с миром, была начата Г. С. Батищевым, О. Г. Дробницким и Э. Г. Юдиным. В дальнейшем интерес к этой тематике стал бурно расти , и она оказалась в центре дискуссий по проблемам социальной философии, методологии и истории науки , интеграции обществознания (см. " Процесс социальный", " Методология ", " Отчуждение "). В. Е. Кемеров

в социальной философии: специфически человеческий способ отношений к миру, процесс творческого преобразования действительности, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира – как ее объекты . Различают такие виды человеческой деятельности: технологическая, материально-производственная, экономическая, экологическая, познавательная, социально-политическая, деятельность общения, духовная. Следует иметь ввиду при анализе деятельности ее структурные части: цели, содержание , мотивы ( потребности ), методы (технологию процесса), результаты. Психологически в деятельности как способности к осуществлению действий различают такие уровни в соответствии с характер ом действий и мотивацией сознания, которые они предполагают. 1. Деятельность животная под влиянием: Рефлексов (простая реакция на возбудитель); Инстинктов или склонности к импульсам на определенные действия. 2. Деятельность человеческая: а) традиционная, под влиянием привычек приобретенных механически, простым повторением акта на основе обычаев; б) умышленно приобретенных, но ставших впоследствии бессознательными; в) на основе воли, то есть сознательные действия, отражающие личностный выбор . Ее виды: сильное желание влечет, за собой действие ; рациональная деятельность (например, если я хочу похудеть, я могу вопреки моей естественной склонности к отдыху заняться физическими упражнениями); моральная деятельность (мы действуем из чувства долга , независимо от наших эгоистических побуждений); творческая деятельлность (художественная, философская, научная, изобретательская и др.)

- целесообразное изменение и преобразование окружающего мира человеком.

- один из важнейших атрибутов бытия человека , связанный с целенаправленным изменением внешнего мира , самого человека. Именно через Д. раскрывается сущность человека . В зависимости от потребностей людей Д. традиционно подразделяется на: 1) материальную (удовлетворение первичных потребностей человека: в еде, одежде, орудиях труда через изменение внешней природы); 2) общественно-политическую (различные формы влияния на общественные отношения , организацию общественной жизни); 3) духовную (в области науки , искусства, религии и т.п.). Все формы человеческой Д. историчны. Они испытывают влияние разделения труда, что обусловлено высокой динамикой процесс а роста потребностей людей, их разнообразием . Вследствие этого Д. в обществе предстает как система , элементами которой являются люди, их потребности и интерес ы , предмет Д., мотивы Д., цели, средства и формы ее осуществления. Важную роль играет подсистема политических, правовых и социальных институтов как субъектов законодательно-регулирующей Д. в обществе. Духовная Д. позволяет людям не только вырабатывать отношение к общественным (коллективным) аспект ам жизни, но и находить удовлетворение индивидуальных запросов в решении вечных проблем жизни и смерти, веры и т.д. Как процесс Д. включает: 1) совокупность программ преобразования мира, практики; 2) вытекающие из любой программы действия; 3) операции. Любая Д. предполагает специальную подготовку ( образование ), опыт , компетентность. Высокая динамика цивилизационных процессов связана с проблемой соотношения традиционного и новационного в программах Д. Гармоничное соотношение этих компонентов в индустриально-городской культуре западного типа способ ствует относительной стабильности общественной жизни по сравнению с культурами т.наз. третьего мира. Д. является объектом рефлексии как конкретных наук, так и философии. Особенно актуальным ее исследование стало в 20 ст. в связи с усложнением ее функций, ростом влияния ее результатов на человека (сферы психологии и экологии). С очевидностью проявилось стремление различных наук не только использовать философскую традицию категориального освоения Д., но и найти новые аспекты ее проявления. Высокой активность ю в этом плане отличаются исследования в области психологии, социологии, политологии, экологии, экономической теории , этики. В них используется деятельностный подход к проявлениям как общественного, так и индивидуального сознания. Философия также совершенствует категориальный язык описания и объяснения Д. В центре ее дискуссий - такие категории , как "активность", " поведение ", " практика ", " репродукция и творчество ". В западноевропейской философии определенная заидеологизированность интерпретаций Д. отражает поиск человеком в ней своих потенциальных воз можно стей (религиозно-идеалистическая, утверждающая приоритет Бога как субъекта Д.; марксистская, оптимистически оценивающая перспективу подчинения человеку природных и общественных закономерностей; реалистическая, критично оценивающая человека как субъекта Д., и т.д.) Оригинальная традиция осмысления Д. была заложена русской религиозной философией, прерванной, однако , российской глобальной трагедией 20 в. Одна из центральных проблем, занимающих философию 20 ст. - "естественная" и "искусственная" рациональность в Д., поскольку от ее осмысления зависит глобальная совокупность как предстоящих научных интерпретаций, так и политических решений. А.И. Лойко

(моральная) - категория , этики, при помощи к-рой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений (материальных интерес ов, привычек, склонностей и т. д.) - специфически нравственные мотивы : желание совершать добро , подчинение чувству долга , стремление осуществить определенные идеалы . Именно эту, моральную, сторону человеческой деятельности, к-рая в делом исследуется различными науками, изучает этика . В отличие от поведения, к-рое охватывает всю совокупность поступков человека , под моральной Д. в этике понимаются только поступки, сознательно подчиненные определенным моральным целям. Нравственные представления способ ны ориентировать людей в социальной действительности и правильно направлять их деятельность лишь тогда, когда они отражают действительный исторический процесс . Только при условии соответствия устремлений людей объективной социальной необходимости они могут решать исторические задачи, руководствуясь моральными целями. Понимаемая т. обр. «целеполагающая деятельность человека», в т. ч. и нравственная, сама есть, как указывает В. И. Ленин, форма «объективного процесса» (т. 29, с. 170). Вместе с тем марксизм-ленинизм не отрицает значения нравственных мотивов в человеческой деятельности. Он лишь дает им единственно научное объяснение : моральные устремления отражают в конечном счете материальные интересы . На поверхности социальной жизни нравственные мотивы действий людей выступают часто как не зависимые от материальных интересов и потребностей, а иногда даже приходят с ними в столкновение. Это обусловлено тем, что сами интересы различных людей и классов, об-ва и личности находятся в противоречии между собой. Когда человек действует в соответствии с нравственными мотивами, вопреки своим личным интересам и склонностям, то это значит, что он подчиняет свою деятельность интересам определенного класса или об-ва в целом. Иллюзия независимости нравственных мотивов от материальных интересов пропадает лишь тогда, когда люди начинают понимать, кому в действительности они служат в своей моральной Д, осознают общественное значение своих поступков. Широкий простор такой сознательной моральной Д. открывается с унич тоже нием частной собственно сти, когда ликвидируется почва для классового эгоизма и когда интересы об-ва действительно совпадают с интересами всех людей. В социалистическом об-ве моральная Д. не замыкается узко личной сферой, а совпадает с борьбой за гуманистическое преобразование общественных отношений, за построение коммунизма , т. е. предполагает служение интересам человечества.

1. В философии — специфически-человеческий способ отношения к миру — “ предмет ная деятельность ” (Маркс); представляет собой процесс , в ходе к-рого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей Д. Именно материально-преобразующей предметной Д., труду обязан человек, как своим первоначальным становлением , так и сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств. В Д. человек относится к каждому предмету не как носитель чуждой этом у предмету потребности и цели, а адекватно его природе н особенностям, осваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности. При этом человек не просто взаимодействует с природой, а постепенно включает ее саму в состав своей материальной и духовной культуры. Изменение внешнего мира есть только предпосылка и условие для самоизменения человека. В производстве, даже если оно прямо и сознательно направлено лишь на вещественно-энергетический и информационный результат, люди всегда воспроизводят в самих себя иными, нежели они вошли в этот процесс: они, по словам Маркса, создают “новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык ” (Т. 46. Ч. I. С. 484). Т. обр., Д. как целостный процесс тесно связана с общением . В своей сути Д. и есть именно социально преемственная активность , адресующая себя др. людям и поколениям. Исторически первый ее акт — производство орудий с помощью орудий. Д. есть единство опредмечивания и распредмечивания: она непрерывно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно. Д. людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. Поэтому она носит конкретно-исторический. характер , представляя собой способ существования данной социальной реальности. Законы , истории существуют и проявляются только в Д., хотя при разделении труда и его отчуждении в классовом об-ве они выступают как управляющие поведение м людей “извне”, в форме господства над ними отчужденных сил. Д. человека воспроизводит освоенные ею стороны предмета как реально, воссоздавая сам этот предмет, так и идеально — в качестве свойств др. предмета, выступающего в знаковой функции первого: она продуцирует идеальное . Как теоретическая Д., так и материально-технический процесс реального преобразования предмета — это лишь наделенные относительной самостоятельностью моменты Д. В этой связи теоретическая Д. есть социально-творческий процесс, направленный на изменение мира человеческой культуры. Однако в условиях разделения труда складывается иллюзия , будто “чисто практические” и “чисто теоретические” функции сами по себе суть Д. Лишь при коммунизме Д. становится для каждого целостной самодеятельностью, выступает как цель и потребность жизни, философская категория предметной Д. имеет важное мировоззренческое и методологическое значение для всех социальных наук, особенно социологии, психологии, педагогики и т. д. 2. В психологии — понятие , характеризующее функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Психическая Д.— специфическая для живой системы связь с окружающим, опосредствующая, регулирующая и контролирующая взаимоотношения между организмом и средой. Психическая Д. побуждается потребностью, направлена на предмет ее удовлетворения и осуществляется системой действий; предполагает наличие у организма психики и вместе с тем составляет осн. условие ее возникновения и является движущей силой ее развития. Следует различать элементарную и высшую формы психической Д. Первая характерна для животных: она заключается в инстинктивном ( Инстинкт ) приспособлении организма к окружающему. Вторая, вырастая из первой, видоизменяя ее, составляет исключительное достояние человека. Специфической особенностью высшей формы такой Д. является сознательное преобразование окружающего. Она имеет общественный характер и определяется общественными условиями жизни. Развиваясь, психическая Д. человека дифференцируется на внешнюю и внутреннюю. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движений рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством “умственных действий”, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные динамические модели, создаваемые в процессе мышления. Внутренняя Д. планирует внешнюю; она возникает на основе внешней и через нее реализуется. Разделение труда влечет за собой выделение практической и теоретической форм Д. человека. В зависимости от многообразия потребностей человека и об-ва складывается и многообразие конкретных видов Д. людей, каждый из к-рых обычно включает в себя элементы и внешней, и внутренней, и практической, и теоретической Д.

Значение слова Деятельность в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Действительность - то, что существует реально и независимо от ...
  • Дегенерация - вырождение ухудшение из поколения к поколению приспособительных ...
  • Джаймини - индийский философ неизвестной эпохи, ученик Вьясы (VII, ...
  • Действительность - В категориях рассудка понятие Действительности связано с понятиями ...
  • Диспозитив - в широком смысле : порядок расположение ; ...
  • Джастификация - (англ. justification оправдание подтверждение ) понятие ...
  • Демифологизация - термин для обозначения методологических приемов, используемых в ...
  • Дуализм - 1) в метафизике способ объяснения многообразия сущего ...
  • Добродетель - (греч. arete лат. virtus) способность человека совершать ...
  • Диалектика - (от греч. dialegesdai обсуждать в диалоге ) ...
  • Детерминизм - ( от лат. determino определяю) убеждение ...
  • Демонология - учение о демонах, составная часть многих античных ...
  • Демон - (греч. daimon, daimonion ) в древнегреческой философии ...
  • Демифологизация - (от греч. mythos предание сказание, слово ) ...
  • Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари