Что такое Каузальность? Значение слова Каузальность в философском словаре

1) Каузальность - (лат. causalis - причинный, causa - причина ), или причинность , понятие , использовавшееся в философии традиционного типа для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое ( следствие ). В таком контексте К. трактовался как одна из форм всеобщей связи явлений, как внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что еще только становится. Предполагалось, что этим К. отличается от других форм связи, которые характеризуются корреляцией одного явления другому. Внутренняя связь рассматривалась как сущность К., она понималась как присущее самим вещам внутреннее отношение . К. полагалась всеобщей, т.к. согласно естественно-научным воззрениям того времени нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не имели бы (не порождали бы) тех или иных следствий. Связь причины и следствия считалась необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия , то неизбежно возникает следствие. В последующем (особенно в 20 в.) принцип К. подвергся кардинальному переосмыслению. (См. Анти-Эдип , Детерминизм , Неодетерминизм , " Смерть Бога ".)

2) Каузальность - (от лат. causa — причина ) — причинность , причинная обусловленность, необходимая связь причины и следствия.

3) Каузальность - (лат. causalis - причинный, causa - причина ) или причинность - философская категория для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое ( следствие ). К. можно трактовать как одну из форм всеобщей связи явлений, учитывая, что К. - это внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что еще только становится. Этим К. отличается от других форм связи, которые характеризуются корреляцией одного явления другому. Внутренняя связь является сущностью К.К. - объективна: она есть присущее самим вещам внутренне отношение . К. всеобща, т.к. нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не имели бы (не порождали бы) тех или иных следствий. Связь причины и следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия , то неизбежно возникает следствие. A.M. Леванюк

4) Каузальность - (от лат. causa причина ) - причинность , действенность, закономерная связь причины и действия. Как принцип ( каузальный принцип, или закон ), каузальность выражает следующее: каждое явление имеет причину (вызвано, является действием ) и одновременно есть причина др. явления; или, наоборот, без причины ничто не появляется. Причина и действие образуют цепь, приходящую из прошлого (см. Proton kinun ), пронизывающую настоящее и исчезающую в будущем (каузальная связь; см. Конечность ). При более близком рассмотрении причина распадается на (внешние) обстоятельства, при которых нечто происходит, (внутренние) условия , благодаря которым она совершается, и возбуждение, которое служит непосредственным поводом. Если порох сухой (обстоятельство) и правильно составлен ( условие ), то благодаря удару (возбуждение) он воспламеняется (действие). Понятие каузальности является обобщением того опыта , что нечто, "действие", имеет место тогда, и только тогда, если имело место или в это время имеет место нечто другое, "причина". При этом легко впасть в заблуждение , приняв " post hoc ", т.е. временное "после этого", за "propter hoc", т.е. причинное "поэтому". Явления природы называют причинно объясняемыми, а связи между ними - соответствующими принципу каузальности, т. к. в отношении этого принципа вообще речь идет прежде всего не о мысленной, а об объективной, вещественной связи, которая не может противоречить результатам исследований естественных наук. В истории философии принцип каузальности впервые четко сформулирован Демокритом, а как строго причинная связь явлений - стоиками и Эпикуром. В средние века вопрос о причинности в природе совершенно не развивался. И только в новой науке о природе (Бэкон, Галилей, Кеплер и др.) принцип последовательной каузальности природы, не объясняющий ее сверхъестественным вмешательством, вновь стал усиленно исследоваться. Этому естественно-научно объясняемому объективному понятию каузальности противостояло субъективное понимание каузальности, защищавшееся прежде всего англ, эмпириками. Напр., согласно Юму, вера в каузальность основывается на ассоциации, ожидании и привычке. Кант считал всеобщий принцип каузальности априорным, но имеющим значение только в сфере опыта. Шопенгауэр различает три формы каузальности: причину в собственном смысле (для неорганического мира), раздражение (в органически-растительной жизни) и мотив (в поступках всех одушевленных существ). Милль, Спенсер и др. пытались понять и объяснить каузальность на основе одного лишь опыта, с помощью индукции. Позитивизм (Конт, Авенариус, Мах и др.) заменяет понятие каузальности понятием функциональной зависимости, понятие причины - "условием" (см. Кондиционизм). В духе новейшей онтологии каузальность относится к категориям . Она является одной из категорий возможностей определения существующего (см. Учение о слоях ). Новейшие физики отрицают неограниченную применимость принципа каузальности в области микромира; он применяется как рабочая гипотеза , как эвристический принцип, как вероятностное правило . См. Соотношение неопределенностей , Основание . Каузальный (от лат.) причинный, соответствующий причинному закону.

5) Каузальность - — см. Причинность .

Каузальность

(лат. causalis - причинный , causa - причина ), или причинность , понятие , использовавшееся в философии традиционного типа для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое ( следствие ). В таком контексте К. трактовался как одна из форм всеобщей связи явлений, как внутренняя связь между тем, что уже есть , и тем, что им порождается, что еще только становится. Предполагалось, что этим К. отличается от других форм связи, которые характеризуются корреляцией одного явления другому. Внутренняя связь рассматривалась как сущность К., она понималась как присущее самим вещам внутреннее отношение . К. полагалась всеобщей, т.к. согласно естественно-научным воззрениям того времени нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не имели бы (не порождали бы) тех или иных следствий. Связь причины и следствия считалась необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия , то неизбежно возникает следствие. В последующем ( особенно в 20 в.) принцип К. подвергся кардинальному переосмыслению. (См. Анти-Эдип , Детерминизм , Неодетерминизм , " Смерть Бога ".)

(от лат. causa — причина ) — причинность , причинная обусловленность, необходимая связь причины и следствия.

(лат. causalis - причинный , causa - причина ) или причинность - философская категория для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое ( следствие ). К. можно трактовать как одну из форм всеобщей связи явлений, учитывая, что К. - это внутренняя связь между тем, что уже есть , и тем, что им порождается, что еще только становится. Этим К. отличается от других форм связи, которые характеризуются корреляцией одного явления другому. Внутренняя связь является сущность ю К.К. - объективна: она есть присущее самим вещам внутренне отношение . К. всеобща, т.к. нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не имели бы (не порождали бы) тех или иных следствий. Связь причины и следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия , то неизбежно возникает следствие. A.M. Леванюк

(от лат. causa причина ) - причинность , действенность, закономерная связь причины и действия. Как принцип ( каузальный принцип, или закон ), каузальность выражает следующее: каждое явление имеет причину (вызвано, является действием ) и одно временно есть причина др. явления; или, наоборот, без причины ничто не появляется. Причина и действие образуют цепь, приходящую из прошлого (см. Proton kinun ), пронизывающую настоящее и исчезающую в будущем (каузальная связь; см. Конечность ). При более близком рассмотрении причина распадается на (внешние) обстоятельства, при которых нечто происходит, (внутренние) условия , благодаря которым она совершается, и возбуждение, которое служит непосредственным поводом. Если порох сухой (обстоятельство) и правильно составлен ( условие ), то благодаря удару (возбуждение) он воспламеняется (действие). Понятие каузальности является обобщением того опыта , что нечто, "действие", имеет место тогда, и только тогда, если имело место или в это время имеет место нечто другое, "причина". При этом легко впасть в заблуждение , приняв " post hoc ", т.е. временное "после этого", за "propter hoc", т.е. причинное "поэтому". Явления природы называют причинно объясняемыми, а связи между ними - соответствующими принципу каузальности, т. к. в отношении этого принципа вообще речь идет прежде всего не о мысленной, а об объективной, вещественной связи, которая не может противоречить результатам исследований естественных наук. В истории философии принцип каузальности впервые четко сформулирован Демокритом, а как строго причинная связь явлений - стоиками и Эпикуром. В средние века вопрос о причинности в природе совершенно не развивался. И только в новой науке о природе (Бэкон, Галилей, Кеплер и др.) принцип последовательной каузальности природы, не объясняющий ее сверхъестественным вмешательством, вновь стал усиленно исследоваться. Этому естественно-научно объясняемому объективному понятию каузальности противостояло субъективное понимание каузальности, защищавшееся прежде всего англ, эмпириками. Напр., согласно Юму, вера в каузальность основывается на ассоциации, ожидании и привычке. Кант считал всеобщий принцип каузальности априорным, но имеющим значение только в сфере опыта. Шопенгауэр различает три формы каузальности: причину в собственном смысле (для неорганического мира), раздражение (в органически-растительной жизни) и мотив (в поступках всех одушевленных существ). Милль, Спенсер и др. пытались понять и объяснить каузальность на основе одного лишь опыта, с помощью индукции. Позитивизм (Конт, Авенариус, Мах и др.) заменяет понятие каузальности понятием функциональной зависимости, понятие причины - "условием" (см. Кондиционизм). В духе новейшей онтологии каузальность относится к категориям . Она является одной из категорий возможностей определения существующего (см. Учение о слоях ). Новейшие физики отрицают неограниченную применимость принципа каузальности в области микромира; он применяется как рабочая гипотеза , как эвристический принцип, как вероятностное правило . См. Со отношение неопределенностей , Основание . Каузальный (от лат.) причинный , соответствующий причинному закону.

— см. Причинность .

Значение слова Каузальность в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Канон - (от греч. kanon норма правило ) ...
  • Камлание - см. Шаманство . ...
  • Камизары - (франц. camisards от прованс. camiso рубашка) участники ...
  • Калым - (турецк.. букв. остаток) плата за невесту ...
  • Каин - согласно библ. мифологии, старший сын Адама и ...
  • Казуистика - изворотливость в споре в доказательстве сомнит. положений; ...
  • Кагал - (евр. община ) термин для обозначения ...
  • Коннотация - (от лат. connotatio добавочное значение ) ...
  • Классификация - многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом ...
  • Кавычки - в грамматике естественного языка парный знак препинания ...
  • Конвенционализм - (от лат. conventio соглашение) концепция в ...
  • Крепостничество - специфическая форма отношений в обществе, возникающая как ...
  • Коррупция - а) В культуре, склонной к манихейству, расценивается как ...
  • Контроль - специфическая форма рефлексии, способность общества делать себя предметом ...
  • Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари