Что такое Классификация? Значение слова Классификация в философском словаре

1) Классификация - - многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия - видами, видами видов (подвидами) и т. д. Наиболее сложные и совершенные К. дает наука , систематизирующая в них результаты предшествующего развития к.-л. отраслей знания и намечающая одновременно перспективу дальнейших исследований. Блестящим примером научной К. является периодическая система элементов Д. И. Менделеева, фиксирующая закономерные связи между химическими элементами и определяющая место каждого из них в единой таблице. Эта система позволила сделать подтвердившиеся вскоре прогнозы относительно неизвестных еще элементов. Большую роль в развитии биологии сыграла К. животных и растений К. Линнея. Хорошо известна К. элементарных частиц, даваемая современной физикой. К. подразделяется на естественную и искусственную. В качестве основания первой берутся существенные признаки , из которых вытекают многие производные свойства упорядочиваемых объектов. Искусственная К. использует для упорядочивания объектов несущественные их признаки, вплоть до ссылки на начальные буквы имен этих объектов (алфавитные указатели, именные каталоги в библиотеках и т. п.). Было время , когда естественная К. объявлялась высшей целью изучения природы и венцом научного ее познания. В XX в. представление о роли К. в процессе познания заметно изменилось. Противопоставление естественной и искусственной К. во многом утратило свою остроту. Далеко не всегда удается существенное четко отделить от несущественного, особенно в обществе и живой природе; кроме того, существенное в одном отношении может оказаться гораздо менее важным в другом отношении. Поэтому роль К., в том числе естественной, не должна переоцениваться, тем более не должно преувеличиваться ее значение в области сложных и динамичных социальных объектов и явлений. Как стало очевидным еще в прошлом веке, абсолютно резкие разграничительные линии несовместимы с теорией развития.

2) Классификация - операция, заключающаяся в группировании определенного количества фактов или существ, обладающих общими характеристиками – например, классифицируют животных по видам и родам. Такая операция предполагает анализ , сравнение и способность к абстрагированию от индивидуальных различий. Классификация – отправной пункт всякой науки: она позволяет осуществить научный переход от наблюдения к закону .

3) Классификация - - система соподчиненных понятий некоторой области знания или деятельности человека , используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

4) Классификация - — многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия — видами, видами видов (подвидами), и т.д. Наиболее сложные и совершенные К. дает наука , систематизирующая в них результаты предшествующего развития к.-л. отраслей знания и намечающая одновременно перспективу дальнейших исследований. Блестящим примером научной К. является периодическая система элементов Д. И. Менделеева, фиксирующая закономерные связи между химическими элементами и определяющая место каждого из них в единой таблице. Большую роль в развитии биологии сыграла К. растений К. Линнея. Хорошо известна К. элементарных частиц, даваемая современной физикой. К. подразделяется на естественную и искусственную. В качестве основания естественной К. берутся существенные признаки , из которых вытекают многие производные свойства упорядочиваемых объектов. Искусственная К. использует для упорядочения объектов несущественные их признаки, вплоть до ссылки на начальные буквы имен этих объектов (алфавитные указатели, именные каталоги в библиотеках и т.п.). В 17—18 вв. естественная К. объявлялась высшей целью изучения природы и венцом научного ее познания. В 20 в. представление о роли К. в процессе познания заметно изменилось. Противопоставление естественной и искусственной К. во многом утратило свою остроту. Далеко не всегда удается существенное четко отделить от несущественного, особенно в обществе и живой природе; кроме того, существенное в одном отношении может оказаться гораздо менее важным в др. отношении. Поэтому роль К., в т.ч. естественной, не должна переоцениваться, тем более не должно преувеличиваться ее значение в области сложных и динамичных социальных объектов и явлений. Как стало очевидным еще в 19 в., абсолютно резкие разграничительные линии несовместимы с теорией развития.

5) Классификация - (лат. classis - разряд, класс и f acio - делаю, раскладываю) - многоступенчатое деление логического объема понятия ( логика ) или какой-либо совокупности единиц (эмпирическое социальное знание ) на систему соподчиненных понятий или классов объектов (род - вид - подвид). К. - способ организации эмпирического массива информации. Цель К. - установление определенной структуры порядка, нормативно-мерного упорядочивания множества, которое разбивается на гетерономные друг по отношению к другу, но гомогенные внутри себя по какому-либо признаку , отделенные друг от друга подмножества. При К. каждый элемент совокупности должен попасть в то или иное подмножество. Таким образом, цель К. - определение места в системе любой единицы ( объекта ), а тем самым установление между ними наличия некоторых связей. Субъект , владеющий ключом (критерием) К., получает возможность ориентироваться в многообразии понятий или (и) объектов. К. всегда отражает имеющийся на данный момент времени уровень знания, суммирует его, как бы дает его "топологическую карту". С другой стороны, К. позволяет обнаруживать пробелы в существующем знании, служить основанием для диагностических и прогностических процедур. В так называемой описательной науке она выступала итогом (целью) познания ( систематика в биологии, попытки по разным основаниям классифицировать науки и т.д.), а дальнейшее развитие представлялось как ее усовершенствование или предложение новой К. Таким образом, термин "К." используется как для обозначения указанной процедуры, так и для обозначения ее результата. Различают естественные и искусственные К. в зависимости от существенности признака, который кладется в ее основу. Естественные К. предполагают нахождение значимого критерия различения, искусственные могут быть в принципе построены на основании любого признака. Вариантом искусственных К. являются различные вспомогательные К. типа алфавитных указателей и т.д. Кроме того различают теоретические (в частности, генетические) и эмпирические К. Последние нашли широкое применение, в частности, в социологии. Цель эмпирических К. та же, однако сам критерий является, зачастую, проблемным и во многом его установление может быть целью эмпирической К. В ней все множество исследуемых единиц стремятся разбить на однородные группы, которым затем присваивается та или иная "этикетка", подлежащая содержательному наполнению в процессах интерпретации по обнаруживаемому (или заранее заданному) статистическому (сугубо формальному) критерию. При этом совокупность считается однородной, если все значения рассматриваемого признака суть значения одной и той же случайной величины. Эмпирическую К. иногда предваряют процедуры группировки данных. Как особый вид К. в социологии рассматривается процедура районирования (пространственно-временное расчленение для последующего репрезентативного выбора объектов исследования). К., особенно эмпирические, часто рассматриваются как шаг на пути создания содержательно-обоснованных типологий. В отличие от К. типология выделяет гомогенные множества, каждое из которых есть модификация одного и того же качества (существенного, "коренного" признака, точнее " идеи " этого множества). Естественно, что в отличие от признака К. " идея " типологизации далеко не является наглядной, внешне проявляемой и обнаруживаемой. К. слабее, чем типология, связана с содержанием , но класс естественной К. должен иметь смысл , соответствующий уровню познания на данный момент, и обладать собственными существенными свойствами. В целом естественная К. всегда в той или иной степени типология и способна решать содержательные задачи. В.Л. Абушенко

6) Классификация - (от лат. classis разряд, класс ) - систематическое деление и упорядочение понятий и предметов (см. Деление).

7) Классификация - (лат. classis -разряд и facere — делать) — особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой нек-рую совокупность делений ( деление нек-рого класса на виды, деление этих видов и т. д.) К. предназначена для постоянного использования в к.-л. науке или области практической деятельности (напр., К. животных и растений, общественно-экономических формаций или К. книг в книгохранилище). Обычно в качестве оснований деления в К. выбирают признаки , существенные для данных предметов. В этом случае К. (наз. естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение . В др. случаях, когда цель К. состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но, возможно, несущественные для самих предметов (напр., алфавитные каталоги). Такие К. наз. искусственными. Наиболее ценными являются К., основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к др. в процессе развития (такова, напр., К. химических элементов, созданная Менделеевым). К. по существенным признакам называется типологией; она основывается на понятии типа как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся. объектов (биологические, языковые, культурологические и т. п. типологии) . К. является обычно результатом нек-рого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны. С развитием знаний происходит уточнение и изменение К.


Синонимы: классификация, классифицирование, систематизация, систематизирование, систематика

Классификация

- многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия - видами, видами видов (подвидами) и т. д. Наи более сложные и совершенные К. дает наука , систематизирующая в них результаты предшествующего развития к.-л. отраслей знания и намечающая одновременно перспективу дальнейших исследований. Блестящим примером научной К. является периодическая система элементов Д. И. Менделеева, фиксирующая закономерные связи между химическими элементами и определяющая место каждого из них в единой таблице. Эта система позволила сделать подтвердившиеся вскоре прогнозы относительно неизвестных еще элементов. Большую роль в развитии биологии сыграла К. животных и растений К. Линнея. Хорошо известна К. элементарных частиц, даваемая современной физикой. К. подразделяется на естественную и искусственную. В качестве основания первой берутся существенные признаки , из которых вытекают многие производные свойства упорядочиваемых объектов. Искусственная К. использует для упорядочивания объектов несущественные их признаки, вплоть до ссылки на начальные буквы имен этих объектов (алфавитные указатели, именные каталоги в библиотеках и т. п.). Было время , когда естественная К. объявлялась высшей целью изучения природы и венцом научного ее познания. В XX в. представление о роли К. в процессе познания заметно изменилось. Противопоставление естественной и искусственной К. во многом утратило свою остроту. Далеко не всегда удается существенное четко отделить от несущественного, особенно в обществе и живой природе; кроме того , существенное в одном отношении может оказаться гораздо менее важным в другом отношении. Поэтому роль К., в том числе естественной, не должна переоцениваться , тем более не должно преувеличиваться ее значение в области сложных и динамичных социальных объектов и явлений. Как стало очевидным еще в прошлом веке, абсолютно резкие разграничительные линии несовместимы с теорией развития.

операция, заключающаяся в группировании определенного количества фактов или существ, обладающих общими характеристиками – например, классифицируют животных по видам и родам. Такая операция предполагает анализ , сравнение и способность к абстрагированию от индивидуальных различий. Классификация – отправной пункт всякой науки: она позволяет осуществить научный переход от наблюдения к закону .

- система соподчиненных понятий некоторой области знания или деятельности человека , используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

— многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия — видами, видами видов (подвидами), и т.д. Наи более сложные и совершенные К. дает наука , систематизирующая в них результаты предшествующего развития к.-л. отраслей знания и намечающая одновременно перспективу дальнейших исследований. Блестящим примером научной К. является периодическая система элементов Д. И. Менделеева, фиксирующая закономерные связи между химическими элементами и определяющая место каждого из них в единой таблице. Большую роль в развитии биологии сыграла К. растений К. Линнея. Хорошо известна К. элементарных частиц, даваемая современной физикой. К. подразделяется на естественную и искусственную. В качестве основания естественной К. берутся существенные признаки , из которых вытекают многие производные свойства упорядочиваемых объектов. Искусственная К. использует для упорядочения объектов несущественные их признаки, вплоть до ссылки на начальные буквы имен этих объектов (алфавитные указатели, именные каталоги в библиотеках и т.п.). В 17—18 вв. естественная К. объявлялась высшей целью изучения природы и венцом научного ее познания. В 20 в. представление о роли К. в процессе познания заметно изменилось. Противопоставление естественной и искусственной К. во многом утратило свою остроту. Далеко не всегда удается существенное четко отделить от несущественного, особенно в обществе и живой природе; кроме того , существенное в одном отношении может оказаться гораздо менее важным в др. отношении. Поэтому роль К., в т.ч. естественной, не должна переоцениваться , тем более не должно преувеличиваться ее значение в области сложных и динамичных социальных объектов и явлений. Как стало очевидным еще в 19 в., абсолютно резкие разграничительные линии несовместимы с теорией развития.

(лат. classis - разряд, класс и f acio - делаю, раскладываю) - многоступенчатое деление логического объема понятия ( логика ) или какой-либо совокупности единиц (эмпирическое социальное знание ) на систему соподчиненных понятий или классов объектов (род - вид - подвид). К. - способ организации эмпирического массива информации. Цель К. - установление определенной структуры порядка, нормативно-мерного упорядочивания множества, которое разбивается на гетерономные друг по отношению к другу, но гомогенные внутри себя по какому-либо признаку , отделенные друг от друга подмножества. При К. каждый элемент совокупности должен попасть в то или иное подмножество. Таким образом, цель К. - определение места в системе любой единицы ( объекта ), а тем самым установление между ними наличия некоторых связей. Субъект , владеющий ключом (критерием) К., получает возможность ориентироваться в многообразии понятий или (и) объектов. К. всегда отражает имеющийся на данный момент времени уровень знания , суммирует его, как бы дает его "топологическую карту". С другой стороны, К. позволяет обнаруживать пробелы в существующем знании, служить основанием для диагностических и прогностических процедур. В так называемой описательной науке она выступала и того м (целью) познания ( система тика в биологии, попытки по разным основания м классифицировать науки и т.д.), а дальнейшее развитие представлялось как ее усовершенствование или предложение новой К. Таким образом, термин "К." используется как для обозначения указанной процедуры, так и для обозначения ее результата. Различают естественные и искусственные К. в зависимости от существенности признака, который кладется в ее основу. Естественные К. предполагают нахождение значимого критерия различения, искусственные могут быть в принципе построены на основании любого признака. Вариантом искусственных К. являются различные вспомогательные К. типа алфавитных указателей и т.д. Кроме того различают теоретические (в частности, генетические) и эмпирические К. Последние нашли широкое применение, в частности, в социологии. Цель эмпирических К. та же, однако сам критерий является, зачастую, проблемным и во многом его установление может быть целью эмпирической К. В ней все множество исследуемых единиц стремятся разбить на однородные группы, которым затем присваивается та или иная "этикетка", подлежащая содержательному наполнению в процессах интерпретации по обнаруживаемому (или заранее заданному) статистическому (сугубо формальному) критерию. При этом совокупность считается однородной, если все значения рассматриваемого признака суть значения одной и той же случайной величины. Эмпирическую К. иногда предваряют процедуры группировки данных. Как особый вид К. в социологии рассматривается процедура районирования (пространственно-временное расчленение для последующего репрезентативного выбора объектов исследования). К., особенно эмпирические, часто рассматриваются как шаг на пути создания содержательно-обоснованных типологий. В отличие от К. типология выделяет гомогенные множества, каждое из которых есть модификация одного и того же качества (существенного, "коренного" признака, точнее " идеи " этого множества). Естественно, что в отличие от признака К. " идея " типологизации далеко не является наглядной, внешне проявляемой и обнаруживаемой. К. слабее, чем типология, связана с содержанием , но класс естественной К. должен иметь смысл , соответствующий уровню познания на данный момент, и обладать собственными существенными свойствами. В целом естественная К. всегда в той или иной степени типология и способна решать содержательные задачи. В.Л. Абушенко

(от лат. classis разряд, класс ) - система тическое деление и упорядочение понятий и предметов (см. Деление ).

(лат. classis -разряд и facere — делать) — особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой нек-рую совокупность делений ( деление нек-рого класса на виды, деление этих видов и т. д.) К. предназначена для постоянного использования в к.-л. науке или области практической деятельности (напр., К. животных и растений, общественно-экономических формаций или К. книг в книгохранилище). Обычно в качестве оснований деления в К. выбирают признаки , существенные для данных предметов. В этом случае К. (наз. естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение . В др. случаях, когда цель К. состоит лишь в система тизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но, возможно, несущественные для самих предметов (напр., алфавитные каталоги). Такие К. наз. искусственными. Наи более ценными являются К., основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к др. в процессе развития (такова, напр., К. химических элементов, созданная Менделеевым). К. по существенным признакам называется типологией; она основывается на понятии типа как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся. объектов (биологические, языковые, культурологические и т. п. типологии) . К. является обычно результатом нек-рого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны. С развитием знаний происходит уточнение и изменение К.

Значение слова Классификация в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Кабир - (ок. 1440 ок. 1518) инд. религ. реформатор, ...
  • Кааба - (араб. — куб) — мусульм. храм в Мекке. ...
  • Красота - универсалия культуры субъект объектного ряда, фиксирующая содержание ...
  • Корень - постмодернистская метафора фиксирующая характерную для классической метафизики ...
  • Конвенционализм - (лат. conventio соглашение) направление в философии ...
  • Кибернетика - [древнегреч. kybernetike (techne) " искусство управления"] ...
  • Картезианство - (от Картезий Cartesius латинизиров. имени Декарта) ...
  • Консерватизм - стремление избежать значимых изменений в культуре, в ...
  • Компромисс - в различных культурах имеет разный статус. В ...
  • Катастрофа - крах интеграции общества, его распад, сопровождаемый ожесточенными ...
  • Капитал - социокультурная возможность подчинения труда задаче повышения его ...
  • Космоническое - Философский космос ( абсолют ) вместе с его ...
  • Иудаизм - — религия распространенная в осн. среди евреев. Возникнув ...
  • Историзм - — принцип познания вещей и явлений в их ...
  • Сабха - (Санскр.) Собрание; место для собраний, общественных или политических. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари