Что такое Гилоизм? Значение слова Гилоизм в философском словаре

Гилоизм - - воззрение, оживотворяющее материальную природу. Так как понятие о материальной основе мира как о бездушном, лишь механически движимом веществе, есть плод рассудочного анализа конкретных явлений, совершаемого лишь на известной степени развития создания, то первобытные воззрения народов, а равно и умозрения древнейших мыслителей, носят характер непосредственного или наивного Г., еще не различающего с ясностью и определенностью механических определений бытия от органических и психологических. Такое смешение мы находим в ионийской школе так называемых физиологов или, по нынешнему, натурфилософов, которые прямо приписывали основным стихиям материального мира (воде, воздуху, огню) жизнь , душу и даже разум . Из последующих философов гилозоическим характером отличается в особенности воззрение Эмпедокла, по которому весь природный мир жил борьбой двух противоположных сил любви и вражды. Хотя атомизм Левкиппа и Демокрита пришел уже к современному механическому понятию о веществе, однако в метафизических воззрениях Платона и даже Аристотеля не исключен элемент Г. В схоластической философии решительный удар этой точке зрения был в принципе нанесен односторонне понятою идеей творения из ничего и всемогущества Божия, вследствие которой устанавливалось чисто-внешнее отношение между духовным началом и вещественным миром, получавшим безусловно пассивный характер, Впрочем, с полною последовательностью это воззрение не проводилось. В эпоху Возрождения европейская мысль , воспроизводя, хотя и с большею рассудочною сознательностью , древние воззрения, вернулась между прочим и к Г. Так, Бернардин Телезий (итальянский философ XVI в.) видел одушевляющие вещество начала в теплоте и холоде, которым приписывал даже ощущение их деятельных и страдательных состояний. Исключающее всякий Г. чисто-механическое воззрение на материальный мир установлено Декартом. От Г. отличают сродное ему по содержанию, но имеющее другие основания воззрение пампсихизма, которое в новой философии ведет свое начало от Лейбница и принимается многими современными философами и натуралистами. Вл. С.

Гилоизм

- воззрение , оживотворяющее материальную природу. Так как понятие о материальной основе мира как о бездушном, лишь механически движимом веществе, есть плод рассудочного анализа конкретных явлений, совершаемого лишь на известной степени развития создания, то первобытные воззрения народов, а равно и умозрения древнейших мыслителей, носят характер непосредственного или наивного Г., еще не различающего с ясностью и определенностью механических определений бытия от органических и психологических. Такое смешение мы находим в ионийской школе так называемых физиологов или, по нынешнему, натур философ ов , которые прямо приписывали основным стихиям материального мира ( воде , воздуху, огню) жизнь , душу и даже разум . Из последующих философов гилозоическим характером отличается в особенности воззрение Эмпедокла, по которому весь природный мир жил борьбой двух противоположных сил любви и вражды. Хотя атомизм Левкиппа и Демокрита пришел уже к современному механическому понятию о веществе, однако в метафизических воззрениях Платона и даже Аристотеля не исключен элемент Г. В схоластической философии решительный удар этой точке зрения был в принципе нанесен односторонне понятою идеей творения из ничего и всемогущества Божия, вследствие которой устанавливалось чисто-внешнее отношение между духовным начало м и вещественным миром, получавшим безусловно пассивный характер, Впрочем , с полною последовательностью это воззрение не проводилось. В эпоху Возрождения европейская мысль , воспроизводя, хотя и с большею рассудочною сознательностью , древние воззрения, вернулась между прочим и к Г. Так, Бернардин Телезий ( итальянский философ XVI в.) видел одушевляющие вещество начала в теплоте и холоде, которым приписывал даже ощущение их деятельных и страдательных состояний. Исключающее всякий Г. чисто-механическое воззрение на материальный мир установлено Декартом. От Г. отличают сродное ему по содержанию, но имеющее другие основания воззрение пампсихизма, которое в новой философии ведет свое начало от Лейбница и принимается многими современными философами и натуралистами. Вл. С.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Герменевтика - – а) искусство истолкования текстов; б) направление философии, ...
  • Генотип - уникальное сочетание генов, которое индивидуум получает от обоих ...
  • Генетика - изучение наследственности через передачу характеристик генами. Основатель науки ...
  • Гедонизм - (греч.наслажаение): этическая теория согласно которой высшим благом для ...
  • Гармония - (греч. связь стройность, соразмерность): философская и эстетическая категории ...
  • Гайба - (араб.невидимое существование ): согласно догмату, принятому в большинстве ...
  • Гуманитарный - имеющий отношение к человеческому бытию, обществу и ...
  • Гражданин - человеческий индивид обладающий необходимыми правами для свободного ...
  • Горизонт - понятие в феноменологии Гуссерля, обозначающее перцептуальную грань ...
  • Гносеология - (от греч. gnosis знание logos учение ...
  • Гипотеза - (от греч. предположение ) 1) подсистема теоретического ...
  • Гетерология - (от греч. heteros другой logos учение ...
  • Генеалогия - первоначально перечень предков человека определяющий его происхождение. ...
  • Гуманизм - (от лат. humanitas человечность ) 1) ...
  • Натурфилософия - (лат. natura природа ) философская концепция ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари