Истор . процесс происхождения этнос ов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфич. этнокультурных систем. Совр. наука предполагает не сколько осн. механизмов образования новых этносов: - интеграция , когда этнос формируется путем объединения разл. племенных общностей (как, напр., французы или поляки ), смешения пришлых завоевателей или колонистов с аборигенным населением (напр., турки или перуанцы ) или за счет интеграции разноэтничных групп иммигрантов ( например , южноафр. буры , канадцы , американцы США); - дифференциация , когда от крупного этноса по каким-то причинам откладывается его окраинная или территориально изолированная часть (напр., австралийцы от англичан) или крупный этнос распадается на несколько более мелких (напр., др.-рус. этнос на великороссов, украинцев и белорусов ); - трансформация , когда прежний этнос в новых истор. условия х , как правило , ассимилируя в себе новые иноэтничные включения, преобразуется в новую этнокультурную общность (напр., др. греки - в византийцев, а часть после дних - в совр. греков ). В отличие от раннепервобытных родовых общин, где социальная организация и регуляция строились на кровно-родств. отношениях , этнос - это прежде всего сооб-во культурно-языковое. При зарождении этноса решающим фактором являются общность территории и языка социальной коммуникации , а также нередко - полит. единство и общность приемов хоз. практики населения, на основе к-рых в ходе обретения и межпоколенной трансляции опыта совместного проживания, взаимодействия и коммуницирования людей формируется и единообразие черт комплекс а обыденной культуры. Поскольку гл. механизмом энич. консолидации людей является прежде всего культура , наследуемая в качестве традиции , то в процессах этногенеза можно выделить две равнозначные составляющие: формирование этнич. популяции (за счет процессов эндогамии) и формирование этнич. культурной системы (языка, обычаев, нравов, приемов хоз. практики, этнически окрашенных черт в специализир. областях жизнедеятельности, приобщения к общей религии и т.п.). Оба процесса протекают одновременно и лишь в совокупности представляют собой Э. Однако многие элементы культуры являются весьма подвижными, легко заимствуемыми другими народами, так что общность языка и нек-рых культурных традиций вовсе не свидетельствует об обязат. популяционном родстве соответствующих народов (напр., тюркских). Одновременно многие культурные черты подвержены сильной истор. изменчивости, по этом у уже через несколько веков после складывания этноса они могут заметно отличаться от "первичных" черт периода Э. Исторически наиболее ранние Э. принято относить к эпохе верхнего палеолита - складыванию первых племенных объединений. Наиболее активно Э. процессы протекают на т.н. "варварской" стадии развития народов - переходе от позднепервобытного к раннеклассовому этапу социальной эволюции. Вместе с тем генезис новых социокультурных общностей продолжается и на более поздних этапах развития (напр., совр. народы Амер. континента, австралийцы и др.), хотя вопрос о классификации подобных новообразующихся культурных систем в качестве этнич. остается дискуссионным. В научной лит-ре последнего времени получает все больше признание гипотеза , что этничность не является универсальной формой культурной интеграции, а лишь исторически этапной, приходящейся на фазу разложения первобытного родо-племенного типа социальной организации и перехода к ее раннеклассовому типу. На этом этапе завершается процесс адаптации территориально-соседского сообщества людей к природно-геогр. условиям их проживания (т.е. по существу решается задача гарантированного самообеспечения продовольствием) и складывается системный комплекс хозяйственно-культурных средств освоения вмещающего ландшафта, детерминирующий осн. черты образа жизни, картины мира , специфики социальной организации, регуляции и коммуникации, ценностных и экзистенциальных ориентаций и т.п. Конвенциональное формирование подобного комплекса черт обыденной культуры и есть процесс Э. На стадии же формирования и эволюции цивилизованного (раннеклассового, доиндустриального) типа социальной организации и регуляции, со становлением городов , гос-в, письм. культуры, развитие м социальной стратифицированности об-ва, выделением функционально специализированных сегментов культуры и т.п. доминирующими становятся истор. условия существования, проблема адаптации сооб-ва к своему социальному окружению, соперничества за территории и ресурсы , обмена продукцией и информацией и пр. Это порождает необходимость в реализации новых принципов социокультурной интеграции и консолидации людей, основывающихся преимущественно на функционировании институциональных средств обеспечения такой интеграции - полит., правовых, религ., образоват. и т.п. Этот тип социокультурной организации и регуляции определяется уже не как этнич., а как нац. и цивилизационный, и народы, сложившиеся на доиндустриальной (а тем более - на индустриальной) стадии эволюции, консолидированы культурой не столько этнич., сколько нац. (т.е. оформленной в системе социокультурных институтов). Лит.: Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984; Он же. Этногенез. М., 1986; Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие . М., 1989; Флиер А.Я. Этнич. функции культуры // Культурология : Научно-образоват. вестник . 1996. n 5.
происхождение народов. Э. Включает как начальные этапы возникновения каких-либо народов, так и дальнейшее формирование их этнографических, лингвистических, антропологических и других особенностей.