Что такое Эристика? Значение слова Эристика в философском словаре

1) Эристика - (от греч. eristika - искусство спора ) - искусство ведения спора. Первоначально Э. получила распространение в Древней Греции и понималась как средство отыскания истины с помощью спора. Э. должна была учить умению убеждать других в правильности высказываемых взглядов и соответственно умению склонять человека к тому поведению, которое представляется нужным и целесообразным. Но постепенно Э. стала пониматься и как умение вести спор, чтобы достигнуть единственной цели - выиграть его любой ценой, совершенно не заботясь об истине и справедливости. Э. распалась на диалектику и софистику. Первая развивалась Сократом, впервые применившим само слово " диалектика " для обозначения искусства вести эффективный спор, в котором истина достигается путем взаимозаинтересованного обсуждения проблемы и противоборства мнений. Софистика же понималась как искусство достижения победы в споре. От Аристотеля идет традиция отождествления Э. с софистикой. Такое понимание Э. развивал, в частности, немецкий философ А. Шопенгауэр, определявший ее как искусство спора или духовного фехтования с единственной целью - остаться правым. Э. не является отдельной наукой или разделом какой-то науки. Она представляет собой разновидность "практического искусства", принципы ее меняются от "учителя" к "учителю". В числе этих принципов чаще других упоминаются следующие. - Не следует спорить без особой необходимости. Если есть возможность достичь согласия без дискуссии и полемики, ею надо воспользоваться. Полезно всегда помнить, что спор представляет ценность не сам по себе, а как средство достижения определенных целей. Если ясной и важной цели нет или она может быть достигнута без всякого спора, затевать спор бессмысленно. Вместе с тем споров не следует бояться или уклоняться от них любыми средствами. - Всякий спор должен иметь свою тему, свой предмет . Это -очевидное требование, но даже оно иногда нарушается. - Предмет спора должен быть относительно ясным. Это условие редко удается соблюсти: в начале спора тема, как правило , не является в достаточной мере определенной, и сам спор во многом сводится к прояснению позиций спорящих сторон. - Тема спора не должна изменяться или подменяться другой на всем протяжении спора. Это требование также нелегко выполнить: участники спора вынуждены постоянно уточнять свои позиции , что ведет к изменению подходов к теме спора, к смещению акцентов самой темы. - Спор имеет место только при наличии несовместимых представлений об одном и том же объекте , явлении и т. д. Если такой противоположности нет, то в ходе спора выясняется, что спорящие говорят хотя и о разных, но взаимодополняющих аспектах одного и того же объекта и спорить в сущности не о чем. - Спор предполагает определенную общность исходных позиций сторон, некоторый единый для них базис . Всякий спор опирается на определенные предпосылки, беспредпосылочных споров не существует. Общность базиса обеспечивает начальное взаимопонимание спорящих, дает то пространство , на котором может развернуться противоборство. Те, кто совершенно не понимают друг друга, не способны спорить, точно так же как они не способны прийти к согласию. С этим моментом связана средневековая пословица: "С еретиками не спорят - их сжигают", подчеркивающая невозможность спора с теми, с кем нет общности предпосылок, одинакового отношения к исходным и неоспариваемым идеям . - Спор требует известного знания тех вещей, о которых идет речь . Это знание не может быть полным, иначе не возникли бы разногласия и полемика . Но оно все-таки должно быть достаточно обширным, иначе придется спорить о малоизвестном и даже совсем неизвестном. - В споре нужно стремиться к выяснению истины. Это одно из наиболее важных, если не самое важное требование к спору. Принципиальное значение данного требования впервые подчеркнул еще Сократ , остро полемизировавший с софистами. - В споре нужно проявлять гибкость. Ситуация спора постоянно меняется: вводятся новые аргументы , всплывают не известные ранее факты , меняются позиции участников. На все это необходимо реагировать. Наиболее распространены два крайних способа ведения спора: уступчивость и жесткость. Более эффективен, однако, способ, соединяющий и то и другое. Там, где это возможно, нужно искать точки соприкосновения и совпадения взглядов, а там, где последние вступают в противоречие , настаивать на решении, основанном на беспристрастных критериях, не зависящих от спорящих сторон. Жесткость необходима, когда дело касается существа вопроса , в случае же деталей, частностей, личностных моментов, субъективных симпатий и антипатий лучше проявить уступчивость и терпимость. Это позволит решать сложные вопросы по существу, минуя мелкие препирательства и вместе с тем не поступаясь своими взглядами и своим достоинством . - Не следует бояться признавать в ходе спора свои ошибки. Главное в споре - это внести свою долю в положительную разработку обсуждаемого вопроса. Человек, убедившийся в неверности каких-то своих представлений, должен сказать об этом с полной откровенностью и определенностью, что сделает спор более плодотворным. - Спор призван если не разрешить, то по меньшей мере прояснить обсуждаемую проблему. - В споре не следует быть неразборчивым в применяемых средствах. Приемы, позволяющие более успешно вести спор и, может быть, даже выиграть его, можно разделить на корректные (лояльные) и некорректные (нелояльные). В первых есть элемент хитрости, но нет прямого обмана . Приемы второго рода - это разнообразные обманные действия, сознательное применение которых в споре недопустимо, если его целью является истина, а не что-то другое. Спор - это борьба , и общие методы успешной борьбы приложимы также в споре. В споре важно то, кто задает его тему, как конкретно она определяется, по какому сценарию развивается полемика. Полезно, в частности, попытаться возложить "бремя доказывания" на "противника". Рекомендуется также концентрация доводов, направленных на центральное звено системы аргументов противоположной стороны или на наиболее слабое ее звено. В споре может использоваться и эффект внезапности, когда, напр., самые неожиданные и важные сведения приводятся в конце спора. Эти и подобные им приемы можно отнести к лояльным, хотя их применением вряд ли разумно злоупотреблять. Нелояльные приемы многообразны, но суть их одна - выдать истинное за недостоверное, а то и просто ложное и представить ошибочное как заслуживающее доверия. Частный, но явно некорректный прием в споре - использование ошибки логической " подмена тезиса ". Чувствуя невозможность доказать или оправдать выдвинутое положение, спорщик может попытаться переключить внимание на обсуждение другого, может быть, и важного утверждения, но не имеющего, однако, прямой связи с исходным положением. Иногда вместо тезиса доказывается некоторое более слабое утверждение , вытекающее из него. Еще один некорректный прием - использование ложных и недоказанных аргументов в надежде на то, что противная сторона этого не заметит. Некоторые некорректные приемы ведения спора, применяемые довольно часто, получили названия аргумента к аудитории, аргумента к личности, аргумента к массам , аргумента к человеку, аргумента к тщеславию, аргумента к скромности или к авторитету , аргумента к силе, аргумента к незнанию и др.

2) Эристика - (от греч. eristike (techne) искусство спорить) - искусство вести диспут, искусство умственного фехтования, подчиненное правилам (Шопенгауэр). Э p и с тиками называют мегариков в силу их склонности к диспутам, спорам.

3) Эристика - (греч. eristikos — спорящий) — искусство вести диспут, процветавшее особенно среди древнегреч. софистов. Э. возникла как средство отыскания истины путем спора ; вскоре распалась на диалектику и софистику. Первая развивалась Сократом в его методе . Софистика же, стремясь только к победе над противником в споре, свела Э. к сумме приемов, при помощи к-рых можно было с одинаковым успехом доказать и опровергнуть любое утверждение . Уже Аристотель не делал различия между Э. и софистикой.

Эристика

(от греч . eristika - искусство спора ) - искусство ведения спора. Первоначально Э. получила распространение в Древней Греции и понималась как средство отыскания истины с помощью спора. Э. должна была учить умению убеждать друг их в правильности высказываемых взглядов и соответственно умению склонять человека к тому поведению, которое представляется нужным и целесообразным. Но постепенно Э. стала пониматься и как умение вести спор, чтобы достигнуть единственной цели - выиграть его любой ценой, совершенно не заботясь об истине и справедливости. Э. распалась на диалектику и софистику. Первая развивалась Сократ ом, впервые применившим само слово " диалектика " для обозначения искусства вести эффект ивный спор, в котором истина достигается путем взаимозаинтересованного обсуждения проблемы и противоборства мнений. Софистика же понималась как искусство достижения победы в споре. От Аристотеля идет традиция отождествления Э. с софистикой. Такое понимание Э. развивал, в частности, немецкий философ А. Шопенгауэр , определявший ее как искусство спора или духовного фехтования с единственной целью - остаться правым. Э. не является отдельной наукой или раз дело м какой-то науки . Она представляет собой разновидность "практического искусства", принципы ее меняются от "учителя" к "учителю". В числе этих принципов чаще других упоминаются следующие. - Не следует спорить без особой необходимости. Если есть воз можно сть достичь согласия без дискуссии и полемики, ею надо воспользоваться . Полезно всегда помнить , что спор представляет ценность не сам по себе , а как средство достижения определенных целей. Если ясной и важной цели нет или она может быть достигнута без всякого спора, затевать спор бессмысленно. Вместе с тем споров не следует бояться или уклоняться от них любыми средствами. - Всякий спор должен иметь свою тему, свой предмет . Это -очевидное требование , но даже оно иногда нарушается. - Предмет спора должен быть относительно ясным. Это условие редко удается соблюсти : в начале спора тема, как правило , не является в доста точно й мере определенной, и сам спор во многом сводится к прояснению позиций спорящих сторон. - Тема спора не должна изменяться или подменяться другой на всем протяжении спора. Это требование также нелегко выполнить : участники спора вынуждены постоянно уточнять свои позиции , что ведет к изменению подходов к теме спора, к смещению акцентов самой темы. - Спор имеет место только при наличии несовместимых представлений об одно м и том же объекте , явлении и т. д. Если такой противоположности нет, то в ходе спора выясняется, что спорящие говорят хотя и о разных, но взаимодополняющих аспектах одного и того же объекта и спорить в сущности не о чем. - Спор предполагает определенную общность исходных позиций сторон, некоторый единый для них базис . Всякий спор опирается на определенные предпосылки, беспредпосылочных споров не существует. Общность базиса обеспечивает начальное взаимопонимание спорящих, дает то пространство , на котором может развернуться противоборство . Те, кто совершенно не понимают друг друга, не способ ны спорить, точно так же как они не способны прийти к согласию. С этим моментом связана средневековая пословица : "С еретиками не спорят - их сжигают", подчеркивающая не возможно сть спора с теми , с кем нет общности предпосылок, один акового отношения к исходным и неоспариваемым идеям . - Спор требует известного знания тех вещей, о которых идет речь . Это знание не может быть полным , иначе не возникли бы разногласия и полемика . Но оно все-таки должно быть достаточно обширным, иначе придется спорить о малоизвестном и даже совсем неизвестном. - В споре нужно стремиться к выяснению истины. Это одно из наиболее важных, если не самое важное требование к спору. Принципиальное значение данного требования впервые подчеркнул еще Сократ , остро полемизировавший с софистами. - В споре нужно проявлять гибкость . Ситуация спора постоянно меняется: вводятся новые аргументы , всплывают не известные ранее факты , меняются позиции участников. На все это необходимо реагировать . Наиболее распространены два крайних способа ведения спора: уступчивость и жесткость. Более эффективен, одна ко , способ, соединяющий и то и другое. Там, где это возможно, нужно искать точки соприкосновения и совпадения взглядов, а там, где последние вступают в противоречие , настаивать на решении, основанном на беспристрастных критериях, не зависящих от спорящих сторон. Жесткость необходима, когда дело касается существа вопроса , в случае же деталей, частностей, личностных моментов, субъективных симпатий и антипатий лучше проявить уступчивость и терпимость . Это позволит решать сложные вопросы по существу, минуя мелкие препирательства и вместе с тем не поступаясь своими взглядами и своим достоинством . - Не следует бояться признавать в ходе спора свои ошибки. Главное в споре - это внести свою долю в положительную разработку обсуждаемого вопроса. Человек , убедившийся в неверности каких-то своих представлений, должен сказать об этом с полной откровенностью и определенностью, что сделает спор более плодотворным. - Спор призван если не разрешить , то по меньшей мере прояснить обсуждаемую проблему. - В споре не следует быть неразборчивым в применяемых средствах. Прием ы, позволяющие более успешно вести спор и, может быть, даже выиграть его, можно разделить на корректные (лояльные) и некорректные (нелояльные). В первых есть элемент хитрости, но нет прямого обмана . Приемы второго рода - это разнообразные обманные действия, сознательное применение которых в споре недопустимо, если его целью является истина, а не что-то другое. Спор - это борьба , и общие методы успешной борьбы приложимы также в споре. В споре важно то, кто задает его тему, как конкретно она определяется, по какому сценарию развивается полемика. Полезно, в частности, попытаться возложить "бремя доказывания" на "противника". Рекомендуется также концентрация доводов, направленных на центральное звено системы аргументов противоположной стороны или на наиболее слабое ее звено. В споре может использоваться и эффект внезапности, когда, напр., самые неожиданные и важные сведения приводятся в конце спора. Эти и подобные им приемы можно отнести к лояльным, хотя их применением вряд ли разумно злоупотреблять . Нелояльные приемы многообразны, но суть их одна - выдать истинное за недостоверное, а то и просто ложное и представить ошибочное как заслуживающее доверия. Частный , но явно некорректный прием в споре - использование ошибки логической " подмена тезиса ". Чувствуя невозможность доказать или оправдать выдвинутое положение , спорщик может попытаться переключить внимание на обсуждение другого, может быть, и важного утверждения, но не имеющего, однако, прямой связи с исходным положением. Иногда вместо тезиса доказывается некоторое более слабое утверждение , вытекающее из него . Еще один некорректный прием - использование ложных и недоказанных аргументов в надежде на то, что противная сторона этого не заметит. Некоторые некорректные приемы ведения спора, применяемые довольно часто , получили названия аргумента к аудитории, аргумента к личности, аргумента к массам , аргумента к человеку, аргумента к тщеславию, аргумента к скромности или к авторитету , аргумента к силе, аргумента к незнанию и др.

(от греч . eristike (techne) искусство спор ить ) - искусство вести диспут, искусство умственного фехтования, подчиненное правилам ( Шопенгауэр ). Э p и с тиками называют мегариков в силу их склонности к диспутам, спора м.

( греч . eristikos — спор ящий) — искусство вести диспут, процветавшее особенно среди древнегреч. софистов. Э. возникла как средство отыскания истины путем спора ; вскоре распалась на диалектику и софистику. Первая развивалась Сократ ом в его методе . Софистика же, стремясь только к победе над противником в споре, свела Э. к сумме прием ов, при помощи к-рых можно было с один аковым успехом доказать и опровергнуть любое утверждение . Уже Аристотель не делал различия между Э. и софистикой.

Значение слова Эристика в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Эос - — богиня утренней зари в др.греч. мифологии, сестра ...
  • Энциклопедисты - группа деятелей франц. Просвещения во главе с ...
  • Элохим - одно из наименований Яхве в Ветхом завете. ...
  • Эвгемеризм - евгемеризм принципы рационалистич. истолкования присхождения богов и ...
  • Эа - см. Энки. ...
  • Этика - (греч. ethika: от ethos нрав, обычай характер ...
  • Эон - (греч. aion век) понятие древнегреческой и ...
  • Элита - группа лиц, сосредоточившая в своих руках высшие, ...
  • Эксплуатация - представления массового сознания, приобретающее подчас научные формы, ...
  • Шутка - комический контраст в жизненной ситуации, вызывающий смех ...
  • Шизофрения - (от греч. schizein расколоть и phren диафрагма, ...
  • Шизоид - (от греч. schizein расколоть и eidos ...
  • Шизоанализ - неклассический метод эстетич. и культурологич. исследований, предлагаемый ...
  • Шаманизм - вера в способность особых людей общаться с ...
  • Следование - см.: Логическое следование . ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари