Что такое Становление? Значение слова Становление в философском словаре

1) Становление - - понятие , указывающее на переходные состояния, ведущие к оформлению вещей и явлений, к обособлению органических и человеческих индивидов, к самоопределению природных и общественных систем. Вместе с понятиями изменения, возникновения, преобразования, обновления, формирования, воспроизводства понятие С. входит в состав определений, характеризующих более широкие понятия бытия, движения, процесса . С. фиксирует некую .парадоксальность бытия: вещь ( организм , событие , идея ) уже определилась, но ее еще нет; ее еще нет, но она уже оказывает воздействие на окружающую среду, меняет совокупность условий и течение событий. Парадоксальность С. переводит это понятие в ранг характеристик человеческого бытия, его единства и разнообразия, его проблемности и противоречивости. Само формирование человеческой личности дает весьма выразительный пример С. Стадия С. личности - это период складывания и оформления элементарных структур самостоятельной деятельности ребенка; эти структуры еще являются отчасти внешними - включенными в совместно-разделенную деятельность со взрослыми, - но отчасти уже "слитыми" с индивидуальными силами ребенка, обосновывают его самостоятельные действия, ориентации, решения, расширяют круг его общения с миром. С. как указание на проблемность человеческой деятельности и раскрывающегося в ней бытия, подчеркивает "незавершенность" самого человека , необходимость для него "достраивать" формы своего мышления, познания и общения с миром (см. " Движение ", " Бытие ", "Процесс"). В. Е. Кемеров

2) Становление - В условиях современного глобального кризиса из всех форм движения (функционирование, развитие , становление ) на первый план выдвигается С., как доминанта социокультурных процессов. Если в процессах функционирования какой-либо системы осуществляется поддержание ее в активном, действующем состоянии, а в процессах развития происходит движение системы из ее элементарной формы в органическую целостность , то С. предполагает процесс , в котором предмет осуществляет пробег от «нуля» к «единице». из которой впоследствии разовьется новая органическая целостность. В обстоятельствах современного социокультурного кризиса, когда противоречия человеческой сущности обнажились и вышли на поверхность , понятие С. наполняется особой актуальностью и приобретает категориальный статус. Процессы С. особенно органичны для культуры. Они требуют максимального напряжения жизненных сил и способностей человека . В С. проявляется максимальное творчество . В этой связи понятие С. является методологически важной категорией для философского и культурологического исследования.

3) Становление - — постоянное, охватывающее все изменение , возникновение или исчезновение. Противопоставление С. бытию как устойчивости и неизменности берет свое начало в антич. философии. Гераклит растворял бытие в С. и представлял мир как становящееся, текучее, вечно изменчивое целое. Парменид , напротив, считал С. кажимостью и подлинное существование приписывал только бытию. В онтологии Платона вечно существующий умопостигаемый мир идей является парадигмой для вечно становящегося чувственно воспринимаемого мира. Аристотель , отказавшийся от бытия в форме особого мира идей, придал С. характеристику направленности. В средневековой философии источником и одновременно целью всякого С. становится Бог. Описание мира как С. предполагает особую систему категорий, отличную от той, на которой основывается описание мира как бытия. С. описывается в координатах абсолютных категорий, в то время как бытие нуждается для своего описания в сравнительных категориях (см.: Абсолютные категории и сравнительные категории).

4) Становление - - переход от одной определенности бытия к другой . Все существующее является становящимся, а его бытие есть становление . Отношение бытия к становлению представляет собой старую проблему. У Парменида становление растворяется в бытии, у Гераклита - наоборот. Позже, в ходе развития философии, становление опять получило приоритет перед бытием. Согласно учению неотомизма о действии и потенции, становление состоит из уже осуществленного действия и из еще не осуществленной потенции (внутренние причины становления). Если процесс становления вызывается производящей причиной, то направляется он др. причиной - целью . Благодаря энтелехии цель может содержаться в самом становящемся. Последней причиной любого становления является аристотелевский proton kinun , на место которого схоластика ставит Бога. В соответствии с этим Бог становится источником и одновременно целью всякого становления; см. Ничто .

5) Становление - — философская категория , выражающая спонтанную изменчивость вещей и явлений — их непрерывный переход, превращение в др. Классическим представителем концепции С. был Гераклит, понимание к-рым действительности можно выразить в формуле “ все течет ”. Категория С. органически связана с диалектическим воззрением на мир: в ее основе лежит взгляд на любую вещь , явление как на единство противоположностей — бытия и небытия; она несовместима с метафизическим представлением о возникновении и развитии как о простом количественном увеличении и уменьшении. Диалектическое содержание категории С. подробно развил Гегель ; в его философии категория С. выступает в качестве “первой истины”, составляющей “стихию” всего последующего развития логических определений идеи (категории). С. как единство бытия и ничто представляет собой абстрактное выражение возникновения, порождения вещей и явлений: не существует ничего такого, “что не было бы средним состоянием между бытием и ничто” (Гегель). Ленин в “Философских тетрадях” подчеркнул важное значение приведенного здесь гегелевского положения.

Становление

- понятие , указывающее на переходные состояния, ведущие к оформлению вещей и явлений, к обособлению органических и человеческих индивидов, к самоопределению природных и общественных систем. Вместе с понятиями изменения, возникновения, преобразования, обновления, формирования, воспроизводства понятие С. входит в состав определений, характеризующих более широкие понятия бытия, движения , процесса . С. фиксирует некую . парадоксальность бытия: вещь ( организм , событие , идея ) уже определилась, но ее еще нет; ее еще нет, но она уже оказывает воздействие на окружающую среду, меняет совокупность условий и течение событий. Парадоксальность С. переводит это понятие в ранг характеристик человеческого бытия, его единства и разнообразия, его проблемности и противоречивости. Само формирование человеческой личности дает весьма выразительный пример С. Стадия С. личности - это период складывания и оформления элементарных структур самостоятельной деятельности ребенка; эти структуры еще являются отчасти внешними - включенными в совместно-разделенную деятельность со взрослыми, - но отчасти уже "слитыми" с индивидуальными силами ребенка, обосновывают его самостоятельные действия, ориентации, решения, расширяют круг его общения с миром. С. как указание на проблемность человеческой деятельности и раскрывающегося в ней бытия, подчеркивает "незавершенность" самого человека , необходимость для него "достраивать" формы своего мышления, познания и общения с миром (см. " Движение ", " Бытие ", "Процесс"). В. Е. Кемеров

В условиях современного глобального кризиса из всех форм движения (функционирование, развитие , становление ) на первый план выдвигается С., как доминанта социокультурных процессов. Если в процессах функционирования какой-либо системы осуществляется поддержание ее в активном, действующем состоянии, а в процессах развития происходит движение системы из ее элементарной формы в органическую целостность , то С. предполагает процесс , в котором предмет осуществляет пробег от «нуля» к «единице». из которой впоследствии разовьется новая органическая целостность. В обстоятельствах современного социокультурного кризиса, когда противоречия человеческой сущности обнажились и вышли на поверхность , понятие С. наполняется особой актуальностью и приобретает категориальный статус. Процессы С. особенно органичны для культуры. Они требуют максимального напряжения жизненных сил и способностей человека . В С. проявляется максимальное творчество . В этой связи понятие С. является методологически важной категорией для философского и культурологического исследования.

— постоянное, охватывающее все изменение , возникновение или исчезновение. Противопоставление С. бытию как устойчивости и неизменности берет свое начало в антич. философии. Гераклит растворял бытие в С. и представлял мир как становящееся, текучее, вечно изменчивое целое. Парменид , напротив, считал С. кажимостью и подлинное существование приписывал только бытию. В онтологии Платона вечно существующий умопостигаемый мир идей является парадигмой для вечно становящегося чувственно воспринимаемого мира. Аристотель , отказавшийся от бытия в форме особого мира идей, придал С. характеристику направленности. В средневековой философии источником и одновременно целью всякого С. становится Бог. Описание мира как С. предполагает особую систему категорий, отличную от той, на которой основывается описание мира как бытия. С. описывается в координатах абсолютных категорий, в то время как бытие нуждается для своего описания в сравнительных категориях (см.: Абсолютные категории и сравнительные категории).

- переход от одной определенности бытия к другой . Все существующее является становящимся, а его бытие есть становление . Отношение бытия к становлению представляет собой старую проблему. У Парменида становление растворяется в бытии, у Гераклита - наоборот. Позже, в ходе развития философии, становление опять получило приоритет перед бытием. Согласно учению неотомизма о действии и потенции, становление состоит из уже осуществленного действия и из еще не осуществленной потенции (внутренние причины становления). Если процесс становления вызывается производящей причиной, то направляется он др. причиной - целью . Благодаря энтелехии цель может содержаться в самом становящемся. Последней причиной любого становления является аристотелевский proton kinun , на место которого схоластика ставит Бога. В соответствии с этим Бог становится источником и одновременно целью всякого становления; см. Ничто .

— философская категория , выражающая спонтанную изменчивость вещей и явлений — их непрерывный переход, превращение в др. Классическим представителем концепции С. был Гераклит, понимание к-рым действительности можно выразить в формуле “ все течет ”. Категория С. органически связана с диалектическим воззрением на мир: в ее основе лежит взгляд на любую вещь , явление как на единство противоположностей — бытия и небытия; она несовместима с метафизическим представлением о возникновении и развитии как о простом количественном увеличении и уменьшении. Диалектическое содержание категории С. подробно развил Гегель ; в его философии категория С. выступает в качестве “первой истины”, состав ляющей “стихию” всего последующего развития логических определений идеи (категории). С. как единство бытия и ничто представляет собой абстрактное выражение возникновения, порождения вещей и явлений: не существует ничего такого, “что не было бы средним состоянием между бытие м и ничто” (Гегель). Ленин в “Философских тетрадях” подчеркнул важное значение приведенного здесь гегелевского положения.

Значение слова Становление в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Структурализм - общее обозначение ряда направлений в социальногуманитарном познании ...
  • Социологизм - философскосоциологическая установка утверждающая первостепенное и исключительное значение ...
  • Смех - культурнопсихологический феномен в котором выражается способность человека ...
  • Синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале ...
  • Симулякр - см.: Симуляция . ...
  • Семантика - (от греч. semantikos обозначающий) раздел языкознания ...
  • Схоластика - (от греч. scholastikos школьный, ученый) христианизированная философия ...
  • Складка - понятие относящееся к философии различия и характеризующее ...
  • Система - целостный объект состоящий из элементов, находящихся во ...
  • Сингулярность - одно из понятий, складывающееся в современной философии. ...
  • Символ - (греч. бросание, метание совместно несколькими лицами чеголибо; ...
  • Семантика - раздел семиотики, в котором изучаются значение и ...
  • Сексизм - политическая дискриминация по признаку пола, "половой расизм ...
  • Свойство - момент качественной определенности "своего" (самобытия, вещи А), ...
  • Аномалия - (от греч. а отриц. частица и nomos ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари