Что такое Саддукеи? Значение слова Саддукеи в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Саддукеи -

Саддукеи - название одной из трех древнееврейских религиозных сект,или, по выражению Иосифа Флавия, трех философских школ, возникших вэпоху расцвета династии Маккавеев (ок. 150 д. до Р. Хр.) ипросуществовавших вплоть до покорения иудейского государства римлянами(70 д. по Р. Хр.) Эти три секты - С., фарисеи и ессеи - в основныхчертах своих всецело выросли на почве учения Моисея и представляли лишьпродукт различного отношения к способу применения его в жизни; но И.Флавий, с целью сделать понимание еврейских сект доступным для своихнееврейских читателей, сравнивает, на основании некоторого внешнегосходства, С. с эпикурейцами, фарисеев - со стоиками, ессеев - спифагорейцами. Так как ессеи, согласно своему учению, устранялись отвсякого участия в политической жизни народа, то борьба между остальнымидвумя сектами и резкая противоположность в их взглядах и стремленияхсоставляет главное содержание исторической жизни еврейского народа зауказанный период времени и, в известном отношении, отразилась и надальнейшей судьбе еврейской религии. В отличие от фарисеев, религиозныевоззрения которых в значительной степени сохранились в талмудическойлитературе, С., как школа, никаких письменных памятников после себя неоставили; тем не менее мы обладаем достоверными о них сведениями,благодаря тем фрагментарным сообщениям, которые имеются о них у И.Флавия и в Талмуде. В общем, эти сведения согласны между собою изаслуживают тем большего доверия, что вполне подтверждаются книгамиНового Завета. Согласно одному довольно позднему талмудическомуисточнику, секта С. названа была так будто бы по имени своегооснователя, некоего Садока, ученика известного мудреца АнтигонаСохоского. Последний, между прочим, учил: не будьте как рабы, служащиесвоему господину в расчете получить за то вознаграждение, а будьте какрабы, служащие своему господину (из любви) без всяких расчетов навознаграждение. Садок, будто бы, понял слова учителя в том смысле, чтоникакое вознаграждение не ожидает человека за гробом и что,следовательно, человеку следует заботиться лишь о своем земномблагополучии, как это и делали С., которые все отличались своимбогатством и роскошным образом жизни. Новейшие исследователи (Гейгер идр.) полагают, что С. названы так по имени библейского Садока (I ЦарейII. 35), родоначальника древней династии первосвященников. Послевозвращения иудеев из вавилонского пленения, за все время зависимостииудеи от персов и македонян, Садокиды сосредоточивали в своих руках нетолько духовную власть над народом, но и светскую. Как Аарониды, С.пользовались большими доходами, которые, в виде религиозных налогов,взимались, согласно Моисееву закону, со всех произведений земли; такимобразом С. составляли не только родовую, но и денежную аристократию вИудее. Своего влияния и могущества Саддукеи не лишились и тогда, когдаглавенство над народом перешло в руки священнического рода Хасмонеев(Маккавеев), которому народ обязан был своей независимостью. Группируясьвокруг династии Хасмонеев в качестве их военачальников и советников, С.сумели сосредоточить в своих руках военную и административную власть встране, лишь редко уступая фарисеям, как это было, напр., во время9-летнего царствования Саломеи Александры, когда судьбами Иудеинеограниченно распоряжался брат царицы, фарисей Симон бен Шетах. Вскорепосле окончательного уничтожения Маккавеевой династии Иродом (37 л. доР. Хр.) к старой саддукейской партии примкнул священнический родБоэтусеев, родоначальник которых, Боэтус, выдал дочь свою за Ирода и былвозведен последним в сан первосвященника. Получив власть, Боэтусеислились с С. в одну партию; вот почему С. в талмудической литературеодинаково называются то С., то Боэтусеями. В силу своего официальногоположения, С. не могли не сталкиваться с иноземными элементами и были,поэтому, в значительной мере заражены духом эллинизма. Тем не менее онистояли на страже Моисеева закона, считая себя его охранителями, -отчасти потому, что за этот закон они проливали свою кровь под знаменамиМаккавеев, но отчасти также и потому, что этот закон был для них, какдля Ааронидов, источником влияния и богатства. По свидетельству Флавия иТалмуда, С., в противоположность фарисеям, признавали один толькописанный закон Моисея (И. Флавий, "Древности" XIII, 10, 6; XVIII, 1, 4;Евангелие от Матф., XV, 2; от Марка, Vll, 3), отвергая все народныеобычаи, накопившиеся в продолжение целого ряда столетий, и всепостановления позднейших законоучителей, целью которых было изолированиееврейского народа и ограждение его от иноземного влияния. Несмотря накажущиеся облегчения закона, которые представляла саддукейская доктрина,масса, по свидетельству Флавия, не доверяла С.: она видела, как частоэти официальные представители закона, строго наказывавшие других замалейшее его нарушение, сами позволяли себе нарушать его не толькотайно, но и явно, прикрывая свои согрешения властью и влиянием. Не пошелза С. народ также и потому, что жить по библейской букве становилосьиногда совершенно невозможным. Обрядовая сторона Моисеева закона, вособенности многочисленные, подчас довольно тягостные предписанияотносительно соблюдения так называемой ритуальной чистоты - предписания,которые когда-то, в более отдаленную эпоху, имели глубокий смысл изначение, - при изменившихся условиях жизни не только потеряли смысл, нои сделали жизнь еврея прямо немыслимой как в Иудее, так и в особенностивне Палестины, где он на каждом шагу приходил в соприкосновение сязычниками. Еще резче было противоречие между уголовными законами Моисеяи этическими понятиями народа, развившимися вместе с ушедшей впередкультурой. Моисеев закон карает телесным наказанием и даже смертнойказнью не только покушение на жизнь и благополучие ближнего, но инарушение чисто религиозных постановлений. последнее имело еще некотороеоправдание в древнееврейской теократии, когда Моисеев закон имелзначение государственной конституции и когда всякое нарушение его былоравносильно оскорблению божества. С учреждением светской власти Моисеевзакон должен был превратиться из государственной конституции врелигиозный кодекс, - а религии свойственно поучать и увещевать, но некарать и умерщвлять. фарисеи, которые, по свидетельству Флавия,считались "искуснейшими толкователями закона", признавали, наравне с С:,что божественный закон не отменим, но приложили все усилия свои к тому,чтобы примирить его с жизнью. Целым рядом искусственных толковательныхприемов и введением разного рода фикций они придавали букве законанесвойственный ей смысл, но такой именно, при котором закон переставалпротиворечить требованиям жизни и началам этики. С., как элементконсервативный, отвергали эти толкования и эти фикции, отчасти потому,что считали их дерзким нововведением, но отчасти также и потому, чтофарисеи, с завистью глядевшие на религиозные прерогативы С., частообнаруживали в своих толкованиях стремление к урезыванию этих прерогативи к подчинению С, своему влиянию. Из указанного отношения С. к писанномуи устному закону вытекают все отличительные черты этой секты и всемотивы разноглася между нею и фарисейской, как в вопросах обрядовых июридических, так и в вопросах религиозной догматики. Во всех этихразногласиях С. стояли на почве библейского текста в буквальном егосмысле и отвергали все религиозные обычаи, не имевшие основания вБиблии. Так, напр. С. учили, что праздник седмиц всегда приходится навоскресный день (подобно празднику Троицы у христиан), впротивоположность фарисеям, приурочившим этот праздник к 6-му Сивана, впамять синайского законодательства. Буквальный смысл текста был,конечно, на стороне С. То же самое можно сказать и о всех приведенных вТалмуде разногласиях между С. и фарисеями по вопросам ритуальной чистотыи соблюдения субботнего покоя. Во всех этих случаях С. отстаивали буквузакона и не допускали никаких в нем облегчений, по крайней меретеоретически, хотя на практике вряд ли сами С. следовали своему учению,в виду абсолютной почти невыполнимости многих из относящихся сюдазаконов. С. отвергали обряд возлияния воды на алтарь в праздник Кущей;обряд этот не имеет основания в Моисеевом законе, но он был оченьпопулярен в народе и совершался с большой торжественностью. Некоторыеполагают, что он был введен древними хасидеями (предшественникамифарисеев), как попытка к замене кровавых жертв в храме бескровными. Этотименно обряд послужил поводом к возмущению народа противцаря-первосвященника Александра-Янная (95 л. до Р. Хр.) и к кровавойрасправе последнего с приверженцами фарисеев. Однажды Яннай исполнял впраздник Кущей обязанность первосвященника в храме. Поданную ему длявозлияния воду в серебряной чаше он, как истый С., вместо того, чтобывозлить на алтарь, вылил на землю. Присутствовавший в храме народ былвозмущен явным презрением царя-первосвященника к старинному обычаю встал бросать в него райскими яблоками, которые евреи в этот праздникдержат обыкновенно в руках во время молитвы. По приказу царя царскаястража бросилась на безоружный народ; тысячи погибли от ее мечей,обагрив своею кровью святое место. Вспыхнувшая вскоре поели этогошестилетняя междоусобная война между саддукеями и фарисеями стоилапоследним 50000 жертв, а оставшиеся в живых фарисеи должны были искатьубежища в соседних странах, преимущественно в Египте. В уголовныхпроцессах, по словам И. Флавия, С. отличались гораздо большейстрогостью, чем фарисеи. И в этом отношении С. стояли на почвебиблейского закона, применяющего смертную казнь в самых широкихразмерах. Уголовное право фарисеев стремилось к полному упразднениюсмертной казни, если не de jure, то de facto, достигая этого с однойстороны своеобразными толкованиями текстов, с другой - предоставлениемсамых широких прав защите, в ущерб обвинению; С. отвергали и то, идругое, памятуя слова Моисея: "да не сжалится над ним око твое" и "даискоренится зло из среды твоей". Древний закон: "око за око, зуб за зуб"С. толковали, по словам одного источника, в буквальном смысле, впротивоположность фарисеям, понимавшим его в смысле денежной пени. В томже источнике сообщается, что у С. был в употреблении особый кодекс онаказаниях, налагаемых за разные преступления, и что день отмены этогокодекса фарисеями объявлен был навсегда народным праздником. Естьоснование думать, что кодекс этот касался тех преступлений противрелигиозных предписаний, за который Моисеев закон, не определяя формынаказания, угрожает вообще "истреблением из среды народа". Фарисеипонимали это "истребление" в смысле небесной кары (преждевременнаясмерть или смерть без потомства), С. - в смысли судебного наказаниясмертью или изгнанием. В согласии с изложенным стоят те факты, чтопервосвященник Каиафа, председательствовавший в синедрионе, которым былосужден Христос, принадлежал к секте С. (Деян. Ап. IV, 6 и V, 17), и чточлен синедриона, фарисей Гамалиил (бывший учитель апостола Павла),выступил защитником апост. Петра против своих саддукейских коллег,решивших предать его смертной казни. По вопросам религиозной догматикиисточники указывают следующие три особенности саддукейскогомиросозерцания: признание абсолютной свободной воли человека, отрицаниебессмертия души и воскресения мертвых и, наконец, отрицание ангелов идухов. В противоположность ессеям, ставившим поступки людей в полнуюзависимость от предопределения, а также фарисеям, предоставлявшим лишьограниченную роль свободной воде человека, Саддукеи утверждали, что Богне имеет никакого влияния на человеческие деяния - ни на злые, ни надобрые. Выбор между добром и злом предоставлен вполне свободной волечеловека; каждый по собственному усмотрению переходит на ту или другуюсторону. И в этом отношении С. стояли на древней библейской точкезрения, явно выраженной, между прочим, в следующем тексте: "Смотри,предлагаю тебе ныне жизнь и добро, и смерть, в зло... избери же жизнь,дабы жив был ты и потомство твое". Очень вероятно, что именно впризнании С. абсолютной свободы воли человека и, следовательно,ответственности его за свои поступки, и кроется их чрезмерная строгостьв уголовных процессах. Отрицание судьбы, в смысле фатальностичеловеческих поступков, вовсе не исключает, впрочем, возможностьпризнания С. идеи о Божьем Промысле вообще - идеи, которая дожить воснове всего учения Моисея и пророков. По учению С., как оно переданоФлавием, человек сам является ответственным за свое благополучие, равнокак и за свое несчастье. Подобное мировоззрение свойственно,обыкновенно, людям богатым и властным, какими и были С. Об отрицании С.бессмертия души и всякого загробного воздаяния прямо говорит Флавий("Иуд. война", II, 7, 4); об отрицании ими воскресения мертвыхсвидетельствуется во многих местах Нового Завета (Евангелие от Матфея,XXII, 20 и параллельные места, Деян. Ап. ХХIII, 8). И в этом отношенииС. стояли на почве буквы библейского закона, который прямо на загробноевозмездие нигде не ссылается, и вообще, вроде признания единства ибестелесности Бога, никакой догматики не касается. Нет, однако,сомнения, что идея о загробном существовании не чужда были древнимевреям; об этом свидетельствует, между прочим, рассказ о вызыванииСаулом тени пророка Самуила; о воскресении мертвых ясно говорится и упророка Даниила (XII, 2). Все это говорит в пользу высказанного ещедревнейшими отцами церкви мнения, что С., подобно отчасти самаритянам,признавали абсолютный религиозный авторитет лишь за книгами Моисея, несчитая для себя обязательными книги пророков и др. Надо полагать, чтоС., как потомкам священнического рода, соперничавшего с потомками Давидаза власть и влияние, не были по душе книги пророков, проникнутыемессианской идеей, с ее надеждами на спасение народа именно отпрыском издома Давида. Новейшими исследованиями проф. Хвольсона установлено, чтоза все время существования второго храма все первосвященники его -которые, вопреки еврейской традиции, были вместе с тем и председателямиИерусалимского синедриона - принадлежали исключительно к саддукейскойсекте. Только за несколько лет до окончательного разгрома Иерусалима, всмутное время народного восстания, когда власть перешла в рукидемократов фарисеев, саддукейские первосвященники уступили местофарисейским. В это же время издан был целый ряд законоположений,направленных к тому, чтобы ослабить по возможности суддукейскую секту. Спадением Иерусалима и упразднения жертвоприношения С. разом потеряли какполитическое свое могущество, так и духовное свое значение. Партиярастворилась и исчезла с исторической арены. Одни из С. примкнули кфарисеизму, принявшему, под влиянием изменившихся политических условий,форму талмудического еврейства; другие, в виде разрозненных элементов,продолжали тайно исповедывать свое учение, не осмеливаясь открытопротестовать против усиливавшегося с каждым годом талмудизма. Лишь вVIII в. после Р. Хр. обломки саддукеизма возродились к новой жизни,образовав секту караимов, учение которых составляет своеобразнуюамальгаму из саддукеизма и фарисеизма. Литература. Кроме соч., указанных у Е. Schurer, "Geschichte d.Judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi" (т. II, 1886), см. такжеChwolson, "Das letzte Passamahl Christi" (1892); "О религиозных партияхевреев во время 2-го храма" ("Сборник ист. юрид. быта евр.", Киев,1866); Л. Каценельсон, "С. и фарисеи" ("Восход", 1897-98). Л. К.

Саддукеи

Саддукеи - название одной из трех древнееврейских религиозных сект,или, по выражению Иосифа Флавия, трех философских школ, возникших вэпоху расцвета династии Маккавеев (ок. 150 д. до Р. Хр.) ипросуществовавших вплоть до покорения иудейского государства римлянами(70 д. по Р. Хр.) Эти три секты - С., фарисеи и ессеи - в основныхчертах своих всецело выросли на почве учения Моисея и представляли лишьпродукт различного отношения к способу применения его в жизни; но И. Флавий , с целью сделать понимание еврейских сект доступным для своихнееврейских читателей, сравнивает, на основании некоторого внеш него сходства, С. с эпикурейцами, фарисеев - со стоиками, ессеев - спифагорейцами. Так как ессеи, согласно своему учению, устранялись отвсякого участия в политической жизни народ а, то борьба между остальнымидвумя секта ми и резкая против оположность в их взглядах и стремленияхсоставляет главное содержание исторической жизни еврейского на рода зауказанный период времени и, в известном отношении, отразилась и надальнейшей судьбе еврейской религии. В отличие от фарисеев, религиозныевоззрения которых в значительной сте пени сохранились в талмудическойлитературе, С., как школа , никаких письменных памятников после себя неоставили; тем не менее мы обладаем достоверными о них сведениями,благодаря тем фрагментарным сообщениям, которые имеются о них у И.Флавия и в Талмуде. В общем, эти сведения согласны между собою изаслуживают тем большего доверия, что вполне подтверждаются книгамиНового Завета. Согласно одному довольно позднему талмудическомуисточнику, секта С. названа была так будто бы по имени своегооснователя, некоего Садок а, ученика известного мудреца АнтигонаСохоского. После дний, между прочим, учил: не будьте как рабы, служащие своему госп один у в расчете получить за то вознаграждение , а будьте какрабы, служащие своему господину (из любви) без всяких расчетов навознаграждение. Садок, будто бы, понял слова учителя в том смысл е, чтоникакое вознаграждение не ожидает человек а за гробом и что,следовательно, человеку следует заботиться лишь о своем земномблагополучии, как это и делали С., которые все отличались своимбогатством и роскошным об разом жизни. Новейшие исследователи ( Гейгер идр.) полагают, что С. названы так по имени библейского Садока (I ЦарейII. 35), родоначальник а древней династии первосвященников. Послевозвращения иудеев из вавилонского пленения, за все время зависимостииудеи от персов и македонян, Садокиды сосредоточивали в своих руках нетолько духовную власть над народом, но и светскую. Как Аарониды, С.пользовались большими доходами, которые, в виде религиозных налогов,взимались, согласно Моисеев у закон у, со всех произведений земли; такимобразом С. составляли не только родовую, но и денежную аристократию вИудее. Своего влияния и могущества Саддукеи не лишились и тогда , когда главенство над народом перешло в руки священнического рода Хасмонеев(Маккавеев), которому народ обязан был своей независимостью. Группируясьвокруг династии Хасмонеев в качестве их военачальников и советников, С.сумели сосредоточить в своих руках военную и административную власть встране, лишь редко уступая фарисеям, как это было , напр., во время9-летнего царствования Саломеи Александры, когда судьбами Иудеинеограниченно распоряжался брат царицы , фарисей Симон бен Шетах. Вскоре после окончательного уничтожения Маккавеевой династии Иродом (37 л. доР. Хр.) к старой саддукейской партии примкнул священнический родБоэтусеев, родоначальник которых, Боэтус, выдал дочь свою за Ирода и былвозведен последним в сан первосвященника. Получив власть, Боэтусеислились с С. в одну партию; вот почему С. в талмудической литературеодинаково называются то С., то Боэтусеями. В силу своего официальногоположения, С. не могли не сталкиваться с иноземными элементами и были,поэ тому , в значительной мере заражены духом эллинизма. Тем не менее онистояли на страже Моисеева закона, считая себя его охранителями, - отчасти потому , что за этот закон они проливали свою кровь под знаменамиМаккавеев, но отчасти также и потому, что этот закон был для них, какдля Ааронидов, источником влияния и богатства. По свидетельству Флавия иТалмуда, С., в противоположность фарисеям, признавали один толькописанный закон Моисея (И. Флавий, "Древности" XIII, 10, 6; XVIII, 1, 4; Евангелие от Матф., XV, 2; от Марка , Vll, 3), отвергая все народные обычаи , накопившиеся в про должен ие целого ряда столетий, и всепостановления позднейших законоучителей, целью которых было изолированиееврейского народа и ограждение его от иноземного влияния. Несмотря накажущиеся облегчения закона, которые представляла саддукейская доктрина,масса, по свидетельству Флавия, не доверяла С.: она видела, как частоэти официальные представители закона, строго наказывавшие других замалейшее его нарушение , сами позволяли себе нарушать его не только тайно , но и явно , прикрывая свои согрешения властью и влияние м. Не пошелза С. народ также и потому, что жить по библейской букве становилосьиногда совершенно невозможным. Обряд овая сторона Моисеева закона, вособенности многочисленные, подчас довольно тягостные предписанияотносительно соблюдения так называемой ритуальной чисто ты - предписания,которые когда-то , в более отдаленную эпоху, имели глубокий смысл и значение , - при изменившихся условиях жизни не только потеряли смысл, нои сделали жизнь еврея прямо немыслимой как в Иудее, так и в особенностивне Палестины, где он на каждом шагу приходил в соприкосновение сязычниками. Еще резче было противоречие между уголовными законами Моисеяи этическими понятиями народа, развившимися вместе с ушедшей впередкультурой. Моисеев закон карает телесным наказанием и даже смертной казнь ю не только покушение на жизнь и благополучие ближнего, но инарушение чисто религиозных постановлений. последнее имело еще некотороеоправдание в древнееврейской теократии, когда Моисеев закон имелзначение государственной конституции и когда всякое нарушение его былоравносильно оскорблению божества. С учреждением светской власти Моисеевзакон должен был превратиться из государственной конституции в религиозный кодекс , - а религии свойственно поучать и увещевать , но некарать и умерщвлять . фарисеи, которые, по свидетельству Флавия,считались "искуснейшими толкователями закона", признавали, наравне с С:,что божественный закон не отменим, но приложили все усилия свои к тому, чтобы примирить его с жизнью. Целым рядом искусственных толковательныхприемов и введением разного рода фикций они придавали букве законанесвойственный ей смысл, но такой именно , при котором закон переставалпротиворечить требованиям жизни и началам этики. С., как элементконсервативный, отвергали эти толкования и эти фикции , отчасти потому,что считали их дерзким нововведением, но отчасти также и потому, чтофарисеи, с завистью глядевшие на религиозные прерогативы С., частообнаруживали в своих толкованиях стремление к урезыванию этих прерогативи к подчинению С, своему влиянию. Из указанного отношения С. к писанномуи устному закону вытекают все отличительные черты этой секты и всемотивы разноглася между нею и фарисейской, как в вопросах обрядовых июридических, так и в вопросах религиозной догматики. Во всех этихразногласиях С. стояли на почве библейского текста в буквальном егосмысле и отвергали все религиозные обычаи, не имевшие основания вБиблии. Так, напр. С. учили, что праздник седмиц всегда приходится навоскресный день (подобно празднику Троицы у христиан), впротивоположность фарисеям, приурочившим этот праздник к 6-му Сивана, впамять синайского законодательства. Буквальный смысл текста был,конечно, на стороне С. То же самое можно сказать и о всех приведенных вТалмуде разногласиях между С. и фарисеями по вопросам ритуальной чистотыи соблюдения субботнего покоя. Во всех этих случаях С. отстаивали буквузакона и не допускали никаких в нем облегчений, по крайней меретеоретически, хотя на практике вряд ли сами С. следовали своему учению,в виду абсолютной почти невыполнимости многих из относящихся сюдазаконов. С. отвергали обряд возлияния воды на алтарь в праздник Кущей;обряд этот не имеет основания в Моисеевом законе, но он был оченьпопулярен в народе и совершался с большой торжественностью. Некоторыеполагают, что он был введен древними хас идея ми (предшественникамифарисеев), как попытка к замене кровавых жертв в храме бескровными. Этот именно обряд послужил поводом к возмущению народа противцаря-первосвященника Александра-Янная (95 л. до Р. Хр.) и к кровавойрасправе последнего с приверженцами фарисеев. Однажды Яннай исполнял впраздник Кущей обязанность первосвященника в храме. Поданную ему длявозлияния воду в серебряной чаше он, как истый С., в место того , чтобывозлить на алтарь, вылил на землю. Присутствовавший в храме народ былвозмущен явным презрением царя-первосвященника к старинному обычаю встал бросать в него райскими яблоками, которые евреи в этот праздникдержат обыкновенно в руках во время молитвы . По приказу царя царскаястража бросилась на безоружный народ; тысячи погибли от ее мечей,обагрив своею кровью святое место. Вспыхнувшая вскоре поели этого шестилетняя междоусобная война между саддукеями и фарисеями стоилапоследним 50000 жертв, а оставшиеся в живых фарисеи должны были искатьубежища в соседних странах, преимущественно в Египте. В уголовныхпроцессах, по словам И. Флавия, С. отличались гораздо большейстрогостью, чем фарисеи. И в этом отношении С. стояли на почвебиблейского закона, применяющего смертную казнь в самых широких размерах. Уголовное право фарисеев стремилось к полному упразднениюсмертной казни , если не de jure, то de facto, достигая этого с однойстороны своеобразными толкованиями текстов, с другой - предоставлениемсамых широких прав защите, в ущерб обвинению; С. отвергали и то, идругое, памятуя слова Моисея: "да не сжалится над ним око твое" и "даискоренится зло из среды твоей". Древний закон: "око за око, зуб за зуб"С. толковали, по словам одного источника, в буквальном смысле, впротивоположность фарисеям, понимавшим его в смысле денежной пени. В томже источнике сообщается, что у С. был в употреблении особый кодекс онаказаниях, налагаемых за разные преступления, и что день отмены этогокодекса фарисеями объявлен был навсегда народным праздником. Естьоснование думать , что кодекс этот касался тех преступлений противрелигиозных предписаний, за который Моисеев закон, не определяя формынаказания, угрожает вообще "истреблением из среды народа". Фарисеи понимали это "истребление" в смысле небесной кары (преждевременная смерть или смерть без потомства), С. - в смысли судебного наказаниясмертью или изгнанием. В согласии с изложенным стоят те факты , чтопервосвященник Каиафа , председательствовавший в синедрионе, которым былосужден Христос , принадлежал к секте С. (Деян. Ап. IV, 6 и V, 17), и чточлен синедриона, фарисей Гамалиил ( бывший учитель апостола Павла),выступил защитником апост. Петра против своих саддукейских коллег,решивших предать его смертной казни. По вопросам религиозной догматикиисточники указывают следующие три особенности саддукейскогомиросозерцания: признание абсолютной свободной воли человека, отрицаниебессмертия души и воскресения мертвых и, наконец , отрицание ангелов идухов. В противоположность ессеям, ставившим поступки людей в полнуюзависимость от предопределения, а также фарисеям, предоставлявшим лишьограниченную роль свободной воде человека, Саддукеи утверждали, что Богне имеет никакого влияния на человеческие деяния - ни на злые, ни надобрые. Выбор между добро м и злом предоставлен вполне свободной волечеловека; каждый по собственному усмотрению переходит на ту или другуюсторону. И в этом отношении С. стояли на древней библейской точкезрения, явно выраженной, между прочим, в следующем тексте: "Смотри,предлагаю тебе ныне жизнь и добро, и смерть, в зло... избери же жизнь,дабы жив был ты и потомство твое". Очень вероятно , что именно впризнании С. абсолютной свободы воли человека и, следовательно,ответственности его за свои поступки, и кроется их чрезмерная строгостьв уголовных процессах. Отрицание судьбы, в смысле фатальностичеловеческих поступков, вовсе не исключает, впрочем , возможностьпризнания С. идеи о Божьем Промысле вообще - идеи, которая дожить воснове всего учения Моисея и пророков. По учению С., как оно переданоФлавием, человек сам является ответственным за свое благополучие, равнокак и за свое несчастье . Подобно е мировоззрение свойственно,обыкновенно, людям богатым и властным, какими и были С. Об отрицании С.бессмертия души и всякого загробного воздаяния прямо говорит Флавий("Иуд. война", II, 7, 4); об отрицании ими воскресения мертвыхсвидетельствуется во многих места х Нового Завета (Евангелие от Матфея,XXII, 20 и параллельные места, Деян. Ап. ХХIII, 8). И в этом отношенииС. стояли на почве буквы библейского закона, который прямо на загробноевозмездие нигде не ссылается, и вообще, вроде признания единства ибестелесности Бога, никакой догматики не касается. Нет, однако,сомнения, что идея о загробном существовании не чужда были древнимевреям; об этом свидетельствует, между прочим, рассказ о вызыванииСаулом тени пророка Самуила; о воскресении мертвых ясно говорится и упророка Даниила (XII, 2). Все это говорит в пользу высказанного ещедревнейшими отцами церкви мнения, что С., подобно отчасти самаритянам,признавали абсолютный религиозный авторитет лишь за книгами Моисея, несчитая для себя обязательными книги пророков и др. Надо полагать , чтоС., как потомкам священнического рода, соперничавшего с потомками Давида за власть и влияние, не были по душе книги пророков, проникнутыемессианской идеей, с ее надеждами на спасение народа именно отпрыском издома Давида. Новейшими исследованиями проф. Хвольсона установлено, чтоза все время существования второго храма все первосвященники его -которые, вопреки еврейской традиции , были вместе с тем и председателямиИерусалимского синедриона - принадлежали исключительно к саддукейскойсекте. Только за несколько лет до окончательного разгрома Иерусалима, всмутное время народного восстания, когда власть перешла в рукидемократов фарисеев, саддукейские первосвященники уступили местофарисейским. В это же время издан был целый ряд законоположений,направленных к тому, чтобы ослабить по возможности суддукейскую секту. Спадением Иерусалима и упразднения жертвоприношения С. разом потеряли какполитическое свое могущество , так и духовное свое значение. Партиярастворилась и исчезла с исторической арены . Одни из С. примкнули кфарисеизму, принявшему, под влиянием изменившихся политических условий,форму талмудического еврейства; другие, в виде разрозненных элементов,продолжали тайно исповедывать свое учение , не осмеливаясь открытопротестовать против усиливавшегося с каждым годом талмудизма. Лишь вVIII в. после Р. Хр. обломки саддукеизма возродились к новой жизни,образовав секту караимов, учение которых составляет своеобразнуюамальгаму из саддукеизма и фарисеизма. Литература . Кроме соч., указанных у Е. Schurer, "Geschichte d.Judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi" (т. II, 1886), см. такжеChwolson, "Das letzte Passamahl Christi" (1892); "О религиозных партияхевреев во время 2-го храма" ("Сборник ист. юрид. быта евр.", Киев,1866); Л. Каценельсон, "С. и фарисеи" ("Восход", 1897-98). Л. К.

Значение слова Саддукеи в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Самойлов - Самойлов Василий Васильевич С. (род. в 1813 ...
  • Самарканд - Самарканд обл. гор. в Туркестане, админ. центр ...
  • Самарий - Самарий (Sm) один из наиболее редких и ...
  • Сальдо - Сальдо (от латинского saldare выравнивать). Между ...
  • Салоны - Салоны во Франции играли в прежнее время ...
  • Салон - Салон (франц. salon, от итальянск. salone большая ...
  • Салицилокислый - Салицилокислый натрий белый кристаллический порошок, растворяется в0,9 ...
  • Рязань - Рязань Старая с. Рязанской губ., Спасского у., ...
  • Рязанский - Рязанский уезд занимает площадь в 3942,4 кв. вер., ...
  • Рюриковичи - Рюриковичи русский княжеский род. раздробившийся с течением ...
  • Рэлей - Рэлей (JohnWilliam Rayleigh, род. в 1842 г.) ...
  • Рыцарский - Рыцарский Роман. Идеалы и традиции рыцарства отразились, ...
  • Рылеев - Рылеев (Кондратий Федорович) декабрист и поэт. Род. ...
  • Рута - Рута (Ruta graveoleus L.) полукустарник, растет в ...
  • Ящур - Ящур, иначе рыльнокопытная, афтозная болезнь (Maulund KlauenSeuche) ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари