Что такое Закон? Значение слова Закон в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Закон -

Закон Божий - в общем смысле слова, всякое религиозное учение,преподающее своим последователям обязательные нравственные правила жизнии деятельности; в смысле более специальном - один из главных учебныхпредметов начальных и средних учебных заведений, имеющий целью обучениеистинам религии и правилам нравственности, на религиозном ученииоснованным, а также сообщение сведений о богослужении и истории даннойрелигии, ее учреждениях и установлениях. Религиозное обучение на Западерасширялось в той мере, в какой получали преобладание в обществе идеипедагогов богословствующих (напр. Шпенер, Франке) и, наоборот, упадало исокращалось в той мере, в какой приобретали значение теории педагоговфилософствующих (напр. Базедов, Кампе, Фихте, Песталоцци). В настоящеевремя в Европе нет страны, которая не признавала бы либо свободыобучения а след. и права на преподавание З. Божия, либо безусловнойнеобходимости этого учебного предмета. Состав З. Божия, как предметапреподавания в низших учебных заведениях, слагается из катехизиса,церковных молитв, священной истории, объяснения богослужения; в среднихучебных заведениях к этому присоединяется история христианской церкви.Особенно прочно поставлено преподавание З. Божия в протестантскихстранах, где еще со времени Лютера изучение катехизиса составляетнеобходимое условие для конфирмации. В России законоучительство в школахпризнается делом, специально относящимся к деятельности церкви, которая,по силе 64 правила VI всел. собора, допускает к преподаванию З. Божиялишь священнослужителей (священников и диаконов), из неимеющих жесвященного сана, по силе указа 1871 г., лишь принадлежащих к дух.ведомству лиц, окончивших полный курс по меньшей мере дух. семинарии.Епархиальные архиереи назначают из среды духовенства особых наблюдателейза преподаванием З. Божия, дающих отчет в своих наблюденияхнепосредственно архиерею. Разработка дидактики и методики З. Божияпринадлежит, глав. обр., нем. литературе (Schmid, "Paedag.Encyclopadie"; Zezschwitz, "System der christlich. Katechetik"; Palmer,"Evangelische Paedagogie" и др.). Несколько соч. этого рода в последние25 лет появилось и в нашей литературе (прот. К. Ветвеницкого, Страхова,А. Соколова, Тихомирова, С. А. Соллертинского, С. Ширского); лучшие изних - прот. Д. П. Соколова: "Исторический очерк преподавания З. Божия"(в "Руководстве к преподаванию общеобразовательных предметов", СПб.,1874) и "О преподавании З. Божия в средних учебных заведениях" (в журн."Воспитание и Обучение", 1888 г. № 4). Законоучитель обязан руководитьмолитвой детей, домашней, школьной и церковной, внеклассным чтением имиСв. Писания и религиозных книг, исполнением ими христианского долгаисповеди и причащения, соблюдением церковных правил и благочестивыххристианских обычаев и т. д. Состав школьного курса З. Божия в различных странах и в различноевремя был неодинаков. В Германии, где со времен Лютера обучение З. Божиюбыло впервые правильно организовано, сначала предметом изучения был одинкатехизис, и именно "малый катехизис", составленный самим Лютером. В1714 г. гамбургский пастор Гюбнер издал сочин.: "Сто четыре священныеистории", которое было переведено на все языки Европы, в том числе нарусский, и мало-помалу сделалось повсеместно предметом изучения вшколах. Официально свящ. история вошла в программы низших и средних школГермании в последней четверти XVIII в., после издания Фридрихом II в1763 г. "училищного устава". Россия в этом отношении со времен Петра Iследовала по стопам Германии. Первый у нас школьный учебник по З. Божию,составленный Феофаном Прокоповичем, содержал в себе, кроме азбуки иглавных молитв лишь краткий катехизис, излагавший "главнейшие догматыверы и заповеди десятословия", которые и предписывалось Духовнымрегламентом изучать "детям всех званий". Указом сената 20 апр. 1743 г.,согласно определению синода, предписывалось дворянам и разного чиналюдям обучать детей своих букварю и катехизису. В уставе губернскихучреждений Екатерины II предписывалось "детей греко-российскогоисповедания в народных школах обучать катехизису, для познания основанийправославной веры, и толкованию десяти заповедей, для вкоренениянравоучения всеобщего". Лишь по уставу народных училищ 1786 г. положенообучать в них и священной истории. В сенатском указе 1805 г. упоминаетсятолько о катехизисе, но с 1828 г. в программу З. Божия снова входитсвященная история. В XVIII в. в преподавании З. Божия нравоучениепреобладало у нас над учением догматическим: догматы веры изучались лишьнастолько, насколько это считалось нужным для нравоучительных выводов;изложение фактов св. истории приурочивалось к указанию образцовнравственности. Законоучительство, таким образом, и у нас не осталосьсвободным от влияния германской философии. В 1756 г. священникуинженерной школы предписано было преподавать особо "правила строгойнравственности". По уставу сухопутного корпуса, составленному в 1766 г.Бецким, определено было в младшем классе учить детей З. Божию, во второмвозрасте преподавать "учтивство и долг благопристойности", а в третьем -"упражнение истинного христианина и честного человека". С 1766 г.появляются катехизисы иером., а потом митроп. Платона, из которых два -малый и большой, были учебниками в низших и средних школах; нравоучениебыло в них господствующим элементом. На ряду с ними в школах появилась в1786 г. "Книга о должностях человека и гражданина", если несоставленная, то редактированная самою императрицей Екатериной II. Этакнига, иногда только дополнявшая, а иногда заменявшая в школахкатехизис, была плодом философского настроения времени, хотя своиположена основывала отчасти на библейских изречениях и примерах.Философский характер века сказался и в том, что в нескольких другихучебниках по З. Божию, изданных комиссиею об учреждении народных училищ,истины веры доказывались не текстами только Св. Писания, но и доводамиразума. В 1819 г., под влиянием новых веяний, министерство народногопросвещения изъяло из употребления "Книгу о должностях"; в курс З. Божиявведены были избранные "чтения из св. Писания", в нескольких редакциях,из которых старейшая по времени составлена была Филаретом, впоследствиимитроп. московским. Религиознонравственное направление вполне вытеснилонаправление философско-нравственное. В 1823 г. появились катехизисымитрополита Филарета (взамен прежних катехизисов митр. Платона):"Начатки христианского учения" (краткая св. история и краткий катехизис)и "Пространный христианский катехизис". Оба были до начала восьмидесятыхгодов единственными учебниками по катехизису. Известное сочинениенемецкого педагога Цечвица высоко ценит "пространный катехизис" Филаретас дидактической и методической точек зрения, но со стороны отечественныхзаконоучителей-педагогов много слышалось упреков ему и при самом егопоявлении, и в последнее время. С 30-х годов является, как особыйпредмет по классу З. Божия, "христианское нравоучение", по которомуруководства были составлены прот. Воскресенским, Мансветовым, Кочетовым,Маловым и Бажановым. Оригинальностью метода особенно выдавались курсы З.Божия прот. И. Наумова и Г. П. Павского. Наумов не допускал делениякурса З. Божия на особые отделы. а учение веры, нравоучение ибогослужение излагал совместно. Учебника он не оставил, но общая схемаего преподавания изложена в брошюре: "Мысли при взгляде на десятьзаповедей З. Божия". План и метод Г. П. Павского, изложенные в запискена имя В. А. Жуковского (Павский был законоучителем наследникацесаревича Александра Николаевича) и в двух программах - самоезамечательное из всего, что существует в русской литературе по дидактикеи методике З. Божия. Состав и способ преподавания З. Божия Павскийприводит в связь с постепенным развитием умственных и нравственных силучащихся. Детство - возраст чувства; сообразно с этим в ребенкеразвивается религиозное чувство, с помощью молитв (не толькообщецерковных, но и особых, импровизируемых учеником, под руководствомучителя, на каждый выдающийся случай жизни личной и общественной),жизнеописаний святых, указания руки Божией в природе и в общежитии и,наконец, живого изображения обрядов церкви. Второй момент религиозногообучения - изложение религиозных идей в формах рассудка и воображения ив правилах, т. е. изучение догматов, обрядов и правил нравственности.Записка и программы Павского, а также образцы составленных им молитв иочерков явлений природы в первый раз изданы Н. И. Барсовым в 1880 г., в"Сборн. Имп. русского истор. общ." и в составленной им биографииПавского ("Русская Старина", 1880 г.). Жуковский с восторгомприветствовал законоучительское новаторство Павского, но его метод и всесделанное им для дидактики и методики законоучительства остались безвлияния на общий ход этого дела в России, вследствие разлада междуПавским и митроп. Филаретом. Реакция против стремлений библейского общества имела последствиемновые направления в постановке З. Божия: сначала догматико-полемическое(1837 - 1850), потом церковно-догматическое (1850 - 1878). Учение обобязанностях христианина обращается в учение об обязанностях сынаправославной церкви. В той мере, в какой сокращалось в курсах З. Божиянравоучение, выдвигалась на первый план православная церковность -молитвы, праздники, богослужение. В этом направлении подвергсяпереработке и самый катехизис митроп. Филарета. Из учебников этогопериода замечательно упрощенное изложение катехизиса Филарета, сделанноепрот. И. В. Рождественским, а также "изложение символа веры", А. Н.Муравьева. В 1851 г., по новой программе З. Божия, усилено было всоставе курса З. Божия изучение молитв и богослужения православнойцеркви и исключено учение о христ. обязанностях. С 1860 г., сувеличением заботы о народном образовании, началась усиленная работа посоставлению новых программ З. Божия (из них лучшая - А. Кочетова). Вучебных планах министерства 1872 г. введено чтение новозаветной историипо библейскому тексту и сообщение сведений по священной географии.Отмена монополии учебников по предметам З. Божия вызвала большоеоживление в духовно-педагогической литературе. В это время появилисьруководства М. И. Богословского ("Священная история Ветхого и НовогоЗавета"), Грегулевича ("Подробный сравнительный обзорчетвероевангелия"), Д. П. Соколова, В. Я. Михайловского, П. А. Смирнова,А. А. Желобовского. Л. П. Петрова, А. Лаврова, Базарова, К. И.Ветвеницкого, М. И. Соколова, И. Романова, А. П. Рудакова, Беллюстина("О Богослужении"), Г. Чельцова, П. А. Лебедева, С. В. Миловского и др.Из опытов изложения вероучения и нравоучения христианского, взаменкатехизиса Филарета (эта замена разрешена в 1872 г.), заслуживаютвнимания сочинения: Г. Титова ("Уроки по правосл. катехизису"), П. А.Смирнова ("Изложение христ. прав. веры"), Лаврова ("Записки по предметуЗ. Божия"), И. Заркевича ("Очерк учения христ. веры"), Владиславлева("Записки по классу З. Божия"). Главными предметами дидактич. и методич.рассуждений в области З. Б. были в последнее время следующие вопросы: означении ветхозаветной истории в общем составе курса З. Божия, о языке(русск. или церковнославянск.), на котором должно быть предлагаемоучащимся чтение Св. Писания, о форме изложения катехизиса, онеобходимости буквального его заучиванья, о концентрации в одинкомпактный курс всех предметов курса З. Божия, обыкновенно преподаваемыхотдельно в последовательном порядке. Защитниками последней, по примерупрот. Наумова, являются в настоящее время прот. Д. П. Соколов и К. И.Ветвеницкий. Большинством ваших законоучителей практикуется, однако,прежний метод последовательного изучения свящ. истории, молитв,катехизиса, учения и богослужения, истории церкви вселенской и русской,при чем объем изложения каждого предмета соображается с общим учебнымпланом школы, низшей или средней, и с программами, издаваемымиминистерством народного просвещения и св. синодом. Н. Барсов.

Закон

Закон Божий - в общем смысле слова, всякое религиозное учение,преподающее своим после дователям обязательные нравственные правила жизнии деятельности; в смысле более специально м - один из главных учебныхпредметов начальных и средних учебных заведений, имеющий целью обучениеистинам религии и правилам нравственности, на религиозном учениио снова нным, а также сообщение сведений о богослужении и истории даннойрелигии, ее учреждениях и установлениях. Религиозное обучение на Западерасширялось в той мере, в какой получали преобладание в обществе идеипедагогов богословствующих (напр. Шпенер , Франке ) и, наоборот , упадало исокращалось в той мере, в какой приобретали значение теории педагоговфилософствующих (напр. Базедов , Кампе, Фихте , Песталоцци ). В настоящее время в Европе нет страны, которая не признавала бы либо свободыоб учения а след . и права на преподавание З. Божия, либо безусловнойнеобходимости этого учебного предмета. Состав З. Божия, как предметапреподавания в низших учебных заведениях, слагается из катехизис а,церковных молитв, священной истории, объяснения богослужения; в среднихучебных заведениях к этом у присоединяется история христ ианской церкви. Особенно прочно поставлено преподавание З. Божия в прот естантскихстранах, где еще со времени Лютера изучение катехизиса составляетнеобходимое условие для конфирмации. В России законоучительство в школахпризнается делом, специально относящимся к деятельности церкви, которая,по силе 64 правила VI всел. собора, допускает к преподаванию З. Божиялишь священнослужителей (священников и диаконов), из неимеющих жесвященного сана , по силе указа 1871 г., лишь принадлежащих к дух.ведомству лиц, окончивших полный курс по меньшей мере дух. семинарии.Епархиальные архиереи назначают из среды духовенства особых наблюдателейза преподаванием З. Божия, дающих отчет в своих наблюденияхнепосредственно архиерею. Разработка дидактики и метод ики З. Божияпринадлежит, глав. обр., нем. литературе (Schmid, "Paedag.Encyclopadie"; Zezschwitz, "System der christlich. Katechetik"; Palmer,"Evangelische Paedagogie" и др.). Несколько соч. этого рода в последние25 лет появилось и в нашей литературе (прот. К. Ветвеницкого, Страхова,А. Соколов а , Тихомирова, С. А. Соллертинского, С. Ширского); лучшие изних - прот. Д. П. Соколова: " Истор ический очерк преподавания З. Божия"(в "Руководстве к преподаванию общеобразовательных предметов", СПб.,1874) и "О преподавании З. Божия в средних учебных заведениях" (в журн."Воспитание и Обучение ", 1888 г. № 4). Законоучитель обязан руководитьмолитвой детей, домашней, школьной и церковной, внеклассным чтение м имиСв. Писания и религиозных книг, исполнением ими христианского долг аисповеди и причащения, соблюдением церковных правил и благочестивыххристианских обычаев и т. д. Состав школьного курса З. Божия в различных странах и в различноевремя был неодинаков. В Германии, где со времен Лютера обучение З. Божию было впервые правильно организовано, с начала предметом изучения был одинкатехизис, и именно "малый катехизис", составленный самим Лютером. В1714 г. гамбургский пастор Гюбнер издал сочин.: "Сто четыре священныеистории", которое было переведено на все языки Европы, в том числе нарусский, и мало-помалу сделалось повсеместно предметом изучения вшколах. Официально свящ. история вошла в программы низших и средних школГермании в последней четверти XVIII в., после издания Фридрихом II в1763 г. "училищного устава". Россия в этом отношении со времен Петра Iследовала по стопам Германии. Первый у нас школьный учебник по З. Божию,составленный Феофаном Прокоповичем, содержал в себе , кроме азбуки иглавных молитв лишь краткий катехизис, излагавший "главнейшие догматы веры и заповеди десятословия", которые и предписывалось Духовнымрегламентом изучать "детям всех званий". Указом сената 20 апр. 1743 г.,согласно определению синода, предписывалось дворянам и разного чиналюдям обучать детей своих букварю и катехизису. В уставе губернскихучреждений Екатерины II предписывалось "детей греко-российскогоисповедания в народных школах обучать катехизису, для познания основанийправославной веры, и толкованию десяти заповедей, для вкоренениянравоучения всеобщего". Лишь по уставу народных училищ 1786 г. положенообучать в них и священной истории. В сенатском указе 1805 г. упоминается только о катехизисе, но с 1828 г. в программу З. Божия снова входитсвященная история. В XVIII в. в преподавании З. Божия нравоучение преобладало у нас над учением догматическим: догматы веры изучались лишьнастолько, насколько это считалось нужным для нравоучительных выводов;изложение фактов св. истории приурочивалось к указанию образцовнравственности. Законоучительство, таким образом, и у нас не осталосьсвободным от влияния германской философии. В 1756 г. священникуинженерной школы предписано было преподавать особо "правила строгойнравственности". По уставу сухопутного корпуса, составленному в 1766 г.Бецким, определено было в младшем классе учить детей З. Божию, во втором возраст е преподавать "учтивство и долг благопристойности", а в третьем -"упражнение истинного христианина и честного человека". С 1766 г.появляются катехизисы иером., а потом митроп. Платона, из которых два -малый и большой , были учебниками в низших и средних школах; нравоучениебыло в них господствующим элементом. На ряду с ними в школах появилась в1786 г. "Книга о должно стях человека и гражданина", если несоставленная, то редактированная самою императрицей Екатериной II. Этакнига, иногда только дополнявшая, а иногда заменявшая в школахкатехизис, была плодом философского настроения времени, хотя своиположена основывала отчасти на библейских изречениях и примерах.Философский характер века сказался и в том, что в нескольких другихучебниках по З. Божию, изданных комиссиею об учреждении народных училищ,истины веры доказывались не текстами только Св. Писания, но и доводамиразума. В 1819 г., под влиянием новых веяний, министерство народногопросвещения изъяло из употребления "Книгу о должностях"; в курс З. Божиявведены были избранные "чтения из св. Писания", в нескольких редакциях,из которых старейшая по времени составлена была Филаретом, впоследствиимитроп. московским. Религиознонравственное направление вполне вытеснилонаправление философско-нравственное. В 1823 г. появились катехизисымитрополита Филарета ( взамен прежних катехизисов митр. Платона):"Начатки христианского учения" (краткая св. история и краткий катехизис)и "Пространный христианский катехизис". Оба были до начала восьмидесятыхгодов единственными учебниками по катехизису. Известное сочинениенемецкого педагога Цечвица высоко ценит "пространный катехизис" Филаретас дидактической и методической точек зрения, но со стороны отечественныхзаконоучителей-педагогов много слышалось упреков ему и при самом егопоявлении, и в последнее время. С 30-х годов является, как особыйпредмет по классу З. Божия, "христианское нравоучение", по которомуруководства были составлены прот. Воскресенским, Мансветовым, Кочетовым,Маловым и Бажановым. Оригинальностью метода особенно выдавались курсы З.Божия прот. И. Наумов а и Г. П. Павского. Наумов не допускал делениякурса З. Божия на особые отделы . а учение веры, нравоучение и богослужение излагал совместно. Учебник а он не оставил, но общая схемаего преподавания изложена в брошюре: "Мысли при взгляде на десятьзаповедей З. Божия". План и метод Г. П. Павского, изложенные в запискена имя В. А. Жуковского ( Павский был законоучителем наследникацесаревича Александра Николаевича) и в двух программах - самое замечательно е из всего , что существует в русской литературе по дидактикеи методике З. Божия. Состав и способ преподавания З. Божия Павскийприводит в связь с постепенным развитием умственных и нравственных силучащихся. Детство - возраст чувства ; сообразно с этим в ребенкеразвивается религиозное чувство , с помощью молитв (не толькообщецерковных, но и особых, импровизируемых учеником, под руководствомучителя, на каждый выдающийся случай жизни личной и общественной),жизнеописаний святых, указания руки Божией в природе и в общежитии и,наконец, живого изображения обрядов церкви. Второй момент религиозногообучения - изложение религиозных идей в формах рассудка и воображения ив правилах, т. е. изучение догматов, обрядов и правил нравственности.Записка и программы Павского, а также образцы составленных им молитв иочерков явлений природы в первый раз изданы Н. И. Барсовым в 1880 г., в"Сборн. Имп. русского истор. общ." и в составленной им биографииПавского ("Русская Старина", 1880 г.). Жуковский с восторгомприветствовал законоучительское новаторство Павского, но его метод и всесделанное им для дидактики и методики законоучительства остались безвлияния на общий ход этого дела в России, вследствие разлада междуПавским и митроп. Филаретом. Реакция против стремлений библейского общества имела последствиемновые направления в постановке З. Божия: сначала догматико-полемическое(1837 - 1850), потом церковно-догматическое (1850 - 1878). Учение обобязанностях христианина обращается в учение об обязанностях сынаправославной церкви. В той мере, в какой сокращалось в курсах З. Божиянравоучение, выдвигалась на первый план православная церковность -молитвы, праздники , богослужение. В этом направлении подвергсяпереработке и самый катехизис митроп. Филарета. Из учебников этогопериода замечательно упрощенное изложение катехизиса Филарета, сделанноепрот. И. В. Рождественским, а также "изложение символа веры", А. Н.Муравьева. В 1851 г., по новой программе З. Божия, усилено было всоставе курса З. Божия изучение молитв и богослужения православнойцеркви и исключено учение о христ. обязанностях. С 1860 г., сувеличением заботы о народном образовании, началась усиленная работа посоставлению новых программ З. Божия (из них лучшая - А. Кочетова). Вучебных планах министерства 1872 г. введено чтение новозаветной историипо библейскому тексту и сообщение сведений по священной географии.Отмена монополии учебников по предметам З. Божия вызвала большоеоживление в духовно-педагогической литературе. В это время появилисьруководства М. И. Богословского ("Священная история Ветхого и НовогоЗавета"), Грегулевича ("Подробный сравнительный обзорчетвероевангелия"), Д. П. Соколова, В. Я. Михайловского, П. А. Смирнова,А. А. Желобовского. Л. П. Петрова , А. Лаврова, Базарова, К. И.Ветвеницкого, М. И. Соколова, И. Романова, А. П. Рудакова, Беллюстина("О Богослужении"), Г. Чельцова, П. А. Лебедева , С. В. Миловского и др.Из опытов изложения вероучения и нравоучения христианского, взаменкатехизиса Филарета (эта замена разрешена в 1872 г.), заслуживаютвнимания сочинения: Г. Титова ("Уроки по правосл. катехизису"), П. А.Смирнова (" Изложение христ. прав. веры"), Лаврова ("Записки по предметуЗ. Божия"), И. Заркевича (" Очерк учения христ. веры"), Владиславлева("Записки по классу З. Божия"). Главными предметами дидактич. и методич.рассуждений в области З. Б. были в последнее время следующие вопросы : означении ветхозаветной истории в общем составе курса З. Божия, о языке(русск. или церковнославянск.), на котором должно быть предлагаемоучащимся чтение Св. Писания, о форме изложения катехизиса, онеобходимости буквального его заучиванья, о концентрации в одинкомпактный курс всех предметов курса З. Божия, обыкновенно преподаваемыхотдельно в последовательном порядке. Защитниками последней, по примерупрот. Наумова, являются в настоящее время прот. Д. П. Соколов и К. И.Ветвеницкий. Большинством ваших законоучителей практикуется, однако,прежний метод последовательного изучения свящ. истории, молитв,катехизиса, учения и богослужения, истории церкви вселенской и русской,при чем объем изложения каждого предмета соображается с общим учебнымпланом школы, низшей или средней, и с программами, издаваемымиминистерством народного просвещения и св. синодом. Н. Барсов.

Значение слова Закон в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Зевс - Зевс (ZeuV= индоевропейск, dyau s, сp. лат. ...
  • Зебра - Зебра животное из семейства лошадиных (Equidae), порядканепарнокопытных ...
  • Звук - Звук учение о З. акустика. Мы ...
  • Звенигород - Звенигород у. г. Московской губ., на крутой ...
  • Звание - Звание (воен.) в отношении нижних воинских чинов ...
  • Захарьин - Захарьин (Григорий Антонович) заслуженный профессор и директорфакультетской ...
  • Засуха - Засуха весьма вредно влияет на древесную растительность: оназадерживает ...
  • Жонглер - Жонглер, новофранц. jongleur, от старофранц. jogler, jugler (из ...
  • Житомирский - Житомирский у. занимает 6740 кв. в. Северная часть ...
  • Жиры - Жиры (хим.). Название Ж. дают естественным продуктам, ...
  • Жирафа - Жирафа животное из сем. жирафовых или покатоспинных(Camelopardalidae ...
  • Животное - Животное. Термином Ж. означают представителей одной из ...
  • Жесть - Жесть, ferblanc, Weissbiech, tinplate. Железо под влиянием влажноговоздуха ...
  • Жерлянка - Жерлянка (Bombinator) род бесхвостых земноводных из семействачесночниц, ...
  • Ящур - Ящур, иначе рыльнокопытная, афтозная болезнь (Maulund KlauenSeuche) ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари