Что такое Аблюдение? Значение слова Аблюдение в социологическом словаре

Аблюдение - - метод  научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта ,  в ходе которого получается знание  о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Н. включает в себя в качестве элементов: наблюдателя (субъекта) Н., объект Н. и средства Н. В качестве последних в развитых формах  Н. используются различные специально созданные приборы, выступающие как продолжение и усиление органов чувств человека ,  а также используемые в качестве орудий воздействия на объект (что превращает Н. в составную часть экспериментальной деятельности). Основные методологические требования к Н. следующие: 1) активность  (не созерцание объекта, а поиск и фиксация интересующего исследователя ракурса видения его); 2) целенаправленность (внимание должно фиксироваться только на интересующих явлениях); 3) планомерность и преднамеренность (следование определенному заранее плану  или сценарию); 4) системность (ведение по определенной системе для многократного (достаточного для сформулированных целей) восприятия объекта в заданных режимах). Особо на методическом уровне организации научной деятельности обсуждается проблема  контроля за ходом и результатами Н., а также связанная с ним проблема воспроизводимости Н. Важными факторами в Н. являются психологические факторы ,  характеризующие уровень активности и состояние наблюдателя, а также фактор  его (не) предубежденности, "заданности" на получение определенного результата. Полностью отвлечься от этих факторов невозможно, что ставит проблему отделения от полученных результатов Н. субъективных напластований. Различают фиксирующее (схватывание деталей, сторон, частей объекта) и флюктурирующее (целостное схватывание объекта) Н. Кроме того, выделяют прямое (исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта) и косвенное (воспринимается не сам интересующий исследователя объект, а те следствия, которые он вызывает), непосредственное (осуществляется органами чувств человека без использования вспомогательных средств) и опосредованное (приборное) Н. Являясь универсальной познавательной процедурой, предпосылкой познавательной деятельности вообще, Н. дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию об объекте. Неопозитивизм квалифицировал фиксацию данных опыта (Н. в широком смысле слова) как проблему протокольных предложений, из которых выводится и к которым принципиально может быть редуцирована научная теория  для своей верификации. Лингвистически ориентированный позитивизм  ввел в науку представление о языковой фиксации объектов как их первичной схематизации. В современной методологии науки Н. редко рассматривается как самостоятельный и универсальный научный метод: даже в самом простейшем варианте Н. всегда связано с мыслительными процессами, в сложных процедурах  оно выступает как необходимый, но но все же служебный метод. Особую тему задает применение метода Н. в социальных дисциплинах  ( социология ,  антропология ,  социальная психология ) . Отношение  "наблюдатель - объект" здесь переосмысливается как отношение "наблюдатель - наблюдаемый", который также может выступать активным агентом процедуры (сопротивляться Н., изменять поведение  в силу наличия факта  Н., демонстрировать ожидаемое наблюдателем, пытаться влиять на наблюдателя). Таким образом, в этом случае само присутствие наблюдателя уже создает проблемы, требующие своего решения. Социология впервые смогла опробовать и принципиально иную схему Н., когда наблюдатель включен в жизнедеятельностные процессы  группы, которая подвергается изучению (так называемое включенное или участвующее Н., в разных вариантах предполагающее разную степень "включения"); антропология использовала аналогичную методику для изучения культур, отличных от той, в которой был социализирован наблюдатель; психология  методически обеспечила метод самонаблюдения (интроспекции), что существенно раздвинуло границы и возможности метода Н. в целом. Кроме того, в порядке подходов ( этнометодология  и др.) поставлена под сомнение сама возможность принципиального различия между Н. как научной практикой и Н. как обычной процедурой повседневной жизни. В.Л. Абушенко

Аблюдение

- метод  научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объект а ,  в ходе которого получается знание  о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Н. включает в себя в качестве элементов: наблюдателя (субъекта) Н., объект Н. и средства Н. В качестве последних в развитых формах  Н. используются различные специально созданные приборы, выступающие как продолжение и усиление органов чувств человека ,  а также используемые в качестве орудий воздействия на объект (что превращает Н. в составную часть экспериментальной деятельности). Основные методологические требования к Н. следующие: 1) активность  (не созерцание объекта, а поиск и фиксация интересующего исследователя ракурса видения его); 2) целенаправленность ( внимание должно фиксироваться только на интересующих явлениях); 3) планомерность и преднамеренность ( следование определенному заранее плану  или сценарию); 4) системность ( ведение по определенной системе для многократного (достаточного для сформулированных целей) восприятия объекта в заданных режимах). Особо на методическом уровне организации научной деятельности обсуждается проблема  контроля за ходом и результатами Н., а также связанная с ним проблема воспроизводимости Н. Важными фактор ами в Н. являются психологические факторы ,  характеризующие уровень активности и состояние наблюдателя, а также фактор  его (не) предубежденности, "заданности" на получение определенного результата. Полностью отвлечься от этих факторов невозможно , что ставит проблему отделения от полученных результатов Н. субъективных напластований. Различают фиксирующее (схватывание деталей, сторон, частей объекта) и флюктурирующее (целостное схватывание объекта) Н. Кроме того , выделяют прямое ( исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта) и косвенное (воспринимается не сам интересующий исследователя объект, а те следствия, которые он вызывает), непосредственное (осуществляется органами чувств человека без использования вспомогательных средств) и опосредованное (приборное) Н. Являясь универсальной познавательной процедурой, предпосылкой познавательной деятельности вообще , Н. дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию об объекте. Нео позитивизм квалифицировал фиксацию данных опыта (Н. в широком смысле слова) как проблему протокольных предложений, из которых выводится и к которым принципиально может быть редуцирована научная теория  для своей верификации. Лингвистически ориентированный позитивизм  ввел в науку представление о языковой фиксации объектов как их первичной схематизации. В современной методологии науки Н. редко рассматривается как самостоятельный и универсальный научный метод: даже в самом простейшем варианте Н. всегда связано с мыслительными процессами, в сложных процедурах  оно выступает как необходимый , но но все же служебный метод. Особую тему задает применение метода Н. в социальных дисциплинах  ( социология ,  антропология ,  социальная  психология ) . Отношение  " наблюдатель - объект" здесь переосмысливается как отношение "наблюдатель - наблюдаемый", который также может выступать активным агентом процедуры ( сопротивляться Н., изменять поведение  в силу наличия факта  Н., демонстрировать ожидаемое наблюдателем, пытаться влиять на наблюдателя). Таким образом, в этом случае само присутствие наблюдателя уже создает проблемы, требующие своего решения. Социология впервые смогла опробовать и принципиально иную схему Н., когда наблюдатель включен в жизнедеятельностные процессы  группы, которая подвергается изучению (так называемое включенное или участвующее Н., в разных вариантах предполагающее разную степень "включения"); антропология использовала аналогичную методику для изучения культур, отличных от той, в которой был социализирован наблюдатель; психология  методически обеспечила метод самонаблюдения (интроспекции), что существенно раздвинуло границы и возможности метода Н. в целом . Кроме того, в порядке подходов ( этнометодология  и др.) поставлена под сомнение сама возможность принципиального различия между Н. как научной практикой и Н. как обычной процедурой повседневной жизни. В.Л. Абушенко

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Аристотель - (Aristotle) (384—322 гг. до н.э.) — основной греческий ...
  • Арена - (arena) ( Политическая Социология )  — сфера дебатов, конкуренции, ...
  • Апостериори - (a posteriory) — см. Априори и апостериори .  ...
  • Антропоцентристский - (anthropocentric) — подход  к роду человеческому как к ...
  • Аутентичность - (authenticity) — см. Dasein  (прил.). ...
  • Атрибут - (attribute) — см. Переменная .  ...
  • Ассоциация - (association) — 1. Группа ,  совместно преследующая общую ...
  • Аномия - (франц. anomie отсутствие закона ,  организации) ...
  • Анкетер - человек ,  проводящий анкетный опрос .  В большинстве ...
  • Андрогиния - интеграция ,  сбалансированное сочетание мужских и женских ...
  • Анархия - (греч. anarchia безвластие) понятие ,  посредством ...
  • Аудитория - специальный социологический термин ,  который обозначает устойчивую ...
  • Ассимиляция - в социальных науках   процесс ,  в ...
  • Аргументация - (лат. argumentatio) понятие ,  обозначающее логикокоммуникативный процесс ...
  • Диссонанс - (от лат. dissonans нестройно звучащий) 1. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари