(от фр. anomie - отсутствие закона , организации) - англ. апотга/апоту; нем. Anomie. 1. Состояние общества, при к-ром наступает дезинтеграция и распад системы норм, к-рые гарантируют обществ, порядок (Э. Дюркгейм ). См. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА , САМОУБИЙСТВО АНОМИЧЕСКОЕ . 2. Психологическое состояние, характеризующееся чувством потери ориентации в жизни, возникающее, когда индивид ставится перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм. См. ДЕВИАНТНОСТЬ .
- см ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ .
состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют социальный порядок .
(anomie, anomia, anomy) - падение нравов; крах традиционных устоев; состояние отчуждения ( человека или группы лиц), вызванное аномией; распад личности, моральное разложение
(от франц. anomia - отсутствие закона , организации) - состояние общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализовать.
— состояние индивид уального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленное кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации.
- ситуация, когда одна или более личностей не могут интегрироваться со стабильными основными институтами общества, что приводит к отрицанию наиболее значимых норм доминирующей культуры и социальным отклонениям.
- во времена возникновения полисов в Древней Греции - "беззаконие", во времена возникновения СНГ - просто "беспредел".
(букв. – безнормность) – состояние общества, характеризующееся распад ом норм, регулирующих социальные взаимодействия , индивид уальное поведение . Понятие введено в социологию Э. Дюркгейм ом. По Дюркгейму, у человека отсутствуют какие-либо "естественные" ограничения потребностей и желаний. Ограничения носят социальный характер, т.е. устанавливаются обществом посредством социальных норм. Аномия возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида . В дальнейшем понятие аномии было расширено американским социологом Р.Мертоном, который связал проблему аномии с несоответствием между определяемыми культурой целями и доступностью институциализированных средств их достижения. При ограниченности возможностей достижения широко распространенных и постоянно подчеркиваемых целей ( в США – богатства) с помощью доступных средств индивид использует иные средства достижения цели, даже если эти средства незаконны. В рамках определенных социальных групп такие средства могут считаться нормальными. Мертон выделил пять возможных вариантов индивидуальной адаптации в обществе, где имеется разрыв между определенными культурными нормами и одобряемыми средствами их достижения, доступными отдельным индивидам или целым социальным группам : 1. конформизм – подчиняющееся поведение, признающее и цели, и средства их достижения; 2. инновация – использование социально осуждаемого средства достижения социально одобренных целей; 3. ритуализм – попытка продолжать использовать одобренные средства без ожидания успеха (обесценивание цели); 4. ретритизм – отказ и от одобряемых целей, и от одобряемых средств их достижения; 5. восстание ( бунт ) – стремление изменить систему ( т.е. отказ как от принятых целей, так и от средств их достижения и выдвижение новых). В концепции Мертона аномия рассматривается не только как источник социальных проблем, но и как источник социальных изменений.
- социально-психологическая ситуация, когда одна или более личностей не могут интегрироваться со стабильными основными институтами общества, что приводит к отрицанию наиболее значимых норм доминирующей культуры и к социальным отклонениям, к девиации .
– отклонение в системе социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам ( понятие ввел в социологию Э. Дюркгейм ).
(франц. anomie - отсутствие закона , организации) - философско-социологическое понятие , используемое для обозначения состояния общества, при котором отсутствие или неустойчивость регулирующих отношения между индивид ами и обществом императивов и правил приводит к тому, что большинство населения оказывается "вне" общества, вступая в конфронтацию с ним. Проблема А. была поставлена Дюркгейм ом в книге "О разделении общественного труда " , где в ходе анализа "ненормальных" форм этого разделения, была выделена А. Согласно Дюркгейму, состояние А. возникает тогда, когда разделение труда противостоит отношениям солидарности, в результате чего сопряженная стихийно установившаяся совокупность правил оказывается не в состоянии регламентировать отношения общественных структур. Состояние А. может характеризовать и отдельного индивида , находящегося в состоянии конфликта с обществом. В "Самоубийстве" Дюркгейм выделил три типа самоубийств: "эгоистические", "альтруистические" и "аномические". Последние имеют тенденцию к росту во время общественно-экономических кризисов и катаклизмов, когда индивиды не могут приспособиться к быстро изменяющейся социальной ситуации. Дюркгейм считал А. одним из факторов общественного здоровья или нездоровья. А., по его мнению, порождая систематические отклонения от социальных норм, подготавливает и ускоряет перемены в обществе. То обстоятельство, что "А." начала являть собой термин академической теоретической социологии, явилось, в частности, свидетельством того, что в обществе 20 в. граница между нормой и патологией постепенно стирается. Дюркгеймовская трактовка А. была развита Р. Мертоном , который ввел систему понятий, описывающих феномен "отклоняющегося" (девиантного) поведения. В ряду элементов системы целей и интересов, задаваемых, по Мертону, данной культурой, важную роль исполняют общественные институты , определяющие и контролирующие общепринятые способы достижения этих целей. Согласно Мертону, девиантное поведение может быть охарактеризовано как симптом рассогласованности между избираемыми субъектами средствами реализации целей и общественно организованными способами их достижения. Мертон выделял две мыслимые разновидности несогласованности между элементами социокультурной структуры: а) ситуация, когда выбор альтернативных способов достижения целей ничем не ограничивается, разрешены любые средства и способы достижения этих целей; б) ситуация, когда деятельность по достижению целей становится самоцелью. В этом случае, по Мертону, "первоначальные цели забыты и ритуалистическая приверженность к институционально предписанному поведению принимает характер подлинной одержимости". Мертон считал, что А. "взывается к жизни" именно принятыми в обществе общепризнанными культурными ценностями и, в свою очередь, сопряжена с различным доступом к возможностям институционально допустимых средств достижения обусловленных культурой целей. Высокая степень дезинтеграции между этими средствами и целями вкупе с водоразделами социально-классовой структуры (что оставляет индивида в неопределенном, "деклассированном" состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой) способствуют более частым проявлениям А. А.А. Грицанов
(anomie) — 1. (Буквально "без норм" — понятие , внедренное в социологию Дюркгейм ом) состояние общества или личного отношения к обществу, в котором имеются слабый консенсус , недостаток веры в ценности или цели, а также утрата эффективности нормативных и нравственных рамок, регулирующих коллективную ( индивид уальную) жизнь . 2. (Спецификация Роберта Мертона (1949) дюркгеймовской концепции) социальные ситуации и индивидуальные ориентации, несоответствующие определяемым культурой целям и доступностью институционализированных средств их достижения (например, социальные условия, при которых в США в период депрессии процветала организованная преступность ) . Представление о природе человека у Дюркгейма покоилось на теории Томаса Гоббса об отсутствии каких-либо "естественных" ограничений желаниям, амбициям или потребностям личности. Поэтому необходимы ограничения, имеющие социальное происхождение . Аномия существует и приводит к несчастьям и общественному беспорядку, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм. С точки зрения Дюркгейма, аномия есть "аномальная" социальная форма , результат неспособности полностью перейти от Механической солидарности, характерной для досовременных обществ, к органической солидарности — отличительной черте современного общества. Дюркгейм усматривал в аномии разлагающее воздействие на общество. Так, аномическое разделение труда имелось потому, что рабочие места распределялись не в соответствии со способностями. В более широком контексте экономическая деятельность в таких обществах осталась, по существу, нерегулируемой. В "Самоубийстве" (1897) Дюркгейм хотел продемонстрировать корреляцию между числом самоубийств и аномическими социальными ситуациями, в частности, разводами. Надо отметить, что аномия может быть и результатом восходящей кривой социального ожидания (например, быстрого обогащения или новых возможностей), хотя более очевидна для неблагоприятных условий. Заново сформулированное Мертоном, понятие аномии стало применяться в исследовании девиации . Мертон доказывает, что всякий раз, когда имеется разрыв между определенными культурой целями и одобренными обществом средствами, доступными личностям или группам , возможны четыре логических ответа.