— изучение — свод религиозных трактатов, закрепивших идеологические, культовые и религиозно-правовые представления иудаизма феодального периода . Письменное оформление Т. длилось три века (ill—V вв.), как устная традиция возник значительно раньше . В Т. отразился комплекс эсхатологических идей : представления о конце света , вера в страшный суд , воскресение из мертвых и загробное воздаяние , неизвестных ранее религиозному сознанию евреев . В нем разработана громоздкая система иудейской обрядности, состоящая из 248 повелений и 365 запретов. В условия х жизни в так называемой диаспоре культовые предписания Т. закрепляли господство иудаизма и способствовали превращению средневековых еврейских общин в закрытые религиозные корпорации во главе с раввинами. Этим же целям были подчинены и нормы религиозного закон одательства, составившие кодекс талмудистского уголовного, гражданского и семейного права . Т. связан с деятельностью соферим (книжников), которые возглавили синагоги , возникшие первоначально в III в. до н. э. в Египте, позднее -в других странах . Соферим положили начало толкованию Торы , которая уже не соответствовала условиям диаспоры. В 210 г. н. э. глава школы таннаев (законоучителей) Иегуда Ганаси собрал накопившийся материал толкований, получивший название Мишны ( вторичный закон ). Впоследствии толкованию подверглась и сама Мишна , эти толкования составили Гемару. Вместе с Мишной Гемара образовала Т., в котором в весьма несистематизированном виде отразились феодальные условия жизни евреев, религиозные влияния разных эпох и народов, главным образом Востока . Существуют два варианта текста Т., составленные в Вавилоне (Т. Бавли) и Палестине (Т. Иерушалми). Наибольшим авторитетом иудейская традиция наделяет вавилонский Т.
(т. е. учение). См. «Книжники».
(древнееврейское - " изучение "), собрание догматических, религиозно-этических и правовых положении иудаизма, сложившихся в 4 в. до н. э.- 5 в. н. э.