(от др.-евр. ламейд - изучение ) — свод релит, трактатов, закрепивших идеологич., культовые и религ.-правовые представления иудаизма феод . периода. Письменное оформление Т. длилось 3 века (3—5 вв.); как устная традиция возник значительно раньше (2—1 вв. до н. э.). В Т. отразился комплекс эсхатоло-гич. идей (представления о конце света , вера в страшный суд , воскресение из мертвых и загробное воздаяние ), неизвестных ранее ре-лиг. сознанию евреев . В нем разработана громоздкая система иуд. обрядности, состоящая из 248 повелений и 365 запретов. В условия х жизни в т. н. диаспоре культовые предписания Т. закрепляли господство иудаизма и способствовали превращению ср.-век. евр. общин в закрытые религ. корпорации во главе с раввинами. Этим же целям были подчинены и нормы религ. закон одательства, составившие кодекс талмудист , уголовного, гражд. и семейного права . Т. связан с деятельностью соферим (книжников), к-рые возглавили синагоги , возникшие первоначально в Египте (3 в. до н. э.), а позднее - в др. странах. Соферим положили начало толкованию Торы , к-рая уже не соответствовала условиям диаспоры. В 210 н. э. глава школы таннаев (законоучителей) Иегуда Ганаси собрал накопившийся материал толкований, получивший название Мишны ( вторичный закон ). Впоследствии толкованию подверглась и сама Мишна ; эти толкования составили Гемару. Вместе с Мишной Гемара образовала Т., в к-ром в весьма несистематизированном виде отразились феод. условия жизни евреев, религ. влияния различных эпох и народов (гл. обр. Востока), противоположные взгляды религ. школ и отд. богословов з самом иудаизме. Существуют 2 варианта текста Т., составленные в Вавилонии (Т. Бавли) и Палестине (Т. Иерушалми). Большим авторитетом иуд. традиция наделяет вавилонск. Т. Эсхатологич. доктрины в Т. тесно связаны с утверждением о никчемности земной жизни человека . На протяжении своей истории Т. использовался эксплуатат. верхушкой и раввинами для затемнения клас . сознания евр. трудящихся, подавления ах соц.активности.
(Евр.) Раввинские комментарии по еврейскому вероучению. Он состоит из двух частей: древняя, Мишна , и более современная, Гемара . Евреи, называя "Пятикнижие" писанным закон ом, называют " Талмуд " написанным или устным законом. "Талмуд" содержит гражданские и церковные законы евреев , приписывающих этой книге большую святость. Ибо, за исключением вышеуказанной разницы между "Пятикнижием" и "Талмудом", первое, как они заявляют, не может претендовать на приоритет перед последним, так как обе были получены Моисеем на Горе Синай от Иеговы одновременно, и Моисей одну записал, а другую передал устно.
(древнеевр., букв. - изучение ) - собрание религиозно-этических и правовых положений иудаизма , сложившихся в 4 в. до Р. X.-5 в. после Р. X. (см. Еврейская философия ). Талмудист - истолкователь или последователь Талмуда .