Что такое Оккам? Значение слова Оккам в философском словаре

Оккам - (Вильгельм из О. - местечка в английском графстве Сэрре) - схоластик XIV века, главный представитель номинализма ; слушал в Оксфорде Дунса Скота , потом преподавал теологию и философию в Париже. Выступил противником папской власти, признавая папу подчиненным в мирских делах - государям, а в духовных - всей церкви, и отрицая светскую власть папы. Призванный, за публичное распространение этих мнений, к папскому суду в Авиньон (в 1322 г.), он был заключен под стражу, но в 1328 г. бежал в Германию, под покровительство имп. Людвига Баварского. Умер около 1350 г., по одним известиям - в Мюнхене, по другим - в Неаполитанской области. Подобно другим знаменитым схоластикам , О. получил от своих учеников почетные названия Doctor invincibilis, D. singularis, Inceptor venerabilis. Основное его учение , кроме общего названия номинализма, обозначалось еще в особенности как терминизм , так как в образовании нашего познания он различал двоякого рода " термины "; 1) представления или мыслительные акты, вызываемые непроизвольно данными внешнего и внутреннего опыта - естественные знаки (signa) и следы (vestigia) существующего в познающем, и 2) произвольные обозначения предметов в том или другом отношении (nomina, voces), для правильного и отчетливого распорядка наших познаний, О. признавал действительно существующим только единичное (particularia). Родовые и видовые понятия имеют реальность только в своих индивидуальных представителях, напр. понятие " человек " - только в отдельных людях. Аристотелевы категории и Порфириевы предикабилии О. признавал лишь словесным, а не реальным распорядком. Сущность познания, сточки зрения О., состоит в фактической связи между нашими представлениями и понятиями (termini первого рода) и теми действительными впечатлениями, которыми непроизвольно вызывается наша умственная деятельность : самые акты нашего мышления, поскольку они обусловлены известною реальностью (в интуитивном познании), действительно извещают нас об этой реальности или обозначают ее, хотя это обозначение не должно быть принимаемо за изображение. Так как о Божестве мы не имеем наглядного (интуитивного) познания, т. е. никакого реального основания для дальнейшей абстракции, то значит о Боге невозможно и отвлеченное, следовательно вообще никакое познание : Он есть исключительно предмет практической веры, порождаемой актом воли, и в этой непознаваемости и недоказуемости Божества состоит главная заслуга веры в Него. Сам О. не видел в Божестве ничего, кроме безусловного произвола и всемогущества, и в своем теологическом волюнтаризме шел еще дальше Дунса Скота, вместе с которым он и в философии, несмотря на их разногласие в некоторых пунктах, заложил основы позднейшего английского эмпиризма . Из многочисленных учеников и последователей О. особую известность приобрели Иоанн Буридан и Петр de Alliaco. Вл. С.

Оккам

( Вильгельм из О. - местечка в английском графстве Сэрре) - схоластик XIV века, главный представитель номинализма ; слушал в Оксфорде Дунса Скота , потом преподавал теологию и философию в Париже. Выступил противником папской власти, признавая папу подчиненным в мирских делах - государям, а в духовных - всей церкви, и отрицая светскую власть папы. Призванный, за публичное распространение этих мнений, к папскому суду в Авиньон (в 1322 г.), он был заключен под стражу, но в 1328 г. бежал в Германию, под покровительство имп. Людвига Баварского. Умер около 1350 г., по одним известиям - в Мюнхене, по другим - в Неаполитанской области. Подобно другим знаменитым схоластикам , О. получил от своих учеников почетные названия Doctor invincibilis, D. singularis, Inceptor venerabilis. Основное его учение , кроме общего названия номинализма, обозначалось еще в особенности как терминизм , так как в образовании нашего познания он различал двоякого рода " термины "; 1) представления или мыслительные акты , вызываемые непроизвольно данными внеш него и внутреннего опыта - естественные знаки (signa) и следы (vestigia) существующего в познающем, и 2) произвольные обозначения предмет ов в том или другом отношении (nomina, voces), для правильного и отчетливого распорядка наших познаний, О. признавал действительно существующим только единичное (particularia). Родовые и видовые понятия имеют реальность только в своих индивидуальных представителях, напр. понятие " человек " - только в отдельных людях. Аристотелевы категории и Порфириевы предикабилии О. признавал лишь словесным, а не реальным распорядком. Сущность познания, сточки зрения О., состоит в фактической связи между нашими представлениями и понятиями (termini первого рода) и теми действительными впечатлениями, которыми непроизвольно вызывается наша умственная деятельность : самые акты нашего мышления, поскольку они обусловлены известною реальностью (в интуитивном познании), действительно извещают нас об этой реальности или обозначают ее, хотя это обозначение не должно быть принимаемо за изображение . Так как о Божестве мы не имеем наглядного (интуитивного) познания, т. е. никакого реального основания для дальнейшей абстракции, то значит о Боге невозможно и отвлеченное, следовательно вообще никакое познание : Он есть исключительно предмет практической веры, порождаемой актом воли, и в этой непознаваемости и недоказуемости Божества состоит главная заслуга веры в Него. Сам О. не видел в Божестве ничего , кроме безусловного произвола и всемогущества, и в своем теологическом волюнтаризме шел еще дальше Дунса Скота, вместе с которым он и в философии, несмотря на их разногласие в некоторых пунктах, заложил основы позднейшего английского эмпиризма . Из многочисленных учеников и последователей О. особую известность приобрели Иоанн Буридан и Петр de Alliaco. Вл. С.

Значение слова Оккам в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Обобщение - заключение от частного к общему. Обобщение – это ...
  • Отрицание - логическая операция создания высказывания, имеющего смысл противоположный ...
  • Отношение - по [1] одна из основных логикофилософских категорий, ...
  • Откровение - сверхчувственное постижение истины, получение знания прямо от ...
  • Оппонент - [от лат. opponensвозражающий] противник в споре лицо, ...
  • Объективный - вещь или явление находящиеся вне субъекта ; ...
  • Объект - нечто, на которое направлено наше внимание . ...
  • Опыт - одно из наиболее традиционных понятий философии. Своими ...
  • Операционализм - (от лат. operatic действие ) одно ...
  • Обычай - стереотипизированная форма деятельности, лежащая в основе структур ...
  • Обществознание - совокупность знаний общества о самом себе. Практически ...
  • Образование - процесс и результат усвоения человеком навыков, умений ...
  • Откровение - 1) Знание получаемое от Высшего источника, которое ...
  • Ортодоксальность - (от греч. orthos и doxa правильное мнение ...
  • Теодицея - (от греч. theds бог и dike ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари