Что такое Категории? Значение слова Категории в философском словаре

1) Категории - (нем. Kategorien от греч. высказывание ) Один из ключевых терминов кантовской философии. Категориями, или предикаментами, Кант называет элементарные понятия чистого рассудка (в отличие от чистых, но производных понятий - предикабилий). В трактовке Кантом категорий можно выделить три существенных момента . 1) Категории связываются им с логическими функциями, или формами, суждений. Отличие категорий от логических функций (напр. логической функции обусловливания от категории причины) состоит лишь в том, что последние структурируют отношения между понятиями, тогда как первые имеют предметный смысл . Привязка категорий к логическим функциям позволяет Канту доказать априорное происхождение основных понятий метафизики, а также систематизировать категории, построив их таблицу на основе классификации форм суждений (Кант полагал важнейшим преимуществом своего списка категорий перед аристотелевским его необходимый характер и наличие единых внутренних принципов классификации. Однако последователям Канта уже его система категорий казалась недостаточно строгой). Кант выделяет четыре класса категорий: количества, качества, отношения и модальности . В каждом классе три категории (в целом соответствующие схеме: тезис - антитезис - синтез , хотя третья категория все же не является суммой первых двух). Категории количества включают понятия единства, множества и целокупности, категории качества - понятия реальности, отрицания и ограничения, категории отношения - коррелятивные понятия субстанции и акциденции, причины и действия, а также понятие взаимодействия, и, наконец, категории модальности - понятия возможности и невозможности, существования и несуществования, необходимости и случайности. Таблица категорий задает контуры многих разделов кантовской философии. 2) Категории трактуются Кантом в качестве объектных понятий, т.е. понятий, единственно благодаря которым можно превратить субъективную ассоциативную связь представлений в общезначимую. 3) Категории отождествляются Кантом с необходимыми функциями единства представлений в сознании. Ни одна перцепция , не подчиняющаяся категориальным правилам связи представлений, не может быть осознана нами. Три аспекта категорий тесно связаны и взаимно обусловливают друг друга, сходясь к ключевому, третьему моменту. Акцентуация того, что категории представляют собой функции единства представлений в сознании, позволяет Канту решить главную проблему своей теоретической философии, касающуюся возможности синтетических суждений a priori . В практической философии Кант своеобразно преломляет категории чистого рассудка в "категории свободы", имеющие сходную топику, но принципиально иной смысл и содержание .

2) Категории - (kategoria - определение , суждение ) -г- философские понятия, являющиеся средствами выработки: а) картины мира, б) способов освоения человеком различных объектов, в) норм понимания бытия вообще и человеческого бытия в частности. К. играют важную методологическую роль в мышлении и Деятельности человека , поскольку задают порядок рассмотрения других понятий, определенный тип видения самых разнообразных объектов. Когда, например, используется понятие " процесс " в категориальном смысле , это означает, что все явления, вещи , события могут рассматриваться как процессы, т. е. в их становлении, устойчивом воспроизводстве, развитии, динамических сочетаниях, взаимопереходах и т. д. В древности К. служили для обозначения основных типов вещей, стихий, энергий. В дальнейшем стала более отчетливо выявляться логическая функция К., их роль как понятий, характеризующих основные типы отношений между вещами. По мере развития форм человеческой деятельности К. все более обнаруживают свое значение обобщенных инструментов, в своей совокупности обеспечивающих воспроизводство культуры. К. образуют своего рода "сеть", в "узлах" которой пересекаются и связываются разные К. Вопрос о взаимосвязи К. всегда вызывал в философии весьма острые дискуссии: шла своего рода конкурентная борьба за создание наиболее совершенной системы К. Однако попытки построить такого рода систему не увенчались успехом. Более того, кризис наиболее "гармоничной" по форме гегелевской системы К. был многими философами и учеными понят как крах классической философии. Был провозглашен конец метафизики, в том смысле, что философский " проект " построения иерархической системы К., надстроенной над природными и общественными процессами, оказался не только бесперспективным, но и беспочвенным. Критика метафизики, обрушившаяся на философию, содержала в себе различные мотивы : и критику отвлеченности философских К. от конкретных явлений, событий, взаимодействий, и критику иерархической структуры категориальных систем, жесткости категориальных связей, безразличной к динамике жизни, конкретным исследованиям, индивидуальному развитию людей. Смешение этих мотивов привело к тому, что вопрос о категориальной культуре философии, теоретического и обыденного мышления оказался в философии XX в. надолго оттеснен на периферию философских исследований. Однако в ходе разработки онтологической, социально-философской, экзистенциальной и культуроведческой проблематики выяснилось, что вопрос о К. не исчез из поля зрения современной философии. Так, критика иерархического соподчинения К. общего и единичного, социального и индивидуального, культурного и природного не снимает вопроса о связи этих К., об исторических и культурных основах изменения этой связи. Критика жестких категориальных структур не отменяет (и не решает) вопроса о категориальной динамике. Введение экзистенциализмом в сферу философского рассмотрения форм переживания проблемности бытия (экзистенциалов) - оказывается попыткой категориального осмысления не отчужденного от индивидов опыта жизни. Проделана немалая работа над К. в традициях рационализма ; правда , осуществлена она в основном не философией, а наукой. Тем не менее, понятия системы, самоорганизации, структуры приобрели категориальный статус. В. Е. Кемеров

3) Категории - класс людей или объектов одной природы. Эта классификация действует применительно к некоторым общим принципам, таким как идентичность «места» или «времени»; основные понятия какой-либо науки. Формы мышления, отражающие наиболее существенные стороны, связи и отношения действительности и познания. Философские категории ( бытие , материя , сознание , противоречие , пространство , время , причина и следствие и т.д.) выражают всеобщие характеристики природы человека и мира в их целостности и развитии. Одновременно категории являются ступенями познания, формами мышления, системой регулятивов познания и других форм деятельности.

4) Категории - - предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

5) Категории - (от греч. kategoria — высказывание ; признак ) — наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления. Система К., или категориальная структура , представляет собой сеть основных К. мышления, их устойчивую конфигурацию и взаимосвязь, при которой изменение одних элементов влечет за собой изменение других. Образно говоря, К. — это те очки, через которые человек смотрит на мир и без которых он не способен действовать в мире. Категориальная структура представляет собой систему координат мышления: его вопросов к самому себе и ожидания ответов на них. Такая структура, являясь инвариантным аспектом мышления, обеспечивает его единство , целостность и постоянную воспроизводимость несмотря на динамику и многообразие конкретных областей его приложения. Система К. вырастает из глубин культуры конкретной эпохи и определяется культурой как целым, а не какими-то отдельными ее областями, напр, философией, теологией или наукой. С изменением культуры меняется и соответствующая ей система К. Переход от одной исторической эпохи к другой всегда сопровождается настолько радикальным изменением системы К., что возникает сомнение в том, что последующая эпоха способна понять предыдущие. В частности, О. Шпенглер был убежден в том, что такое понимание невозможно, и одна эпоха или культура наглухо закрыта для другой. Основатель эволюционной эпистемологии К. Лоренц полагал, что К. — это функции нейросенсорной организации, сформировавшейся в интересах выживания. Анализ К. как наиболее общих характеристик всякого сущего восходит к античности. Впервые систематическое учение о К. попытался развить Аристотель в трактате “ Категории ”, обобщившем более ранние попытки выделить основные К. и охарактеризовать их. Аристотель выделил такие К., как “ сущность ( субстанция )”, “ количество ”, “ качество ”, “ отношение ”, “ место ”, “ время ”, “положение”, “ состояние ”, “ действие ” и “ страдание ”. Эта система К. с несущественными изменениями обсуждалась в философии вплоть до Нового времени. И. Кант истолковал К. как априорные неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт , и подразделил их на следующие разряды: качество ( реальность , отрицание , ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство , причина и действие, взаимодействие ), модальность ( возможность и невозможность , действительность и недействительность, необходимость и случайность ). Г.В.Ф. Гегель выделял в качестве К. “ бытие ” (качество, количество, мера ), “сущность” ( основание , явление и действительность, включающая субстанцию, причину и взаимодействие), “ понятие ” ( субъект , абсолютная идея , объект ). Системы К., создававшиеся в рамках нем. классической философии, поражают своей искусственностью, оторванностью от реального мышления. Эти системы основываются на нескольких ошибочных предпосылках : существует замкнутый перечень К.; он не зависит от культуры и не изменяется вместе с нею; система К. представляет собой не результат анализа реального мышления, а следствие определенных общих филос. идей, касающихся реальности, и др. В дальнейшем системотворчество в сфере изучения К. резко пошло на убыль. Современная философия ввела в число К. такие понятия, как “ вероятность ”, “ рациональность ”, “ объяснение ”, “понимание”, “ содержание ”, “ форма ”, “ редукция ”, “ жизненный мир ”, “ страх ”, “ заброшенность ”, “ забота ”, “сомнение”, “ языковые игры ” и т.д. Стало ясно, что никакого исчерпывающего перечня К. не существует, что множество К. является не только размытым, но и весьма разнородным, так что о системе К. следует говорить с большой осторожностью. Каждая филос. концепция вводит свои собственные К., претендующие на то, чтобы быть экспликациями К. обычного мышления. Все филос. классификации К. (т.н. таблицы К.) в значительной мере искусственны, и нет оснований думать, что в будущем философия даст естественную и, значит, единственную их классификацию. В философии существует множество на- правлений, и каждое из них предполагает свою систему К., т.е. собственную их классификацию. Из числа тех К., которые, так или иначе, предполагаются, по всей вероятности, большинством филос. систем К., можно выделить следующие: “ существование ”, “время”, “ пространство ”, “изменение”, “определенность”, “рациональность”, “ добро ”, “ истина ”, “ убеждение ”, “ знание ” и т.д. Первая часть этих К. касается мира самого по себе, вторая — познания мира человеком. Перечень К. не является исчерпывающим уже потому, что познание — не единственная сфера человеческой жизнедеятельности. Единая категориальная структура мышления отчетливо распадается в своих приложениях к конкретному содержанию на две противостоящие друг другу системы понятий. Иногда они также называются “К.”, а иногда — “категориальными характеристиками”. В первую из этих систем входят абсолютные понятия, представляющие свойства объектов, во вторую — сравнительные понятия, представляющие отношения между объектами. Существование как свойство — это становление ( возникновение или исчезновение); существование как отношение — это бытие, которое всегда относительно (“А более реально, чем не-А”). Время как свойство представляется динамическим временным рядом “было—есть—будет”; время как отношение — статическим временным рядом “раньше—одновременно—позже”. Пространство как свойство — это “здесь” или “там”; пространство как отношение — это выражения типа “А дальше В”, “А совпадает с В” и “А ближе B”. Изменение как свойство передается понятиями “возникает”, “остается стабильным” и “исчезает”; изменению как отношению соответствует “А преобразуется (переходит) в B”. Определенность существующего, взятая как свойство, передается рядом “необходимо—случайно—невозможно”; определенность как отношение передается выражением “А есть причина В”. Рациональности как свойству соответствует понятие “обоснованно” (“ утверждение А является обоснованным”), как отношению — выражение “А более рационально, чем S”. Добро в качестве свойства — это ряд “хорошо—безразлично—плохо”; добро как отношение — ряд “лучше—равноценно—хуже”. Истина как свойство передается понятиями “истинно—неопределенно—ложно”, как отношение выражением “А более вероятно, чем В”. Убеждению как свойству соответствует ряд “убежден—колеблется—отвергает”; убеждению как отношению — выражение “А более приемлемо, чем B”. Знание как свойство представляется рядом “знает—сомневается—отвергает”; знание как отношение — выражением “А адекватнее, чем B”. Абсолютные категориальные характеристики принято называть А-п снятия ми, сравнительные — В-п снятия ми. Единая категориальная система распадается, т.о., на абсолютные и сравнительные К. За каждой из этих подсистем стоит свое видение мира, свой способ его восприятия и осмысления. Если К. это очки, через которые человек смотрит на мир, то наличие двух подсистем К. говорит о том, что у человека есть очки для ближнего видения , связанного с действием (абсолютные К.), и очки для дальнего, более абстрактного и отстраненного видения (сравнительные К.). Вопрос о том, зачем необходима не одна, а две системы К., дополняющие друг друга, остается открытым. О Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983; Вригт Г.Х. фон. Логико- философские исследования . Избр. труды . М., 1986; Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. I; Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995; Хайдеггер М. Бытие и время . М., 1997; Степан B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция . М., 2000. А.А. Ивин

6) Категории - (греч. kategoria — высказывание , свидетельство) — формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы , об-ва и мышления. Истоки учения о К. уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в разработке философских К. принадлежит Аристотелю. Уже для него проблема К. выступила как проблема соотнесения содержания высказываний о нек-ром сущем с самим этим сущим. С его т. зр., в высказываниях связываются понятия (“роды” и “виды”), выражающие общее в предметах, и только с их помощью мы понимаем друг друга, когда говорим о единичных предметах. Аристотель высоко оценивал познавательное значение К. Однако активность человека в процессе познания, благодаря к-рой общие понятия (“роды” и “виды”) соотносятся с единичными предметами, он рассматривал как чисто духовную. В новое время учение о К. развивали представители нем. классического идеализма . Для Канта К.— это всеобщие формы, в к-рых мы мыслим все воспринимаемое, априорные (до-опытные) формы рассудка, упорядочивания нашего опыта . Гегель понимал К. как развивающиеся способы полагания абсолютным духом своего предмета , всеобщие формы его саморазвития и самоопределения, как “прочные узлы, служащие опорными и направляющими пунктами его” (духа или сознания) жизни (цит. по: Ленин В. И. Т. 29. С. 85). Для Гегеля К. в своем самодвижении осуществляют себя только как духовные формы любого предметного содержания. Взаимосвязь К. в конечном счете задает тон и ритм истории, превращающейся в их воплощение . В совр. западной философии, особенно в неопозитивизме . К. или игнорируются, или рассматриваются как чисто субъективные и “удобные” формы организации человеческого опыта, “вместилища” данных опыта, определенные языковые образования. В нек-рых направлениях идеалистической философии ( неотомизм , персонализм и т. д.) К. относят к чисто духовным трансцендентным сущностям. С т. зр. марксистской философии К. сформировались в процессе исторического развития познания, общественной практики. Их основой служит не активность духа, а развитие способов предметной деятельности человека, способов общения. Осн. К. диалектического материализма — материя и движение , время и пространство , качество и количество , мера , единичное, особенное и всеобщее , противоречие , сущность и явление , содержание и форма , необходимость и случайность , возможность и действительность и др. В своей необходимой взаимосвязи К., образуют систему, воспроизводящую объективную, исторически развивающуюся взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру, в к-рых отражаются формы бытия природы и общественной жизни. Осн. принципом построения системы К. является единство исторического и логического, движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. К. марксистской философии, как и любой др. науки, не составляют замкнутой, неизменной системы. В связи с развитием деятельности человека, в процессе к-рой он преобразует мир и познает его, число и содержание К. обогащается. Выражая существенные связи развивающейся действительности, законы движения природы, об-ва и мышления, они должны быть такими же подвижными, гибкими, как и отражаемые ими явления.

Категории

(нем. Kategorien от греч . высказывание ) Один из ключевых терминов кантовской философии. Категория ми, или предикаментами, Кант называет элементарные понятия чис того рассудка (в отличие от чистых, но производных понятий - предикабилий). В трактовке Кантом категорий можно выделить три существенных момента . 1) Категории связываются им с логическими функциями, или формами, суждений. Отличие категорий от логических функций (напр. логической функции обусловливания от категории причины) состоит лишь в том, что последние структурируют отношения между понятиями, тогда как первые имеют предметный смысл . Привязка категорий к логическим функциям позволяет Канту доказать априорное происхождение основных понятий метафизики, а также система тизировать категории, построив их таблицу на основе классификации форм суждений (Кант полагал важнейшим преимуществом своего списка категорий перед аристотелевским его необходимый характер и наличие единых внутренних принципов классификации. Однако последователям Канта уже его система категорий казалась недостаточно строгой). Кант выделяет четыре класса категорий: количества, качества, отношения и модальности . В каждом классе три категории (в целом соответствующие схеме: тезис - антитезис - синтез , хотя третья категория все же не является суммой первых двух ). Категории количества включают понятия единства, множества и целокупности, категории качества - понятия реальности, отрицания и ограничения , категории отношения - коррелятивные понятия субстанции и акциденции , причины и действия, а также понятие взаимодействия, и, наконец , категории модальности - понятия возможности и невозможности, существования и несуществования, необходимости и случайности. Таблица категорий задает контуры многих разделов кантовской философии. 2) Категории трактуются Кантом в качестве объектных понятий, т.е. понятий, единственно благодаря которым можно превратить субъективную ассоциативную связь представлений в общезначимую. 3) Категории отождествляются Кантом с необходимыми функциями единства представлений в сознании. Ни одна перцепция , не подчиняющаяся категориальным правилам связи представлений, не может быть осознана нами . Три аспекта категорий тесно связаны и взаимно обусловливают друг друга, сходясь к ключевому, третьему моменту. Акцентуация того, что категории представляют собой функции единства представлений в сознании, позволяет Канту решить главную проблему своей теоретической философии, касающуюся возможности синтетических суждений a priori . В практической философии Кант своеобразно преломляет категории чистого рассудка в "категории свободы", имеющие сходную топику, но принципиально иной смысл и содержание .

(kategoria - определение , суждение ) -г- философские понятия, являющиеся средствами выработки: а) картины мира, б) способов освоения человеком различных объектов, в) норм понимания бытия вообще и человеческого бытия в частности. К. играют важную методологическую роль в мышлении и Деятельности человека , поскольку задают порядок рассмотрения друг их понятий, определенный тип видения самых разнообразных объектов. Когда, например, используется понятие " процесс " в категориальном смысл е , это означает, что все явления, вещи , события могут рассматриваться как процессы, т. е. в их становлении, устойчивом воспроизводстве, развитии, ди нами ческих сочетаниях, взаимопереходах и т. д. В древности К. служили для обозначения основных типов вещей, стихий, энергий. В дальнейшем стала более отчетливо выявляться логическая функция К., их роль как понятий, характер изующих основные типы отношений между вещами. По мере развития форм человеческой деятельности К. все более обнаруживают свое значение обобщенных инструментов, в своей совокупности обеспечивающих воспроизводство культуры. К. образуют своего рода "сеть", в "узлах" которой пересекаются и связываются разные К. Вопрос о взаимо связи К. всегда вызывал в философии весьма острые дискуссии: шла своего рода конкурентная борьба за создание наиболее совершенной системы К. Однако попытки построить такого рода систему не увенчались успехом. Более того , кризис наиболее "гармоничной" по форме гегелевской системы К. был многими философами и учеными понят как крах классической философии. Был провозглашен конец метафизики, в том смысле, что философский " проект " построения иерархической системы К., надстроенной над природными и общественными процессами, оказался не только бесперспективным, но и беспочвенным. Критика метафизики, обрушившаяся на философию, содержала в себе различные мотивы : и критику отвлеченности философских К. от конкретных явлений, событий, взаимодействий, и критику иерархической структуры категориальных систем, жесткости категориальных связей, безразличной к динамике жизни, конкретным исследованиям, индивидуальному развитию людей. Смешение этих мотивов привело к тому, что вопрос о категориальной культуре философии, теоретического и обыденного мышления оказался в философии XX в. надолго оттеснен на периферию философских исследований. Однако в ходе разработки онтологической, социально-философской, экзистенциальной и культуроведческой проблематики выяснилось, что вопрос о К. не исчез из поля зрения современной философии. Так, критика иерархического соподчинения К. общего и единичного, социального и индивидуального, культурного и природного не снимает вопроса о связи этих К., об исторических и культурных основах изменения этой связи. Критика жестких категориальных структур не отменяет (и не решает) вопроса о категориальной динамике. Введение экзистенциализмом в сферу философского рассмотрения форм переживания проблемности бытия (экзистенциалов) - оказывается попыткой категориального осмысления не отчужденного от индивидов опыта жизни. Проделана немалая работа над К. в традициях рационализма ; правда , осуществлена она в основном не философией, а наукой. Тем не менее, понятия системы, самоорганизации, структуры приобрели категориальный статус. В. Е. Кемеров

класс людей или объектов одной природы. Эта классификация действует применительно к некоторым общим принципам, таким как идентичность «места» или «времени»; основные понятия какой-либо науки. Формы мышления, отражающие наиболее существенные стороны, связи и отношения действительности и познания. Философские категории ( бытие , материя , сознание , противоречие , пространство , время , причина и следствие и т.д.) выражают всеобщие характер истики природы человека и мира в их целостности и развитии. Одновременно категории являются ступенями познания, формами мышления, системой регулятивов познания и друг их форм деятельности.

- предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

(от греч . kategoria — высказывание ; признак ) — наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления. Система К., или категориальная структура , представляет собой сеть основных К. мышления, их устойчивую конфигурацию и взаимо связь , при которой изменение одних элементов влечет за собой изменение друг их. Образно говоря, К. — это те очки, через которые человек смотрит на мир и без которых он не способен действовать в мире. Категориальная структура представляет собой систему координат мышления: его вопросов к самому себе и ожидания ответов на них. Такая структура, являясь инвариантным аспектом мышления, обеспечивает его единство , целостность и постоянную воспроизводимость несмотря на ди нами ку и многообразие конкретных областей его приложения. Система К. вырастает из глубин культуры конкретной эпохи и определяется культурой как целым, а не какими-то отдельными ее областями, напр, философией, теологией или наукой. С изменением культуры меняется и соответствующая ей система К. Переход от одной исторической эпохи к другой всегда сопровождается настолько радикальным изменением системы К., что возникает сомнение в том, что последующая эпоха способна понять предыдущие. В частности, О. Шпенглер был убежден в том, что такое понимание невоз можно , и одна эпоха или культура наглухо закрыта для другой. Основатель эволюционной эпистемологии К. Лоренц полагал, что К. — это функции нейросенсорной организации, сформировавшейся в интересах выживания. Анализ К. как наиболее общих характер истик всякого сущего восходит к античности. Впервые систематическое учение о К. попытался развить Аристотель в трактате “ Категории ”, обобщившем более ранние попытки выделить основные К. и охарактеризовать их. Аристотель выделил такие К., как “ сущность ( субстанция )”, “ количество ”, “ качество ”, “ отношение ”, “ место ”, “ время ”, “положение”, “ состояние ”, “ действие ” и “ страдание ”. Эта система К. с несущественными изменениями обсуждалась в философии вплоть до Нового времени. И. Кант истолковал К. как априорные неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт , и подразделил их на следующие разряды: качество ( реальность , отрицание , ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство , причина и действие, взаимодействие ), модальность ( возможность и невозможность , действительность и недействительность, необходимость и случайность ). Г.В.Ф. Гегель выделял в качестве К. “ бытие ” (качество, количество, мера ), “сущность” ( основание , явление и действительность, включающая субстанцию, причину и взаимодействие), “ понятие ” ( субъект , абсолютная идея , объект ). Системы К., создававшиеся в рамках нем. классической философии, поражают своей искусственностью, оторванностью от реального мышления. Эти системы основываются на нескольких ошибочных предпосылках : существует замкнутый перечень К.; он не зависит от культуры и не изменяется вместе с нею; система К. представляет собой не результат анализа реального мышления, а следствие определенных общих филос. идей, касающихся реальности, и др. В дальнейшем системотворчество в сфере изучения К. резко пошло на убыль. Современная философия ввела в число К. такие понятия, как “ вероятность ”, “ рациональность ”, “ объяснение ”, “понимание”, “ содержание ”, “ форма ”, “ редукция ”, “ жизненный мир ”, “ страх ”, “ заброшенность ”, “ забота ”, “сомнение”, “ языковые игры ” и т.д. Стало ясно, что никакого исчерпывающего перечня К. не существует, что множество К. является не только размытым, но и весьма разнородным, так что о системе К. следует говорить с большой осторожностью. Каждая филос. концепция вводит свои собственные К., претендующие на то, чтобы быть экспликациями К. обычного мышления. Все филос. классификации К. (т.н. таблицы К.) в значительной мере искусственны, и нет оснований думать, что в будущем философия даст естественную и, значит, единственную их классификацию. В философии существует множество на- правлений, и каждое из них предполагает свою систему К., т.е. собственную их классификацию. Из числа тех К., которые, так или иначе, предполагаются, по всей вероятности, большинством филос. систем К., можно выделить следующие: “ существование ”, “время”, “ пространство ”, “изменение”, “определенность”, “рациональность”, “ добро ”, “ истина ”, “ убеждение ”, “ знание ” и т.д. Первая часть этих К. касается мира самого по себе, вторая — познания мира человеком. Перечень К. не является исчерпывающим уже потому, что познание — не единственная сфера человеческой жизнедеятельности. Единая категориальная структура мышления отчетливо распадается в своих приложениях к конкретному содержанию на две противостоящие друг другу системы понятий. Иногда они также называются “К.”, а иногда — “категориальными характеристиками”. В первую из этих систем входят абсолютные понятия, представляющие свойства объектов, во вторую — сравнительные понятия, представляющие отношения между объектами. Существование как свойство — это становление ( возникновение или исчезновение); существование как отношение — это бытие, которое всегда относительно (“А более реально, чем не-А”). Время как свойство представляется динамическим временным рядом “было—есть—будет”; время как отношение — статическим временным рядом “раньше—одновременно—позже”. Пространство как свойство — это “здесь” или “там”; пространство как отношение — это выражения типа “А дальше В”, “А совпадает с В” и “А ближе B”. Изменение как свойство перед ается понятиями “возникает”, “остается стабильным” и “исчезает”; изменению как отношению соответствует “А преобразуется (переходит) в B”. Определенность существующего, взятая как свойство, передается рядом “необходимо—случайно—невозможно”; определенность как отношение передается выражением “А есть причина В”. Рациональности как свойству соответствует понятие “обоснованно” (“ утверждение А является обоснованным”), как отношению — выражение “А более рационально, чем S”. Добро в качестве свойства — это ряд “хорошо—безразлично—плохо”; добро как отношение — ряд “лучше—равноценно—хуже”. Истина как свойство передается понятиями “истинно—неопределенно—ложно”, как отношение выражением “А более вероятно, чем В”. Убеждению как свойству соответствует ряд “убежден—колеблется—отвергает”; убеждению как отношению — выражение “А более приемлемо, чем B”. Знание как свойство представляется рядом “знает—сомневается—отвергает”; знание как отношение — выражением “А адекватнее, чем B”. Абсолютные категориальные характеристики принято называть А-п снятия ми, сравнительные — В-п снятия ми. Единая категориальная система распадается, т.о., на абсолютные и сравнительные К. За каждой из этих подсистем стоит свое видение мира, свой способ его восприятия и о смысл ения. Если К. это очки, через которые человек смотрит на мир, то наличие двух подсистем К. говорит о том, что у человека есть очки для ближнего видения , связанного с действием (абсолютные К.), и очки для дальнего, более абстрактного и отстраненного видения (сравнительные К.). Вопрос о том, зачем необходима не одна, а две системы К., дополняющие друг друга, остается открытым. О Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983; Вригт Г.Х. фон. Логико- философские исследования . Избр. труды . М., 1986; Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. I; Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995; Хайдеггер М. Бытие и время . М., 1997; Степан B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция . М., 2000. А.А. Ивин

( греч . kategoria — высказывание , свидетельство) — формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы , об-ва и мышления. Истоки учения о К. уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в разработке философских К. принадлежит Аристотелю. Уже для него проблема К. выступила как проблема соотнесения содержания высказываний о нек-ром сущем с самим этим сущим. С его т. зр., в высказываниях связываются понятия (“роды” и “виды”), выражающие общее в предметах, и только с их помощью мы понимаем друг друга, когда говорим о единичных предметах. Аристотель высоко оценивал познавательное значение К. Однако активность человека в процессе познания, благодаря к-рой общие понятия (“роды” и “виды”) соотносятся с единичными предметами, он рассматривал как чисто духовную. В новое время учение о К. развивали представители нем. классического идеализма . Для Кант а К.— это всеобщие формы, в к-рых мы мыслим все воспринимаемое, априорные (до-опытные) формы рассудка, упорядочивания нашего опыта . Гегель понимал К. как развивающиеся способы полагания абсолютным духом своего предмета , всеобщие формы его саморазвития и самоопределения, как “прочные узлы, служащие опорными и направляющими пунктами его” (духа или сознания) жизни (цит. по: Ленин В. И. Т. 29. С. 85). Для Гегеля К. в своем самодвижении осуществляют себя только как духовные формы любого предметного содержания. Взаимо связь К. в конечном счете задает тон и ритм истории, превращающейся в их воплощение . В совр. западной философии, особенно в неопозитивизме . К. или игнорируются, или рассматриваются как чисто субъективные и “удобные” формы организации человеческого опыта, “вместилища” данных опыта, определенные языковые образования. В нек-рых направлениях идеалистической философии ( неотомизм , персонализм и т. д.) К. относят к чисто духовным трансцендентным сущностям. С т. зр. марксистской философии К. сформировались в процессе исторического развития познания, общественной практики. Их основой служит не активность духа, а развитие способов предметной деятельности человека, способов общения. Осн. К. диалектического материализма — материя и движение , время и пространство , качество и количество , мера , единичное, особенное и всеобщее , противоречие , сущность и явление , содержание и форма , необходимость и случайность , воз можно сть и действительность и др. В своей необходимой взаимо связи К., образуют систему, воспроизводящую объективную, исторически развивающуюся взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру, в к-рых отражаются формы бытия природы и общественной жизни. Осн. принципом построения системы К. является единство исторического и логического, движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. К. марксистской философии, как и любой др. науки, не составляют замкнутой, неизменной системы. В связи с развитием деятельности человека, в процессе к-рой он преобразует мир и познает его, число и содержание К. обогащается. Выражая существенные связи развивающейся действительности, законы движения природы, об-ва и мышления, они должны быть такими же подвижными, гибкими, как и отражаемые ими явления.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Категории в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Каллизен - (Christ. Friedr. Callisen, 17771861) проф. философии ...
  • Кумулятивизм - (от лат. cumulatio увеличение, скопление) установка ...
  • Креативность - (от лат. create творить) порождающая способность ...
  • Конституирование - (от лат. constituo устанавливать, формировать) одно ...
  • Конвенционализм - (от лат. conventio соглашение) направление в ...
  • Культура - форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению ...
  • Конституирование - (от лат. constitue формировать) одно из ...
  • Карма - (санскр. деяние) в древнеиндийской философии, Индуизме ...
  • Кайрос - (греч. данное время ) особое и ...
  • Кюре - (от лат. curare заботиться) — священник возглавляющий ...
  • Кущи - см. Суккот. ...
  • Кумраниты - члены религ. общины, существовавшей во 2 в. ...
  • Культурантропология - ветвь бурж. антропологии филос. (Э. Ротхаккер, М. ...
  • Кубба - см. Мазар . ...
  • Фалес - (Греч.) Греческий философ из Милета (около 600 г. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари