Что такое Мотив? Значение слова Мотив в философском словаре

1) Мотив - (лат. movere - побуждать, приводить в движение ) - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами. Выражает тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности в различных сферах активности человека . М. может пониматься как предмет , который побуждает и направляет на себя деятельность и поступки, или как причина , лежащая в основе выбора действий и поступков и объясняющая их. Психологические направления расходятся в определении природы и функций М., места М. в структуре психики. Предполагается, что деятельность с необходимостью мотивирована, но сам М. не всегда достигает осознания, скрываясь в бессознательном ( психоанализ ). При достижении достаточной степени осознанности М. выступает в качестве конструктивного начала человеческого Я ( гуманистическая психология ). Участие М. в процедурах смыслообразования, т.е. сообщения личностного смысла действиям и обстоятельствам, превращает его в полифункциональный, сложноструктурированный феномен . В то же время в семиотике М. как функция - простейшая смысловая единица повествования. Предметом анализа по методу В.Я. Проппа становятся совокупности действий, повторяющихся в различных нарративных формах . См. также: Мотивация . Д.М. Булынко

2) Мотив - (лат. moveo - приводить в движение , толкать) - внутреннее , субъективно-личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Среди родственных понятий - стимул , намерение , цель , относящихся к идеальной стороне поступка, М. занимает особое место , являясь основанием поступка. М, реализуется в цели, хотя в практике нравственной деятельности возможны несовпадения цели и М. ( стремление к общественной активности, напр., может быть мотивировано как желанием бороться с недостатками, так и карьеристскими устремлениями). По вопросу о подлинно нравственном содержании М. в истории этики предлагались самые различные решения, в зависимости от понимания природы и назначения морали. В качестве моральных М. выставлялись стремление к наслаждению, к счастью, «разумно понятый» частный интерес , служение богу, укрощение плоти ( Аскетизм ), повиновение категорическому императиву и т. д. Часто противопоставлялись друг другу « мораль добродетели» - стремление человека к добру и «мораль долга », - самоподчинение человека моральному закону ( Формализм , Деонтология ). Марксистская этика преодолевает противоположность между моралью долга и добродетели, «внутренней» нравственностью М. и «внешней» моральностью деяния ( Легализм ). Поскольку требования морали направлены на осуществление определенных социальных потребностей, прежде всего имеют значение сами действия, совершаемые людьми. Но помимо объективного результата всякого действия имеет значение также и его М., ибо мораль регулирует поведение людей в значительной мере посредством личного сознания каждого человека. В прямой зависимости от нравственного содержания М. определяется мера ответственности (вины) личности за совершенный поступок : она возрастает (отягчается), если негативный по последствиям поступок имел в основании антигуманные или эгоистические побуждения, и смягчается, если таким основанием были М. сочувствия, жалости и т. п. В. И. Ленин указывал на различие (в «личном смысле ») оценки аморальных поступков, совершенных «по слабости» и «по умыслу». Если человек действует (пусть даже сами эти действия соответствуют требованиям обстоятельств и нравственным нормам ), руководствуясь не моральным М., а страхом перед наказанием , соображениями эгоизма , карьеризма , тщеславия, то в иных обстоятельствах этот же человек (когда его интересы будут расходиться с общественными или если он почувствует безнаказанность своих поступков) способен совершить и безнравственное деяние . Поэтому марксистская этика рассматривает М. и деяние человека в тесном единстве. Особенно большое значение придается М. в коммунистической нравственности, к-рая предполагает сознательное служение личности интересам об-ва. Для социалистического об-ва важно не просто достижение той или иной цели, диктуемой конкретными обстоятельствами, но и то, как ее реализация в конечном итоге способствует осуществлению высшей цели - построению коммунизма , формированию нового человека, Поэтому коммунистическая нравственность специально формулирует ряд требований, имеющих отношение к М.,- идейность , сознательность , убежденность , принципиальность , причем значение личной сознательности как регулятора поведения в- процессе строительства коммунизма возрастает.

3) Мотив - (от лат. moteo - двигаю) - движущая сила , повод , побудительная причина . Мотив не определяет действие , он только проявляется "в и через контуры действия" (Сартр). В эстетике мотивом (или сюжетом) называют материал, давший повод художественному изображению.

4) Мотив - — осознанное побуждение , обусловливающее действие для удовлетворения к.-л. потребности человека . Возникая на основе потребности, М. представляет ее более или менее адекватное отражение . М. является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям об-ва. М. играют важную роль в оценке действий и поступков, т. к. от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.


Синонимы: довод, мотив, резон, мелодия, напев

Мотив

(лат. movere - побуждать , приводить в движение ) - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами. Выражает тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности в различных сферах активности человека . М. может пониматься как предмет , который побуждает и направляет на себя деятельность и поступки, или как причина , лежащая в основе выбора действий и поступков и объясняющая их. Психологические направления расходятся в определении природы и функций М., места М. в структуре психики. Предполагается, что деятельность с необходимостью мотивирована, но сам М. не всегда достигает осознания, скрываясь в бессознательном ( психоанализ ). При достижении достаточной степени осознанности М. выступает в качестве конструктивного начала человеческого Я ( гуманистическая психология ). Участие М. в процедурах смыслообразования, т.е. сообщения личностного смысла действиям и обстоятельствам, превращает его в полифункциональный, сложноструктурированный феномен . В то же время в семиотике М. как функция - простейшая смысловая единица повествования. Предмет ом анализа по методу В.Я. Проппа становятся совокупности действий, повторяющихся в различных нарративных формах . См. также : Мотивация . Д.М. Булынко

(лат. moveo - приводить в движение , толкать) - внутреннее , субъективно-личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Среди родственных понятий - стимул , намерение , цель , относящихся к идеальной стороне поступка, М. занимает особое место , являясь основанием поступка. М, реализуется в цели, хотя в практике нравственной деятельности возможны несовпадения цели и М. ( стремление к общественной активности, напр., может быть мотивировано как желанием бороться с недостатками, так и карьеристскими устремлениями). По вопросу о подлинно нравственном содержании М. в истории этики предлагались самые различные решения, в зависимости от понимания природы и назначения морали. В качестве моральных М. выставлялись стремление к наслаждению, к счастью, «разумно понятый» частный интерес , служение богу, укрощение плоти ( Аскетизм ), повиновение категорическому императиву и т. д. Часто противопоставлялись друг другу « мораль добродетели» - стремление человека к добру и «мораль долга », - самоподчинение человека моральному закону ( Формализм , Деонтология ). Марксистская этика преодолевает противоположность между моралью долга и добродетели, «внутренней» нравственностью М. и «внешней» моральностью деяния ( Легализм ). Поскольку требования морали направлены на осуществление определенных социальных потребностей, прежде всего имеют значение сами действия, совершаемые людьми. Но помимо объективного результата всякого действия имеет значение также и его М., ибо мораль регулирует поведение людей в значительной мере посредством личного сознания каждого человека. В прямой зависимости от нравственного содержания М. определяется мера ответственности (вины) личности за совершенный поступок : она возрастает (отягчается), если негативный по последствиям поступок имел в основании антигуманные или эгоистические побуждения, и смягчается, если таким основанием были М. сочувствия, жалости и т. п. В. И. Ленин указывал на различие (в «личном смысле ») оценки аморальных поступков, совершенных «по слабости» и «по умыслу». Если человек действует (пусть даже сами эти действия соответствуют требованиям обстоятельств и нравственным нормам ), руководствуясь не моральным М., а страхом перед наказанием , соображениями эгоизма , карьеризма , тщеславия, то в иных обстоятельствах этот же человек (когда его интересы будут расходиться с общественными или если он почувствует безнаказанность своих поступков) способен совершить и безнравственное деяние . Поэтому марксистская этика рассматривает М. и деяние человека в тесном единстве. Особенно большое значение придается М. в коммунистической нравственности, к-рая предполагает сознательное служение личности интересам об-ва. Для социалистического об-ва важно не просто достижение той или иной цели, диктуемой конкретными обстоятельствами, но и то, как ее реализация в конечном итоге способствует осуществлению высшей цели - построению коммунизма , формированию нового человека, Поэтому коммунистическая нравственность специально формулирует ряд требований, имеющих отношение к М.,- идейность , сознательность , убежденность , принципиальность , причем значение личной сознательности как регулятора поведения в- процессе строительства коммунизма возрастает.

(от лат. moteo - двигаю) - движущая сила , повод , побудительная причина . Мотив не определяет действие , он только проявляется "в и через контуры действия" (Сартр). В эстетике мотивом (или сюжетом) называют материал, давший повод художественному изображению.

— осознанное побуждение , обусловливающее действие для удовлетворения к.-л. потребности человека . Возникая на основе потребности, М. представляет ее более или менее адекватное отражение . М. является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям об-ва. М. играют важную роль в оценке действий и поступков, т. к. от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.

Значение слова Мотив в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Мессия - провозвестник явления на Земле Бога, долженствующего установить ...
  • Ментальный - относящийся к сознанию, к глубине, способу и ...
  • Мегаполис - крупнейшая современная городская структура эволюционно возникающая в ...
  • Материализм - одно из главных направлений в философии, которое ...
  • Манихейство - древнее религиозно философское учение основанное персидским пророком ...
  • Монументальность - (в произведениях изобразительного искусства) качества, придающие произведениям ...
  • Мозаика - картина из кусочков природного цветного камня или ...
  • Мистика - (греч. mistikos таинственный) сакральная религиозная практика ...
  • Милленаризм - см. ХИЛИАЗМ ...
  • Механицизм - способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов, ...
  • Метод - (греч. methodos путь к чемулибо, прослеживание, исследование) ...
  • Метафора - (греч. metaphora перенесение ) перенесение свойств ...
  • Метатеория - теория анализирующая различные свойства, структуру, закономерности, методы ...
  • Мера - философская категория традиционно используемая в контексте отображения ...
  • Стратон - (ум. 270 до Р. X.) древнегреч. философ ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари