- способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов исходя из механических закон омерностей. В истории философии и науки М. проявлялся в нескольких форма х . Одна из них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к неизменяющейся, вечно самотождественной субстанции, являющейся носителем движения. В результате логически равноправными могли выступать утверждения о том, что изучаемые, познаваемые объекты могут находиться , а могут и не находиться в движении. Зарождение этой формы М. можно обнаружить уже в античной философии ( Демокрит , элеаты ). В философии Нового времени развитие и обоснование этой формы М. оказываются связанными с расчленением знаний о субстанции (материи) и движении в различных областях науки, допущением существования особых видов "невесомой" материи (теплорода, светорода, электрических и магнитных флюидов) и особых природных сил соединения их с изучаемыми изменениями тел ("плавательная сила ", "магнитная сила" и т.д.). Эта форма М. в науке и философии была преодолена, когда было раскрыто, что многообразные природные силы и формы энергии суть проявления одного и того же единого сохраняющегося движения, суть его различных видов ( закон сохранения и превращения энергии). Другая историческая форма М. связана с употреблением понятия движения в одном узком смысле : как пространственного перемещения тел (механическое движение ). Даже тогда , когда в философии были выдвинуты утверждения о движении как атрибуте и способе существования материи ( Толанд , Гольбах , Дидро), то, строго говоря, в виду имелось движение как перемещение , а не движение как изменение и взаимодействие вообще . Третья историческая форма М., которая существует и в настоящее время , связана с крайностями применения метода редукции более сложных форм движения к более простым, когда игнорируется многоуровневость внутренне противоречивой природы движения и качественное своеобразие законов каждого уровня, не сводимое к законам других уровней движения. Для М. в целом как мировоззренческой установки характерно сведение сложного к простому, целого к сумме частей, отрицание качественно своеобразных законов у объектов с различным типом системной организации.
(от греч. mechane, machine — орудие , машина) — теория , в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов; идея , что каждое явление представляет собой результат существования материи, находящейся в движении, и может быть объяснено на основе закон ов э того движения ; теория универсального объяснения посредством действующей причины, противопоставляемой конечной причине, или цели; доктрина , гласящая, что природа , подобно машине, является таким целым, функционирование которого автоматически обеспечивается его частями. В космологии М. впервые был провозглашен Левкиппом и Демокрит ом, заявлявшими, что природа объяснима с помощью атомов, находящихся в движении, и пустоты. М. поддерживался Г. Галилеем и др. учеными 17 в. Согласно Р. Декарту, сущность материи состоит в протяженности, и все физические явления объяснимы через законы механики. М. в биологии представляет собой утверждение , что любые организмы могут быть полностью объяснены на основе механических принципов; противоположностью М. здесь является витализм .
- способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов, исходя из механических закон омерностей. В истории философии и науки М. проявлялся в нескольких форма х . Одна из них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к неизменяющейся, вечно самотождественной субстанции, являющейся носителем движения. В результате логически равноправными могли выступать утверждения о том, что изучаемые, познаваемые объекты могут находиться , а могут и не находиться в движении. Зарождение этой формы М. можно обнаружить уже в античной философии ( Демокрит , элеаты ). В философии Нового времени развитие и обоснование этой формы М. оказываются связанными с расчленением знаний о субстанции (материи) и движении в различных областях науки, допущением существования особых видов "невесомой" материи (теплорода, светорода, электрических и магнитных флюидов) и особых природных сил соединения их с изучаемыми изменениями тел ("плавательная сила ", "магнитная сила" и т.д.). Эта форма М. в науке и философии была преодолена, когда было раскрыто, что многообразные природные силы и формы энергии суть проявления одного и того же единого сохраняющегося движения, суть его различных видов ( закон сохранения и превращения энергии). Другая историческая форма М. связана с употреблением понятия движения в одном узком смысле : как пространственного перемещения тел (механическое движение ). Даже тогда , когда в философии были выдвинуты утверждения о движении как атрибуте и способе существования материи ( Толанд , Гольбах , Дидро), то, строго говоря, в виду имелось движение как перемещение , а не движение как изменение и взаимодействие вообще . Третья историческая форма М., которая существует и в настоящее время , связана с крайностями применения метода редукции более сложных форм движения к более простым, когда игнорируется многоуровневость внутренне противоречивой природы движения и качественное своеобразие законов каждого уровня, не сводимое к законам других уровней движения. Для М. в целом как мировоззренческой установки характерно сведение сложного к простому, целого к сумме частей, отрицание качественно своеобразных законов у объектов с различным типом системной организации. Е.В. Петушкова
— мировоззрение , объясняющее развитие природы и об-ва закон ами механической формы движения материи , к-рые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения. Исторически возникновение и распространение М. было связано с достижениями классической механики 17—18 вв. (Галилей, Ньютон и др.). Классическая механика выработала специфические представления о материи, движении, пространстве и времени , причинности (т. наз. лапласовский детерминизм ) и т. п. Эти воззрения, как и в целом М., несмотря на их ограниченность, обусловленную уровнем естествознания 17— 18 вв., сыграли положительную роль в развитии науки и философии. Они давали естественнонаучное понимание мн. явлений природы, освободив их от мифологических и религиозно-схоластических толкований. Абсолютизация законов механики привела к созданию механистической картины мира, согласно к-рой вся вселенная (от атомов до планет) представляет собой замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение к-рых подчиняется законам классической механики. Этому уровню развития науки соответствовал метафизический способ мышления ( Метафизика ). Однако последующий прогресс науки выявил ограниченность М., поскольку из того факта , что система может описываться законами классической механики, не следует, что каждый ее элемент или немеханические объекты подчиняются действию этих законов. Попытки объяснить с т. зр. механики электромагнитные химические, биологические и тем более социальные явления неизбежно оказывались безуспешными. Достижения естествознания 19—20 вв. разрушили механистическую картину мира и настоятельно требовали нового, диалектико-материалистического объяснения природных и общественных процессов. В этих условиях возврат к М. в любой его форме становится препятствием на пути прогрессивного развития научных знаний. Термином “М.” в широком смысле слова обозначают также абстрактное отождествление высшей формы движения материи с низшей (напр., социальной — с биологической, биологической — с физической или химической и т. п.).