Что такое Метод? Значение слова Метод в философском словаре

1) Метод - (от греч. methodos - путь , способ исследования, обучения, изложения) - совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. детерминируется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность . Существует множество классификаций М. познания. В частности, выделяют частные специальные М. отдельных конкретных наук, напр. М. механики, оптики, термодинамики, химического анализа , критический анализ источников как М. исторической науки, сравнительный М. в языкознании и т. п. Наряду с М. конкретных наук существуют также общенаучные М.,т. е. М., используемые обширным классом наук или даже всеми науками. К числу таких М. обычно относят наблюдение , измерение , эксперимент , индуктивный М., М. гипотез, М. формальной логики и т. п. И наконец, наиболее общими М., применимыми как в познании, так и в практике, являются философские М., напр. метафизический и диалектический М., М. восхождения от абстрактного к конкретному, анализ и синтез , идеализация и абстракция , сравнение и т. п. Наряду с указанной классификацией широким распространением пользуется также разделение М. науки на эмпирические и теоретические М. познания. Всякий М. опирается на определенное знание об объектах познания или практического действия. Поэтому иногда М. называют научные принципы и теории; напр., вариационные принципы механики - принцип возможных перемещений, принцип наименьшего действия, принцип Д&Аламбера и т. п. - выступают в качестве М. изучения равновесия и движения несвободной механической системы. Материалистическую диалектику часто также называют всеобщим М. познания и действия. Возможно, в этом случае лучше говорить о методологической функции законов и теорий науки, принципов философии. Учение о М. называется методологией.

2) Метод - (греч. methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. М. в науке - это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения. В границах античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и М. познания. Систематическое исследование М. связано с генезисом экспериментальной науки. Поиски универсального М., приложимого к любым ипостасям действительности ( идеал "методологического монизма "), не увенчались успехом. М. общенаучного характера принято считать индукцию и дедукцию, анализ и синтез , аналогию, обобщение , идеализацию, типологизацию, сравнение и др. Философские М. в науке, как правило , опосредуются другими, более приватными, тем не менее, именно они (не всегда явно осознаваемые учеными) задают общую направленность исследования, принципы подхода к изучаемому объекту , характер интерпретации полученных результатов. М. складываются в ходе рефлексии над объектной (предметной) теорией в некоторой метатеоретической области внутри определенных парадигматических ориентации и закрепляются в принципах, нормах и методиках исследования, реализуются через навыки , умения и т.д. конкретных исследователей и обеспечиваются соответствующими инструментальными средствами. Предметное развертывание М. осуществляется в процедуре, доводящей действие факторов, синтезированных в М., до отдельных операций. Следование М. обеспечивает регуляцию и контроль в исследовательской (как и любой иной) деятельности, задает ее логику.

3) Метод - [гр.methodos - исследование ] - способ исследования явлений, осознанный планомерный путь познания и создания информационных блоков; вообще - прием , способ или образ действия. Как примеры , можно привести: диалектические методы , метод систематических исследований, метод "случайного поиска", метод "научного тыка", метод проб и ошибок, эвристический метод, метод исследования операций и т.п.

4) Метод - совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия. Основная его функция – организация и регуляция деятельности в любой ее форме, а не только научной. Вопрос о методе – это вопрос о пути, о направлении исследования): комплекс процессов, приводящих ум к определенному результату. «Методы» ума составили первичный предмет логики; среди естественных умственных ходов она выделила два очень общих процесса мысли: дедукцию (представляющую собой заключение от общего к частному) и индукцию (с помощью которой ум переходит от частного к общему). Среди предельно общих движений мысли можно также выделить синтез и. анализ . Изучение методов исследования и научного познания – это предмет эпистемологии. Метод философского познания, или рефлексивный метод, определяется как диалектика , т.е. как такой ход мысли, который ведет нас от одной идеи к прямо противоположной и так вплоть до познания истины.

5) Метод - - способ построения и обоснования систем знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

6) Метод - (от греч. methodos — путь , способ исследования, обучения, изложения) — совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность . Каждая сфера человеческой деятельности имеет свои специфические М.: можно говорить о М. художественного творчества; М. обработки информации; М. ведения войны и т.д. Философия рассматривает в основном М. познания. Существует нисколько различных классификаций этих М. Так, выделяют частные, специальные М. конкретных наук, напр. М. механики, сравнительный М. в языкознании, М. анкетирования в социологии, радиоуглеродный М. в археологии и т.п. Наряду с М. конкретных наук существуют также общенаучные М., т.е. М., используемые обширным классом наук или даже всеми науками. К числу таких М. обычно относят наблюдение , измерение , экспериментальный М., индуктивный М., гипотетико-дедуктивный М., моделирование и т.п. И, наконец, наиболее общими М., применимыми как в познании, так и в практике, являются анализ и синтез , идеализация и абстрагирование , сравнение , обобщение и т.п. Широким распространением пользуется также разделение М. науки на теоретические и эмпирические. Всякий М. опирается на определенное знание об объектах познания или практической деятельности. Поэтому иногда М. называют научные принципы и теории, напр, вариационные принципы механики — принцип возможных перемещений, принцип наименьшего действия, принцип ДАламбера и т.п., которые выступают в качестве М. изучения равновесия и движения несвободной механической системы. Возможно, в этом случае лучше говорить о методологической функции законов и теорий науки. Учение о М. называется методологией. О Тарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук. М., 1948; Методы научного познания и физика . М., 1985.

7) Метод - (греч. methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. М. в науке - это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения. В границах античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и М. познания. Систематическое исследование М. связано с генезисом экспериментальной науки. Поиски универсального М., приложимого к любым ипостасям действительности ( идеал "методологического монизма "), не увенчались успехом. М. общенаучного характера принято считать индукцию и дедукцию, анализ и синтез , аналогию, обобщение , идеализацию, типологизацию, сравнение и др. Философские М. в науке, как правило , опосредуются другими, более приватными, тем не менее именно они (не всегда явно осознаваемые учеными) задают общую направленность исследования, принципы подхода к изучаемому объекту , характер интерпретации полученных результатов. М. складываются в ходе рефлексии над объектной (предметной) теорией в некоторой метатеоретической области внутри определенных парадигматических ориентации и закрепляются в принципах, нормах и методиках исследования, реализуются через навыки , умения и т.д. конкретных исследователей и обеспечиваются соответствующими инструментальными средствами. Предметное развертывание М. осуществляется в процедуре, доводящей действие факторов, синтезированных в М., до отдельных операций. Следование М. обеспечивает регуляцию и контроль в исследовательской (как и любой иной) деятельности, задает ее логику. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко

8) Метод - - способ подхода к действительности, способ изучения, исследования явлений природы и общества. Для идеалистов метод есть некая совокупность правил, произвольно создаваемых человеческим умом ради "удобства" познания, следовательно, метод рассматривается как чисто субъективная категория . В марксизме метод, способ познания действительности лишь тогда может быть правильным, научным, если он отражает объективные законы самой действительности (материалистическая диалектика ). Только знание этих законов позволяет правильно подходить к явлениям природы и общества, правильно исследовать их. Следовательно, марксистская философия понимает метод не как сумму правил, произвольно созданных человеческим умом, а как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления.

9) Метод - (от греч. methodos - путь , исследование, прослеживание) - способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету , руководствуясь своей гипотезой. При этом философия как основополагающая наука дает исследователю средство проверить, подходит ли вообще избранный метод для достижения поставленной цели (см. Учение о методе ) и последовательно ли использует он этот метод в ходе работы. Разработкой метода философия поддерживает в частных науках живой критический дух. Попытки найти единый метод, который был бы применим всюду ( идеал "методологического монизма "), показали, что "универсального метода" не существует и, более того, каждый предмет и каждая проблема требуют собственного метода. Метод и система являются осн. направляющими линиями науки.

10) Метод - (греч. methodos—буквально “ путь к ч.-л.”) — в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность . М. как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета . Сознательное применение научно обоснованных М. является существеннейшим условием получения новых знаний. В процессе развития познания выработались такие общие принципы научного мышления, как индукция , дедукция , анализ и синтез , аналогия , сравнение , эксперимент , наблюдение и др. В основе всех М. познания лежат объективные законы действительности. Поэтому М. неразрывно связан с теорией. Существуют специальные М. конкретных наук, поскольку последние изучают свои специфические предметы. Философия , в отличие от конкретных наук, вырабатывает всеобщий М. познания — материалистическую диалектику. Объективную основу диалектического М. составляют наиболее общие законы развития материального мира. Этот М. не подменяет М. др. наук, а является их общей философской основой и выступает в качестве орудия познания во всех областях. Диалектика одновременно есть и М. преобразования мира. Диалектико-материалистический М. противоположен идеалистической диалектике и метафизике.

Метод

(от греч . methodos - путь , способ исследования, обучения, изложения) - совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. детерминируется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность . Существует множество классификаций М. познания. В частности, выделяют частные специальные М. отдельных конкретных наук, напр. М. механики, оптики, термодинамики, химического анализ а , критический анализ источников как М. исторической науки , сравнительный М. в языкознании и т. п. Наряду с М. конкретных наук существуют также общенаучные М.,т. е. М., используемые обширным классом наук или даже всеми науками. К числу таких М. обычно относят наблюдение , измерение , эксперимент , индуктивный М., М. гипотез, М. формальной логики и т. п. И наконец , наиболее общими М., применимыми как в познании, так и в практике, являются философские М., напр. метафизический и диалектический М., М. восхождения от абстрактного к конкретному, анализ и синтез , идеализация и абстракция , сравнение и т. п. Наряду с указанной классификацией широким распространением пользуется также разделение М. науки на эмпирические и теоретические М. познания. Всякий М. опирается на определенное знание об объектах познания или практического действия. По этом у иногда М. называют научные принцип ы и теории ; напр., вариационные принципы механики - принцип возможных перемещений, принцип наименьшего действия, принцип Д&Аламбера и т. п. - выступают в качестве М. изучения равновесия и движения несвободной механической системы. Материалистическую диалектику часто также называют всеобщим М. познания и действия. Возможно, в этом случае лучше говорить о методологической функции законов и теорий науки, принципов философии. Учение о М. называется методологией.

( греч . methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. М. в науке - это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения. В границах античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и М. познания. Систематическое исследование М. связано с генезисом эксперимент альной науки . Поиски универсального М., приложимого к любым ипостасям действительности ( идеал "методологического монизма "), не увенчались успехом. М. общенаучного характера принято считать индукцию и дедукцию, анализ и синтез , аналогию, обобщение , идеализацию, типологизацию, сравнение и др. Философские М. в науке, как правило , опосредуются другими, более приватными, тем не менее, именно они (не всегда явно осознаваемые учеными) задают общую направленность исследования, принцип ы подхода к изучаемому объекту , характер интерпретации полученных результатов. М. складываются в ходе рефлексии над объектной (предметной) теорией в некоторой метатеоретической области внутри определенных парадигматических ориентации и закрепляются в принципах, нормах и методиках исследования, реализуются через навыки , умения и т.д. конкретных исследователей и обеспечиваются соответствующими инструментальными средствами. Предметное развертывание М. осуществляется в процедуре, доводящей действие факторов, синтезированных в М., до отдельных операций. Следование М. обеспечивает регуляцию и контроль в исследовательской (как и любой иной) деятельности, задает ее логику.

[гр.methodos - исследование ] - способ исследования явлений, осознанный планомерный путь познания и создания информационных блоков; вообще - прием , способ или образ действия. Как примеры , можно привести: диалектические методы , метод систематических исследований, метод "случайного поиска", метод "научного тыка", метод проб и ошибок, эвристический метод, метод исследования операций и т.п.

совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия. Основная его функция – организация и регуляция деятельности в любой ее форме, а не только научной. Вопрос о методе – это вопрос о пути, о направлении исследования): комплекс процессов, приводящих ум к определенному результату. «Методы» ума составили первичный предмет логики; среди естественных умственных ходов она выделила два очень общих процесса мысли: дедукцию (представляющую собой заключение от общего к частному) и индукцию (с помощью которой ум переходит от частного к общему). Среди предельно общих движений мысли можно также выделить синтез и. анализ . Из учение методов исследования и научного познания – это предмет эпистемологии. Метод философского познания, или рефлексивный метод, определяется как диалектика , т.е. как такой ход мысли, который ведет нас от одной идеи к прямо противоположной и так вплоть до познания истины.

- способ построения и обоснования систем знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

(от греч . methodos — путь , способ исследования, обучения, изложения) — совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность . Каждая сфера человеческой деятельности имеет свои специфические М.: можно говорить о М. художественного творчества; М. обработки информации; М. ведения войны и т.д. Философия рассматривает в основном М. познания. Существует нисколько различных классификаций этих М. Так, выделяют частные, специальные М. конкретных наук, напр. М. механики, сравнительный М. в языкознании, М. анкетирования в социологии, радиоуглеродный М. в археологии и т.п. Наряду с М. конкретных наук существуют также общенаучные М., т.е. М., используемые обширным классом наук или даже всеми науками. К числу таких М. обычно относят наблюдение , измерение , эксперимент альный М., индуктивный М., гипотетико-дедуктивный М., моделирование и т.п. И, наконец , наиболее общими М., применимыми как в познании, так и в практике, являются анализ и синтез , идеализация и абстрагирование , сравнение , обобщение и т.п. Широким распространением пользуется также разделение М. науки на теоретические и эмпирические. Всякий М. опирается на определенное знание об объектах познания или практической деятельности. По этом у иногда М. называют научные принцип ы и теории , напр, вариационные принципы механики — принцип возможных перемещений, принцип наименьшего действия, принцип ДАламбера и т.п., которые выступают в качестве М. изучения равновесия и движения несвободной механической системы. Возможно, в этом случае лучше говорить о методологической функции законов и теорий науки. Учение о М. называется методологией. О Тарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук. М., 1948; Методы научного познания и физика . М., 1985.

( греч . methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. М. в науке - это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения. В границах античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и М. познания. Систематическое исследование М. связано с генезисом эксперимент альной науки . Поиски универсального М., приложимого к любым ипостасям действительности ( идеал "методологического монизма "), не увенчались успехом. М. общенаучного характера принято считать индукцию и дедукцию, анализ и синтез , аналогию, обобщение , идеализацию, типологизацию, сравнение и др. Философские М. в науке, как правило , опосредуются другими, более приватными, тем не менее именно они (не всегда явно осознаваемые учеными) задают общую направленность исследования, принцип ы подхода к изучаемому объекту , характер интерпретации полученных результатов. М. складываются в ходе рефлексии над объектной (предметной) теорией в некоторой метатеоретической области внутри определенных парадигматических ориентации и закрепляются в принципах, нормах и методиках исследования, реализуются через навыки , умения и т.д. конкретных исследователей и обеспечиваются соответствующими инструментальными средствами. Предметное развертывание М. осуществляется в процедуре, доводящей действие факторов, синтезированных в М., до отдельных операций. Следование М. обеспечивает регуляцию и контроль в исследовательской (как и любой иной) деятельности, задает ее логику. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко

- способ подхода к действительности, способ изучения, исследования явлений природы и общества. Для идеалистов метод есть некая совокупность правил, произвольно создаваемых человеческим умом ради "удобства" познания, следовательно, метод рассматривается как чисто субъективная категория . В марксизме метод, способ познания действительности лишь тогда может быть правильным, научным, если он отражает объективные законы самой действительности (материалистическая диалектика ). Только знание этих законов позволяет правильно подходить к явлениям природы и общества, правильно исследовать их. Следовательно, марксистская философия понимает метод не как сумму правил, произвольно созданных человеческим умом, а как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления.

(от греч . methodos - путь , исследование, прослеживание) - способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету , руководствуясь своей гипотезой. При этом философия как основополагающая наука дает исследователю средство проверить, подходит ли вообще избранный метод для достижения поставленной цели (см. Учение о методе ) и последовательно ли использует он этот метод в ходе работы. Разработкой метода философия поддерживает в частных науках живой критический дух. Попытки найти единый метод, который был бы применим всюду ( идеал "методологического монизма "), показали, что "универсального метода" не существует и, более того , каждый предмет и каждая проблема требуют собственного метода. Метод и система являются осн. направляющими линиями науки.

( греч . methodos—буквально “ путь к ч.-л.”) — в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность . М. как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета . Сознательное применение научно обоснованных М. является существеннейшим условием получения новых знаний. В процессе развития познания выработались такие общие принцип ы научного мышления, как индукция , дедукция , анализ и синтез , аналогия , сравнение , эксперимент , наблюдение и др. В основе всех М. познания лежат объективные законы действительности. По этом у М. неразрывно связан с теорией. Существуют специальные М. конкретных наук, поскольку последние изучают свои специфические предметы. Философия , в отличие от конкретных наук, вырабатывает всеобщий М. познания — материалистическую диалектику. Объективную основу диалектического М. составляют наиболее общие законы развития материального мира. Этот М. не подменяет М. др. наук, а является их общей философской основой и выступает в качестве орудия познания во всех областях. Диалектика одновременно есть и М. преобразования мира. Диалектико-материалистический М. противоположен идеалистической диалектике и метафизике.

Однокоренные и похожие слова:

абак метод анализа метод анкетный метод базового запаса метод балансовый метод банковского кредитования метод бонусный метод бухгалтерского учета метод вахтовый метод выборочный метод группировок показателей метод двойной нормы метод дельфийский метод демографический метод дисконтирования (процентирования) ссуды (кредита) метод долевой метод завершенного контракта метод инвентарной книги метод интеграционный метод компонентов метод кривой лоренца метод критического пути метод лифо метод лифт он лифт оф метод м. и устар. метода ж. метод наименьших квадратов метод начисления амортизации метод оборачиваемости метод оценки и пересмотра планов метод прогнозирования эвристический метод снижающегося остатка метод средней себестоимости метод структуризации целей метод сырьевых балансов метод текущей инвентаризации метод управления метод участия метод учета партионный метод учета реализации метод учета товарно-материальных ценностей сальдовый метод фифо метод экстраполяции метод...

Значение слова Метод в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Модус - (лат. modus мера образ способ) философский ...
  • Модерн - (нем. die Moderne, фр. Modernite) современность. Проблема ...
  • Методология - учение о способах организации и построения теоретической ...
  • Метаязык - 1) в классической философии: понятие фиксирующее логический ...
  • Метафизика - (греч. meta ta physika после физики: выражение ...
  • Материя - (лат. materia вещество ) философская категория ...
  • Марксизм - идейное течение второй половины 1920 вв., традиционно ...
  • Митингование - состояние особого эмоционального возбуждения на основе соборного ...
  • Мешочничество - стремление снизу наладить обычное нелегальное перемещение товаров ...
  • Медиация - развитая логическая клеточка мышления, смыслообрадовения, воспроизводственной деятельности, ...
  • Манихейство - I. Духовное течение, возникшее на Ближнем Востоке в ...
  • Микрохронос - (или слово " хронос " со строчной буквы) ...
  • Меристема - 1. Буквально (биолог.) образовательная недифференцированная ткань. В ...
  • Любовь - — интимное и глубокое чувство устремленное на др. ...
  • Тиферет - (Евр.) Красота ; шестой из десяти Сефиротов, мужская ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари