Что такое Креативность? Значение слова Креативность в философском словаре

1) Креативность - (от лат. create - творить) - порождающая способность , характерная черта творческой личности, проявляющаяся в изменении универсума культуры, опыта индивида , сферы культурных значений и смыслов. Существует несколько трактовок К. Психоаналитическая теория К. основывается на идее сублимации сексуальных влечений. Бихевиоризм трактует ее как биологическую функцию приспособления поведения к новым условиям посредством проб и ошибок. В гештальт -теории К. понимается как целенаправленная трансформация проблемной ситуации в целом. В диалогической теории культуры К. порождает культурные ценности посредством интеракции личностей, социальных групп и различных культур.

2) Креативность - способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое : новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства. Психологические эксперименты в области мотивации и научения показали и роль новизны как катализатора деятельности. У высокоорганизованных организмов существует основополагающее постоянное противоречие между установлением и поддержанием постоянства окружающей среды и нарушением достигнутого равновесия ради новых возможностей и новых ощущений. Психологические исследования обладающих высоким творческим потенциалом людей раскрыли это противоречие как дуализм интеллекта и интуиции, сознания и 6ессознительиого, психического здоровья и психического заболевания, общепринятого и нетрадиционного, сложности и простоты. Обладающий креативностью человек обычно отличается высоким интеллектуальным уровнем в повседневной жизни и может рационально решать возникающие проблемы, но часто предпочитает действовать на основании интуиции и высоко ценит иррациональность в себе и других. По достижении определенного уровня интеллект представляется имеющим незначительную корреляцию с креативностью, т. е. обладающее высоким интеллектуальным уровнем лицо может и не иметь высокий творческий потенциал.

3) Креативность - (лат. creo — творить, создавать) — способность творить, способность к творческим актам , которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и иных продуктах материальной и духовной культуры. Однако К., по-видимому, не является достоянием исключительно только вида Homo sapiens — скорее всего, эта способность присуща также многим “интеллектуальным” животным, обладающим достаточно развитым перцептивным мышлением , которое позволяет создавать многозначный образный контекст и извлекать из перцептивных образов необходимую для выживания новую когнитивную информацию ( знание ). Высокоразвитые приматы (шимпанзе) проявляют удивительную изобретательность и могут сделать своего рода открытие (напр., обнаружить новый прием, позволяющий отделить зерна пшеницы от песка), которое затем получает распространение в стаде. Но только человек способен творить объекты материальной и духовной культуры, и эта его способность развивается в ходе продолжающейся биологической, когнитивной и культурной эволюции Homo sapiens. В психологии 20 в. был разработан ряд концепций, которые связывали К. личности с соответствующими способностями — напр., с интеллектуальной способностью адаптировать поведение к изменяющимся условиям с помощью метода проб и ошибок ( бихевиоризм ), со способностью к продуктивному ( гештальт-психология ) или дивергентному (Дж.П. Гилфор) мышлению и т.д. Поскольку предполагалось, что творческий процесс отличается от нетворческого прежде всего итоговым результатом, порождением нового, то в последние десятилетия получили широкое распространение психометрические исследования К., где с помощью соответствующих тестов предпринимались попытки выявить такие качества индивидов, которые можно было бы рассматривать как характеристические для их творческих способностей. Однако, как оказалось, психометрические тесты (тесты на IQ, на К. и т.д.) игнорируют взаимодействие наследственных факторов и факторов окружающей среды. В подавляющем большинстве случаев применительно к исследованию человеческих креативных способностей, по-видимому, невозможно создать четкую экспериментальную ситуацию, которая позволяла бы осуществить с помощью психометрических или биометрических мотивов анализ параметров действий генов в центральной нервной системе. Необходимо учитывать, что фенотип всегда является результатом сложного взаимодействия генотипа и среды и что генотипы, определяющие творческий потенциал личности, требуют для своего оптимального развития соответствующих внешних условий. Поэтому правомерна постановка вопроса о врожденных креативных способностях индивидов только как о потенциальной возможности творчества, которая в силу многих причин может не реализоваться (напр., из-за неустойчивости как свойства личности). Личностные когнитивные особенности индивидов зависят от того, как их мозг справляется с информацией, как и с помощью каких мыслительных стратегий он ее обрабатывает и насколько он спонтанно активен. Индивидуальные различия в нейрофизиологических параметрах могут проявляться на уровне психики, в психологических различиях. Напр., лица с быстрым вариантом затылочного а- ритма , который в стандартных условиях практически полностью определяется генетически, по-видимому, значительно превосходят других в абстрактном мышлении и в ловкости движений. Но при этом необходимо учитывать, что между действием генов и физиологическим фенотипом имеет место непрямая связь . Тем не менее было установлено, что креативные способности, как правило , не предполагают высокого уровня “общего интеллекта ”, а гораздо более тесно коррелируют с “врожденными талантами”, со специфическими видами интеллекта — лингвистическим, музыкальным, логико-математическим, пространственным, телесно-кинеста-тическим, внутриличностным и межличностным (Г. Гарднер). К., видимо, в значительной мере реализуется в неосознаваемых правополушарных мыслительных процессах и стратегиях . Поэтому конкретное соотношение когнитивных типов мышления в какой-то мере определяет индивидуальные креативные способности людей. Для творческих личностей характерны весьма развитые способности к воображению и эмпа-тии, т.е. к идентификации своего Я с воображаемыми Я-образами посредством самовнушения. Они спон- танно предпочитают определенные мыслительные стратегии — напр., широко используют аналогии, образы , мыслят оппозициями и отрицаниями (отсюда часто встречающееся название творческого мышления — “мышление двуликого Януса”), прибегая к противопоставлениям даже при решении простых тестовых задач. Исследования также показывают, что для творческих личностей в целом типичен высокий уровень не только когнитивной, но и мотивационной активности. Они стремятся к автономии, независимости, самоутверждению, которые ведут их к поиску малоизученных или “горячих” проблем, формирующихся областей знания или видов искусств, чтобы именно здесь бросить вызов общепринятым представлениям. Они также оказывают явное предпочтение чему-то элегантному, оригинальному, сочетая это с толерантностью , терпимостью к критике, к двусмысленности, многозначности контекста. О Treffert D.A. Extraordinary People. London, 1989; Actualizing talent: a lifelong challenge. Cassell, 1995. И.П. Меркулов

4) Креативность - - способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое : новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произв. искусства. Психологические эксперименты в области мотивации и научения показали и роль новизны как катализатора деятельности. У высокоорганизованных организмов существует основополагающее постоянное противоречие между установлением и поддержанием постоянства окружающей среды и нарушением достигнутого равновесия ради новых возможностей и новых ощущений. Психологические исследования обладающих высоким творческим потенциалом людей раскрыли это противоречие как дуализм интеллекта и интуиции, сознания и бессознательного, психического здоровья и психического заболевания, общепринятого и нетрадиционного, сложности и простоты. Обладающий креативностью человек обычно отличается высоким интеллектуальным уровнем в повседневной жизни и может рационально решать возникающие проблемы, но часто предпочитает действовать на основании интуиции и высоко ценит иррациональность в себе и др. По достижении определенного уровня интеллект представляется имеющим незначительную корреляцию с креативностью, т.е. обладающее высоким интеллектуальным уровнем лицо может и не иметь высокий творческий потенциал.

Креативность

(от лат. create - творить ) - порождающая способность , характерная черта творческой личности, проявляющаяся в изменении универсума культуры, опыта индивида , сферы культурных значений и смыслов . Существует несколько трактовок К. Психоаналитическая теория К. основывается на идее сублимации сексуальных влечений. Бихевиоризм трактует ее как биологическую функцию приспособления поведения к новым условиям посредством проб и ошибок. В гештальт - теории К. понимается как целенаправленная трансформация проблемной ситуации в целом . В диалогической теории культуры К. порождает культурные ценности посредством интеракции личностей, социальных групп и различных культур.

способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое : новое решение проб лемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства. Психологические эксперименты в области мотивации и научения показали и роль новизны как катализатора деятельности. У высокоорганизованных организмов существует основополагающее постоянное противоречие между установлением и поддержанием постоянства окружающей среды и нарушением достигнутого равновесия ради новых возможностей и новых ощущений. Психологические исследования обладающих высоким творческим потенциалом людей раскрыли это противоречие как дуализм интеллекта и интуиции, сознания и 6ессознительиого, психического здоровья и психического заболевания, общепринятого и нетрадиционного, сложности и простоты. Обладающий креативностью человек обычно отличается высоким интеллектуальным уровнем в повседневной жизни и может рационально решать возникающие проблемы, но часто предпочитает действовать на основании интуиции и высоко ценит иррациональность в себе и других. По достижении определенного уровня интеллект представляется имеющим незначительную корреляцию с креативностью, т. е. обладающее высоким интеллектуальным уровнем лицо может и не иметь высокий творческий потенциал.

(лат. creo — творить , создавать) — способность творить, способность к творческим актам , которые ведут к новому необычному видению проб лемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и иных продуктах материальной и духовной культуры. Однако К., по-видимому, не является достоянием исключительно только вида Homo sapiens — скорее всего, эта способность присуща также многим “интеллектуальным” животным, обладающим достаточно развитым перцептивным мышлением , которое позволяет создавать многозначный образный контекст и извлекать из перцептивных образов необходимую для выживания новую когнитивную информацию ( знание ). Высокоразвитые приматы (шимпанзе) проявляют удивительную изобретательность и могут сделать своего рода открытие (напр., обнаружить новый прием, позволяющий отделить зерна пшеницы от песка), которое затем получает распространение в стаде. Но только человек способен творить объекты материальной и духовной культуры, и эта его способность развивается в ходе продолжающейся биологической, когнитивной и культурной эволюции Homo sapiens. В психологии 20 в. был разработан ряд концепций, которые связывали К. личности с соответствующими способностями — напр., с интеллектуальной способностью адаптировать поведение к изменяющимся условиям с помощью метода проб и ошибок ( бихевиоризм ), со способностью к продуктивному ( гештальт -психология ) или дивергентному (Дж.П. Гилфор) мышлению и т.д. Поскольку предполагалось, что творческий процесс отличается от нетворческого прежде всего итоговым результатом, порождением нового, то в последние десятилетия получили широкое распространение психометрические исследования К., где с помощью соответствующих тестов предпринимались попытки выявить такие качества индивидов, которые можно было бы рассматривать как характеристические для их творческих способностей. Однако, как оказалось, психометрические тесты (тесты на IQ, на К. и т.д.) игнорируют взаимодействие наследственных факторов и факторов окружающей среды. В подавляющем большинстве случаев применительно к исследованию человеческих креативных способностей, по-видимому, невозможно создать четкую экспериментальную ситуацию, которая позволяла бы осуществить с помощью психометрических или биометрических мотивов анализ параметров действий генов в центральной нервной системе. Необходимо учитывать, что фенотип всегда является результатом сложного взаимодействия генотипа и среды и что генотипы, определяющие творческий потенциал личности, требуют для своего оптимального развития соответствующих внешних условий. Поэтому правомерна постановка вопроса о врожденных креативных способностях индивидов только как о потенциальной возможности творчества, которая в силу многих причин может не реализоваться (напр., из-за неустойчивости как свойства личности). Личностные когнитивные особенности индивидов зависят от того, как их мозг справляется с информацией, как и с помощью каких мыслительных стратегий он ее обрабатывает и насколько он спонтанно активен. Индивидуальные различия в нейрофизиологических параметрах могут проявляться на уровне психики, в психологических различиях. Напр., лица с быстрым вариантом затылочного а- ритма , который в стандартных условиях практически полностью определяется генетически, по-видимому, значительно превосходят других в абстрактном мышлении и в ловкости движений. Но при этом необходимо учитывать, что между действием генов и физиологическим фенотипом имеет место непрямая связь . Тем не менее было установлено, что креативные способности, как правило , не предполагают высокого уровня “общего интеллекта ”, а гораздо более тесно коррелируют с “врожденными талантами”, со специфическими видами интеллекта — лингвистическим, музыкальным, логико-математическим, пространственным, телесно-кинеста-тическим, внутриличностным и межличностным (Г. Гарднер). К., видимо, в значительной мере реализуется в неосознаваемых правополушарных мыслительных процессах и стратегиях . Поэтому конкретное соотношение когнитивных типов мышления в какой-то мере определяет индивидуальные креативные способности людей. Для творческих личностей характерны весьма развитые способности к воображению и эмпа-тии, т.е. к идентификации своего Я с воображаемыми Я-образами посредством самовнушения. Они спон- танно предпочитают определенные мыслительные стратегии — напр., широко используют аналогии, образы , мыслят оппозициями и отрицаниями (отсюда часто встречающееся название творческого мышления — “мышление двуликого Януса”), прибегая к противопоставлениям даже при решении простых тестовых задач. Исследования также показывают, что для творческих личностей в целом типичен высокий уровень не только когнитивной, но и мотивационной активности. Они стремятся к автономии, независимости, самоутверждению, которые ведут их к поиску малоизученных или “горячих” проблем, формирующихся областей знания или видов искусств, чтобы именно здесь бросить вызов общепринятым представлениям. Они также оказывают явное предпочтение чему-то элегантному, оригинальному, сочетая это с толерантностью , терпимостью к критике, к двусмысленности, многозначности контекста. О Treffert D.A. Extraordinary People. London, 1989; Actualizing talent: a lifelong challenge. Cassell, 1995. И.П. Меркулов

- способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое : новое решение проб лемы, новый метод или инструмент, новое произв. искусства. Психологические эксперименты в области мотивации и научения показали и роль новизны как катализатора деятельности. У высокоорганизованных организмов существует основополагающее постоянное противоречие между установлением и поддержанием постоянства окружающей среды и нарушением достигнутого равновесия ради новых возможностей и новых ощущений. Психологические исследования обладающих высоким творческим потенциалом людей раскрыли это противоречие как дуализм интеллекта и интуиции, сознания и бессознательного, психического здоровья и психического заболевания, общепринятого и нетрадиционного, сложности и простоты. Обладающий креативностью человек обычно отличается высоким интеллектуальным уровнем в повседневной жизни и может рационально решать возникающие проблемы, но часто предпочитает действовать на основании интуиции и высоко ценит иррациональность в себе и др. По достижении определенного уровня интеллект представляется имеющим незначительную корреляцию с креативностью, т.е. обладающее высоким интеллектуальным уровнем лицо может и не иметь высокий творческий потенциал.

Значение слова Креативность в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Качество - философская категория нашедшая широкое применение в бытовом ...
  • Капо - надсмотрщик в концлагере из числа заключенных (такой ...
  • Капитал - экономическая категория означающая один из производительных ресурсов; ...
  • Казус - 1) случай отдельный факт ; 2) в ...
  • Критика - За последние десятилетия библейская К. как ветхозаветная, так ...
  • Красота - Та сторона явлений, которая, в своей специфической особенности, ...
  • Контракт - противоположность между двумя идеальными или реальными предметами ...
  • Коммуникация - тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен. ...
  • Кибернетика - (греч. искусство управлять) междисциплинарное направление в науке, ...
  • Категории - (kategoria определение суждение ) г философские понятия, ...
  • Карма - (санскр. действие обязанность ) общий для ...
  • Кажимость - искаженная видимость поверхностный взгляд на вещи одностороннее ...
  • Культ - 1) ответ человека на открытие Высшей реальности, ...
  • Космос - в древнегреческой философии мир как прекрасное гармоническое ...
  • Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари