- любовь к чествованию, принятию почестей. К честности имеет достаточно отдаленное отношение .
выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в какой-либо области деятельности, сфере жизни общественной. Гипертрофированное честолюбие усиливается тщеславием высокомерным отношение м к другим. Честолюбие как стремление к общественному признанию может играть относительно положительную роль , стимулируя повышенную активность социальную человека . Но, будучи индивидуалистическим по характеру , оно препятствует воспитанию личности в духе сочетания личных и общественных интересов.
- социальное чувство , проявляющееся как мо тив действий, к-рые совершаются ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в к.-л. сфере общественной жизни. Во мн. сходно с тщеславием ; в честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами. Но в отличие от тщеславия Ч. связано не столько с жаждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды. В тех случаях, когда подобные побуждения становятся характерным свойством поведения человека , Ч. приобретает значение морального качества личности. Ч. получает распространение в об-ве с возникновением социального неравенства людей. Буржуазная мораль считает Ч. одним из гл. двигателей общественной активности человека. В социалистическом об-ве, где уничтожена частная собственность , корни Ч. в значительной мере подорваны, однако оно еще не устранено полностью, поскольку сохраняются различия в материальном и общественном положении людей. Ч. как потребность в общественном признании может в отдельных случаях играть объективно положительную роль , стимулируя повышенную социальную активность человека. Но оно является индивидуалистическим по своему характеру мотивом и поэтому противоречит коммунистической нравственности, к-рая противопоставляет Ч. подлинную коммунистическую сознательность . Непримиримо она относится к крайней форме Ч.- карьеризму .