Что такое Честь? Значение слова Честь в философском словаре

1) Честь - - понятие морального сознания и категория этики, по своему содержанию и природе отражаемого в ней морального отношения , аналогично понятию достоинства. Подобно достоинству, понятие честь раскрывает отношение человека к самому себе (!) и отношение к нему со стороны общества (?). Однако, в отличие от понятия достоинства, моральная ценность личности в понятии честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие честь, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно честь требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив , к которому он принадлежит. Исторически понятие честь возникло в моральном сознании общества в виде представления о родовой и сословной чести (моральное требование , предписывающее человеку образ жизни и действий, не унижающий достоинства определенного сословия или рода)...[16]. По [2] “... но в отличие от достоинства понятие честь основывается не на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а на их дифференциальной оценке (в зависимости от социального положения личности, классовой, национальной, профессиональной и коллективной принадлежности или репутации). Критерий этой оценки и требования к человеку, связываемые с его честью, изменялись исторически. Феодальная честь носила сословный характер , требовала соблюдения норм поведения "благородного" сословия. Буржуазная честь так или иначе связывается с частной собственностью . В социалистическом обществе сохраняется лишь национальная, профессиональная, отчасти классовая, а также коллективная и индивидуальная честь. Последняя связывается с личными достоинствами, в основе которых лежат реальные заслуги человека перед другими людьми и обществом ”. Обычно, понятие честь связывают, непонятно почему, с привилегиями [2], снобизмом, чванством , высокомерием , тщеславием ... Объективно понятие честь неразрывно связано с понятием принципиальность , но в словаре по этике [16] почему-то об этой связи нет ни слова. Ассоциативный блок. "Честь имею!" - говорят, разрывая отношения с подлецом.

2) Честь - оценка и самооценка моральных качеств и поведения человека , связанные с его положением в обществе, видом деятельности, которой он занимается. Речь идет не столько о личных качествах человека, сколько о соответствии его поведения правам и обязанностям определенной группы людей, к которой он принадлежит (например, честь школы, семьи, института , завода, фирмы, честь женская, мужская, честь врача, рабочего, инженера и т. п.). Представления о чести требуют от каждого поддерживать репутацию своей социальной группы и тем самым свою собственную, добиваясь уважения, признания со стороны общества. В отличие от понятия « достоинством , в основе представлений о чести лежит социальное неравенство; Поэтому защита «чести мундира» может обернуться защитой привилегий той или иной группы людей в ущерб не только другим людям, но и достоинству, правам, личным заслугам ее членов.

3) Честь - - понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во мн. сходная с категорией достоинства. Подобно достоинству, понятие Ч. раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии Ч. связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами, Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие Ч., наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно Ч. требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, к-рой обладает он сам или коллектив , к к-рому он принадлежит. Исторически понятие Ч. возникло в моральном сознании об-ва в виде представления о родовой и сословной Ч. (моральное требование , предписывающее человеку образ жизни и действий, не унижающий достоинства определенного сословия или рода). В феодальной морали к сословной Ч., в частности, относились требования не вступать в равноправные отношения с людьми «низших» сословий, вызывать на дуэль оскорбителя, не заниматься унизительным для дворянина трудом и т. д. Упразднив феодальные привилегии, буржуазия вместе с тем сохранила сословное понимание Ч., поставив ее в зависимость от общественного положения человека. Буржуазные идеологи Фихте, Гегель , Бентам, не говоря уже о более реакционных представителях этической мысли, связывают понятие Ч. с обладанием частной собственностью . Даже тогда, когда это понятие связывается с индивидуальностью личности (У. Хокинг, Р. Флюэллинг) - см. Самореализации этика ), в большинстве случаев оказывается, что проявление этой индивидуальности возможно лишь для лиц, находящихся в привилегированном положении. В классовом об-ве, где Ч. всегда связана с той или иной формой неравноправия, она, с одной стороны, вырождается в высокомерие , чванство , тщеславие , ложное самолюбие , а с др. стороны, у тех, кто лишен этих привилегий, порождает чувство оскорбленной гордости, а иногда унизительное стремление утвердить свой престиж рабским подражанием «высшим» сословиям, лесть и заискивание перед власть имущими. В социалистическом об-ве понятие Ч. существенно изменяет свое содержание . На место сословной Ч. приходит требование беречь Ч. своего коллектива, профессии ( Профессиональная этика ), народа в целом ( Патриотизм .). В индивидуальной Ч. во внимание принимаются только личные заслуги человека, в первую очередь его труд и мера человечности, в зависимости от к-рых определяется мера оказываемого ему почета и уважения. В социалистическом об-ве Ч. выступает как подлинно моральный стимул , побуждающий человека к совершению поступков на общее благо . Вместе с тем отношение человека К своим действиям с т. зр. Ч. уже не рассматривается социалистическим об-вом как высшая форма проявления сознательности и нравственности мотивов. На первый план выдвигается понятие достоинства, имеющее более широкий смысл . Если Ч. предписывает человеку совершать моральные поступки ради подтверждения своих или коллективных заслуг перед об-вом, то достоинство требует от каждого человека делать все для блага об-ва, независимо от того, каковы его прошлые заслуги и. каков конкретно род его деятельности. Понятие Ч. предполагает в отношении к человеку ту меру уважения, к-рую он заслужил, достоинство же личности основывается на равном праве каждого на уважение .

4) Честь - - признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как носителю осуществленных в нем и им самим индивидуальных ценностей (почтение); то признание (самоуважение), с которым человек относится к себе как к личности ( чувство собственного достоинства) или которого, по его мнению, он вправе требовать от людей своего социального круга ( тщеславие ). Пробуждение и бережное развитие тонкого и умеренного чувства собственного достоинства - одна из важнейших и наиболее трудных задач воспитания, поскольку от этого чувства в значительной мере зависит плодотворное для самого человека и для общества развитие личности.

5) Честь - — понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны об-ва. По своему содержанию и природе отражаемого в ней морального отношения понятие Ч. аналогично понятию достоинства. Будучи формой проявления отношения индивида к самому себе и об-ва к индивиду. Ч.. как и достоинство , соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Но в отличие от понятия достоинства понятие Ч. основывается не на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а на их дифференцированной оценке (в зависимости от социального положения личности, классовой, национальной, профессиональной и коллективной принадлежности или репутации). Критерий этой оценки и требования к человеку , связываемые с его Ч., изменялись исторически. Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальная Ч. Последняя связывается с личными достоинствами человека, в основе к-рых лежат его реальные заслуги перед др. людьми или перед об-вом. Здесь не признается к.-л. прав на исключительные привилегии и осуждаются проявления высокомерно-враждебного отношения к представителям иных наций, профессий и т. п. Борьба с пережитками сословной Ч. (представления об исключительности к.-л. социального слоя или коллектива , снобизм, чванство в любых формах и др.) является одной из сторон борьбы за утверждение высокой морали в повседневных отношениях между людьми.


Синонимы: честь

Честь

- понятие морального сознания и категория этики, по своему содержанию и природе отражаемого в ней морального отношения , аналогично понятию достоинства. Подобно достоинству, понятие честь раскрывает отношение человека к самому себе (!) и отношение к нему со стороны общества (?). Однако , в отличие от понятия достоинства, моральная ценность личности в понятии честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие честь, наоборот , дифференцировано оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно честь требует от человека поддерживать ( оправдывать ) ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив , к которому он принадлежит. Исторически понятие честь возникло в моральном сознании общества в виде представления о родовой и сословной чести (моральное требование , предписывающее человеку образ жизни и действий, не унижающий достоинства определенного сословия или рода)...[16]. По [2] “... но в отличие от достоинства понятие честь основывается не на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а на их дифференциальной оценке (в зависимости от социального положения личности, классовой, национальной, профессиональной и коллективной принадлежности или репутации). Критерий этой оценки и требования к человеку, связываемые с его честью, изменялись исторически. Феодальная честь носила сословный характер , требовала соблюдения норм поведения "благородного" сословия. Буржуазная честь так или иначе связывается с частной собственностью . В социалистическом обществе сохраняется лишь национальная , профессиональная, отчасти классовая, а также коллективная и индивидуальная честь. Последняя связывается с личными достоинствами, в основе которых лежат реальные заслуги человека перед другими людьми и обществом ”. Обычно , понятие честь связывают, непонятно почему , с привилегиями [2], снобизмом, чванством , высокомерием , тщеславием ... Объективно понятие честь неразрывно связано с понятием принципиальность , но в словаре по этике [16] почему-то об этой связи нет ни слова. Ассоциативный блок . "Честь имею!" - говорят, разрывая отношения с подлецом.

оценка и самооценка моральных качеств и поведения человека , связанные с его положением в обществе, видом деятельности, которой он занимается. Речь идет не столько о личных качествах человека, сколько о соответствии его поведения правам и обязанностям определенной группы людей, к которой он принадлежит (например, честь школы, семьи, института , завода, фирмы, честь женская, мужская, честь врача, рабочего, инженера и т. п.). Представления о чести требуют от каждого поддерживать репутацию своей социальной группы и тем самым свою собственную, добиваясь уважения, признания со стороны общества . В отличие от понятия « достоинством , в основе представлений о чести лежит социальное неравенство; Поэтому защита «чести мундира» может обернуться защитой привилегий той или иной группы людей в ущерб не только другим людям, но и достоинству, правам, личным заслугам ее членов.

- понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во мн. сходная с категорией достоинства. Подобно достоинству, понятие Ч. раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии Ч. связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами, Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие Ч., наоборот , дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно Ч. требует от человека поддерживать ( оправдывать ) ту репутацию, к-рой обладает он сам или коллектив , к к-рому он принадлежит. Исторически понятие Ч. возникло в моральном сознании об-ва в виде представления о родовой и сословной Ч. (моральное требование , предписывающее человеку образ жизни и действий, не унижающий достоинства определенного сословия или рода). В феодальной морали к сословной Ч., в частности, относились требования не вступать в равноправные отношения с людьми «низших» сословий, вызывать на дуэль оскорбителя, не заниматься унизительным для дворянина трудом и т. д. Упразднив феодальные привилегии, буржуазия вместе с тем сохранила сословное понимание Ч., поставив ее в зависимость от общественного положения человека. Буржуазные идеологи Фихте, Гегель , Бентам, не говоря уже о более реакционных представителях этической мысли, связывают понятие Ч. с обладанием частной собственностью . Даже тогда, когда это понятие связывается с индивидуальностью личности (У. Хокинг, Р. Флюэллинг) - см. Самореализации этика ), в большинстве случаев оказывается, что проявление этой индивидуальности возможно лишь для лиц, находящихся в привилегированном положении. В классовом об-ве, где Ч. всегда связана с той или иной формой неравноправия, она, с одной стороны, вырождается в высокомерие , чванство , тщеславие , ложное самолюбие , а с др. стороны, у тех, кто лишен этих привилегий, порождает чувство оскорбленной гордости, а иногда унизительное стремление утвердить свой престиж рабским подражанием «высшим» сословиям, лесть и заискивание перед власть имущими. В социалистическом об-ве понятие Ч. существенно изменяет свое содержание . На место сословной Ч. приходит требование беречь Ч. своего коллектива, профессии ( Профессиональная этика ), народа в целом ( Патриотизм .). В индивидуальной Ч. во внимание принимаются только личные заслуги человека, в первую очередь его труд и мера человечности, в зависимости от к-рых определяется мера оказываемого ему почета и уважения. В социалистическом об-ве Ч. выступает как подлинно моральный стимул , побуждающий человека к совершению поступков на общее благо . Вместе с тем отношение человека К своим действиям с т. зр. Ч. уже не рассматривается социалистическим об-вом как высшая форма проявления сознательности и нравственности мотивов. На первый план выдвигается понятие достоинства, имеющее более широкий смысл . Если Ч. предписывает человеку совершать моральные поступки ради подтверждения своих или коллективных заслуг перед об-вом, то достоинство требует от каждого человека делать все для блага об-ва, независимо от того, каковы его прошлые заслуги и. каков конкретно род его деятельности. Понятие Ч. предполагает в отношении к человеку ту меру уважения, к-рую он заслужил, достоинство же личности основывается на равном праве каждого на уважение .

- признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как носителю осуществленных в нем и им самим индивидуальных ценностей (почтение); то признание (самоуважение), с которым человек относится к себе как к личности ( чувство собственного достоинства) или которого, по его мнению, он вправе требовать от людей своего социального круга ( тщеславие ). Пробуждение и бережное развитие тонкого и умеренного чувства собственного достоинства - одна из важнейших и наиболее трудных задач воспитания, поскольку от этого чувства в значительной мере зависит плодотворное для самого человека и для общества развитие личности.

— понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны об-ва. По своему содержанию и природе отражаемого в ней морального отношения понятие Ч. аналогично понятию достоинства. Будучи формой проявления отношения индивида к самому себе и об-ва к индивиду. Ч.. как и достоинство , соответствующим образ ом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Но в отличие от понятия достоинства понятие Ч. основывается не на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а на их дифференцированной оценке (в зависимости от социального положения личности, классовой, национальной, профессиональной и коллектив ной принадлежности или репутации). Критерий этой оценки и требования к человеку , связываемые с его Ч., изменялись исторически. Различаются национальная , профессиональная, коллективная и индивидуальная Ч. Последняя связывается с личными достоинствами человека, в основе к-рых лежат его реальные заслуги перед др. людьми или перед об-вом. Здесь не признается к.-л. прав на исключительные привилегии и осуждаются проявления высокомерно-враждебного отношения к представителям иных наций, профессий и т. п. Борьба с пережитками сословной Ч. (представления об исключительности к.-л. социального слоя или коллектива , снобизм, чванство в любых формах и др.) является одной из сторон борьбы за утверждение высокой морали в повседневных отношениях между людьми.

Значение слова Честь в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Чандраманам - (Санскр.) Метод исчисления времени с помощью Луны. ...
  • Чандрагупта - (Санскр.) Первый буддийский Царь в Индии, дед Ашоки; ...
  • Чандра - (Санскр.) Луна ; также божество. Термины Чандра и ...
  • Чакшуб - (Санскр.) "Око". Лока чакшуб или "око мира", есть ...
  • Чакра - (Санскр.) Обычно колесо, диск или круг Вишну ...
  • Чайтанья - (Санскр.) Основатель мистической секты в Индии. Довольно современный ...
  • Чувство - способность живого существа ощущать, испытывать, воспринимать внешние ...
  • Чуринга - камень или дощечка с рисунком, считавшиеся у ...
  • Чудо - — в религии сверхъестеств., непостижимое событие вызванное волей ...
  • Четки - — стеклянные, костяные, деревянные, янтарные. и др. шарики, ...
  • Человек - высш. ступень развития жизни на Земле, соц. ...
  • Чачван - (от перс. «чешм бенд», доел. — повязка для ...
  • Часовня - малая церковь без алтаря; ставилась над входом ...
  • Чалма - — головной убор у мусульман — полотнище ткани, ...
  • Неотомйзм - объективноидеалистич. направление в совр. бурж. философии, господств, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари