Что такое Мораль? Значение слова Мораль в социологическом словаре

1) Мораль - (от лат. moralis - нравственный) - нравственность ,  форма  нормативно-оценочной ориентированности в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятие людей. Принадлежа одновременно индивидам (личностям) и об-ву (общностям, соц. группам )  как активным субъектам, состоящим при их относительной противоположности друг другу в сущностном единстве, взаимообусловленности и взаимодействии, М. выступает одним из сложившихся в обществ. практике путей и способов соединения свободы личности с обществ. необходимостью, адаптирующего включение индивидов в обществ. жизнь  и разрешение противоречий между ними. В ряду др. близких ей форм включения индивидов в обществ. жизнь ( правополитика  и т. д.) М. исторически первоначальна. Она глубоко входит во внутренний мир человека  и имеет более широкое, универсальное применение. Ключевое ее отличие - действие  без употребления прямой власти одних людей над другими, независимость  от извне исходящих решений и велений. Для функционирования М. достаточно собственной власти человека над самим собой, силы его личного сознания и поддержки обществ. мнения. Специфика и сущность М., следовательно, состоят в том, что она есть прежде всего и главным образом осознание людьми общественно необходимого типа поведения и его реализация в свободных действиях с опорой на личные убеждения  и обществ. мнение .  М. - явление естественно-историч., надстроечное, развивающееся в силу того, что об-во порождает как известные общие функции, без к-рых оно не может обойтись, так и ряд специфич. "органов" (явлений) для выполнения этих функций, одним из к-рых и выступает М. Вместе со всей обществ. надстройкой она имеет общее функциональное назначение - содействовать воспроизводству и изменению обществ. жизни путем формирования и использования субъективных качеств людей: их сознания, чувств, воли, поведения. Эту общую функцию она выполняет специфич. средствами и в специфич. формах. Вместе с др. надстроечными явлениями она в своем реальном содержании зависит от базиса ,  на к-ром складывается, и потому конкретно-исторически предстает в виде различн. развивающихся и сменяющих одна другую моральных систем, каждая из к-рых представляет интересы  базисной для нее соц. общности. В структуре различн. моральных систем повторяются все их основные компоненты, относительное значение  и конкретные характеристики к-рых, однако, от системы к системе меняются. Это прежде всего моральное сознание .  В нем обществ. необходимость находит выражение в мысленной форме, но не как познанная в своей сущности, а в особом преломлении и часто без прямого понимания - в косвенных представлениях о морали; в нормативно-оценочном признании одних проявлений активности людей как правильной, должной, т. е. как моральных норм, а других - как их нарушения. Для передачи таких представлений формируются в нравственном сознании понятия добра и зла, долга, совести, чести, достоинства и т. п., помогающие выносить суждения обо всех конкретных действиях людей - моральные оценки .  Эти нормы  и оценки - свои в каждой системе: ими санкционируется особый тип поведения людей, особый его выбор. Иной компонент М. - поступки и складывающееся из них поведение  людей. Это действия, взятые в отношении к нравственным нормам ,  ситуативное воплощение М. во внешней активности людей. Особый компонент М. - моральные качества личности. Выступая внутриличностным эффектом (рез-том действия), М. образует моральный склад личности. Свое место в структуре М. занимают также нравственные позиции личности, межличностные и иные моральные отношения. Первые, складываясь на основе моральных качеств людей, означают то или иное устойчивое отношение  к возможным вариантам поведения в определенных ситуациях (участие, невмешательство и т. п.), вторые означают связь между моральными субъектами (личностями, классами, группами, коллективами и т. п.), возникающую на основе взаимооценки ими нравственных качеств и позиций друг друга, их состоявшегося или ожидаемого поведения. Наконец, самостоятельным компонентом М. могут считаться нравственные чувства, эмоции ,  переживания людей, т. е. восприятие  нравственной стороны жизни помимо рационального реагирования на нее. Как и в структуре, в функциях  различа систем М. обнаруживаются большая повторяемость и общность .  Любая моральная система  сложнофункциональна, причем характеризуется и интегральным единством действия, и большой дифференцированностью функций. Общепринятая модель  функций М. еще не выработана, и различн. авторы называют различн. их наборы. В качестве частных проявлений интегральной функции М., относящихся к разным уровням и сферам ее активности, т. е. более или менее обособляющихся ее особых функций, могут быть указаны: нормативизация поведения людей как утверждение нек-рого определенного его типа, норм, и тем самым реализация интересов определенной соц. общности; приложение нор и оценок данной системы М. к конкретным ситуациям и актам поведения людей; воздеиств на склад личности, содействие приобретени людьми уверенности в правильности их поведения; влияние  на всю поведенческую активность  людей. Именно функции М. придают значение ценностей всем ее проявлениям. В рассмотренных общих аспектах все моральные системы тождественны и выступают как единое во все времена явление М. В этом они раскрывают стороны общечеловеческого в них. Однако в ином отношении моральные системы выступают каждая обособленно от остальных, противостоя им с большей или меньшей силой, вплоть до прямой враждебности и взаимоборства. Соответственно, в каждой отдельной моральной системе все нормы оценки и др. проявления наполняются конкретным содержанием, выражающим ее направленность на поддержку интересов именно данной общности. Однако нередко в моральной системе ее ведущая норма не выносится на уровень прямого ее осознания, а существует и функционирует латентно. Создавая свои моральные системы, восходящие классы  (общности) обычно начинают с решительного отвержения предшествующих моральных систем. Но фактически новое здесь рождается только на базе исторически предшествующего, старого, к-рое и служит отправным, хотя во многом отрицательным образцом развития, подвергаемом критич. пересмотру с преобразованием его содержания, сопровождаемым, однако, значительным использованием уже имеющихся моральных форм. Лит. см. к ст. Нравственность. Р.В. Петропавловский

2) Мораль - социальный институт ,  система  норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения, выполняющих функции социального контроля и регулирования социальных отношений в той или иной социальной группе, обществе.


Синонимы: нравственность, этика, назидание, наставление, нотация, нравоучение, поучение, проповедь, урок

Мораль

(от лат. moralis - нравственный ) - нравственность ,  форма   норма тивно-оценочной ориентированности в поведении и духовной жизни, взаимо восприятие и самовосприятие людей. Принадлежа одновременно индивидам (личностям) и об-ву (общностям, соц. группам )  как активным субъектам, состоящим при их относительной противоположности друг другу в сущностном единстве, взаимообусловленности и взаимодействии, М. выступает одним из сложившихся в обществ. практике путей и способов соединения свободы личности с обществ. необходимость ю, адаптирующего включение индивидов в обществ. жизнь  и разрешение противоречий между ними . В ряду др. близких ей форм включения индивидов в обществ. жизнь ( право ,  политика  и т. д.) М. исторически первоначальна. Она глубоко входит во внутренний мир человека  и имеет более широкое , универсальное применение . Ключевое ее отличие - действие  без употребления прямой власти одних людей над другими, независимость  от извне исходящих решений и велений. Для функционирования М. достаточно собственной власти человека над самим собой , силы его личного сознания и поддержки обществ. мнения. Специфика и сущность М., следовательно , состоят в том, что она есть прежде всего и главным образом о сознание людьми общественно необходимого типа поведения и его реализация в свободных действиях с опорой на личные убеждения  и обществ. мнение .  М. - явление естественно-историч., надстроечное, развивающееся в силу того , что об-во порождает как известные общие функции , без к-рых оно не может обойтись , так и ряд специфич. "органов" (явлений) для выполнения этих функций, одним из к-рых и выступает М. Вместе со всей обществ. надстройкой она имеет общее функциональное на значение - содействовать воспроизводству и изменению обществ. жизни путем формирования и использования субъективных качеств людей: их сознания, чувств, воли, поведения. Эту общую функцию она выполняет специфич. средствами и в специфич. формах. Вместе с др. надстроечными явлениями она в своем реальном содержании зависит от базиса ,  на к-ром склад ывается, и потому конкретно-исторически предстает в виде различн. развивающихся и сменяющих одна другую моральных систем, каждая из к-рых представляет интересы  базисной для нее соц. общности. В структуре различн. моральных систем повторяются все их основные компонент ы, относительное значение  и конкретные характеристики к-рых, однако, от системы к системе меняются. Это прежде всего моральное сознание .  В нем обществ. необходимость находит выражение в мысленной форме, но не как познанная в своей сущности, а в особом преломлении и часто без прямого понимания - в косвенных представлениях о морали; в нормативно-оценочном признании одних проявлений активности людей как правильной, должной, т. е. как моральных норм, а других - как их нарушения. Для передачи таких представлений формируются в нравственном сознании понятия добра и зла, долга, совести, чести , достоинства и т. п., помогающие выносить суждения обо всех конкретных действиях людей - моральные оценки .  Эти нормы  и оценки - свои в каждой системе: ими санкционируется особый тип поведения людей, особый его выбор . Иной компонент М. - поступки и складывающееся из них поведение  людей. Это действия, взятые в отношении к нравственным нормам ,  ситуативное воплощение М. во внешней активности людей. Особый компонент М. - моральные качества личности. Выступая внутриличностным эффектом (рез-том действия), М. образует моральный склад личности. Свое место в структуре М. занимают также нравственные позиции личности, межличностные и иные моральные отношения . Первые, складываясь на основе моральных качеств людей, означают то или иное устойчивое отношение  к возможным вариантам поведения в определенных ситуациях ( участие , невмешательство и т. п.), вторые означают связь между моральными субъектами (личностями, классами, группами, коллективами и т. п.), возникающую на основе взаимооценки ими нравственных качеств и позиций друг друга, их состоявшегося или ожидаемого поведения. Наконец , самостоятельным компонентом М. могут считаться нравственные чувства , эмоции ,  переживания людей, т. е. восприятие  нравственной стороны жизни помимо рационального реагирования на нее. Как и в структуре, в функциях  различа систем М. обнаруживаются большая повторяемость и общность .  Любая моральная система  сложнофункциональна, причем характеризуется и интегральным единством действия, и большой дифференцированностью функций. Общепринятая модель  функций М. еще не выработана, и различн. авторы называют различн. их наборы. В качестве частных проявлений интегральной функции М., относящихся к разным уровням и сферам ее активности, т. е. более или менее обособляющихся ее особых функций, могут быть указаны: нормативизация поведения людей как утверждение нек-рого определенного его типа, норм, и тем самым реализация интересов определенной соц. общности; приложение нор и оценок данной системы М. к конкретным ситуациям и актам поведения людей; воздеиств на склад личности, содействие приобретени людьми уверенности в правильности их поведения; влияние  на всю поведенческую активность  людей. Именно функции М. придают значение ценностей всем ее проявлениям. В рассмотренных общих аспектах все моральные системы тождественны и выступают как единое во все времена явление М. В этом они раскрывают стороны общечеловеческого в них. Однако в ином отношении моральные системы выступают каждая обособленно от остальных, противостоя им с большей или меньшей силой , вплоть до прямой враждебности и взаимоборства. Соответственно, в каждой отдельной моральной системе все нормы оценки и др. проявления наполняются конкретным содержанием, выражающим ее направленность на поддержку интересов именно данной общности. Однако нередко в моральной системе ее ведущая норма не выносится на уровень прямого ее осознания, а существует и функционирует латентно. Создавая свои моральные системы, восходящие классы  (общности) обычно начинают с решительного отвержения предшествующих моральных систем. Но фактически новое здесь рождается только на базе исторически предшествующего, старого, к-рое и служит отправным, хотя во многом отрицательным образцом развития, подвергаемом критич. пересмотру с преобразованием его содержания, сопровождаемым, однако, значительным использованием уже имеющихся моральных форм. Лит. см. к ст. Нравственность . Р.В. Петропавловский

социальный институт ,  система  норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения, выполняющих функции социального контроля и регулирования социальных отношений в той или иной социальной группе, обществе.

Значение слова Мораль в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Маргинальность - промежуточность положения индивида  или группы, занимающих крайнее ...
  • Малообеспеченные - лица, у кого в семье душевой доход ...
  • Методика - совокупность  технических приемов, связанных с данным исследованием ...
  • Метафизика - философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах ...
  • Мошенничество - хищение чужого имущества или приобретение права  на ...
  • Модель - аналог объекта ,  который при определенных условиях ...
  • Мониторинг - система  регулярного измерения изменений, происходящих в обществе ...
  • Мониторинг - – целенаправленная деятельность ,  связанная с постоянным или ...
  • Модернизация - совокупность  социальных изменений во всех социальных институтах, ...
  • Море - то же, что талассократия .  Вода. ...
  • Месторазвитие - то же, что качественное пространство  или просто ...
  • Макиавеллизм - (от имени итал. госуд. деятеля, писателя, историка Н. ...
  • Мазохизм - (от имени австрийского писателя Л. ЗахерМазоха) англ. ...
  • Магия - (от греч. mageia чародейство ,  волшебство) ...
  • Японизация - (Japanization) — принятие японской организационной практики в других ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари