1) Мотив - (от лат. moveo - фактор ) - англ. motive; нем. Motiv. 1. Побудительная причина (повод) к к.-л. действию, доводов в пользу ч.-л. 2. Осознанное побуждение к деятельности субъекта (личности, соц группы, общности), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.
2) Мотив - (от лат. movere - побуждать, приводить в движение) - одно из фундаментальных понятий, используемых в психологии для описания и анализа сферы побуждения субъекта к деятельности. М. - предметное содержание потребности, для удовлетворения к-рой субъект осуществляет активную, направленную деятельность . Побуждение субъекта к деятельности связано с его потребностно-мотивационной сферой. Потребности - это объективные характеристики человека как субъекта потребления благ, необходимых для его сохранения, функционирования, развития. Потребности имеют постоянный и актуальный объем (зависящий, в частности от наличия или дефицита благ), а также психич. отражение в эмоциях . Понятие потребности указывает на тот факт , что по своему строению субъект в принципе нуждается в чем-то внешнем: биологич. строение наделяет его потребностями в органич. пищевых веществах, двигательной активности, сенсорной стимуляции; соц. жизнь предполагает потребность в поддержке др. людьми, полноценном общении с ними; личностное развитие связано с потребностью в самоопределении и т. п. Возможный круг предметов, явлений, состояний субъекта (предметных содержаний, служащих удовлетворению потребностей). достаточно широк и не определен изначально. Когда в актах "опредмечивания" потребность получает свое конкретное содержание, активный поиск уже определенных благ становится направленным. Для обозначения таких предметов потребности, на к-рые направлена деятельность, привлекается понятие М. М. служит критерием для выделения особенных деятельностей - учебной, трудовой и др. Конкретные деятельности могут соответствовать не одному мотиву (напр., освоению новых знаний и умений), но сразу нескольким, т. е. быть полимотивированными. М. благодаря связи с потребностью выполняет функцию побуждения субъекта к активности. Деятельность обладает определенным строением, в ней можно выделить простые и сложные действия, подчиненные сознательным целям, а также операции - способы действий, связанные с условиями целей. По отношению к этим составляющим деятельности М. выполняет функцию смыслообразования: он придает смысл отдельным действиям, целям, условиям их достижения. Виды М. различают по следующим критериям: а) значимость для жизни и развития субъекта; выделяют, с одной стороны, биологически важные, фундаментальные М., соответствующие разовым потребностям, и производные от них, а с др. - самостоятельные мотивы личностного развития (самоактуализация); б) соц. адекватность : М., а также ценности , установки (в отличие от лежащих за ними потребностей) подлежат соц. оценке и могут быть нормативными, желательными, запретными и т. д.; в) место в иерархии потребностно-мотивационной сферы; Е ведущих (смыслообразующих) видов деятельности, в ходе осуществления к-рых происходит психич. развитие человека, отличаются от подчиненных им (мотивов-стимулов) побуждающих воздействий в конкретных ситуациях; г) источник побуждения к решению определенной задачи ; если внешнее требование может оставаться для субъекта только понимаемым, то его внутренний М. является реально действующим; д) отношение к сознанию; М. выполняет свои функции даже тогда, когда остается неосознаваемым; осознание М. может быть адекватным (М.-цель) и неадекватным (мотивировка); М. могут проявляться в сознании в форме эмоциональных переживаний (в т. ч. имеющих личностный смысл), а также желаний, стремлений, склонностей и т. п. Лит.: Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание . Личность . М., 1975; Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1, 2. М., 1986. В.В. Петухов, В.В. Столин.
3) Мотив - (лат. movere - побуждать, приводить в движение) - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами. Выражает тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности в различных сферах активности человека . М. может пониматься как предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность и поступки, или как причина , лежащая в основе выбора действий и поступков и объясняющая их. Психологические направления расходятся в определении природы и функций М., места М. в структуре психики. Предполагается, что деятельность с необходимостью мотивирована, но сам М. не всегда достигает осознания, скрываясь в бессознательном ( психоанализ ) . При достижении достаточной степени осознанности М. выступает в качестве конструктивного начала человеческого Я (гуманистическая психология ) . Участие М. в процедурах смыслообразования, т.е. сообщения личностного смысла действиям и обстоятельствам, превращает его в полифункциональный, сложноструктурированный феномен. В то же время в семиотике М. как функция - простейшая смысловая единица повествования. Предметом анализа (по методу В.Я. Проппа) становятся совокупности действий, повторяющихся в различных нарративных формах . также: Мотивация . Д.М. Булынко
Синонимы: довод, мотив, резон, мелодия, напев
Мотив
(от лат. moveo - фактор ) - англ. motive; нем. Motiv. 1. Побудительная причина (повод) к к.-л. действию, доводов в пользу ч.-л. 2. Осознанное побуждение к деятельности субъекта (личности, соц группы, общности), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности .
(от лат. movere - побуждать, приводить в движение) - одно из фундаментальных понятий, используемых в психологии для описания и анализа сферы побуждения субъекта к деятельности. М. - предметное содержание потребности, для удовлетворения к-рой субъект осуществляет активную, направленную деятельность . Побуждение субъекта к деятельности связано с его потребностно-мотивационной сферой. Потребности - это объективные характеристики человека как субъекта потребления благ, необходимых для его сохранения, функционирования, развития. Потребности имеют постоянный и актуальный объем (зависящий, в частности от наличия или дефицита благ), а также психич. отражение в эмоциях . Понятие потребности указывает на тот факт , что по своему строению субъект в принципе нуждается в чем-то внешнем: биологич. строение наделяет его потребностями в органич. пищевых веществах, двигательной активности, сенсорной стимуляции; соц. жизнь предполагает потребность в поддержке др. людьми, полноценном общении с ними; личностное развитие связано с потребностью в самоопределении и т. п. Возможный круг предметов, явлений, состояний субъекта (предметных содержаний, служащих удовлетворению потребностей). достаточно широк и не определен изначально. Когда в актах "опредмечивания" потребность получает свое конкретное содержание, активный поиск уже определенных благ становится направленным. Для обозначения таких предметов потребности, на к-рые направлена деятельность, привлекается понятие М. М. служит критерием для выделения особенных деятельностей - учебной, трудовой и др. Конкретные деятельности могут соответствовать не одному мотиву (напр., освоению новых знаний и умений), но сразу нескольким, т. е. быть полимотивированными. М. благодаря связи с потребностью выполняет функцию побуждения субъекта к активности. Деятельность обладает определенным строением, в ней можно выделить простые и сложные действия, подчиненные сознательным целям, а также операции - способы действий, связанные с условиями целей. По отношению к этим составляющим деятельности М. выполняет функцию смыслообразования: он придает смысл отдельным действиям, целям, условиям их достижения. Виды М. различают по следующим критериям: а) значимость для жизни и развития субъекта; выделяют, с одной стороны, биологически важные, фундаментальные М., соответствующие разовым потребностям, и производные от них, а с др. - самостоятельные мотивы личностного развития (самоактуализация); б) соц. адекватность : М., а также ценности , установки (в отличие от лежащих за ними потребностей) подлежат соц. оценке и могут быть нормативными, желательными, запретными и т. д.; в) место в иерархии потребностно-мотивационной сферы; Е ведущих (смыслообразующих) видов деятельности, в ходе осуществления к-рых происходит психич. развитие человека, отличаются от подчиненных им (мотивов-стимулов) побуждающих воздействий в конкретных ситуациях; г) источник побуждения к решению определенной задачи ; если внешнее требование может оставаться для субъекта только понимаемым, то его внутренний М. является реально действующим; д) отношение к сознанию; М. выполняет свои функции даже тогда, когда остается неосознаваемым; осознание М. может быть адекватным (М.-цель) и неадекватным (мотивировка); М. могут проявляться в сознании в форме эмоциональных переживаний (в т. ч. имеющих личностный смысл), а также желаний, стремлений, склонностей и т. п. Лит.: Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание . Личность . М., 1975; Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1, 2. М., 1986. В.В. Петухов, В.В. Столин.
(лат. movere - побуждать, приводить в движение) - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами. Выражает тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности в различных сферах активности человека . М. может пониматься как предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность и поступки, или как причина , лежащая в основе выбора действий и поступков и объясняющая их. Психологические направления расходятся в определении природы и функций М., места М. в структуре психики. Предполагается, что деятельность с необходимостью мотивирована, но сам М. не всегда достигает осознания, скрываясь в бессознательном ( психоанализ ) . При достижении достаточной степени осознанности М. выступает в качестве конструктивного начала человеческого Я (гуманистическая психология ) . Участие М. в процедурах смыслообразования, т.е. сообщения личностного смысла действиям и обстоятельствам, превращает его в полифункциональный, сложноструктурированный феномен. В то же время в семиотике М. как функция - простейшая смысловая единица повествования. Предметом анализа (по методу В.Я. Проппа) становятся совокупности действий, повторяющихся в различных нарративных формах . также: Мотивация . Д.М. Булынко