Что такое Мотив? Значение слова Мотив в социологическом словаре

1) Мотив - (от лат. moveo - фактор  ) - англ. motive; нем. Motiv. 1. Побудительная причина  (повод) к к.-л. действию, доводов в пользу ч.-л. 2. Осознанное побуждение  к деятельности субъекта  (личности, соц группы, общности), связанное со стремлением  удовлетворить определенные потребности.

2) Мотив - (от лат. movere - побуждать, приводить в движение) - одно из фундаментальных понятий, используемых в психологии для описания и анализа  сферы побуждения субъекта к деятельности. М. - предметное содержание потребности, для удовлетворения к-рой субъект осуществляет активную, направленную деятельность .  Побуждение  субъекта к деятельности связано с его потребностно-мотивационной сферой. Потребности - это объективные характеристики человека  как субъекта потребления благ, необходимых для его сохранения, функционирования, развития. Потребности имеют постоянный и актуальный объем (зависящий, в частности от наличия или дефицита благ), а также психич. отражение в эмоциях .  Понятие  потребности указывает на тот факт ,  что по своему строению субъект в принципе  нуждается в чем-то внешнем: биологич. строение наделяет его потребностями в органич. пищевых веществах, двигательной активности, сенсорной стимуляции; соц. жизнь  предполагает потребность  в поддержке др. людьми, полноценном общении с ними; личностное развитие  связано с потребностью в самоопределении и т. п. Возможный круг предметов, явлений, состояний субъекта (предметных содержаний, служащих удовлетворению потребностей). достаточно широк и не определен изначально. Когда в актах "опредмечивания" потребность получает свое конкретное содержание, активный поиск уже определенных благ становится направленным. Для обозначения таких предметов потребности, на к-рые направлена деятельность, привлекается понятие М. М. служит критерием для выделения особенных деятельностей - учебной, трудовой и др. Конкретные деятельности могут соответствовать не одному мотиву  (напр., освоению новых знаний и умений), но сразу нескольким, т. е. быть полимотивированными. М. благодаря связи с потребностью выполняет функцию побуждения субъекта к активности. Деятельность обладает определенным строением, в ней можно выделить простые и сложные действия, подчиненные сознательным целям, а также операции - способы действий, связанные с условиями целей. По отношению к этим составляющим деятельности М. выполняет функцию смыслообразования: он придает смысл отдельным действиям, целям, условиям их достижения. Виды М. различают по следующим критериям: а) значимость для жизни и развития субъекта; выделяют, с одной стороны, биологически важные, фундаментальные М., соответствующие разовым потребностям, и производные от них, а с др. - самостоятельные мотивы личностного развития (самоактуализация); б) соц. адекватность :  М., а также ценности ,  установки (в отличие от лежащих за ними потребностей) подлежат соц. оценке и могут быть нормативными, желательными, запретными и т. д.; в) место в иерархии потребностно-мотивационной сферы; Е ведущих (смыслообразующих) видов деятельности, в ходе осуществления к-рых происходит психич. развитие человека, отличаются от подчиненных им (мотивов-стимулов) побуждающих воздействий в конкретных ситуациях; г) источник побуждения к решению определенной задачи ;  если внешнее требование может оставаться для субъекта только понимаемым, то его внутренний М. является реально действующим; д) отношение  к сознанию; М. выполняет свои функции даже тогда, когда остается неосознаваемым; осознание М. может быть адекватным (М.-цель) и неадекватным (мотивировка); М. могут проявляться в сознании в форме эмоциональных переживаний (в т. ч. имеющих личностный смысл), а также желаний, стремлений, склонностей и т. п. Лит.: Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание .  Личность .  М., 1975; Хекхаузен X. Мотивация  и деятельность. Т. 1, 2. М., 1986. В.В. Петухов, В.В. Столин.

3) Мотив - (лат. movere - побуждать, приводить в движение) - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами. Выражает тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности в различных сферах активности человека .  М. может пониматься как предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность  и поступки, или как причина ,  лежащая в основе выбора действий и поступков и объясняющая их. Психологические направления расходятся в определении природы и функций М., места М. в структуре психики. Предполагается, что деятельность с необходимостью мотивирована, но сам М. не всегда достигает осознания, скрываясь в бессознательном ( психоанализ ) . При достижении достаточной степени осознанности М. выступает в качестве конструктивного начала человеческого Я (гуманистическая психология ) . Участие М. в процедурах  смыслообразования, т.е. сообщения личностного смысла действиям и обстоятельствам, превращает его в полифункциональный, сложноструктурированный феномен. В то же время  в семиотике М. как функция  - простейшая смысловая единица повествования. Предметом анализа  (по методу  В.Я. Проппа) становятся совокупности действий, повторяющихся в различных нарративных формах .  также: Мотивация .  Д.М. Булынко


Синонимы: довод, мотив, резон, мелодия, напев

Мотив

(от лат. moveo - фактор  ) - англ. motive; нем. Motiv. 1. Побудительная причина  (повод) к к.-л. действию, доводов в пользу ч.-л. 2. Осознанное побуждение  к деятельности субъекта  (личности, соц группы, общности), связанное со стремлением  удовлетворить определенные потребности .

(от лат. movere - побуждать, приводить в движение) - одно из фундаментальных понятий, используемых в психологии для описания и анализа  сферы побуждения субъекта к деятельности. М. - предметное содержание потребности, для удовлетворения к-рой субъект осуществляет активную, направленную деятельность .  Побуждение  субъекта к деятельности связано с его потребностно-мотивационной сферой. Потребности - это объективные характеристики человека  как субъекта потребления благ, необходимых для его сохранения, функционирования, развития. Потребности имеют постоянный и актуальный объем (зависящий, в частности от наличия или дефицита благ), а также психич. отражение в эмоциях .  Понятие  потребности указывает на тот факт ,  что по своему строению субъект в принципе  нуждается в чем-то внешнем: биологич. строение наделяет его потребностями в органич. пищевых веществах, двигательной активности, сенсорной стимуляции; соц. жизнь  предполагает потребность  в поддержке др. людьми, полноценном общении с ними; личностное развитие  связано с потребностью в самоопределении и т. п. Возможный круг предметов, явлений, состояний субъекта (предметных содержаний, служащих удовлетворению потребностей). достаточно широк и не определен изначально. Когда в актах "опредмечивания" потребность получает свое конкретное содержание, активный поиск уже определенных благ становится направленным. Для обозначения таких предметов потребности, на к-рые направлена деятельность, привлекается понятие М. М. служит критерием для выделения особенных деятельностей - учебной, трудовой и др. Конкретные деятельности могут соответствовать не одному мотиву  (напр., освоению новых знаний и умений), но сразу нескольким, т. е. быть полимотивированными. М. благодаря связи с потребностью выполняет функцию побуждения субъекта к активности. Деятельность обладает определенным строением, в ней можно выделить простые и сложные действия, подчиненные сознательным целям, а также операции - способы действий, связанные с условиями целей. По отношению к этим составляющим деятельности М. выполняет функцию смыслообразования: он придает смысл отдельным действиям, целям, условиям их достижения. Виды М. различают по следующим критериям: а) значимость для жизни и развития субъекта; выделяют, с одной стороны, биологически важные, фундаментальные М., соответствующие разовым потребностям, и производные от них, а с др. - самостоятельные мотивы личностного развития (самоактуализация); б) соц. адекватность :  М., а также ценности ,  установки (в отличие от лежащих за ними потребностей) подлежат соц. оценке и могут быть нормативными, желательными, запретными и т. д.; в) место в иерархии потребностно-мотивационной сферы; Е ведущих (смыслообразующих) видов деятельности, в ходе осуществления к-рых происходит психич. развитие человека, отличаются от подчиненных им (мотивов-стимулов) побуждающих воздействий в конкретных ситуациях; г) источник побуждения к решению определенной задачи ;  если внешнее требование может оставаться для субъекта только понимаемым, то его внутренний М. является реально действующим; д) отношение  к сознанию; М. выполняет свои функции даже тогда, когда остается неосознаваемым; осознание М. может быть адекватным (М.-цель) и неадекватным (мотивировка); М. могут проявляться в сознании в форме эмоциональных переживаний (в т. ч. имеющих личностный смысл), а также желаний, стремлений, склонностей и т. п. Лит.: Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание .  Личность .  М., 1975; Хекхаузен X. Мотивация  и деятельность. Т. 1, 2. М., 1986. В.В. Петухов, В.В. Столин.

(лат. movere - побуждать, приводить в движение) - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами. Выражает тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности в различных сферах активности человека .  М. может пониматься как предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность  и поступки, или как причина ,  лежащая в основе выбора действий и поступков и объясняющая их. Психологические направления расходятся в определении природы и функций М., места М. в структуре психики. Предполагается, что деятельность с необходимостью мотивирована, но сам М. не всегда достигает осознания, скрываясь в бессознательном ( психоанализ ) . При достижении достаточной степени осознанности М. выступает в качестве конструктивного начала человеческого Я (гуманистическая психология ) . Участие М. в процедурах  смыслообразования, т.е. сообщения личностного смысла действиям и обстоятельствам, превращает его в полифункциональный, сложноструктурированный феномен. В то же время  в семиотике М. как функция  - простейшая смысловая единица повествования. Предметом анализа  (по методу  В.Я. Проппа) становятся совокупности действий, повторяющихся в различных нарративных формах .  также: Мотивация .  Д.М. Булынко

Значение слова Мотив в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Модальность - англ. modality; нем. Modalitat. 1. Способ существования ...
  • Мобилизация - (от лат. mobilis подвижный) англ. mobilization; ...
  • Монолог - (от греч. monos один и logos ...
  • Моногенизм - (от греч. mynos один и genos ...
  • Монизм - (от греч. monos один, единственный) англ. ...
  • Монашество - (от греч. monachos одинокий, отшельник) англ. ...
  • Монархизм - (от греч. monarches правитель) англ. monarchism; ...
  • Легитимация - (legitimation) — способ или процесс ,  посредством которого ...
  • Логика - (logic) — раздел философии, посвященный анализу  универсальных и ...
  • Лидерство - понятие ,  имеющее множество значений и использующееся ...
  • Легитимность - (лат. legitimus законный) в широком смысле ...
  • Люмпен - – деклассированный  человек, полностью выброшенный из общества и ...
  • Личность - – устойчивая система  социально значимых черт, характеризующих индивида ...
  • Личность - относительно устойчивая и целостная система  социальных качеств, ...
  • Рефлексология - англ. reflexology; нем. Reflexologie. Направление в психологии ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари