Что такое Право? Значение слова Право в социологическом словаре

1) Право - - англ. law /right /claim; нем. Recht. 1. Система  общеобязательных соц. норм, а также отношений, закрепляемых государством  с помощью этих норм и охраняемых им. 2. Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода  ч.-л. делать, осуществлять. 3. Возможность действовать, поступать к.-н. образом. 4. Наука ,  изучающая эти нормы .  5. Основаниепричина

2) Право - - форма  обществ. сознания, суть к-рой состоит в соц. регуляции. Выражена в соц. нормах ,  обеспеченных принуждением  со стороны гос-ва, в чем заключается основное отличие П. от морали. В социологич. теории П. и юридич. этнографии преобладает взгляд, что П. развилось из соц. норм или обычаев, т. е. привычных правил поведения, из числа к-рых формирующееся или сформировавшееся гос-во отобрало наиболее выгодные для господствующего класса  (прежде всего обеспечивающие защиту собственности, власти и привилегий) и, придав им силу закона ,  сделало т. н. юридическими обычаями. В отличие от моральных норм с их дуализмом юридич. обычаи были с самого начала едины в своей классовой обусловленности, что также стало отличительной чертой П. Этот первоначальный пласт - т. н. обычное П. - по большей части сохраняет черты своего позднепервобытного происхождения: утрированной конкретности, подчеркнутой публичности, большого внимания к родственным связям, слитности с религиозными предписаниями. Поэтому, а также вследствие своей нередкой окрашенности специфич. символами, ритуалами, сценариями судопроизводства обычное П. всегда этничнее др. источников, или форм, П. Др. источники, или формы, П. - судебная практика  (казуальное, или прецедентное, П.) и законодательство (статутное П.) - также имели свои символы  и сценарии, но они возникли позднее и поэтому были менее этничными. Все три источника, или формы, П. вошли в правовые системы мира, однако в разном соотношении, в силу чего степень их этничности различна. Наиболее этничны системы П. в индуизме  и конфуцианстве, в к-рых велика доля освященных религией юридич. обычаев (близкий к ним в этом отношении шариат скорее межэтничен), наименее - статутные системы континентальной Европы, промежуточное положение занимает англо-амер. П., в значительной мере основанное на прецеденте и сохранившее много старинных норм и традиций. С постепенным вытеснением в правовых системах  мира обычного и казуального П. статутным связана постепенно уменьшающаяся в ходе истории этничность П. Лит.: Мейхью Л. Социология права / /Американская социология .  М., 1972; Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии//Исследования по общей этнографии. М., 1979; Алексеев С.С. Общая теория  права. Т. 1-2, М., 1981-1982; Нерсесянц B.C. Право  - математика свободы. М., 1996. Diamond AS. Primitive law, past and present. L., 1971; Pospisill L. Anthropology of law: A comparative theory. N.Y., 1971. А.И. Першиц.

3) Право - система  социальных норм, исполнение которых обязательно для всех членов общества.

4) Право - В философии права  оно понимается как форма  общественного сознания, суть которой состоит в социальной регуляции. Право  развилось из социальных норм или обычаев, то есть привычных правил поведения, которое государство  сделало юридическими обычаями. Этот первоначальный пласт - т.н. обычное право - по большей части сохраняет черты своего происхождения: утрированной конкретности, подчеркнутой публичности, большого внимания к родственным связям, слитности с религиозными предписаниями. Обычное право более этнично, чем другие формы права - судебная практика  (казуальное, или прецедентное право) и законодательство (статутное право). С социальной точки зрения право - это совокупность  устанавливаемых или санкционируемых государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, включая принуждение .  Обычное право - это право, сформированное на основе обычая, то есть исторически сложившегося стереотипного способа поведения, которое представляют собой стандартизированные действия, совершаемые множеством людей и воспроизводимые в неизменном виде в течение длительного исторического периода. Законодательное право - это юридическая норма ,  правило  поведения, которая устанавливается заблаговременно, официальным образом, носит всеобщий характер и доведено до заинтересованных лиц с помощью опубликования.

5) Право - - система  общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством . 

6) Право - - многоаспектное понятие  гуманитарных дисциплин. И. Кант определял П. как совокупность  условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Таким образом, П. можно определять как норму свободы. Существует множество научных направлений, формирующих представления о П.: теория  естественного П.; историческая школа П.; психологическая теория П.; материалистическая теория П.; нормативистское направление его исследования. В литературе, исходя из множественности взглядов на П., называют следующие основные его признаки: 1) П. - это система правил  поведения людей, которая устанавливается или санкционируется государством ;  2) в силу того, что П. имеет общеобязательный характер, его применение и реализация при необходимости обеспечивается государственным принуждением ;  для этих целей может быть использован специальный аппарат (полиция, суд, армия и др.). В силу своей общеобязательности П. отличается от других социальных норм (морали, обычаев, религии и др.); 3) П. выражается в официальной форме (имеет свои источники, например, законы ) . П. имеет определенные принципы  - основные идеи его существования и развития. Есть принципы, которые распространяются на всю систему П. (общие принципы) - справедливости, равноправия, гуманизма ,  демократизма и другие; межотраслевые, охватывающие две или более отраслей П.; отраслевые (например: в трудовом П. принцип свободы трудового договора  и др.). П. тесно связано с экономикой. Экономическое развитие  того или иного государства предопределяет соответствующее содержание П. П. может быть как тормозом общественного развития, так и важнейшим регулятором прогрессивных экономических и социальных преобразований. В П. выражается политика  государства, так как правовые нормы  издаются государством. П. имеет как общее, так и различное с моралью .  Единство П. и морали обусловливается их нормативностью. Различие  состоит в форме выражения (нормы морали обычно не фиксируются в специальных актах), в способе защиты от нарушений и т.д. Среди важнейших источников П. могут быть названы следующие: 1) правовые обычаи; 2) нормативно-правовые акты государственных органов; 3) судебные прецеденты. Формы П. зависят от правовой системы того или иного государства. Правовым обычаем является санкционированное государством, сложившееся в результате многократного повторения правило  поведения. Нормативными правовыми актами являются решения уполномоченных на то государственных органов, в которых содержатся нормы П. Система  нормативно-правовых актов в государстве, как правило, определяется Конституцией и изданными в соответствии с ней подконституционными актами. В них определены органы, имеющие П. принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов. Нормативный  правовой акт - это письменный официальный документ  установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение  или отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение. В систему нормативных актов государства, согласно названному закону, входят, в частности, Конституция ,  законы, а также имеющие нормативный характер указы Президента. Нормативными актами являются акты, принятые уполномоченными на то государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами, иными субъектами нормотворчества, состоящие в целом или частично из общеобязательных норм, то есть правил поведения, распространяющихся на индивидуально неопределенный круг лиц и рассчитанных на неоднократное применение. Одни и те же органы могут издавать как нормативные, так и индивидуальные акты. К нормативно-правовым актам тесно примыкают акты толкования  правовых норм. Нормативно правовые акты различаются по своей юридической силе. В зависимости от этого может быть определена иерархия ,  то есть соподчиненность нормативных актов. Иерархия нормативных актов (на примере Республики Беларусь) может быть определена следующим образом: 1) Конституция (в том числе и акты толкования Конституции); 2) международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь; 3) законы, декреты и указы Президента (особое место здесь должны занимать программные законы); 4) указы Президента, изданные на основе закона; 5) постановления Правительства; 6) нормативные акты министерств и ведомств. Замыкают эту иерархию нормативные акты, принимаемые местными органами государственной власти, в том числе и в порядке делегирования им некоторых полномочий вышестоящими органами. Определяя иерархию нормативных актов нельзя забывать о норме, закрепленной в статье 8 Конституции, согласно которой Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного П. и обеспечивает соответствие им законодательства. По существу эта норма  является вектором развития правовой системы Беларуси. Высшее место в иерархии законодательных актов обычно занимает Конституция. Конституция отличается от иного закона как по юридической силе, так и по форме и содержанию. Конституция является таким Основным Законом государства, который регулирует главные стороны государственной, общественной жизни, допуская и прямо предполагая процесс  правового, в том числе законодательного регулирования, стимулируя и направляя его. Все остальные законы в той или иной форме тем или иным способом развивают и конкретизируют конституционные положения. Никакой другой  акт не может стать высшей юридической нормой по отношению к Конституции. Приоритет Конституции - неотъемлемый и непременный признак правового государства. Интерпретация  как Конституции, так и основоположений закона в юриспруденции понимается как деятельность  по установлению точного содержания правового акта для его практической реализации. Необходимость в толковании возникает прежде всего потому, что любой акт не может применяться автоматически, вначале его суть должна быть уяснена правоприменителями, а также лицами, на которых он распространяет свое действие .  Однако вслед за уяснением, как первым и обязательным элементом интерпретации, следует разъяснение содержания закона с целью  разрешения возникшей двусмысленности. Орган, наделенный П. давать официальные толкования, должен раскрыть материальное содержание, то есть достоверно и обоснованно выразить цель и истинную мысль законодателя, изложенную в той или иной норме, вызвавшей различное понимание  и разнобой при практическом применении. В этих случаях требуется, как правило, уточнение формулировки соответствующей нормы П. Акт толкования, независимо от того, когда он принят, по времени действия совпадает с толкуемым нормативным актом. При отмене нормативных актов полностью или частично утрачивают силу соответствующие нормы акта толкования. Толкуемый акт и акт толкования должны совпадать по своему объему, однако последний может приниматься и для того, чтобы внести элементы  новизны в понимание первого с учетом сложившихся новых политических и социально-экономических отношений. Использование норм закона (иного акта) вопреки толкованию означает нарушение закона (иного акта). Создание акта толкования осуществляется с учетом действия всех процедур правотворческого процесса. Ослаблению стремления протолковать ту или иную норму в угоду политической конъюнктуре способствует не только введение квалифицированного большинства голосов для принятия акта толкования Конституции, но и привлечение к этому процессу другой ветви власти - исполнительной. Решить это удается, если акты толкования Конституции и законов принимаются в форме законов, а не постановлений. В отличие от нормативного толкования, которое неотделимо от толкуемой нормы, казуальное толкование осуществляется при применении нормы П., разрешении конкретного дела. Следует иметь в виду, что казуальное толкование не сводится только к прямым разъяснениям и может быть сделано в скрытом виде, например, в решении суда. Наряду с аутентичным толкованием Конституции Парламентом у Конституционного Суда есть П. на правоприменительное толкование. При возникновении коллизий между актами о толковании Конституции, принимаемыми Парламентом и Конституционным Судом, приоритет должно иметь решение  Конституционного Суда. Конституционный Суд проверяет конституционность всех актов, в том числе это относится и к актам о толковании Конституции и даже законов о внесении в нее изменений. Конституция не допускает заключения противоречащих ей международных договоров. Наиболее значительной по объему группой законодательных актов являются обыкновенные законы. Они чаще всего регулируют отдельные виды общественных отношений, реже носят комплексный характер, вбирая в себя нормы, относящиеся к различным сферам общественной жизни. Обычные законы принимаются парламентом простым большинством голосов избранных депутатов. Закон определяется как нормативный акт, регулирующий важнейшие общественные отношения ,  принимаемый в установленном порядке высшим органом государственной власти или путем референдума  и обладающий высшей юридической силой. Закон рассматривается также как акт государственной власти, содержащий правовые нормы общего характера, а закон в формальном смысле охватывает любые акты, изданные законодательным органом безотносительно к характеру содержащихся в них норм. Иногда закон определяют более упрощенно, - как то, что проголосовано парламентом. Однако нередко к законам могут относить и акты исполнительной власти. Часто декреты Президента, Правительства обладают той же силой, что и законы Парламента. Необходимо проводить различие между законами и постановлениями Парламента. Возможна классификация  законов по различным основаниям. По мнению некоторых авторов законы можно подразделять на органические, планово-бюджетные и обыкновенные законы. Безусловно, на классификацию оказывает влияние  существующая в государстве правовая система. Так, во Франции особую группу составляют программные законы. Наряду с правовыми обычаями и нормативно-правовыми актами к источникам П. относят судебный и административный прецеденты. Сущность прецедента (судебного, административного) состоит в том, что ранее принятое решение суда (иного уполномоченного на то органа) в связи с рассмотрением конкретного вопроса является правовой основой для последующего разрешения аналогичных дел. Родиной прецедентного П. является Англия. Судебный прецедент  является более распространенной формой П., нежели административный прецедент. В странах, где он признается в качестве источника П., по существу суды занимаются правотворческой деятельностью. В этом отношении весьма показательно и выражение: закон - это то, что о нем говорят суды. П. по своему внутреннему строению является сложной системой, имеющей относительно самостоятельные элементы (отрасли, правовые институты ) . Основным элементом является отрасль П., как совокупность правовых норм, регулирующих самостоятельный вид общественных отношений. Отрасли П. различаются друг от друга как по предмету, так и методу  регулирования общественных отношений. Исходя из этого можно назвать конституционное, административное, финансовое, гражданское, жилищное, природноресурсовое, трудовое, семейное, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое П. и др. Г.А. Василевич

7) Право - (law) - см. Социология права ;  Научное право . 

Право

- англ. law /right /claim; нем. Recht. 1. Система  общеобязательных соц. норм, а также отношений, закрепляемых государством  с помощью этих норм и охраняемых им. 2. Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода  ч.-л. делать , осуществлять . 3. Возможность действовать , поступать к.-н. образом. 4. Наука ,  изучающая эти нормы .  5. Основание ,  причина . 

- форма  обществ. сознания, суть к-рой состоит в соц. регуляции. Выражена в соц. нормах ,  обеспеченных принуждением  со стороны гос-ва, в чем заключается основное отличие П. от морали. В социологич. теории П. и юридич. этнографии преобладает взгляд, что П. развилось из соц. норм или обычаев, т. е. привычных правил поведения, из числа к-рых формирующееся или сформировавшееся гос-во отобрало наиболее выгодные для господствующего класса  (прежде всего обеспечивающие защиту собственности, власти и привилегий) и, придав им силу закона ,  сделало т. н. юридическими обычаями. В отличие от моральных норм с их дуализмом юридич. обычаи были с самого начала едины в своей классовой обусловленности, что также стало отличительной чертой П. Этот первоначальный пласт - т. н. обычное П. - по большей части сохраняет черты своего позднепервобытного происхождения: утрированной конкретности, подчеркнутой публичности, большого внимания к родственным связям, слитности с религиозными предписаниями. Поэтому, а также вследствие своей нередкой окрашенности специфич. символами, ритуалами, сценариями судопроизводства обычное П. всегда этничнее др. источников, или форм, П. Др. источники, или формы, П. - судебная практика  (казуальное, или прецедентное, П.) и законодательство (статутное П.) - также имели свои символы  и сценарии, но они возникли позднее и поэтому были менее этничными. Все три источника, или формы, П. вошли в правовые системы мира, однако в разном соотношении, в силу чего степень их этничности различна. Наиболее этничны системы П. в индуизме  и конфуцианстве, в к-рых велика доля освященных религией юридич. обычаев (близкий к ним в этом отношении шариат скорее межэтничен), наименее - статутные системы континентальной Европы, промежуточное положение занимает англо-амер. П., в значительной мере основанное на прецеденте и сохранившее много старинных норм и традиций. С постепенным вытеснением в правовых система х  мира обычного и казуального П. статутным связана постепенно уменьшающаяся в ходе истории этничность П. Лит.: Мейхью Л. Социология права / /Американская социология .  М., 1972; Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии//Исследования по общей этнографии. М., 1979; Алексеев С.С. Общая теория  права. Т. 1-2, М., 1981-1982; Нерсесянц B.C. Право  - математика свободы. М., 1996. Diamond AS. Primitive law, past and present. L., 1971; Pospisill L. Anthropology of law: A comparative theory. N.Y., 1971. А.И. Першиц.

система  социальных норм, исполнение которых обязательно для всех членов общества.

В философии права  оно понимается как форма  общественного сознания, суть которой состоит в социальной регуляции. Право  развилось из социальных норм или обычаев, то есть привычных правил поведения, которое государство  сделало юридическими обычаями. Этот первоначальный пласт - т.н. обычное право - по большей части сохраняет черты своего происхождения: утрированной конкретности, подчеркнутой публичности, большого внимания к родственным связям, слитности с религиозными предписаниями. Обычное право более этнично, чем другие формы права - судебная практика  (казуальное, или прецедентное право) и законодательство (статутное право). С социальной точки зрения право - это совокупность  устанавливаемых или санкционируемых государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, включая принуждение .  Обычное право - это право, сформированное на основе обычая, то есть исторически сложившегося стереотипного способа поведения, которое представляют собой стандартизированные действия, совершаемые множеством людей и воспроизводимые в неизменном виде в течение длительного исторического периода. Законодательное право - это юридическая норма ,  правило  поведения, которая устанавливается заблаговременно, официальным образом, носит всеобщий характер и доведено до заинтересованных лиц с помощью опубликования.

- система  общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством . 

- многоаспектное понятие  гуманитарных дисциплин. И. Кант определял П. как совокупность  условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Таким образом, П. можно определять как норму свободы. Существует множество научных направлений, формирующих представления о П.: теория  естественного П.; историческая школа П.; психологическая теория П.; материалистическая теория П.; нормативистское направление его исследования. В литературе, исходя из множественности взглядов на П., называют следующие основные его признаки: 1) П. - это система правил  поведения людей, которая устанавливается или санкционируется государством ;  2) в силу того, что П. имеет общеобязательный характер, его применение и реализация при необходимости обеспечивается государственным принуждением ;  для этих целей может быть использован специальный аппарат (полиция, суд, армия и др.). В силу своей общеобязательности П. отличается от других социальных норм (морали, обычаев, религии и др.); 3) П. выражается в официальной форме (имеет свои источники, например, законы ) . П. имеет определенные принципы  - основные идеи его существования и развития. Есть принципы, которые распространяются на всю систему П. (общие принципы) - справедливости, равноправия, гуманизма ,  демократизма и другие; межотраслевые, охватывающие две или более отраслей П.; отраслевые (например: в трудовом П. принцип свободы трудового договора  и др.). П. тесно связано с экономикой. Экономическое развитие  того или иного государства предопределяет соответствующее содержание П. П. может быть как тормозом общественного развития, так и важнейшим регулятором прогрессивных экономических и социальных преобразований. В П. выражается политика  государства, так как правовые нормы  издаются государством. П. имеет как общее, так и различное с моралью .  Единство П. и морали обусловливается их нормативностью. Различие  состоит в форме выражения (нормы морали обычно не фиксируются в специальных актах), в способе защиты от нарушений и т.д. Среди важнейших источников П. могут быть названы следующие: 1) правовые обычаи; 2) нормативно-правовые акты государственных органов; 3) судебные прецеденты. Формы П. зависят от правовой системы того или иного государства. Правовым обычаем является санкционированное государством, сложившееся в результате многократного повторения правило  поведения. Нормативными правовыми актами являются решения уполномоченных на то государственных органов, в которых содержатся нормы П. Система  нормативно-правовых актов в государстве, как правило, определяется Конституцией и изданными в соответствии с ней подконституционными актами. В них определены органы, имеющие П. принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов. Нормативный  правовой акт - это письменный официальный документ  установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение  или отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение. В систему нормативных актов государства, согласно названному закону, входят, в частности, Конституция ,  законы, а также имеющие нормативный характер указы Президента. Нормативными актами являются акты, принятые уполномоченными на то государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами, иными субъектами нормотворчества, состоящие в целом или частично из общеобязательных норм, то есть правил поведения, распространяющихся на индивидуально неопределенный круг лиц и рассчитанных на неоднократное применение. Одни и те же органы могут издавать как нормативные, так и индивидуальные акты. К нормативно-правовым актам тесно примыкают акты толкования  правовых норм. Нормативно правовые акты различаются по своей юридической силе. В зависимости от этого может быть определена иерархия ,  то есть соподчиненность нормативных актов. Иерархия нормативных актов (на примере Республики Беларусь) может быть определена следующим образом: 1) Конституция (в том числе и акты толкования Конституции); 2) международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь; 3) законы, декреты и указы Президента (особое место здесь должны занимать программные законы); 4) указы Президента, изданные на основе закона; 5) постановления Правительства; 6) нормативные акты министерств и ведомств. Замыкают эту иерархию нормативные акты, принимаемые местными органами государственной власти, в том числе и в порядке делегирования им некоторых полномочий вышестоящими органами. Определяя иерархию нормативных актов нельзя забывать о норме, закрепленной в статье 8 Конституции, согласно которой Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного П. и обеспечивает соответствие им законодательства. По существу эта норма  является вектором развития правовой системы Беларуси. Высшее место в иерархии законодательных актов обычно занимает Конституция. Конституция отличается от иного закона как по юридической силе, так и по форме и содержанию. Конституция является таким Основным Законом государства, который регулирует главные стороны государственной, общественной жизни, допуская и прямо предполагая процесс  правового, в том числе законодательного регулирования, стимулируя и направляя его. Все остальные законы в той или иной форме тем или иным способом развивают и конкретизируют конституционные положения. Никакой другой  акт не может стать высшей юридической нормой по отношению к Конституции. Приоритет Конституции - неотъемлемый и непременный признак правового государства. Интерпретация  как Конституции, так и основоположений закона в юриспруденции понимается как деятельность  по установлению точного содержания правового акта для его практической реализации. Необходимость в толковании возникает прежде всего потому, что любой акт не может применяться автоматически, вначале его суть должна быть уяснена правоприменителями, а также лицами, на которых он распространяет свое действие .  Однако вслед за уяснением, как первым и обязательным элементом интерпретации, следует разъяснение содержания закона с целью  разрешения возникшей двусмысленности. Орган, наделенный П. давать официальные толкования, должен раскрыть материальное содержание, то есть достоверно и обоснованно выразить цель и истинную мысль законодателя, изложенную в той или иной норме, вызвавшей различное понимание  и разнобой при практическом применении. В этих случаях требуется, как правило, уточнение формулировки соответствующей нормы П. Акт толкования, независимо от того, когда он принят, по времени действия совпадает с толкуемым нормативным актом. При отмене нормативных актов полностью или частично утрачивают силу соответствующие нормы акта толкования. Толкуемый акт и акт толкования должны совпадать по своему объему, однако последний может приниматься и для того, чтобы внести элементы  новизны в понимание первого с учетом сложившихся новых политических и социально-экономических отношений. Использование норм закона (иного акта) вопреки толкованию означает нарушение закона (иного акта). Создание акта толкования осуществляется с учетом действия всех процедур правотворческого процесса. Ослаблению стремления протолковать ту или иную норму в угоду политической конъюнктуре способствует не только введение квалифицированного большинства голосов для принятия акта толкования Конституции, но и привлечение к этому процессу другой ветви власти - исполнительной. Решить это удается, если акты толкования Конституции и законов принимаются в форме законов, а не постановлений. В отличие от нормативного толкования, которое неотделимо от толкуемой нормы, казуальное толкование осуществляется при применении нормы П., разрешении конкретного дела. Следует иметь в виду, что казуальное толкование не сводится только к прямым разъяснениям и может быть сделано в скрытом виде, например, в решении суда. Наряду с аутентичным толкованием Конституции Парламентом у Конституционного Суда есть П. на правоприменительное толкование. При возникновении коллизий между актами о толковании Конституции, принимаемыми Парламентом и Конституционным Судом, приоритет должно иметь решение  Конституционного Суда. Конституционный Суд проверяет конституционность всех актов, в том числе это относится и к актам о толковании Конституции и даже законов о внесении в нее изменений. Конституция не допускает заключения противоречащих ей международных договоров. Наиболее значительной по объему группой законодательных актов являются обыкновенные законы. Они чаще всего регулируют отдельные виды общественных отношений, реже носят комплексный характер, вбирая в себя нормы, относящиеся к различным сферам общественной жизни. Обычные законы принимаются парламентом простым большинством голосов избранных депутатов. Закон определяется как нормативный акт, регулирующий важнейшие общественные отношения ,  принимаемый в установленном порядке высшим органом государственной власти или путем референдума  и обладающий высшей юридической силой. Закон рассматривается также как акт государственной власти, содержащий правовые нормы общего характера, а закон в формальном смысле охватывает любые акты, изданные законодательным органом безотносительно к характеру содержащихся в них норм. Иногда закон определяют более упрощенно, - как то, что проголосовано парламентом. Однако нередко к законам могут относить и акты исполнительной власти. Часто декреты Президента, Правительства обладают той же силой, что и законы Парламента. Необходимо проводить различие между законами и постановлениями Парламента. Возможна классификация  законов по различным основаниям. По мнению некоторых авторов законы можно подразделять на органические, планово-бюджетные и обыкновенные законы. Безусловно, на классификацию оказывает влияние  существующая в государстве правовая система. Так, во Франции особую группу составляют программные законы. Наряду с правовыми обычаями и нормативно-правовыми актами к источникам П. относят судебный и административный прецеденты. Сущность прецедента (судебного, административного) состоит в том, что ранее принятое решение суда (иного уполномоченного на то органа) в связи с рассмотрением конкретного вопроса является правовой основой для последующего разрешения аналогичных дел. Родиной прецедентного П. является Англия. Судебный прецедент  является более распространенной формой П., нежели административный прецедент. В странах, где он признается в качестве источника П., по существу суды занимаются правотворческой деятельностью. В этом отношении весьма показательно и выражение: закон - это то, что о нем говорят суды. П. по своему внутреннему строению является сложной системой, имеющей относительно самостоятельные элементы (отрасли, правовые институты ) . Основным элементом является отрасль П., как совокупность правовых норм, регулирующих самостоятельный вид общественных отношений. Отрасли П. различаются друг от друга как по предмету, так и методу  регулирования общественных отношений. Исходя из этого можно назвать конституционное, административное, финансовое, гражданское, жилищное, природноресурсовое, трудовое, семейное, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое П. и др. Г.А. Василевич

(law) - см. Социология права ;  Научное право . 

Однокоренные и похожие слова:

муравьевы прая права аудиторов права вкладчика товарищества на вере права и обязанности гражданские права и обязанности работника основные права имущественные права конверсионные права кредитора при залоге права кредитора при продаже компании права меньшинства права на часть прибыли права несовершеннолетних в трудовых правоотношениях права участника полного товарищества права участников хозяйственного товарищества (общества) права членов ассоциаций и союзов юридических лиц правила аукционные правила ведения кассовых операций правила внутреннего трудового распорядка правила гаагские правила йорк-антверпенские правила по охране труда правила совместной службы правила страхования правила таможенные правило 72 правило 78-х правило абсолютного приоритета правило вывода правило икс-процента правило максимизации полезности право оперативного управления право собственности право справедливости право убежища право хозяйственного ведения правой руки правило правый центр

Значение слова Право в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Правительство - англ. governement; нем. Regierung. 1. Совокупность  центральных ...
  • Потребность - англ. necessity/ need; нем. Bedurfnis. Нужда  в ч.л. ...
  • Потенциал - (от лат. potentia сила )  англ. potential; ...
  • Поступок - англ. action/act/deed; нем. Verhaltensakt. 1. Социально оцениваемый акт ...
  • Постпозитивизм - англ. post positivism; нем. Postpositivismus. Ряд современных философских ...
  • Пост - (от фр. poste) англ. post; нем. Post. Ответственная ...
  • Посредничество - англ. mediation; нем. Vermittlung. 1. Содействие соглашению, сделке ...
  • Преамбула - (от лат. preambulo предшествую) англ. preamble; нем. ...
  • Практицизм - англ. practicalness; нем. Praktizismus. Деловитость, практическое отношение  к ...
  • Праксиология - (от греч. praktikos деятельный и logos ...
  • Преследование - англ. pursuite; нем. Verfolgung. Угнетение, притеснение ,  ...
  • Преобразование - англ. transformation; нем. Umgestaltung. Крупное изменение ,  ...
  • Прелиминарии - (от лат. prae вперед, предварительно и liminus ...
  • Преимущество - англ. advantage; нем. Vorzug. 1. Выгода, превосходство. ...
  • Бюрократия - — организация ,  состоящая из ряда официальных лиц, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари