Что такое Убеждения? Значение слова Убеждения в социологическом словаре

Убеждения - - личностные образования, s основе к-рых лежат определенные представления, идеи, принципы ,  существенно определяющие отношение  человека к действительности и его поступки. Различают нравственные, науч., религиозные и др. виды убеждений. Проблема  становления У. - одна из ключевых в воспитании. Особую остроту она приобретает в период революционных соц. изменений, всеобщей политизации масс, ломки устоявшихся идеологич. стереотипов. Серьезно затруднял развитие  исследований в этой области тот факт ,  что процесс  формирования убеждений рассматривался как почти полностью определяемый извне. Это обусловливало акцент на внешних организационно-методич. вопросах формирования убеждений и недооценку внутренней, "интимной стороны" этого процесса. В исследованиях по данной проблеме, хотя они и различаются в деталях, в целом используются трехкомпонентная структура  У., к-рая включает в себя: логич. анализ  отдельных знаний, мнений, суждений (когнитивный компонент); переживание своего отношения к данным знаниям, суждениям (эмоционально-личностный компонент); потребность  поступать определенным образом в соответствии с формировавшимся У. практически действенный компонент), проблеме становления У. существенное не имеет исследование  способа усвоения знаний, оценок. Существуют многочисленные, свидетельствующие о том, что способ усвоения знаний не является нейтральным по отношению к содержанию У. Тот или иной способ усвоения может существенно уменьшать, даже сводить на нет ценностную значимость содержания, либо, напротив, повышать личностную значимость приобретаемых знаний, облегчая переход их в У. Исследования конформизма  показали, что определенные мнения и оценки  могут усваиваться по механизму конформного подчинения при деформации когнитивного компонента У. Усвоенные т. обр. мнения, как правило ,  не становятся подлинными У. и обусловливают неустойчивость, ситуативность поведения. Даже прочно усвоенные и значимые для личности знания не всегда переходят в убеждения .  Один из примеров такого рода дает концепция  амер. исследователя С. Шварца, согласно к-рой усвоенные индивидом соц. нормы  существуют как бы параллельно с его личностными устремлениями. Соблюдение или не соблюдение нормы зависит от затрат, к-рые индивид  должен произвести при соблюдении нормы, и от цены, к-рую придется заплатить в случае ее нарушения. Этот, можно сказать, "рыночный" подход  к нормативному поведению тем не менее позволяет отразить реальность, к-рая опровергает расхожее представление об убеждениях как просто усвоенных знаниях. Вместе с тем автор неправомерно обобщает частный случай ,  рассматривая его как общий механизм нормативного поведения. В литературе бытует тезис о том, что большая первоначальная уверенность в истинности определенного мнения позитивно связана с его устойчивостью. Однако экспериментальные данные  не подтвердили этого. Оказалось, что в целом ряде случаев испытуемые, имеющие высокую первоначальную убежденность, понесли наибольший ущерб от диссонантного атакующего воздействия. В то же время  те, позиция  к-рых была не столь категоричной и допускала возможность альтернативного мнения, психологически были более подготовлены к атакующему воздействию и в рез-те понесли меньший урон. В течение длительного времени процесс становления У. был идеологизирован. Центральное место в этом процессе отводилось идейно-политич. У., а нравственные У. отходили на второй планМежду тем оказывается, что именно нравственный компонент является ведущим в становлении У. различн. видов. Должна быть создана общая стратегия процесса формирования У., включенного в систему нравственного воспитания и охватывающего все этапы возрастного развития. Лит.: Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М., 1982; Развитие нравственных убеждений школьников. Киев, 1986; Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии становления убеждений//Вопр. психологии. 1990, № 5; Schwartz S.A. Moral decision making and behaviour. N.Y., 1970. В.Э. Чудновский.


Синонимы: воззрения, точка зрения, убеждения

Убеждения

- личностные образования, s основе к-рых лежат определенные представления, идеи , принципы ,  существенно определяющие отношение  человека к действительности и его поступки. Различают нравственные, науч., религиозные и др. виды убеждений. Проблема  становления У. - одна из ключевых в воспитании. Особую остроту она приобретает в период революционных соц. изменений, всеобщей политизации масс , ломки устоявшихся идеологич. стереотипов. Серьезно затруднял развитие  исследований в этой области тот факт ,  что процесс  формирования убеждений рассматривался как почти полностью определяемый извне . Это обусловливало акцент на внешних организационно-методич. вопросах формирования убеждений и недооценку внутренней, "интимной стороны" этого процесса. В исследованиях по данной проблеме, хотя они и различаются в деталях, в целом используются трех компонент ная структура  У., к-рая включает в себя : логич. анализ  отдельных знаний, мнений, суждений ( когнитивный компонент); переживание своего отношения к данным знания м, суждениям (эмоционально-личностный компонент); потребность  поступать определенным образом в соответствии с формировавшимся У. практически действенный компонент), проблеме становления У. существенное не имеет исследование   способ а усвоения знаний, оценок. Существуют многочисленные, свидетельствующие о том, что способ усвоения знаний не является нейтральным по отношению к содержанию У. Тот или иной способ усвоения может существенно уменьшать , даже сводить на нет ценностную значимость содержания, либо , напротив , повышать личностную значимость приобретаемых знаний, облегчая переход их в У. Исследования конформизма  показали, что определенные мнения и оценки  могут усваиваться по механизм у конформного подчинения при деформации когнитивного компонента У. Усвоенные т. обр. мнения, как правило ,  не становятся подлинными У. и обусловливают неустойчивость , ситуативность поведения. Даже прочно усвоенные и значимые для личности знания не всегда переходят в убеждения .  Один из примеров такого рода дает концепция  амер. исследователя С. Шварца, согласно к-рой усвоенные индивид ом соц. нормы  существуют как бы параллельно с его личностными устремлениями. Соблюдение или не соблюдение нормы зависит от затрат, к-рые индивид  должен произвести при соблюдении нормы, и от цены, к-рую придется заплатить в случае ее нарушения. Этот , можно сказать , "рыночный" подход  к нормативному поведению тем не менее позволяет отразить реальность , к-рая опровергает расхожее представление об убеждениях как просто усвоенных знаниях. Вместе с тем автор неправомерно обобщает частный случай ,  рассматривая его как общий механизм нормативного поведения. В литературе бытует тезис о том, что большая первоначальная уверенность в истинности определенного мнения позитивно связана с его устойчивостью. Однако экспериментальные данные  не подтвердили этого. Оказалось, что в целом ряде случаев испытуемые, имеющие высокую первоначальную убежденность , понесли наибольший ущерб от диссонантного атакующего воздействия. В то же время  те, позиция  к-рых была не столь категоричной и допускала возможность альтернативного мнения, психологически были более подготовлены к атакующему воздействию и в рез-те понесли меньший урон . В течение длительного времени процесс становления У. был идеологизирован. Центральное место в этом процессе отводилось идейно-политич. У., а нравственные У. отходили на второй план .  Между тем оказывается, что именно нравственный компонент является ведущим в становлении У. различн. видов . Должна быть создана общая стратегия процесса формирования У., включенного в систему нравственного воспитания и охватывающего все этапы возрастного развития. Лит.: Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М., 1982; Развитие нравственных убеждений школьников . Киев , 1986; Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии становления убеждений//Вопр. психологии. 1990, № 5; Schwartz S.A. Moral decision making and behaviour. N.Y., 1970. В.Э. Чудновский.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Убеждения в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Уход - (саге) — 1. Работа ,  связанная с поддержкой ...
  • Утопия - (utopia) (от греческого, означающего "нигде") — мнимое общество ...
  • Урбанизация - (франц. urbanisation, от лат. urbanus городской, urbs ...
  • Управление - процесс  систематического, сознательного, целенаправленного воздействия людей на ...
  • Урбанизм - – состояние, при котором достигается большая численность, плотность ...
  • Убеждение - социальное  качество личности, в основе которого лежат ...
  • Утопия - модель  общества, в котором должны быть довольны ...
  • Убежденность - англ. conviction/persuasion; нем. Uberzeugtheit. 1. Субъективное отношение ...
  • Уния - (от лат. unio единство, объединение) англ. ...
  • Унитаризм - (от лат. umtos единство) англ. unitarism; ...
  • Универсалии - англ. universals; нем. Universalien. Общие понятия. ...
  • Умысел - англ. design/intention/ purpose; нем. Absicht. Преднамеренность; в ...
  • Умозаключение - англ. conclusion/deduction; нем. Schlu?folgerung. Рассуждение ,  в ...
  • Ультиматум - (от лат. ultimatum доведение до конца) ...
  • Старение - (ageing) — хронологический процесс  надвигающейся физической старости. Однако ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари