— движение , имеющее источник , причину в самой движущейся вещи . Концепция С.. противостоит концепции “внешнего толчка”, как якобы единственной причины происходящих в природе изменений. В истории философии возникновение и формирование категории С. было связано, во-первых , с постановкой вопроса о “начале” мироздания, первопричине мировых процессов и, во-вторых , с трудностями объяснения реальных процессов развития. Древн. материалисты пытались объяснить движение из присущих самой природе сил и свойств: соединение и разделение первоначал (ионийская философия ), “ любовь ” и “ ненависть ” ( Эмпедокл ), атомы и пустота ( Левкипп , Демокрит ). Выведение изменений из потустороннего реальному миру идеального начала было характерным для идеалистических систем ( Платон ). Особую остроту проблема понимания причины движения приобрела с возникновением христианской догмы сотворения мира . Чтобы доказать С. мира, нужно раскрыть в нем самом источник и механизм его движения, тогда как теология переносит этот источник вовне (“ деятельность ” бога). Теоретическая (методологическая) несостоятельность механистического понимания причинности (и изменений) состоит в том, что оно не может противостоять идее “первотолчка” (ньютоновская механика ) и не способно объяснить реальные процессы развития. Для научного объяснения С. требовалось коренное преобразование метода мышления: на помощь материализму должна была прийти диалектика . Спинозовская идея causa sui ( причина самой себя ), лейбницевский принцип монады как самодеятельной, самоопределяющейся субстанции, кантовские идеи развития неба, земли и человека , идея эволюции в философии Шеллинга, наконец , гегелевская идеалистическая диалектика — вехи на пути формирования концепции С., состоящей не в чем ином, как в “некотором изображении противоречия” ( Гегель ). Марксистская философия, отстаивая материалистический подход к С., подчеркивает диалектическое содержание категории С., ее несовместимость с метафизическим и плоскоэволюционистским пониманием развития (простое уменьшение , увеличение , повторение ) и неразрывную связь с диалектической концепцией развития как единства и борьбы противоположностей.
Что такое Самодвижение? Значение слова Самодвижение в философском словаре
Самодвижение - — движение , имеющее источник, причину в самой движущейся вещи . Концепция С.. противостоит концепции “внешнего толчка”, как якобы единственной причины происходящих в природе изменений. В истории философии возникновение и формирование категории С. было связано, во-первых, с постановкой вопроса о “начале” мироздания, первопричине мировых процессов и, во-вторых, с трудностями объяснения реальных процессов развития. Древн. материалисты пытались объяснить движение из присущих самой природе сил и свойств: соединение и разделение первоначал (ионийская философия ), “ любовь ” и “ ненависть ” (Эмпедокл), атомы и пустота ( Левкипп , Демокрит). Выведение изменений из потустороннего реальному миру идеального начала было характерным для идеалистических систем ( Платон ). Особую остроту проблема понимания причины движения приобрела с возникновением христианской догмы сотворения мира. Чтобы доказать С. мира, нужно раскрыть в нем самом источник и механизм его движения, тогда как теология переносит этот источник вовне (“ деятельность ” бога). Теоретическая (методологическая) несостоятельность механистического понимания причинности (и изменений) состоит в том, что оно не может противостоять идее “первотолчка” (ньютоновская механика) и не способно объяснить реальные процессы развития. Для научного объяснения С. требовалось коренное преобразование метода мышления: на помощь материализму должна была прийти диалектика . Спинозовская идея causa sui ( причина самой себя), лейбницевский принцип монады как самодеятельной, самоопределяющейся субстанции, кантовские идеи развития неба, земли и человека , идея эволюции в философии Шеллинга, наконец, гегелевская идеалистическая диалектика — вехи на пути формирования концепции С., состоящей не в чем ином, как в “некотором изображении противоречия” ( Гегель ). Марксистская философия, отстаивая материалистический подход к С., подчеркивает диалектическое содержание категории С., ее несовместимость с метафизическим и плоскоэволюционистским пониманием развития (простое уменьшение, увеличение, повторение) и неразрывную связь с диалектической концепцией развития как единства и борьбы противоположностей.
Соседние слова
Что такое СхолииЧто значит Сциентизм
Что означает Счастье
Значение Сюрреализм
↑ Самодвижение ↓
Что такое Самосознание
Что значит Санкхья
Что означает Сарасвати
Значение Свойство
Значение слова Самодвижение в других словарях:
- Что такое Самодвижение? Социологический словарь
- Определение термина Самодвижение? Толковый словарь Ушакова
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Созерцательность - — осн. недостаток домарксовского материализма в области теории ...
- Снятие - (нем. Aufhebung — отмена, упразднение и сбережение) — ...
- Случайность - — см. Необходимость и случайность . ...
- Славянофилы - — представители идеалистического философского течения в рус. мысли ...
- Скачок - — коренное, качественное изменение предмета или явления, превращение ...
- Синтоизм - (япон. “ синто ” — путь богов) — ...
- Синергетика - (греч. synergos — совместно действующий) — область научного ...
- Суррогат - (от лат. surrogates поставленный взамен) заменитель, ...
- Супернатурализм - (от лат. super сверху и natural is ...
- Сукцессия - (от лат. succesio преемственность ) последовательность; ...
- Судьба - предопределенность событий и поступков, совокупность всего сущего, ...
- Субъективность - все то, что относится к субъекту (всему ...
- Субъект - (от лат. subjectus лежащий в основе) ...
- Субстрат - (от лат. substratum подкладка) основа, основание носитель, ...
- Тадайкия - (Санскр.) "Тождественность"; отождествление или единство с Абсолютом. Всемирная, ...