Что такое Нация? Значение слова Нация в философском словаре

1) Нация - (лат. natio - народ ) - исторически сложившаяся форма общности людей, возникшая на основе общности " языка , территории, экономической жизни (я бы сказал экономической и политической жизни - В.Г.) и психического склада, проявляющегося в общности культуры" (По Сталину [11]) - понятие , которое в настоящее время не удовлетворяет никого и все пытаются вложить в него свой смысл ... Достаточно интересным представляется такое определение [21]: " Нация - духовное единение людей на основе общности исторической судьбы в прошлом, общей национальной культуры, национальных традиций и т.д. и стремления продолжить свою историческую жизнь в будущем. Жизнь нации выявляется в национальном духе, национальном сознании - чувстве патриотизма , объединяющих членов нации. От крепости национального духа зависит крепость нации. Крепость национального духа во многих отношениях зависит от богатства национальной культуры и прочности национальных традиций. Нация, прежде всего - духовное единство . Но образованию нации благоприятствуют и другие факторы: расовая и племенная близость, а также общий язык, территория , религия и т.п. Нормально развивающаяся нация должна быть тесно связана с государством . Нация всегда рождается в недрах государства, в начале своего существования всегда непосредственно связана с государством". По [2] нация - исторически сложившаяся общность людей, которая приходит на смену народности. Определение не достаточно внятное, но хорошо дополняется понятием народность и учитывает динамику развития общества. Существует понятие коренные нации. Что же это такое коренные нации? Что такое титульная нация? Представляется так на территории России или Волго-Вятского региона: - русские, чуваши, татары, марийцы, мордва (эрзя и мокша ), башкиры в Среднем Поволжье - это коренные нации; - немцы Поволжья - укоренившиеся (так как селились по указу конкретного лица, а не историческими механизмами переселения народов, то есть ими " цена земли " не плачена); - корейцы, китайцы, греки, латыши - некоренные нации, но на уровне СССР это были как коренные, так и укореняющиеся (т.е. очерчиваем регион и смотрим, какие этнические группы в нем представляет народ со своей культурой и инфраструктурой, какие этнографические и политические процессы идут); - титульная нация - та нация, в честь которой названа территория.

2) Нация - историческая форма общности людей, характеризующаяся единым типом организации хозяйственной жизни, культуры, особой психологии, общей территорией, национальным языком и некоторыми другими чертами. По сравнению с другими формами общности людей нация представляет собой наиболее развитую форму присвоения внешней ( географическая среда ) и внутренней ( генотип ) природы. Нации начали складываться в период формирования буржуазного типа организации хозяйства, когда у этой общности людей приобрели ярко выраженную специфику и культура , и национальный язык . Как правило , нация тяготеет к единой религии, имеет развитое государство , подчиненное национальным интересам. Национальное государство проводит политику, направленную на нормальное воспроизводство национальных особенностей в экономическом, культурном, военном и религиозном отношениях . Сами этнические признаки , лежащие в основе нации, становятся объектом сознательного государственного регулирования, что способствует складыванию наций не только из различных этнических групп, но и из различных рас (например, американцы – основное население США). Существенным конституирующим, скрепляющим фактором нации выступает национальное самосознание , основывающееся прежде всего на таких моментах национальной культуры, как историческая память и осознание значимости истории своего народа , его материальных и духовных достижений, а также культ национальных гениев (например, аль Фараби, Абылайхан, Абай в Казахстане, И. Гете – в Германии, Петр Первый, А. С. Пушкин – в России.

3) Нация - (лат. natio - племя , народ ) - полисемантичное понятие , применяемое для характеристики крупных социокультурных общностей индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию Н.: как политической общности (политические Н.) граждан определенного государства и как этнической общности (этно-Н.) с единым языком и самосознанием . Многозначность понятия Н. отражает наличие множества концепций феномена Н. Наибольшее влияние на современное понимание Н. оказали идеи К. Дойча, Э. Гелнера, Б. Андерсона и Э. Смита. Для социально-демографического подхода Дойча (" Национализм и социальная коммуникация ", 1966) характерно функциональное определение Н. как группы, в пределах которой уровень коммуникативной активности значительно выше, чем за ее пределами. Гелнер ("Нации и национализм", 1983) считал, что Н. есть результат потребности современного общества в культурной гомогенности, обусловленной развитием индустриального производства. Становление Н. непосредственно связано с распространением всеобщего образования и средств массовой информации. Н., по Гелнеру, - целенаправленно создаваемые общности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит интеллигенции. К пониманию Н, Гелнером во многом близка позиция Андерсона ("Воображаемые сообщества", 1991), рассматривающего современные Н. как искусственно создаваемые "воображаемые сообщества". В основе этого процесса, по Андерсону, лежит феномен "печатного капитализма " со свойственными ему газетами и романами, изображающими Н. как социокультурную общность (ср. с аналогичными идеями Мак-Люэна). Вместе с тем Смит ("Происхождение наций", 1989), напротив, подчеркивает, что современные Н. органично связаны с доиндустриальными общностями, обозначаемыми им как этнии. По Смиту, все их разнообразие может быть сведено к двум типам: аристократическому и народному. Н., возникающие на базе первого типа этний, создаются путем бюрократической инкорпорации низших социальных групп в рамках одного государства. Ведущую роль в формировании Н. из народных этний играет интеллигенция , борющаяся за сохранение этнических традиций. П.В. Терешкович

4) Нация - - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка , территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.

5) Нация - (от лат. natio - народ , племя ) - народ, который создал себе зависящее от него правительство и имеет в своем распоряжении территорию, границы которой более или менее уважаются др. нациями (народ, организованный в государство ). Нацию могут образовать несколько народов или части различных народов, напр. Великобритания, Швейцария. См. также Народ, Государство.

6) Нация - (лат. natio — народ ) — исторически сложившаяся форма общности людей, к-рая приходит на смену народности. Н. свойственна прежде всего общность материальных условий жизни: территории и экономической жизни; общность языка , известных черт национального характера , проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры. Н.— более широкая, чем народность , форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием капиталистической формации. Экономической основой возникновения Н. послужили ликвидация феодальной раздробленности, упрочение экономических связей между отдельными областями внутри страны, объединение местных рынков в общенациональный. Руководящей силой возникавших в этот период Н. была буржуазия , что наложило определенный отпечаток на их социально-политический и духовный облик. Внутри них обострялись социальные противоречия. Буржуазия, стремясь заглушить классовые противоречия, нередко становилась на путь разжигания межнациональных антагонизмов, проповеди идеологии национализма и национального эгоизма . Пролетариат противопоставляет буржуазному национализму идеологию и политику интернационализма . Проходящие в совр. об-ве процессы существенно меняют облик Н. Ускоряется процесс интернационализации, к-рый ломает национальные перегородки и уничтожает национальную обособленность. Создаются новые возможности для экономического и духовного прогресса Н., развития равноправных и взаимовыгодных отношений различных Н. и народностей, хотя национальные раздоры остаются характерной чертой межнациональных отношений при капитализме . В нашей стране после Октябрьской революции в жизни Н. и народностей произошли крупные преобразования, укрепилась дружба и интернациональные связи народов СССР. Однако глубокие деформации и грубые нарушения в жизни советского об-ва, попрание демократических норм и принципов социализма в период культа личности Сталина, идеология и психология застоя привели к накоплению деформаций, разного рода негативных явлений, в т. ч. в сфере национальных отношений. Перестройка и демократизация призваны создать реальные предпосылки для возрождения национальной самобытности, углубления процесса интернационализации, взаимного влияния и обогащения Н.

Нация

(лат. natio - народ ) - исторически сложившаяся форма общности людей, возникшая на основе общности " язык а , территории, экономической жизни (я бы сказал экономической и политической жизни - В.Г.) и психического склада, проявляющегося в общности культуры" (По Сталину [11]) - понятие , которое в настоящее время не удовлетворяет никого и все пытаются вложить в него свой смысл ... Достаточно интересным представляется такое определение [21]: " Нация - духовное единение людей на основе общности исторической судьбы в прошлом, общей национальной культуры, национальных традиций и т.д. и стремления продолжить свою историческую жизнь в будущем. Жизнь нации выявляется в национальном духе, национальном сознании - чувстве патриотизма , объединяющих членов нации. От крепости национального духа зависит крепость нации. Крепость национального духа во многих отношениях зависит от богатства национальной культуры и прочности национальных традиций. Нация, прежде всего - духовное единство . Но образованию нации благоприятствуют и другие факторы : расовая и племенная близость , а также общий язык, территория , религия и т.п. Нормально развивающаяся нация должна быть тесно связана с государством . Нация всегда рождается в недрах государства, в начале своего существования всегда непосредственно связана с государством". По [2] нация - исторически сложившаяся общность людей, которая приходит на смену народности. Определение не достаточно внятное, но хорошо дополняется понятием народность и учитывает динамику развития общества . Существует понятие коренные нации. Что же это такое коренные нации? Что такое титульная нация? Представляется так на территории России или Волго-Вятского регион а: - русские , чуваши , татары , марийцы , мордва ( эрзя и мокша ), башкиры в Среднем Поволжье - это коренные нации; - немцы Поволжья - укоренившиеся (так как селились по указу конкретного лица , а не историческими механизмами переселения народов, то есть ими " цена земли " не плачена); - корейцы , китайцы , греки , латыши - некоренные нации, но на уровне СССР это были как коренные, так и укореняющиеся (т.е. очерчиваем регион и смотрим, какие этнические группы в нем представляет народ со своей культурой и инфраструктурой, какие этнографические и политические процессы идут); - титульная нация - та нация, в честь которой названа территория.

историческая форма общности людей, характеризующаяся единым типом организации хозяйственной жизни, культуры, особой психологии, общей территорией, национальным язык ом и некоторыми другими чертами. По сравнению с другими формами общности людей нация представляет собой наиболее развитую форму присвоения внешней ( географическая среда ) и внутренней ( генотип ) природы. Нации начали складываться в период формирования буржуазного типа организации хозяйства, когда у этой общности людей приобрели ярко выраженную специфику и культура , и национальный язык . Как правило , нация тяготеет к единой религии, имеет развитое государство , подчиненное национальным интересам. Национальное государство проводит политику, направленную на нормальное воспроизводство национальных особенностей в экономическом, культурном, военном и религиозном отношениях . Сами этнические признаки , лежащие в основе нации, становятся объектом сознательного государственного регулирования, что способствует складыванию наций не только из различных этнических групп, но и из различных рас (например, американцы – основное население США). Существенным конституирующим, скрепляющим фактором нации выступает национальное самосознание , основывающееся прежде всего на таких моментах национальной культуры, как историческая память и осознание значимости истории своего народ а , его материальных и духовных достижений, а также культ национальных гениев (например, аль Фараби, Абылайхан, Абай в Казахстане, И. Гете – в Германии, Петр Первый, А. С. Пушкин – в России.

(лат. natio - племя , народ ) - полисемантичное понятие , применяемое для характеристики крупных социокультурных общностей индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию Н.: как политической общности (политические Н.) граждан определенного государства и как этнической общности (этно-Н.) с единым язык ом и самосознанием . Многозначность понятия Н. отражает наличие множества концепций феномена Н. Наибольшее влияние на современное понимание Н. оказали идеи К. Дойча, Э. Гелнера, Б. Андерсона и Э. Смита. Для социально-демографического подхода Дойча (" Национализм и социальная коммуникация ", 1966) характерно функциональное определение Н. как группы, в пределах которой уровень коммуникативной активности значительно выше, чем за ее пределами. Гелнер ("Нации и национализм", 1983) считал, что Н. есть результат потребности современного общества в культурной гомогенности, обусловленной развитием индустриального производства. Становление Н. непосредственно связано с распространением всеобщего образования и средств массовой ин форма ции. Н., по Гелнеру, - целенаправленно создаваемые общности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит интеллигенции. К пониманию Н, Гелнером во многом близка позиция Андерсона ("Воображаемые сообщества", 1991), рассматривающего современные Н. как искусственно создаваемые "воображаемые сообщества". В основе этого процесса, по Андерсону, лежит феномен "печатного капитализма " со свой ственными ему газетами и романами, изображающими Н. как социокультурную общность (ср. с аналогичными идеями Мак-Люэна). Вместе с тем Смит ("Происхождение наций", 1989), напротив, подчеркивает, что современные Н. органично связаны с доиндустриальными общностями, обозначаемыми им как этнии. По Смиту, все их разнообразие может быть сведено к двум типам: аристократическому и народному. Н., возникающие на базе первого типа этний, создаются путем бюрократической инкорпорации низших социальных групп в рамках одного государства. Ведущую роль в формировании Н. из народных этний играет интеллигенция , борющаяся за сохранение этнических традиций. П.В. Терешкович

- исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности язык а , территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.

(от лат. natio - народ , племя ) - народ, который создал себе зависящее от него правительство и имеет в своем распоряжении территорию, границы которой более или менее уважаются др. нациями (народ, организованный в государство ). Нацию могут образовать несколько народов или части различных народов, напр. Великобритания, Швейцария. См. также Народ , Государство.

(лат. natio — народ ) — исторически сложившаяся форма общности людей, к-рая приходит на смену народности. Н. свой ственна прежде всего общность материальных условий жизни: территории и экономической жизни; общность язык а , известных черт национального характера , проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры. Н.— более широкая, чем народность , форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием капиталистической формации. Экономической основой возникновения Н. послужили ликвидация феодальной раздробленности, упрочение экономических связей между отдельными областями внутри страны, объ единение местных рынков в общенациональный. Руководящей силой возникавших в этот период Н. была буржуазия , что наложило определенный отпечаток на их социально-политический и духовный облик. Внутри них обострялись социальные противоречия. Буржуазия, стремясь заглушить классовые противоречия, нередко становилась на путь разжигания межнациональных антагонизмов, проповеди идеологии национализма и национального эгоизма . Пролетариат противопоставляет буржуазному национализму идеологию и политику интернационализма . Проходящие в совр. об-ве процессы существенно меняют облик Н. Ускоряется процесс интернационализации, к-рый ломает национальные перегородки и уничтожает национальную обособленность. Создаются новые возможности для экономического и духовного прогресса Н., развития равноправных и взаимовыгодных отношений различных Н. и народностей, хотя национальные раздоры остаются характерной чертой межнациональных отношений при капитализме . В нашей стране после Октябрьской революции в жизни Н. и народностей произошли крупные преобразования, укрепилась дружба и интернациональные связи народов СССР. Однако глубокие деформации и грубые нарушения в жизни советского об-ва, попрание демократических норм и принципов социализма в период культа личности Сталина, идеология и психология застоя привели к накоплению деформаций, разного рода негативных явлений, в т. ч. в сфере национальных отношений. Перестройка и демократизация призваны создать реальные предпосылки для возрождения национальной самобытности, углубления процесса интернационализации, взаимного влияния и обогащения Н.

Значение слова Нация в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Ненависть - активная враждебность, полярность любви. Отрицательное отношение доведенное до ...
  • Национализм - превращение живого народного, этнического самосознания в отвлеченный идеологический ...
  • Насилие - использование силы для достижения определенных целей. В современном ...
  • Народ - в обыденном сознании все население страны, государства (в ...
  • Надсознательное - не поддающийся индивидуальному сознательноволевому контролю уровень психической активности ...
  • Наваждение - идея фикс, возникающая в уме помимо воли. ...
  • Наби - (араб. пророк ): исламский термин обозначающий человека вещающего ...
  • Национализм - превращение живого народного самосознания в отвлеченный принцип ...
  • Номинализм - (от лат. nominalis относящийся к именам, названиям) ...
  • Неореализм - неоднородное философское течение, возникшее на рубеже XIXXX ...
  • Неопозитивизм - одно из основных направлений философии XX в. ...
  • Неокантианство - философское течение, возникшее в 60х годах XIX ...
  • Натурализм - (от лат. natura природа ) философская ...
  • Ноосфера - (от греч. ???? разум и ?????? ...
  • Социальность - совокупность приобретенных человеком качеств, обеспечивающих его способность существовать ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари