Что такое Нация? Значение слова Нация в социологическом словаре

1) Нация - - англ. nation; нем. Nation. 1. И стор. сложившийся тип этноса ,  представляющий собой соц.-экон. целостность ,  возникающую на основе общности экон. связей, территории, языка ,  особенностей культуры и быта, псих, склада и самосознания. Н. развивается на основе народности. 2. Страна, государство

2) Нация - - исторический тип этноса ,  представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка ,  некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания.

3) Нация - (от лат. natio - народ )  - тип этноса  (см.), характерный для развитого классового об-ва. Возникновение Н. исторически связано со становлением капитализма ,  ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных и др. связей, распространением грамотности и литературы на родном языке ,  укреплением этнич. (нац.) самосознания. Первые европейские Н. формировались в границах  централизованных гос-в, на базе одной или нескольких близких в этнич. отношении народностей (см.), напр., франц. Н. - из северофранцузов и провансальцев. На востоке и юго-востоке Европы формирование Н. началось внутри полиэтнич. гос-в (Австро-Венгрия, Турция, Россия); окончательное политич. оформление Н. получили здесь в рез-те возникновения более или менее однонац. гос-в (Польша, Румыния и др.) или автономий внутри многонациональных гос-в (напр., союзные и автономные республики в СССР). В странах Америки Н. формировались из групп разно-этнич. европейских переселенцев, смешавшихся между собой и в разной степени с индейцами и неграми. Основным языком этих Н. обычно становился язык метрополии (Испании, Португалии, Англии и др.), а рамками их формирования - границы возникших гос-в. Во многих странах Азии и Африки формирование Н., развернувшееся главным образом после освобождения их от колониальной зависимости, еще не вполне завершено. В отечественной социологии долгое время  господствовало определение  Н. как исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономич. жизни и психич. склада, проявляющегося в общности культуры. Однако с середины 60-х гг. это определение стало уточняться и дополняться, напр., признаком нац. (этнич.) самосознания, связываться с общим понятием  этноса. В настоящее время, определяя Н., часто делают упор не на этнич. признаки, а на признаки стадиальные или этносоц., отличающие Н. от исторически предшествовавшей ей народности. К этим признакам относится унификация языка, гл. обр. в процессе  распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации ;  развитие  профессиональной культуры и искусства; формирование классово-соц. состава, соответствующего эпохе промышленно-научн. развития, через определенную форму государственности или сильно развитое движение за ее достижение ,  а также через определение экономич. общности в рамках своих нац. гос-в. Лит.: Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации//Вопр. истории. 1967, № 1. В.И. Козлов

4) Нация - — историческая общность  людей, следующая за народностью ,  для которой характерно единство территории, языка ,  культуры, менталитета ,  экономических связей.

5) Нация - - парод, испытывающий неразделенную любовь к своему государству.

6) Нация - - исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность  людей, возникшая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей, особенностей национального самосознания, психического склада, единого унифицированного языка  в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности.

7) Нация - (лат. natio - племя ,  народ )  - полисемантичное понятие ,  применяемое для характеристики крупных социокультурных общностей индустриальной эпохи. Существует два основных подхода  к пониманию Н.: как политической общности (политические Н.) граждан определенного государства и как этнической общности (этно-Н.) с единым языком и самосознанием .  Многозначность понятия Н. отражает наличие множества концепций феномена Н. Наибольшее влияние  на современное понимание  Н. оказали идеи К. Дойча, Э. Гелнера, Б. Андерсона и Э. Смита. Для социально-демографического подхода Дойча (" Национализм  и социальная коммуникация " , 1966) характерно функциональное определение  Н. как группы, в пределах которой уровень коммуникативной активности значительно выше, чем за ее пределами. Гелнер ("Нации и национализм", 1983) считал, что Н. есть результат потребности современного общества в культурной гомогенности, обусловленной развитием  индустриального производства. Становление Н. непосредственно связано с распространением всеобщего образования и средств массовой информации. Н., по Гелнеру, - целенаправленно создаваемые общности. Ведущая роль  в этом процессе  принадлежит интеллигенции. К пониманию Н. Гелнером во многом близка позиция  Андерсона ("Воображаемые сообщества", 1991), рассматривающего современные Н. как искусственно создаваемые "воображаемые сообщества". В основе этого процесса, по Андерсону, лежит феномен "печатного капитализма "  со свойственными ему газетами и романами, изображающими Н. как социокультурную общность  (ср. с аналогичными идеями Мак-Люэна). Вместе с тем Смит (" Происхождение  наций", 1989), напротив, подчеркивает, что современные Н. органично связаны с доиндустриальными общностями, обозначаемыми им как этнии. По Смиту, все их разнообразие может быть сведено к двум типам: аристократическому и народному. Н., возникающие на базе первого типа этний, создаются путем бюрократической инкорпорации низших социальных групп в рамках одного государства. Ведущую роль в формировании Н. из народных этний играет интеллигенция ,  борющаяся за сохранение этнических традиций. П.В. Терешкович

8) Нация - (nation) — общность  чувства (Макс Вебер, 1920) или воображаемая общность (Б. Андерсон "Воображаемая общность", 1983), основанная на одном или более из следующих признаков: раса ,  этнос ,  язык ,  религия ,  обычаи, политическая память  и разделяемый опыт другого. Нация  существует там, где люди имеют общие претензии на принадлежность к единому целому, обеспечивая признание этого другими. Этнос оказался ни обязательным, ни достаточным условием государственности. Согласно Веберу, современные нации обычно нуждаются в государстве, чтобы защищать свою целостность и интересы ,  а государства — в нации, если хотят располагать лояльностью  индивидуума. Однако существуют безгосударственные нации, например, шотландская, и безнациональные (или многонациональные) государства, вроде Пруссии и Советского Союза. Различия между этническими нациями (общностями происхождения) и гражданскими (ассоциациями в пределах территории) имеют главное значение  для плюрализма  и сосуществования, характера общества и определения гражданства.

Нация

- англ. nation; нем. Nation. 1. И стор. сложившийся тип этноса ,  представляющий собой соц.-экон. целостность ,  возникающую на основе общности экон. связей, территории, языка ,  особенностей культуры и быта, псих , склада и самосознания. Н. развивается на основе народности. 2. Страна , государство . 

- исторический тип этноса ,  представляющий собой социально-экономическую целостность , которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка ,  некоторых особенностей культуры, псих ологического склада и этнического самосознания.

(от лат. natio - народ )  - тип этноса  (см.), характерный для развитого классового об-ва. Возникновение Н. исторически связано со становлением капитализма ,  ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных и др. связей, распространением грамотности и литературы на родном языке ,  укреплением этнич. (нац.) самосознания. Первые европейские Н. формировались в границах  централизованных гос-в, на базе одной или нескольких близких в этнич. отношении народностей (см.), напр., франц. Н. - из северофранцузов и провансальцев. На востоке и юго-востоке Европы формирование Н. началось внутри полиэтнич. гос-в (Австро-Венгрия, Турция, Россия); окончательное политич. оформление Н. получили здесь в рез-те возникновения более или менее однонац. гос-в (Польша, Румыния и др.) или автономий внутри многонациональных гос-в (напр., союзные и автономные республики в СССР). В страна х Америки Н. формировались из групп разно-этнич. европейских переселенцев, смешавшихся между собой и в разной степени с индейцами и неграми. Основным языком этих Н. обычно становился язык метрополии (Испании, Португалии, Англии и др.), а рамками их формирования - границы возникших гос-в. Во многих странах Азии и Африки формирование Н., развернувшееся главным образом после освобождения их от колониальной зависимости, еще не вполне завершено. В отечественной социологии долгое время  господствовало определение  Н. как исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономич. жизни и псих ич. склада, проявляющегося в общности культуры. Однако с середины 60-х гг. это определение стало уточняться и дополняться, напр., признаком нац. (этнич.) самосознания, связываться с общим понятием  этноса. В настоящее время, определяя Н., часто делают упор не на этнич. признаки, а на признаки стадиальные или этносоц., отличающие Н. от исторически предшествовавшей ей народности. К этим признакам относится унификация языка, гл. обр. в процессе  распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации ;  развитие  профессиональной культуры и искусства; формирование классово-соц. состава, соответствующего эпохе промышленно-научн. развития, через определенную форму государственности или сильно развитое движение за ее достижение ,  а также через определение экономич. общности в рамках своих нац. гос-в. Лит.: Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации//Вопр. истории. 1967, № 1. В.И. Козлов

— историческая общность  людей, следующая за народностью ,  для которой характерно единство территории, языка ,  культуры, менталитета ,  экономических связей.

- парод, испытывающий неразделенную любовь к своему государству.

- исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность  людей, возникшая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей, особенностей национального самосознания, псих ического склада, единого унифицированного языка  в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности.

(лат. natio - племя ,  народ )  - полисемантичное понятие ,  применяемое для характеристики крупных социокультурных общностей индустриальной эпохи. Существует два основных подхода  к пониманию Н.: как политической общности (политические Н.) граждан определенного государства и как этнической общности (этно-Н.) с единым языком и самосознанием .  Многозначность понятия Н. отражает наличие множества концепций феномена Н. Наибольшее влияние  на современное понимание  Н. оказали идеи К. Дойча, Э. Гелнера, Б. Андерсона и Э. Смита. Для социально-демографического подхода Дойча (" Национализм  и социальная коммуникация " , 1966) характерно функциональное определение  Н. как группы, в пределах которой уровень коммуникативной активности значительно выше, чем за ее пределами. Гелнер ("Нации и национализм", 1983) считал, что Н. есть результат потребности современного общества в культурной гомогенности, обусловленной развитием  индустриального производства. Становление Н. непосредственно связано с распространением всеобщего образования и средств массовой информации. Н., по Гелнеру, - целенаправленно создаваемые общности. Ведущая роль  в этом процессе  принадлежит интеллигенции. К пониманию Н. Гелнером во многом близка позиция  Андерсона ("Воображаемые сообщества", 1991), рассматривающего современные Н. как искусственно создаваемые "воображаемые сообщества". В основе этого процесса, по Андерсону, лежит феномен "печатного капитализма "  со свойственными ему газетами и романами, изображающими Н. как социокультурную общность  (ср. с аналогичными идеями Мак-Люэна). Вместе с тем Смит (" Происхождение  наций", 1989), напротив, подчеркивает, что современные Н. органично связаны с доиндустриальными общностями, обозначаемыми им как этнии. По Смиту, все их разнообразие может быть сведено к двум типам: аристократическому и народному. Н., возникающие на базе первого типа этний, создаются путем бюрократической инкорпорации низших социальных групп в рамках одного государства. Ведущую роль в формировании Н. из народных этний играет интеллигенция ,  борющаяся за сохранение этнических традиций. П.В. Терешкович

(nation) — общность  чувства (Макс Вебер, 1920) или воображаемая общность (Б. Андерсон "Воображаемая общность", 1983), основанная на одном или более из следующих признаков: раса ,  этнос ,  язык ,  религия ,  обычаи, политическая память  и разделяемый опыт другого. Нация  существует там, где люди имеют общие претензии на принадлежность к единому целому, обеспечивая признание этого другими. Этнос оказался ни обязательным, ни достаточным условием государственности. Согласно Веберу, современные нации обычно нуждаются в государстве, чтобы защищать свою целостность и интересы ,  а государства — в нации, если хотят располагать лояльностью  индивидуума. Однако существуют безгосударственные нации, например, шотландская, и безнациональные (или многонациональные) государства, вроде Пруссии и Советского Союза. Различия между этническими нациями (общностями происхождения) и гражданскими (ассоциациями в пределах территории) имеют главное значение  для плюрализма  и сосуществования, характера общества и определения гражданства.

Значение слова Нация в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Национализация - (от лат. natio народ )  англ. ...
  • Науковедение - англ. science of science; нем. Wissenschaftswissenschaft. Научная дисциплина ...
  • Натурализм - англ. naturalism; нем. Naturalismus. 1. В философии ...
  • Натура - (от лат. natura природа )  англ. ...
  • Настроение - англ. mood; нем. Stimmung. 1. Целостная форма ...
  • Необратимость - англ. irrever sibility; нем. Unabwendbarkeit. Свойство некрых ...
  • Ненасилие - англ. nonviolence; нем. Gewaltlosigkeit. Практика  и принцип ...
  • Неоламаркизм - англ. Neo Lamarckism; нем. Neolamarckismus. Направление ...
  • Неоколониализм - англ. nеосоlonialism; нем. Neofcoloraalzsrmis. Система  неравноправных (экон., ...
  • Неокантианство - англ. Neo Kantianism; нем. Neokantianismus. Философские направления, ...
  • Маргинальность - (marginality) — состояние пребывания частично внутри социальной группы ...
  • Мандарины - (mandarins) — см. Конфуцианство .  ...
  • Магия - (magic) — попытка приводить в действие  сверхъестественные или ...
  • Материализация - (reification) — интерпретация  абстрактного общего понятия (например, государства) ...
  • Атеизм - система  взглядов, отвергающих веру в Бога (богов) ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари