Что такое Неореализм? Значение слова Неореализм в философском словаре

1) Неореализм - - неоднородное философское течение, возникшее на рубеже XIX-XX веков. Отправной пункт Н. был заложен в работах австр. философов Брентано и Мейнонга. Согласно их взглядам, то, что воспринимается и осознается человеком существует независимо от самих этих актов восприятия и осознания. В анализ этой независимой природы интенциональных объектов включились О. Краус, К. Штумпф и др., что оживило интерес к реалистической (в средневековом смысле ) интерпретации предметов знания, которые понимались как "нейтральные" (не квалифицируемые в терминах традиционной субстанциональности) умопостигаемые сущности. Эти идеи не обрели большой популярности, но оказали влияние на формирование других течений, в частности феноменологии Гуссерля и критической онтологии Гартмана, в которых реалистические идеи играют значительную роль . В брит. философии зачинателем Н. был Мур, резко выступивший в начале века против берклианства и англ. абсолютного идеализма . Он обосновал реальность объекта познания и одновременно его непосредственную данность субъекту . В США Н. возник в 1910, когда Р.Б. Перри, У.П. Монтегю, Э.В. Холт, У.Т. Марвин, Э.Г. Сполдинг и У.Б. Питкин обнародовали "Программу и первую платформу шести реалистов" ("The Program and Platform of Six Realists // Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. 1910. V. VII.). Спустя два года они представили свою концепцию в более систематизированном виде в кн.: "Новый реализм " (The New Realism. N.Y., 1912). В этих программных работах они выступили против характерного для различных видов идеализма, а также позитивизма и прагматизма сведения бытия к опыту субъекта. Одновременно они отрицали дуализм традиционных материалистических трактовок отношения субъекта и объекта и вытекающий из него психологизм в эпистемологии. Сам Н. исходит из тезиса о "имманентности независимого". Его онтологические принципы подкрепляются теорией познания, согласно которой средством постижения истины является акт непосредственного "схватывания" мыслью объекта в целом. На это средство опираются как научно- теоретическое , так и обыденное сознание . Они различаются лишь целевыми установками и предметными сферами. Концепция Н. была подвергнута критике представителями неопозитивизма и критического реализма, что сильно ослабило ее позиции . В 1931 возникла группа "религиозного реализма" (к ней примкнул Монтегю), но влияние ее было незначительным и непродолжительным. Новая попытка консолидировать неореалистическое движение выразилась в создании в конце 40-х годов в США Ассоциации реалистической философии, которая также просуществовала недолго. Ее члены издали кн. "Возвращение к разуму : очерки по реалистической философии" (The Return to Reason: Essays in Realistic Philosophy. Chicago, 1963), в которой приняли участие реалисты старшего и младшего поколений. Наряду с отмеченными существовала форма Н., ориентирующаяся на космизм и эволюционистскую метафизику. В Великобритании она была представлена С. Александером и Ч.Д. Броудом, у которых плюралистическая онтология (субстанциональную основу бытия у них составляли пространственно-временные "точки- моменты ") соединялась с теистическим вариантом эмерджентной эволюции. Свои построения они также пытались подкрепить концепциями современной науки, в частности теории относительности. Сходные черты присущи "философии процесса " Уайтхеда, Ч. Хартсхорна и близкого к ней "экспериментального реализма" А. Г. Джонсона, разработанного на базе процессуализма Уайтхеда. Идеи Н. получили наибольшее распространение в англоязычных странах, однако это течение не выдерживало критики со стороны философов-аналитиков, которые обычно предпочитали более изощренные виды реализма или же придерживались инструменталистско-прагматических позиций. A.M. Каримский Хилл Т.Н. Современные теории познания. М., 1965; J.K. Feibleman. The Revival of Realism. Chapel Hill, 1946; R. Chisholm. Realism and the Background of Phenomenology. Glencoe, III., 1960; R. Harre. Varieties of Realism. Oxford, 1986; Neorealism and its Critics. N.Y., 1986.

2) Неореализм - - господствующее течение в англ, философии 20 в., которое возникло в Кембридже и было основано в 1903 Дж. Муром. Оно направлено против неогегельянства, на спекулятивную разработку отдельных философских проблем, причем эти проблемы его представители пытаются решить посредством логического анализа , т.е. метода естествознания. Философия как система отвергается. В центре философских интересов стоят логика , теория познания , биология и физика . Кроме Мура, неореализм представлен С.Александером, Ч. Д. Бродом, С.Л.Морганом, Б.Расселом, А.Н.Уайтхедом и др. Вторая группа неореалистов, возглавляемая А.Айером, близка неопозитивизму .

3) Неореализм - — течение в англо-амер. философии 20 в. Осн. представители: в Англии — Мур, Рассел (в ранний период деятельности), Александер, Ч. Д. Броуд; в США — Р. Б. Перри, У. П. Монтэгю и др.; в Германии — Ф. Брентано, Н. Гартман и др. В основе теории познания Н., направленной против материалистической теории отражения, осуждаемой как “ дуализм ”, лежит идея “имманентности независимого”, признание того, что познаваемая вещь может непосредственно находиться в сознании, но в то же время не зависит от познания в отношении своего существования и природы. Одна из теорий познания Н.— “эпистемологический монизм ” — связана, напр. у Рассела, с махистской концепцией “нейтральных элементов” опыта и “функциональным” различением физического и психического. В онтологии Н. признает реальность общих понятий, обладающих “идеальным существованием ”, а также независимость вещей от тех отношений, в к-рые они вступают (“ теория внешних отношений”). Гносеологический источник Н.— отрыв общего от .единичных вещей, а также онтологизация логических связей и понятий. В Н. существует также “космологическое” направление, развивающее на основе идеалистически понимаемой теории развития универсальные философские системы (теория эмерджентной эволюции Александера, “ философия процесса ” Уайтхеда, холизм Я. X. Смэтса).

Неореализм

- неоднородное философское течение , возник шее на рубеже XIX-XX веков. Отправной пункт Н. был заложен в работах австр. философов Брентано и Мейнонга. Согласно их взглядам, то, что воспринимается и осознается человеком существует независимо от самих этих актов восприятия и осо знания . В анализ этой независимой природы интенциональных объектов включились О. Краус, К. Штумпф и др., что оживило интерес к реалистической (в средневековом смысле ) интерпретации предметов знания, которые понимались как "нейтральные" (не квалифицируемые в терминах традиционной субстанциональности) умопостигаемые сущности. Эти идеи не обрели большой популярности, но оказали влияние на формирование других течений, в частности феноменологии Гуссерля и критической онтологии Гартмана, в которых реалистические идеи играют значительную роль . В брит. философии зачинателем Н. был Мур, резко выступивший в начале века против берклианства и англ. абсолютного идеализма . Он обосновал реальность объекта познания и одновременно его непосредственную данность субъекту . В США Н. возник в 1910, когда Р.Б. Перри , У.П. Монтегю , Э.В. Холт, У.Т. Марвин, Э.Г. Сполдинг и У.Б. Питкин обнародовали "Программу и первую платформу шести реалистов" ("The Program and Platform of Six Realists // Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. 1910. V. VII.). Спустя два года они представили свою концепцию в более систематизированном виде в кн.: "Новый реализм " (The New Realism. N.Y., 1912). В этих программных работах они выступили против характерного для различных видов идеализма, а также позитивизма и прагматизма сведения бытия к опыту субъекта. Одновременно они отрицали дуализм традиционных материалистических трактовок отношения субъекта и объекта и вытекающий из него психологизм в эпистемологии. Сам Н. исходит из тезиса о "имманентности независимого". Его онтологические принципы подкрепляются теорией познания, согласно которой средство м постижения истины является акт непосредственного "схватывания" мыслью объекта в целом . На это средство опираются как научно- теоретическое , так и обыденное сознание . Они различаются лишь целевыми установками и предметными сферами. Концепция Н. была подвергнута критике представителями неопозитивизма и критического реализма, что сильно ослабило ее позиции . В 1931 возникла группа "религиозного реализма" (к ней примкнул Монтегю), но влияние ее было незначительным и непродолжительным. Новая попытка консолидировать неореалистическое движение выразилась в создании в конце 40-х годов в США Ассоциации реалистической философии, которая также просуществовала недолго . Ее члены издали кн. "Возвращение к разуму : очерки по реалистической философии" (The Return to Reason: Essays in Realistic Philosophy. Chicago, 1963), в которой приняли участие реалисты старшего и младшего поколений. Наряду с отмеченными существовала форма Н., ориентирующаяся на космизм и эволюционистскую метафизику. В Великобритании она была представлена С. Александером и Ч.Д. Броудом, у которых плюралистическая онтология (субстанциональную основу бытия у них составляли пространственно-временные "точки- моменты ") соединялась с теистическим вариантом эмерджентной эволюции. Свои построения они также пытались подкрепить концепциями современной науки , в частности теории относительности. Сходные черты присущи "философии процесса " Уайтхеда, Ч. Хартсхорна и близкого к ней "экспериментального реализма" А. Г. Джонсона, разработанного на базе процессуализма Уайтхеда. Идеи Н. получили наибольшее распространение в англоязычных странах, однако это течение не выдерживало критики со стороны философов-аналитиков, которые обычно предпочитали более изощренные виды реализма или же придерживались инструменталистско-прагматических позиций. A.M. Каримский Хилл Т.Н. Современные теории познания. М., 1965; J.K. Feibleman. The Revival of Realism. Chapel Hill, 1946; R. Chisholm. Realism and the Background of Phenomenology. Glencoe, III., 1960; R. Harre. Varieties of Realism. Oxford, 1986; Neorealism and its Critics. N.Y., 1986.

- господствующее течение в англ, философии 20 в., которое возник ло в Кембридже и было основано в 1903 Дж. Муром. Оно направлено против неогегельянства, на спекулятивную разработку отдельных философских проблем, причем эти проблемы его представители пытаются решить по средство м логического анализ а , т.е. метода естество знания . Философия как система отвергается. В центре философских интерес ов стоят логика , теория познания , биология и физика . Кроме Мура, нео реализм представлен С.Александером, Ч. Д. Бродом, С.Л.Морганом, Б.Расселом, А.Н.Уайтхедом и др. Вторая группа неореалистов, возглавляемая А.Айером, близка неопозитивизму .

— течение в англо-амер. философии 20 в. Осн. представители: в Англии — Мур, Рассел (в ранний период деятельности), Александер, Ч. Д. Броуд; в США — Р. Б. Перри , У. П. Монтэгю и др.; в Германии — Ф. Брентано , Н. Гартман и др. В основе теории по знания Н., направленной против материалистической теории отражения, осуждаемой как “ дуализм ”, лежит идея “имманентности независимо го”, признание того, что познаваемая вещь может непосредственно находиться в сознании, но в то же время не зависит от познания в отношении своего существования и природы. Одна из теорий познания Н.— “эпистемологический монизм ” — связана, напр. у Рассела, с махистской концепцией “нейтральных элементов” опыта и “функциональным” различением физического и психического. В онтологии Н. признает реальность общих понятий, обладающих “идеальным существованием ”, а также независимость вещей от тех отношений, в к-рые они вступают (“ теория внешних отношений”). Гносеологический источник Н.— отрыв общего от .единичных вещей, а также онтологизация логических связей и понятий. В Н. существует также “космологическое” направление, развивающее на основе идеалистически понимаемой теории развития универсальные философские системы (теория эмерджентной эволюции Александера, “ философия процесса ” Уайтхеда, холизм Я. X. Смэтса).

Значение слова Неореализм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Нефть - ископаемое топливо, залегающее на глубинах; нефть является ...
  • Неприлично - многое в обществе прилично делать, но неприлично ...
  • Неопределенность - многозначность и свободность / свобода / толкования ...
  • Нельзя - значит нельзя . Некоторые люди думают "что ...
  • Недостижимость - в сознании и истории человечества существует большое ...
  • Национальность - генетически обусловленная конституция человека отличающая его от ...
  • Науки - могут быть разделены на естественные, технические, гуманитарные. ...
  • Неразрешимости - термин используемый Деррида для критики фундаментальных философских ...
  • Наука - специфическая форма деятельности человека обеспечивающая получение нового ...
  • Нарциссизм - привязанность либидо к собственному Я как к ...
  • Наглядность - представленность скрытой реальности в формах вторичной чувственности. ...
  • Нус - (греч. разум мысль ) у античных философов ...
  • Ноосфера - в философии о. Пьера Тейяр де Шардена ...
  • Ничто - 1) Отсутствие всякого бытия или его отрицание ...
  • Атамаз - (Евр.) То же, что Адонис у греков, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари