Что такое Крайность? Значение слова Крайность в философском словаре

Крайность - в принятии решений совместно с мерой представляет собой дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности. Хромающие решения, тяготеющие к К., - результат пульсации инверсии, т. е. стремления ответить на дискомфортное состояние максимально возможным отдалением от него, что на языке дуальной оппозиции означает отпадение от одного из ее полюсов, например от соборного идеала , и партиципации к противоположному, максимальному слиянию с ним, например с авторитаризмом. К. в принятии решений возможна на всех уровнях - от повседневности до решений в области мировых проблем. Всякое решение инверсионного типа обращается к прошлому опыту , переносит его, экстраполирует в новую ситуацию, в иную среду. Специфика К. решений заключается в том, что они стимулированы сильнейшим импульсом, связанным с длительным накоплением дискомфорта, возможно, остаточным дискомфортным состоянием . Идеал, даже если он опирается на образцы прошлого, всегда абстрактен и реально воплощается как тенденция . Это воплощение может выйти за рамки исторического опыта, например, в результате активизации уравнительных ценностей могут возникнуть отношения , по степени уравнительности далеко превосходящие формы социальных отношений, существовавшие в обозримый исторический период, проводящие уравнительность как принцип более последовательно. Под давлением древнего идеала возможно возникновение коммун с крайними формами обобществления имущества, доведение до предела натурализации отношений, не знающего предела отрицания личности и т. д. Налицо крайняя антимедиация , т. е. уничтожение накоплений, возможно за долгий период срединной культуры. Здесь можно выявить определенную аналогию с биологической эволюцией. Например, изменчивость вида может быть результатом векторного ряда мутаций, определенной инерции направленности эволюции тех или иных признаков, например, увеличения размеров тела, длины зубов и т. д. Эта тенденция может достигнуть некоторой крайней точки, где процесс приобретает для вида опасный характер . Это обусловливает поворот эволюции в обратную, прямо противоположную сторону, что в истории вида может иметь место несколько раз. К. порождает возможность создания нежизнеспособных социальных отношений, т. е. кардинального нарушения социокультурного закона , разрушительного для общества и самих их сторонников, для самих идеалов, Коллективизация, например, оказалась гибельной для крестьянина не только в результате инверсионной ловушки, но и того, что была дополнена попыткой добиться К., оказавшейся в конечном итоге утопической, породившей социальноэкономические химеры, псевдоэкономику, отчуждение , разрушительные не только для крестьян, но и для всего общества. Стремление к К. в решении охватывает самые разные сферы жизни. Например, от работников милиции требуют полного уничтожения преступности, от врачей - отсутствия смертности в больницах, от учителей - отсутствия неуспевающих. Никто не имеет права на ошибку, опечатку. К. является не только восстановление крепостничества, но и рабства в период господства сталинизма. Одной из наиболее опасных для общества форм К. является стремление вернуться к "естественному", биологическому фетишизму , т. е. попытки подменить культуру биологическими функциями. К. выражается в том, что "живем от подвига к подвигу ....каждый второй подвиг - ликвидирует последствия первого" (Мишин М. - Лит. газ. - 1989). Всякая К. опасна, так как она всегда - результат культурной тенденции, потерявшей меру , результат абстрактности.

Крайность

в принятии решений совместно с мерой представляет собой дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности. Хромающие решения, тяготеющие к К., - результат пульсации инверсии, т. е. стремления ответить на дискомфортное состояние максимально возможным отдалением от него , что на языке дуальной оппозиции означает отпадение от одного из ее полюсов , например от соборного идеала , и партиципации к противоположному, максимальному слиянию с ним, например с авторитаризмом. К. в принятии решений возможна на всех уровнях - от повседневности до решений в области мировых проблем. Всякое решение инверсионного типа обращается к прошлому опыту , переносит его, экстраполирует в новую ситуацию, в иную среду. Специфика К. решений заключается в том, что они стимулированы сильнейшим импульсом, связанным с длительным накоплением дискомфорта, воз можно , остаточным дискомфортным состоянием . Идеал , даже если он опирается на образцы прошлого, всегда абстрактен и реально воплощается как тенденция . Это воплощение может выйти за рамки исторического опыта, например, в результате активизации уравнительных ценностей могут возникнуть отношения , по степени уравнительности далеко превосходящие формы социальных отношений, существовавшие в обозримый исторический период , проводящие уравнительность как принцип более последовательно. Под давлением древнего идеала возможно возникновение коммун с крайними формами обобществления имущества, доведение до предела натурализации отношений, не знающего предела отрицания личности и т. д. Налицо крайняя антимедиация , т. е. уничтожение накоплений, возможно за долгий период срединной культуры. Здесь можно выявить определенную аналогию с биологической эволюцией. Например , изменчивость вида может быть результатом векторного ряда мутаций, определенной инерции направленности эволюции тех или иных признаков, например, увеличения размеров тела , длины зубов и т. д. Эта тенденция может достигнуть некоторой крайней точки, где процесс приобретает для вида опасный характер . Это обусловливает поворот эволюции в обратную, прямо противоположную сторону, что в истории вида может иметь место несколько раз. К. порождает возможность создания нежизнеспособных социальных отношений, т. е. кардинального нарушения социокультурного закона , разрушительного для общества и самих их сторонников, для самих идеалов, Коллективизация , например, оказалась гибельной для крестьянина не только в результате инверсионной ловушки , но и того , что была дополнена попыткой добиться К., оказавшейся в конечном итоге утопической, породившей социальноэкономические химеры , псевдоэкономику, отчуждение , разрушительные не только для крестьян, но и для всего общества. Стремление к К. в решении охватывает самые разные сферы жизни. Например, от работников милиции требуют полного уничтожения преступности, от врачей - отсутствия смертности в больницах, от учителей - отсутствия неуспевающих. Никто не имеет права на ошибку, опечатку. К. является не только восстановление крепостничества, но и рабства в период господства сталинизма. Одной из наиболее опасных для общества форм К. является стремление вернуться к "естественному", биологическому фетишизму , т. е. попытки подменить культуру биологическими функциями. К. выражается в том, что "живем от подвиг а к подвигу .... каждый второй подвиг - ликвидирует последствия первого" ( Мишин М. - Лит. газ. - 1989). Всякая К. опасна, так как она всегда - результат культурной тенденции, потерявшей меру , результат абстрактности.

Значение слова Крайность в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Концептуализм - (лат. conceptus понятие ) умеренное направление ...
  • Компьютер - социокультурный феномен последней трети 20 начала ...
  • Каузальность - (лат. causalis причинный, causa причина ), ...
  • Карнавал - культурный и массовый поведенческий феномен фундированный соответствующим ...
  • Культурология - Наука формирующаяся на стыке социального и гуманитарного ...
  • Культура - (от лат. cultura возделывание, воспитание образование развитие ...
  • Конъюнкция - (от лат. conjunctio союз, связь ) ...
  • Кампанейщина - понятие близкое штурмовщине, характеризующее стиль жизни действий ...
  • Квазисреда - Совокупность реальных внешних ощущений, то есть совокупность внешних ...
  • Исчисление - — система правил оперирования со знаками, расширяющая возможности ...
  • Истина - — адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, ...
  • Иррациональное - — не постигаемое разумом, мышлением невыразимое в логических ...
  • Информация - — в широком смысле — результат отражения одного ...
  • Интуиция - (лат. intueri — пристально смотреть) — способность непосредственного ...
  • Рассудок - (Verstand нем.) В кантовской философии обозначение ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари