Что такое Иррациональное? Значение слова Иррациональное в философском словаре

1) Иррациональное - (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) - находящееся на пределами разума , противоречащее логике. Обычно противопоставляется рациональному как разумному, целесообразному, обоснованному. Понимание И. зависит от определения понятия рационального. Если рациональное определяется как соответствующее законам разума, т. е. законам логики, то И. можно назвать то, что нарушает законы логики. Напр., если признается истинной конъюнкция двух предложений "A&B" и признается истинным предложение "A", то это рационально. Если же, наряду с признанием истинности конъюнкции "А&В", признается ложность предложения "A", то данное рассуждение И.: в нем нарушено правило логики, согласно которому из истинности конъюнкции следует истинность каждого ее элемента . Можно дать рациональному более широкое определение - как соответствие не только законам логики, но и некоторым методологическим нормам , правилам, стандартам деятельности и т. п. Соответственно И. будет рассуждение или поведение , нарушающее эти нормы и правила. Иногда рациональное определяют как целесообразное, т. е. как то, что приводит к намеченной цели. В этом случае И. будет все то, что не приближает нас к цели или даже делает цель еще более недостижимой. При таком понимании квалификация каких-то действий как рациональных или И. в значительной мере зависит от условий деятельности. Напр., в комнате душно, и вы хотите ее проветрить. Для этого вы открываете окно. Если на улице прохладно, то вы достигаете своей цели: свежий воздух ворвется в комнату и дышать станет легче. Но если на улице жарко, то, открыв окно, вы ухудшите положение. В одной ситуации было рационально открыть окно, в другой - И. (см.: Рациональность ).

2) Иррациональное - - нечто, выходящее за пределы познавательных возможностей человеческого разума , но приоткрывающееся субъективному чувству, интуиции или вере - в контактах с реальностью минуя разум. Различают, во-первых, такие области человеческого опыта , которые еще просто не осмыслены разумом, и, во-вторых, сверхрациональное, т.е. не поддающееся рационализации. Философия , стремясь к ясности и строгости мысли, готова "исследовать иррациональное и включить его в расширенный разум" (М.Мерло-Понти).

3) Иррациональное - (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) - а) сторона объективной реальности, принципиально недоступная разумному пониманию; б) нечто в действительности, пока интеллектуально не познанное, алогичное, выходящее за границы современного разумного понимания, но тем не менее принципиально познаваемое; в) незапланированные (побочные) или непредугаданные результаты человеческой деятельности; г) бессознательная сфера души, противостоящая сознанию как способу существования опосредованного знания; д) предлогические формы познания. Т. о., понятие И. распространяется на все стороны отношения субъекта и объекта . Понятию человека как рационального существа и субъекта .противостоит понятие человека как страдающего существа, от которого отчуждается его свойство субъективности. В онтологическом аспекте И. трактуется как специфическая форма такого телесного или душевного существования, которая противоположна нереальному, воображаемому, фантастическому или невозможному В гносеологическом плане И. противопоставляют: а) рациональным формам освоения мира (репрезентативному отражению, вербальному мышлению, визуальному мышлению и т. д.), б) сверхразумному, сверхсознанию (Богооткровению, мистическому опыту ). Когда И. придают смысл "дорационального", то под ним могут подразумевать многообразие таких форм освоения мира, как инстинкт , чутье, переживание , созерцание , интуиция и т. д. При определении И. как предпогичного (дологичного), ему нередко приписывают первичность в отношении разума и говорят, например, что " бессознательное и инстинкт древнее интеллекта и сознания", что "переживание бытия непосредственно, а размышление о бытии опосредованно", что "интуитивное знание о целом предшествует рассуждениям о частях целого". При этом допускается возможность частичной рационализации И. в будущем. Если же И. прежде всего определяют как нечто непредвиденное и неучтенное разумом в ходе материализации цели человеческой деятельности, то И, характеризуют как нечто вторичное, производное от рационального действия и говорят об иррациональных (реактивных) последствиях рационального целеполагания. Подобная жизненная ситуация выражается метафорой "Благими намерениями человека вымощена ему дорога в ад". Яркими примерами И. в общественной практике могут служить современный экологический кризис, вызванный целенаправленной переделкой людьми природы, а также феномен Термидора как нежеланный итог всякого радикального (революционного) переустройства сложившихся социальных институтов. Теория диалектики пытается объяснять иррациональный эффект взаимодействия вещей, людей или идей, исходя из представления о законе перехода количественных изменений в качественные; эмерджент (диалектическое тождество противоположностей, новое качество ) не сводится к параметрам контраген - tob, вступающих во взаимодействие , поэтому невозможно заранее предвидеть, каким будет его конкретное содержание . Общая теория систем и синергетика выводят этот эффект из понятия бифуркационного изменения неравновесных систем: принципиально невозможно предвидеть, по какой конкретно из множества траекторий осуществится превращение системы, когда она испытывает катастрофу. В связи с распространением в естествознании парадигмы нелинейного мышления проблема И. вновь становится актуальной и ищет общенаучные способы своего выражения. Иррационалист (в отличие от рационалиста) - человек, отдающий предпочтение созерцанию и интуиции и принижающий возможности разума; в этом общем смысле иррационализм есть особая мировоззренческая установка суживать границы мышления как формы постижения истины. В узкофилософском смысле И. - термин , обозначающий класс философских течений и школ: "философию чувства и веры" Якоби, "философию откровения" позднего Шеллинга, волюнтаристическую концепцию Шопенгауэра, "философию жизни" Дильтея и Бергсона, экзистенциализм Кьеркегора, Хайдеггера и др. Эти школы пытаются рационально обосновать правомерность иррационалистического мироотношения. Д. В. Пивоваров

4) Иррациональное - (от лат. irrationalis) - лежащее за пределами досягаемости разума , недоступное постижению в рамках логического мышления, противоположное рациональному. И. имеет два смысла : негативный и позитивный . Позитивный смысл, определивший иррационализм как направление в философии, заключается в том, что под И. понимается нечто, противостоящее разуму, полагающее разум неспособным охватить все богатство и разнообразие духовной и материальной действительности; нечто тёмное, бессознательное , алогичное. Позитивно понимаемое И. никогда не переходит в рациональное : рациональное и И. противостоят друг другу как непримиримые антагонисты. В негативном смысле Й. предстает перед субъектом познания в качестве подлежащего познанию. Будучи чем-то бесформенным, хаотичным, оно в то же время становится предметом рационального освоения, объектом рационализирования. Такое Й. мыслится как нулевое осуществление рационального, как участвующее в мыслимом и до крайности неуловимое. В процессе рационализирования Й. осуществляется процесс перехода его в рациональное, познанное, логически оформленное и дискурсивно выраженное, причем Й. становится четко ограниченным, заключенным в строгие рамки логики, насквозь просвеченным человеческим разумом и встроенным в логически стройную систему знания. Негативно - И. нерасторжимо связано с рациональным. Это взаимопроникновение рационального и И. составляет смысл и жизнь работы разума. Наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой вновь и вновь появляются новые смыслы.

5) Иррациональное - то, что нельзя понять посредством одного только разума . Иррациональное обозначает как чувство (например, чувство природы), так и опыт волевого действия: чувство или акт будут по сути своей иррациональны, если в своей специфической реальности они несводимы к дискурсу , который можно о них составить. В более широком смысле иррациональным является то, что познается только посредством интуиции, что не является концептуальным, например реальность внешнего мира (Кант), существование самого разума (Ласк). С психологической точки зрения поведение иррационально, если оно выражает собой непосредственную реакцию (эмоциональное, страстное, рефлекс ), а не исходит из хорошо продуманного волевого решения. К сфере иррационального может быть отнесен широкий спектр проявлений человеческого внутреннего мира: эмоции , страсти, переживания, состояния сознания, интуиция , воля , различного рода озарения и духовные экстазы . Иррациональными называют также явления, характеризующиеся парадоксальностью, алогичностью, абсурдностью, т.е. не подчиняющиеся законам логики. В рационалистической философской традиции термин «иррациональное» имеет негативный оценок и указывает на возможную гипертрофию роли внерациональных факторов в человеческой жизни и познании.

6) Иррациональное - - находящееся за пределами разума , алогичное, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением , противоречащее ему.

7) Иррациональное - 1) сторона объективной реальности, принципиально недоступная разумному пониманию; 2) нечто в действительности, пока интеллектуально не познанное, алогичное, выходящее за границы современного разумного понимания, но тем не менее принципиально познаваемое; 3) незапланированные (побочные) или непредугаданные эффекты человеческой деятельности; 4) бессознательная сфера души, противостоящая сознанию как способу существования опосредованного знания; 5) предлогическое в познании.

8) Иррациональное - — не постигаемое разумом, мышлением , невыразимое в логических понятиях. Понятием “И.” Маркс в “ Капитале ” обозначает превращенный характер преходящих форм, в к-рых проявляются при определенных социальных условиях глубинные сущностные связи в экономике, культуре и т. п. В иррационализме И.— это особые противоразумные силы, лежащие в основе человеческого духа и даже самого бытия.

Иррациональное

(от лат. irrationalis - неразумный , бессознательный ) - находящееся на пределами разума , противоречащее логике. Обычно противопоставляется рациональному как разумному, целесообразному, обоснованному. Понимание И. зависит от определения понятия рационального. Если рациональное определяется как соответствующее законам разума, т. е. законам логики, то И. можно назвать то, что нарушает законы логики. Напр., если признается истинной конъюнкция двух предложений "A&B" и признается истинным предложение "A", то это рационально. Если же, наряду с признанием истинности конъюнкции "А&В", признается ложность предложения "A", то данное рассуждение И.: в нем нарушено правило логики, согласно которому из истинности конъюнкции следует истинность каждого ее элемента . Можно дать рациональному более широкое определение - как соответствие не только законам логики, но и некоторым методологическим нормам , правила м, стандартам деятельности и т. п. Соответственно И. будет рассуждение или поведение , нарушающее эти нормы и правила. Иногда рациональное определяют как целесообразное, т. е. как то, что приводит к намеченной цели. В этом случае И. будет все то, что не приближает нас к цели или даже делает цель еще более недостижимой. При таком понимании квалификация каких-то действий как рациональных или И. в значительной мере зависит от условий деятельности. Напр., в комнате душно , и вы хотите ее проветрить . Для этого вы открываете окно . Если на улице прохладно , то вы достигаете своей цели: свежий воздух ворвется в комнату и дышать станет легче . Но если на улице жарко , то, открыв окно, вы ухудшите положение . В одной ситуации было рационально открыть окно, в другой - И. (см.: Рациональность ).

- нечто, выходящее за пределы познавательных воз можно стей человеческого разума , но приоткрывающееся субъективному чувству, интуиции или вере - в контактах с реальностью минуя разум. Различают, во-первых, такие области человеческого опыта , которые еще просто не осмыслены разумом, и, во-вторых, сверх рациональное , т.е. не поддающееся рационализации. Философия , стремясь к ясности и строгости мысли, готова "исследовать иррациональное и включить его в расширенный разум" (М.Мерло-Понти).

(от лат. irrationalis - неразумный , бессознательный ) - а) сторона объективной реальности, принципиально недоступная разумному пониманию; б) нечто в действительности, пока интеллектуально не познанное, алогичное, выходящее за границы современного разумного понимания, но тем не менее принципиально познаваемое; в) незапланированные (побочные) или непредугаданные результаты человеческой деятельности; г) бессознательная сфера души, противостоящая сознанию как способу существования опосредованного знания; д) предлогические формы познания. Т. о., понятие И. распространяется на все стороны отношения субъекта и объекта . Понятию человека как рационального существа и субъекта .противостоит понятие человека как страдающего существа, от которого отчуждается его свойство субъективности. В онтологическом аспекте И. трактуется как специфическая форма такого телесного или душевного существования, которая противоположна нереальному, воображаемому, фантастическому или невоз можно му В гносеологическом плане И. противопоставляют: а) рациональным формам освоения мира (репрезентативному отражению, вербальному мышлению, визуальному мышлению и т. д.), б) сверхразумному, сверхсознанию (Богооткровению, мистическому опыту ). Когда И. придают смысл "дорационального", то под ним могут подразумевать многообразие таких форм освоения мира, как инстинкт , чутье, переживание , созерцание , интуиция и т. д. При определении И. как предпогичного (дологичного), ему нередко приписывают первичность в отношении разума и говорят, например, что " бессознательное и инстинкт древнее интеллекта и сознания", что "переживание бытия непосредственно, а размышление о бытии опосредованно", что "интуитивное знание о целом предшествует рассуждениям о частях целого". При этом допускается возможность частичной рационализации И. в будущем. Если же И. прежде всего определяют как нечто непредвиденное и неучтенное разумом в ходе материализации цели человеческой деятельности, то И, характеризуют как нечто вторичное, производное от рационального действия и говорят об иррациональных (реактивных) последствиях рационального целеполагания. Подобная жизненная ситуация выражается метафорой "Благими намерениями человека вымощена ему дорога в ад". Яркими примерами И. в общественной практике могут служить современный экологический кризис, вызванный целенаправленной переделкой людьми природы, а также феномен Термидора как нежеланный итог всякого радикального (революционного) переустройства сложившихся социальных институтов. Теория диалектики пытается объяснять иррациональный эффект взаимодействия вещей, людей или идей, исходя из представления о законе перехода количественных изменений в качественные; эмерджент (диалектическое тождество противоположностей, новое качество ) не сводится к параметрам контраген - tob, вступающих во взаимодействие , поэтому невозможно заранее предвидеть, каким будет его конкретное содержание . Общая теория систем и синергетика выводят этот эффект из понятия бифуркационного изменения неравновесных систем: принципиально невозможно предвидеть, по какой конкретно из множества траекторий осуществится превращение системы, когда она испытывает катастрофу. В связи с распространением в естествознании парадигмы нелинейного мышления проблема И. вновь становится актуальной и ищет общенаучные способы своего выражения. Иррационалист (в отличие от рационалиста) - человек, отдающий предпочтение созерцанию и интуиции и принижающий возможности разума; в этом общем смысле иррационализм есть особая мировоззренческая установка суживать границы мышления как формы постижения истины. В узкофилософском смысле И. - термин , обозначающий класс философских течений и школ: "философию чувства и веры" Якоби, "философию откровения" позднего Шеллинга, волюнтаристическую концепцию Шопенгауэра, "философию жизни" Дильтея и Бергсона, экзистенциализм Кьеркегора, Хайдеггера и др. Эти школы пытаются рационально обосновать правомерность иррационалистического мироотношения. Д. В. Пивоваров

(от лат. irrationalis) - лежащее за пределами досягаемости разума , недоступное постижению в рамках логического мышления, противоположное рациональному. И. имеет два смысла : негативный и позитивный . Позитивный смысл, определивший иррационализм как направление в философии, заключается в том, что под И. понимается нечто, противостоящее разуму, полагающее разум неспособным охватить все богатство и разнообразие духовной и материальной действительности; нечто тёмное, бессознательное , алогичное. Позитивно понимаемое И. никогда не переходит в рациональное : рациональное и И. противостоят друг другу как непримиримые антагонисты. В негативном смысле Й. предстает перед субъектом познания в качестве подлежащего познанию. Будучи чем-то бесформенным, хаотичным, оно в то же время становится предметом рационального освоения, объектом рационализирования. Такое Й. мыслится как нулевое осуществление рационального, как участвующее в мыслимом и до крайности неуловимое. В процессе рационализирования Й. осуществляется процесс перехода его в рациональное, познанное, логически оформленное и дискурсивно выраженное, причем Й. становится четко ограниченным, заключенным в строгие рамки логики, насквозь просвеченным человеческим разумом и встроенным в логически стройную систему знания. Негативно - И. нерасторжимо связано с рациональным. Это взаимопроникновение рационального и И. составляет смысл и жизнь работы разума. Наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой вновь и вновь появляются новые смыслы.

то, что нельзя понять посредством одного только разума . Ир рациональное обозначает как чувство (например, чувство природы), так и опыт волевого действия: чувство или акт будут по сути своей иррациональны, если в своей специфической реальности они несводимы к дискурсу , который можно о них составить. В более широком смысле иррациональным является то, что познается только посредством интуиции, что не является концептуальным, например реальность внешнего мира (Кант), существование самого разума (Ласк). С психологической точки зрения поведение иррационально, если оно выражает собой непосредственную реакцию (эмоциональное, страстное, рефлекс ), а не исходит из хорошо продуманного волевого решения. К сфере иррационального может быть отнесен широкий спектр проявлений человеческого внутреннего мира: эмоции , страсти, переживания, состояния сознания, интуиция , воля , различного рода озарения и духовные экстазы . Иррациональными называют также явления, характеризующиеся парадоксальностью, алогичностью, абсурдностью, т.е. не подчиняющиеся законам логики. В рационалистической философской традиции термин «иррациональное» имеет негативный оценок и указывает на возможную гипертрофию роли внерациональных факторов в человеческой жизни и познании.

- находящееся за пределами разума , алогичное, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением , противоречащее ему.

1) сторона объективной реальности, принципиально недоступная разумному пониманию; 2) нечто в действительности, пока интеллектуально не познанное, алогичное, выходящее за границы современного разумного понимания, но тем не менее принципиально познаваемое; 3) незапланированные (побочные) или непредугаданные эффекты человеческой деятельности; 4) бессознательная сфера души, противостоящая сознанию как способу существования опосредованного знания; 5) предлогическое в познании.

— не постигаемое разумом, мышлением , невыразимое в логических понятиях. Понятием “И.” Маркс в “ Капитале ” обозначает превращенный характер преходящих форм, в к-рых проявляются при определенных социальных условиях глубинные сущностные связи в экономике, культуре и т. п. В иррационализме И.— это особые противоразумные силы, лежащие в основе человеческого духа и даже самого бытия.

Значение слова Иррациональное в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Игуменья - (от греч. hegumenos ведущий) — монахиня, настроятельница ...
  • Иблис - по учению ислама дьявол . бывший ранее ...
  • Историцизм - стратегия исторического (и шире гуманитарного) ...
  • Исповедь - центральное произведение Августина Блаженного (датируется 400). Название ...
  • Интертекстуальность - понятие постмодернистской текстологии, артикулирующее феномен взаимодействия текста ...
  • Интернет - (InterNet) (англ. взаимосеть или сеть сетей) феномен ...
  • Интеллигибельный - (лат. intelligibilis умопостигаемый) философская категория образующая ...
  • Интерсубъективность - факт множественности субъектов, выступающий основой их общности ...
  • Интернализм - интерналистская трактовка языкового значения представляет собой картезианский ...
  • Искусство - специализированная форма человеческой деятельности, особая сторона любой ...
  • Инфантильность - отставание способности принимать удовлетворительные решения массовым сознанием ...
  • Интеллигенция - социокультурная группа рассмотренная через дуальную оппозиция : ...
  • Инверсия - элементарная логическая клеточка мышления, смыслообразования, деятельности, социальных ...
  • Избавитель - персонифицированное воплощение Правды; может быть перенесено на ...
  • Молох - (греч. Moloch, библ. Молех, Милком) в ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари