Что такое Футуризм? Значение слова Футуризм в философском словаре

1) Футуризм - (лат.- будущее ): одно из художественных течений авангардистского искусства первой четверти 20 в. Наиболее ярко футуризм проявился в поэзии и изобразительном искусстве. Обвиняя предшествующих художников в том, что они были далеки от народных низов, футуристы стремились вынести искусство из музеев на улицу, «в народ », «в толпу». Новая ритмика, новая рифма создавались для громкого чтения текста на площади, перед большой массой народа. Поэтому все их творчество причудливо сочетало в себе «заумные» поиски и народную карнавальность (такова, например, пьеса В. Маяковского «Мистерия буфф»)

2) Футуризм - (лат. future - будущее ) - идейно-художественное течение в рамках модернизма в период с 1910-х по 1930-е в Италии и, отчасти, Франции и России. Основоположник-теоретик - Маринетти; классические представители: У. Боччони, Дж. Северини, Дж. Балла, К. Карра, Л. Руссоло и др. Эстетическая концепция Ф. опирается на общекультурные идеи Маринетти о формировании новой цивилизации сращения человека с техникой ("новый кентавр" - человек на мотоцикле), о замене художественной программы психологизма программой выражения "чувств и инстинктов металлов, камней, деревьев", о преодолении диктата логики, дискурса и языка над свободной ассоциативностью сознания и о "великом смехе ", который "омолодит лицо мира" (см. подробнее: Маринетти). В отличие от экспрессионизма и кубизма , характеризующихся пессимистическим восприятием нового века (см. программный тезис кубизма: "закрыть глаза, чтобы не видеть дракона "), Ф. ориентирован на мажорную оценку машинной цивилизации и экстраполяцию динамизма техники на эмоционально-психологическую сферу: "мы воспринимаем, как механизмы ; чувствуем себя построенными из стали. Мы тоже машины. Мы тоже механизмы" (Северини). Вместе с тем, Ф. может быть рассмотрен как закономерный этап в разворачивании содержательной эволюции модернистской концепции художественного творчества. Изначальная ориентация модернизма на моделирование в творчестве возможных миров фундирована в экспрессионизме идей отказа от изобразительности и выражения сущности объекта "не так, как мы его видим, а так, как мы его знаем" (Э.Л. Кирхнер). В кубизме эта программа оборачивается эксплицитно объявленной "войной против зрения" (П. Пикассо), в ходе которой исходная позиция бунта против вещей (как они есть) сменяется лозунгом слияния с вещью (какой она должна быть): "уважайте объект" у Пикассо. И если для экспрессионизма характерен поиск "мифологических первоэлементов мироздания" (Э.Х. Нольде, Ф. Марк, Э. Хаккель, П. Клее и др.), то для кубизма - не только "изучение структуры первичных объемов" (Пикассо), но и целенаправленное моделирование реальности: " орфизм " Г. Аполлинера (как музыка Орфея обладала материальной силой и возвращала к жизни, так, по мысли Аполлинера, вдохновение художника способно созидать жизненное, т.е. подлинное бытие - в противоположность видимой "искусственной декорации в декоративном искусстве"), эксперименты Р. Делоне в сфере моделирования реальности из элементов света , неопластицизм Мондриана как отрицание непосредственной пластики ("идеи Платона - плоские") и т.п. Ф. занимает в означенной традиции особое место , делая радикальный поворот от осмысления элементов формы к осмыслению элементов движения: по формулировке "Манифеста футуристической живописи" (1910), "нужно вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты". В рамках характерного для Ф. течения динамизма движение расслаивается на составляющие его элементы ("у бегающих лошадей не четыре ноги, а двадцать, и движения их треугольны" - у Балла), в рамках симультанизма движение схватывается посредством организации картины с помощью так называемой "линии силы", демонстрирующей проникновение движущихся объектов друг в друга ("откроем фигуру, как окно, и заключим в нее среду, в которой она живет" - у Боччони). Однозначная ориентация на процессуальность движения при абстрагировании как от движущегося объекта, так и от направления и цели движения ("движение и свет уничтожают материальность тел", согласно "Манифесту") получает в Ф. ярко выраженную социальную аппликацию: аксиологический акцент делается на социальном движении как воплощающем - вне зависимости от своей направленности - обновление и, следовательно, прогресс (книга Карра " Война - живопись ", картины Боччони "Драка", Руссоло "Восстание", Карра "Похороны анархиста Галле" и др.) - при абстрагировании от человека в контексте его абсолютной личной ценности и частной жизни ( идея Маринетти об индивиде как "штифтике", обеспечивающем движение социальной мегамашины, - в противоположность концепции сильной личности; выражающие - соответственно - эти идеи картины Северини "Бронепоезд" и Боччони "Единственная форма "). На этой основе происходит историческое смыкание Ф. с фашизмом: с приходом к власти Муссолини Ф. становится официальной эстетической доктриной итальянского фашизма , эволюционируя от концептуального педалирования идеи агрессии ("без агрессии нет шедевра" - у Маринетти) и культивирования "брутальных портретов Дуче" в начальный период государственного развития фашизма - до концептуальных прокламаций социального оптимизма ("одна лишь радость динамична" - в псевдоромантическом манифесте Маринетти "Новая футуристическая живопись", 1930) и культивации идиллических пасторалей в стиле неоклассицизма в период стабилизации фашистского правления. В области художественной техники Ф. сыграл большую роль в становлении абстракционизма ("Выстрел из ружья" и "Динамические последовательности" Балла, "Сферическое распространение центробежного света" Северини, более поздние "Манифест абстрактной живописи" Прамполини и идея "всемирного Ф."), авангарда новой волны , прежде всего, искусства pop-art ("Памятник бутылке" Боччони, 1913 - как первый художественный прецедент "деланья вещей") и синтетического искусства (концерт "звуков большого города" на базе комплексного "шумопроизводителя" Руссоло) и - отчасти - сюрреализма (" Состояние души" Боччони: "Прощание", "Те, кто остается" и др.). М.А. Можейко

3) Футуризм - (лат. - будущее ) - авангардистское направление в искусстве 10 - 20-х годов ХХ века. Футуризм появился в результате стремления деятелей художественной культуры изобрести искусство нового, машинного, индустриального века; искусство динамичное, разрушающее все старые традиции , приемы и каноны ; искусство, которое соответствовало бы техническим, промышленным изменениям, произошедшим в мире. Футуризм проявился в различных видах искусства - театре , музыке, литературе, изобразительном искусстве. Художники и скульпторы-футуристы (например, итальянские художники К. Карра, Дж. Балла и др.) провозгласили, что объектом искусства должен быть не предметный мир, а движение , динамика современной жизни, передаваемые с помощью синтеза времени, формы, цвета и тона. На деле это приводило к многократному умножению зрительных образов в пределах одной композиции. Предметы множились, деформировались, накладывались друг на друга, никогда не оставались неподвижными. В России футуризм отчетливее всего выразился в литературе (Д. Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников, А.Крученых и др.). В стремлении создать " новое " искусство в произведениях литературы переплетался материал и фантастика, разрешался даже естественный язык (особенно в поэзии), где появилась так называемая "заумь" ( термин русских футуристов) - экспериментальный поэтический язык, строящийся на звукоподражании, произвольных звукосочетаниях и алогичных словопреобразованиях. В России сходство идейно-эстетических взглядов поэтов и живописцев закрепило название "футуризм" за всем фронтом авангардистского искусства 10 - 20-х годов и часто этим термином обозначают разные направления в искусстве начала века: фовизм , авангардизм в целом.

Футуризм

(лат.- будущее ): одно из художественных течений авангардистского искусства первой четверти 20 в. Наиболее ярко футуризм проявился в поэзии и изобразительном искусстве. Обвиняя предшествующих художников в том, что они были далеки от народ ных низов, футуристы стремились вынести искусство из музеев на улицу, «в народ », «в толпу». Новая ритмика , новая рифма создавались для громкого чтения текста на площади, перед большой массой народа. Поэтому все их творчество причудливо сочетало в себе «заумные» поиски и народную карнавальность (такова, например , пьеса В. Маяковского «Мистерия буфф»)

(лат. future - будущее ) - идейно-художественное течение в рамках модернизма в период с 1910-х по 1930-е в Италии и, отчасти, Франции и России. Основоположник-теоретик - Маринетти; классические представители: У. Боччони, Дж. Северини, Дж. Балла, К. Карра, Л. Руссоло и др. Эстетическая концепция Ф. опирается на общекультурные идеи Маринетти о формировании новой цивилизации сращения человека с техникой ("новый кентавр" - человек на мотоцикле), о замене художественной программы психологизма программой выражения "чувств и инстинктов металлов, камней, деревьев", о преодолении диктата логики, дискурса и языка над своб одно й ассоциативностью сознания и о "великом смехе ", который "омолодит лицо мира" (см. подробнее: Маринетти). В отличие от экспрессионизма и кубизма , характеризующихся пессимистическим восприятием нового века (см. программный тезис кубизма: "закрыть глаза, чтобы не видеть дракона "), Ф. ориентирован на мажорную оценку машинной цивилизации и экстраполяцию динамизма техники на эмоционально-психологическую сферу: "мы воспринимаем, как механизмы ; чувствуем себя построенными из стали. Мы тоже машины. Мы тоже механизмы" (Северини). Вместе с тем, Ф. может быть рассмотрен как закономерный этап в разворачивании содержательной эволюции модернистской концепции художественного творчества. Изначальная ориентация модернизма на моделирование в творчестве возможных миров фундирована в экспрессионизме идей отказа от изобразительности и выражения сущности объекта "не так, как мы его видим, а так, как мы его знаем" (Э.Л. Кирхнер). В кубизме эта программа оборачивается эксплицитно объявленной "войной против зрения" (П. Пикассо), в ходе которой исходная позиция бунта против вещей (как они есть) сменяется лозунгом слияния с вещью (какой она должна быть): "уважайте объект" у Пикассо. И если для экспрессионизма характерен поиск "мифологических первоэлементов мироздания" (Э.Х. Нольде, Ф. Марк, Э. Хаккель, П. Клее и др.), то для кубизма - не только "изучение структуры первичных объемов" (Пикассо), но и целенаправленное моделирование реальности: " орфизм " Г. Аполлинера (как музыка Орфея обладала материальной силой и возвращала к жизни, так, по мысли Аполлинера, вдохновение художника способно созидать жизненное, т.е. подлинное бытие - в противоположность видимой "искусственной декорации в декоративном искусстве"), эксперименты Р. Делоне в сфере моделирования реальности из элементов света , неопластицизм Мондриана как отрицание непосредственной пластики ("идеи Платона - плоские") и т.п. Ф. занимает в означенной традиции особое место , делая радикальный поворот от осмысления элементов формы к осмыслению элементов движения: по формулировке "Манифеста футуристической живописи" (1910), "нужно вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты". В рамках характерного для Ф. течения динамизма движение расслаивается на составляющие его элементы ("у бегающих лошадей не четыре ноги, а двадцать, и движения их треугольны" - у Балла), в рамках симультанизма движение схватывается посредством организации картины с помощью так называемой "линии силы", демонстрирующей проникновение движущихся объектов друг в друга ("откроем фигуру, как окно, и заключим в нее среду, в которой она живет" - у Боччони). Однозначная ориентация на процессуальность движения при абстрагировании как от движущегося объекта, так и от направления и цели движения ("движение и свет уничтожают материальность тел", согласно "Манифесту") получает в Ф. ярко выраженную социальную аппликацию: аксиологический акцент делается на социальном движении как воплощающем - вне зависимости от своей направленности - обновление и, следовательно, прогресс (книга Карра " Война - живопись ", картины Боччони "Драка", Руссоло "Восстание", Карра "Похороны анархиста Галле" и др.) - при абстрагировании от человека в контексте его абсолютной личной ценности и частной жизни ( идея Маринетти об индивиде как "штифтике", обеспечивающем движение социальной мегамашины, - в противоположность концепции сильной личности; выражающие - соответственно - эти идеи картины Северини "Бронепоезд" и Боччони "Единственная форма "). На этой основе происходит историческое смыкание Ф. с фашизмом: с приходом к власти Муссолини Ф. становится официальной эстетической доктриной итальянского фашизма , эволюционируя от концептуального педалирования идеи агрессии ("без агрессии нет шедевра" - у Маринетти) и культивирования "брутальных портретов Дуче" в начальный период государственного развития фашизма - до концептуальных прокламаций социального оптимизма ("одна лишь радость динамична" - в псевдоромантическом манифесте Маринетти " Новая футуристическая живопись", 1930) и культивации идиллических пасторалей в стиле неоклассицизма в период стабилизации фашистского правления. В области художественной техники Ф. сыграл большую роль в становлении абстракционизма ("Выстрел из ружья" и "Динамические последовательности" Балла, "Сферическое распространение центробежного света" Северини, более поздние "Манифест абстрактной живописи" Прамполини и идея "всемирного Ф."), авангарда новой волны , прежде всего, искусства pop-art ("Памятник бутылке" Боччони, 1913 - как первый художественный прецедент "деланья вещей") и синтетического искусства (концерт "звуков большого города" на базе комплексного "шумопроизводителя" Руссоло) и - отчасти - сюрреализма (" Состояние души" Боччони: "Прощание", "Те, кто остается" и др.). М.А. Можейко

(лат. - будущее ) - авангардистское направление в искусстве 10 - 20-х годов ХХ века. Футуризм появился в результате стремления деятелей художественной культуры изобрести искусство нового, машинного, индустриального века; искусство динамичное, разрушающее все старые традиции , приемы и каноны ; искусство, которое соответствовало бы техническим, промышленным изменениям, произошедшим в мире. Футуризм проявился в различных видах искусства - театре , музыке, литературе, изобразительном искусстве. Художники и скульпторы-футуристы ( например , итальянские художники К. Карра, Дж. Балла и др.) провозгласили, что объектом искусства должен быть не предметный мир, а движение , динамика современной жизни, перед аваемые с помощью синтеза времени, формы, цвета и тона. На деле это приводило к многократному умножению зрительных образов в пределах одно й композиции. Предметы множились, деформировались, накладывались друг на друга, никогда не оставались неподвижными. В России футуризм отчетливее всего выразился в литературе (Д. Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников, А.Крученых и др.). В стремлении создать " новое " искусство в произведениях литературы переплетался материал и фантастика, разрешался даже естественный язык (особенно в поэзии), где появилась так называемая "заумь" ( термин русских футуристов) - экспериментальный поэтический язык, строящийся на звукоподражании, произвольных звукосочетаниях и алогичных словопреобразованиях. В России сходство идейно-эстетических взглядов поэтов и живописцев закрепило название "футуризм" за всем фронтом авангардистского искусства 10 - 20-х годов и часто этим термином обозначают разные направления в искусстве начала века: фовизм , авангардизм в целом.

Значение слова Футуризм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Филострат - (Греч.) Биограф Аполлония Тианского, описавший жизнь путешествия и ...
  • Фетахил - (Греч.) Низший творец в том же "Кодексе". ...
  • Феномен - (Греч.) Фактически, "появление", нечто до этого невиданное, и ...
  • Фафнир - (Сканд.) Дракон Мудрости. ...
  • Фарварши - (Мазд.) То же, что Феруэр, ил противоположный (как ...
  • Фанес - (Греч.) Один из Орфической триады Фанес Хаос ...
  • Фалес - (Греч.) Греческий философ из Милета (около 600 г. ...
  • Фидеизм - (лат. вера ): направление религиознофилософской мысли, отстаивающее идею ...
  • Феноменология - (греч., букв. учение о феноменах) – одно из ...
  • Феминизм - докприна, ставящая своей целью разрешить или хотя бы ...
  • Фатализм - вера в рок, судьбу, предопределение ; философское ...
  • Фанатизм - (лат.исступленный): страстная привязанность к какомулибо мнению, как правило ...
  • Фальсафа - в средневековой мусульманской мысли обозначение рационального способа постижения ...
  • Функция - ( свойство системы) определяет систему, существует и ...
  • Апейрон - (греч. отрицательная частица peiron предел, конец ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари