Что такое Функционализм? Значение слова Функционализм в философском словаре

1) Функционализм - (лат.-исполнение, совершение): художественно-эстетическое направление в архитектуре, отчасти и в прикладном искусстве начала 20 в., выдвинувшее программу строгою соответствия архитектурных проектов функциональному назначению проектируемых зданий. Представители функционализма видели в современной строительной технике основу обновления архитектуры; они стремились выявить эстетические качества функциональных и конструктивных элементов сооружения. Отдельные идеи функционализма были связаны с иллюзиями, будто в пределах деятельности, направленной на создание вещей, могут решаться общечеловеческие проблемы. В то же время позитивные идеи были восприняты и развиты теорией и практикой современного дизайна . Наиболее известные представители функционализма – французский архитектор Ле Корбюзье, американский архитектор Ф. Райт, коллектив высшей школы строительства и художественного конструирования в Веймаре (Баухауз).

2) Функционализм - - направление в архитектуре ХХ века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам. Функционализм возник в Западной Европе (Германии, Англии, Нидерландах, Франции). Но во многом этому направлению сходны и искания советского конструктивизма . На основе принципа функционализма появились новые типы домов: галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами, квартирами со встроенным оборудованием, рациональным планированием интерьера (передвижные перегородки, звукоизоляция и пр.).

3) Функционализм - - один из основных методологических подходов в культурологии и социальной антропологии, заключающийся в рассмотрении об-ва как системы, состоящей из структурных элементов, функционально связанных друг с другом и выполняющих опр. функции по отношению к обществу как целому. Разл. социальные феномены (действия, отношения , институты и т.д.), согласно этому подходу , должны объясняться через функции, выполняемые ими в социокультурной системе вообще или в тех или иных социальных или культурных общностях, в которых они имеют место . Раннефункционалистские идеи развивались в рамках позитивистской социологии (Конт, Спенсер и др.), оперировавшей биоорганич. метафорой и рассматривающей об-во по аналогии с организмом (иногда механизмом, "агрегатом"), и были тесно связаны с эволюционистскими трактовками истор. развития. Спенсер, напр., рассматривал эволюцию об-ва как процесс прогрессирующей структурной дифференциации, сопровождающейся дифференциацией функций по мере "роста" обществ, организма . Большую роль в развитии функционального подхода сыграл Дюркгейм. Он провел различие между причинным объяснением и функциональным объяснением: функциональный анализ рассматривался как необходимый компонент социол. исследования и должен был отвечать на вопрос о роли, к-рую то или иное социальное явление играет в установлении "общей гармонии" (социальной солидарности). Дюркгейм активно использовал функциональные объяснения в своих исследованиях о разделении труда , самоубийстве и религ. верованиях. Идеи Дюркгейма получили развитие в англ. социальной антропологии, гл.обр. благодаря деятельности Радклифф-Брауна и Малиновского, к-рые развили далее понимание общества как саморегулирующейся системы, состоящей из тесно взаимосвязанных и взаимозависимых частей, выполняющих функции по поддержанию и сохранению целостности и жизнеспособности системы. В отличие от предшественников, англ. антропологи-функционалисты были склонны к антиисторизму: тяготея к эмпиризму , они резко выступили против эволюционистских спекуляций и отвергли возможность использования истор. свидетельств в антропол. науке. Важна их работа по освобождению функционалистской методологии от биологизаторских аналогий, велик вклад в разработку понятийного аппарата функционального анализа (понятия " социальная структура ", " функция ", " социальная организация ", " интеграция " и т.д.). Они рассматривали об-во как живую действующую систему и впервые применили системный подход к изучению архаич. об-в. Малиновский исходил из принципа "универсальной функциональности" и связывал возникновение и развитие социальных институтов с человеч. потребностями (физиол., эмоц., культурными). Радклифф-Браун связывал существование тех или иных социальных феноменов с потребностью социальной системы в минимально необходимой степени интеграции (солидарности между ее членами) и видел функцию социальных явлении в создании и поддержании солидарности социальных групп и укреплении институтов, служащих поддержанию этой солидарности. В 20-е гг. влияние Ф. в англ. антропологии достигло высокого уровня: плеяда выдающихся антропологов использовала функциональный подход в антропол. исследованиях (Эванс-Причард, М. Фортес, Р. Фёрт, Глакмен и др.). Однако, несмотря на высокую эвристич. ценность , Ф. был подвергнут критике, в особенности в связи с его ориентацией на теорию равновесия, исключит, интересом к стабильности систем и принципом универсальной функциональности. Такой подход оставлял вне рассмотрения некоторые важные аспекты обществ, жизни ( конфликт , изменение и т.д.). Дальнейшее развитие функциональный подход нашел в США, в рамках структурного Ф. (Парсонс, Р. Мертон, М. Леви, К. Дэвис и др.), ставшего в 50-х гг. главенствующей теор. парадигмой в амер. социологии. Р. Мертон сформулировал "осн. теорему Ф.", согласно к-рой один и тот же элемент системы может выполнять множество функций, а одна и та же функция может выполняться разл. элементами ("функциональными эквивалентами"). Антропологи М. Глакмен и П. Ллойд предприняли попытку соединения Ф. с теорией конфликта; идея Глакмена о функциональности восстаний развивает постулат универсальной функциональности. Парсонс в социологии, а Фёрт в антропологии соединили функциональный подход с теорией действий М. Вебера. В наст. время сторонники функционального подхода предпочитают оценивать Ф. не как теорию, а как общенаучный метод исследования. Лит.: Беспалов В.Е., Сальников Л.В. Введение в функционалистику. Свердловск, 1991; Культура : Теории и проблемы. М., 1995; Radcliffe-BrownA.R. Structure and Function in Primitive Society. L., 1952: Firth R.W. (ed.) Man and Culture: An Evolution of the Work of Bronislaw Malinowski. N.Y., 1964. В. Г. Николаев

4) Функционализм - — концепция , получившая распространение в немарксистской социологии и биологии; охватывает широкий спектр подходов к анализу организации об-ва, гл. в к-ром считается отношение одной части об-ва к др. или нек-рому аспекту целого, обеспечивающее интеграцию или адаптацию к большей социальной системе. Ф. исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия систем. Представители Ф. считают, что социальные отношения в об-ве на каждом определенном этапе его развития системно взаимодействуют и их можно проанализировать на основе учета социальных фактов и социальных институтов, не прибегая для объяснения к психологическим или историческим факторам. Совр. зап. Ф. предполагает большие уступки телеологическому ( Телеология ) принципу. При этом телеологический оценочный подход к стабильности системы отождествляется с научным анализом. В рамках марксизма функциональный подход предполагает выяснение функций одних общественных явлений по отношению к др. в рамках данного об-ва, а рассмотрение самих функций ведется через призму классовых интересов.

Функционализм

(лат.-исполнение, совершение ): художественно-эстетическое направление в архитектуре, отчасти и в прикладном искусстве начала 20 в., выдвинувшее программу строгою соответствия архитектурных проектов функциональному назначению проектируемых зданий. Представители функционализма видели в современной строительной технике основу обновления архитектуры; они стремились выявить эстетические качества функциональных и конструктивных элементов сооружения. Отдельные идеи функционализма были связаны с иллюзиями, будто в пределах деятельности, направленной на создание вещей, могут решаться общечеловеческие проблемы. В то же время позитивные идеи были восприняты и развиты теорией и практикой современного дизайна . Наиболее известные представители функционализма – французский архитектор Ле Корбюзье, американский архитектор Ф. Райт , коллектив высшей школы строительства и художественного конструирования в Веймаре ( Баухауз ).

- направление в архитектуре ХХ века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам. Функционализм возник в Западной Европе (Германии, Англии, Нидерландах, Франции). Но во многом этому направлению сходны и искания советского конструктивизма . На основе принципа функционализма появились новые типы домов: галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами, квартирами со встроенным оборудованием, рациональным планированием интерьера (передвижные перегородки, звукоизоляция и пр.).

- один из основных методологических подходов в культурологии и социальной антропологии, заключающийся в рассмотрении об-ва как системы, состоящей из структурных элементов, функционально связанных друг с другом и выполняющих опр. функции по отношению к обществу как целому. Разл. социальные феномены (действия, отношения , институты и т.д.), согласно этому подходу , должны объясняться через функции, выполняемые ими в социокультурной системе вообще или в тех или иных социальных или культурных общностях, в которых они имеют место . Раннефункционалистские идеи развивались в рамках позитивистской социологии (Конт, Спенсер и др.), оперировавшей биоорганич. метафорой и рассматривающей об-во по аналогии с организмом (иногда механизмом, "агрегатом"), и были тесно связаны с эволюционистскими трактовками истор. развития. Спенсер, напр., рассматривал эволюцию об-ва как процесс прогрессирующей структурной дифференциации, сопровождающейся дифференциацией функций по мере "роста" обществ, организма . Большую роль в развитии функционального подхода сыграл Дюркгейм. Он провел различие между причинным объяснением и функциональным объяснением: функциональный анализ рассматривался как необходимый компонент социол. исследования и должен был отвечать на вопрос о роли, к-рую то или иное социальное явление играет в установлении "общей гармонии" (социальной солидарности). Дюркгейм активно использовал функциональные объяснения в своих исследованиях о разделении труда , самоубийстве и религ. верованиях. Идеи Дюркгейма получили развитие в англ. социальной антропологии, гл.обр. благодаря деятельности Радклифф-Брауна и Малиновского, к-рые развили далее понимание общества как саморегулирующейся системы, состоящей из тесно взаимосвязанных и взаимозависимых частей, выполняющих функции по поддержанию и сохранению целостности и жизнеспособности системы. В отличие от предшественников, англ. антропологи-функционалисты были склонны к антиисторизму: тяготея к эмпиризму , они резко выступили против эволюционистских спекуляций и отвергли возможность использования истор. свидетельств в антропол. науке. Важна их работа по освобождению функционалистской методологии от биологизаторских аналогий, велик вклад в разработку понятийного аппарата функционального анализа (понятия " социальная структура ", " функция ", " социальная организация ", " интеграция " и т.д.). Они рассматривали об-во как живую действующую систему и впервые применили системный подход к изучению архаич. об-в. Малиновский исходил из принципа "универсальной функциональности" и связывал возникновение и развитие социальных институтов с человеч. потребностями (физиол., эмоц., культурными). Радклифф-Браун связывал существование тех или иных социальных феноменов с потребностью социальной системы в минимально необходимой степени интеграции (солидарности между ее членами) и видел функцию социальных явлении в создании и поддержании солидарности социальных групп и укреплении институтов, служащих поддержанию этой солидарности. В 20-е гг. влияние Ф. в англ. антропологии достигло высокого уровня: плеяда выдающихся антропологов использовала функциональный подход в антропол. исследованиях (Эванс-Причард, М. Фортес, Р. Фёрт, Глакмен и др.). Однако, несмотря на высокую эвристич. ценность , Ф. был подвергнут критике, в особенности в связи с его ориентацией на теорию равновесия, исключит, интересом к стабильности систем и принципом универсальной функциональности. Такой подход оставлял вне рассмотрения некоторые важные аспекты обществ, жизни ( конфликт , изменение и т.д.). Дальнейшее развитие функциональный подход нашел в США, в рамках структурного Ф. (Парсонс, Р. Мертон, М. Леви, К. Дэвис и др.), ставшего в 50-х гг. главенствующей теор. парадигмой в амер. социологии. Р. Мертон сформулировал "осн. теорему Ф.", согласно к-рой один и тот же элемент системы может выполнять множество функций, а одна и та же функция может выполняться разл. элементами ("функциональными эквивалентами"). Антропологи М. Глакмен и П. Ллойд предприняли попытку соединения Ф. с теорией конфликта; идея Глакмена о функциональности восстаний развивает постулат универсальной функциональности. Парсонс в социологии, а Фёрт в антропологии соединили функциональный подход с теорией действий М. Вебера. В наст. время сторонники функционального подхода предпочитают оценивать Ф. не как теорию, а как общенаучный метод исследования. Лит.: Беспалов В.Е., Сальников Л.В. Введение в функционалистику. Свердловск, 1991; Культура : Теории и проблемы. М., 1995; Radcliffe-BrownA.R. Structure and Function in Primitive Society. L., 1952: Firth R.W. (ed.) Man and Culture: An Evolution of the Work of Bronislaw Malinowski. N.Y., 1964. В. Г. Николаев

— концепция , получившая распространение в немарксистской социологии и биологии; охватывает широкий спектр подходов к анализу организации об-ва, гл. в к-ром считается отношение одной части об-ва к др. или нек-рому аспекту целого, обеспечивающее интеграцию или адаптацию к большей социальной системе. Ф. исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия систем. Представители Ф. считают, что социальные отношения в об-ве на каждом определенном этапе его развития системно взаимодействуют и их можно проанализировать на основе учета социальных фактов и социальных институтов, не прибегая для объяснения к психологическим или историческим факторам. Совр. зап. Ф. предполагает большие уступки телеологическому ( Телеология ) принципу. При этом телеологический оценочный подход к стабильности системы отождествляется с научным анализом. В рамках марксизма функциональный подход предполагает выяснение функций одних общественных явлений по отношению к др. в рамках данного об-ва, а рассмотрение самих функций ведется через призму классовых интересов.

Значение слова Функционализм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Фетахил - (Греч.) Низший творец в том же "Кодексе". ...
  • Феномен - (Греч.) Фактически, "появление", нечто до этого невиданное, и ...
  • Фафнир - (Сканд.) Дракон Мудрости. ...
  • Фарварши - (Мазд.) То же, что Феруэр, ил противоположный (как ...
  • Фанес - (Греч.) Один из Орфической триады Фанес Хаос ...
  • Фалес - (Греч.) Греческий философ из Милета (около 600 г. ...
  • Файзи - (Араб.) Букв., "сердце". Писатель на оккультные имистические темы. ...
  • Феноменология - (греч., букв. учение о феноменах) – одно из ...
  • Феминизм - докприна, ставящая своей целью разрешить или хотя бы ...
  • Фатализм - вера в рок, судьбу, предопределение ; философское ...
  • Фанатизм - (лат.исступленный): страстная привязанность к какомулибо мнению, как правило ...
  • Фальсафа - в средневековой мусульманской мысли обозначение рационального способа постижения ...
  • Функция - ( свойство системы) определяет систему, существует и ...
  • Форма - конкретная реализация сущности вещи точнее одна ...
  • Описание - этап научного исследования, состоящий в фиксировании данных ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари