Что такое Апейрон? Значение слова Апейрон в философском словаре

1) Апейрон - (греч. - отрицательная частица , peiron - предел, конец ) - понятие древнегреческой философии, обозначающее "беспредельное". В ранних мифологических картинах мира ( Веды , школа орфиков и т.д.) "беспредельное" исполняло роль значимого космогонического принципа . В античной традиции понятие А. уподоблялось как признаку нереальности объекта - носителя этого свойства ( Парменид , Зенон Элейский , Аристотель ), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, что все его предшественники трактовали А. как некий онтологический принцип. При этом большинство (включая Анаксимандра) описывали его как атрибут (прилагательное в грамматическом строе) некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и призванной поглотить его после гибели последнего. Отсюда тезис Аристотеля о том, что Анаксимандр понимал А. в качестве "первоначала" мира как принцип всех принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чем-то и материальном и, одновременно, качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей. Мысль Анаксимандра об А. - результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим. Анаксимандр решительно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды ( Фалес ), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит) или всех четырех стихий вместе, совершив "прорыв" к А. - абстрактному, неопределенно-бескачественному, материальному началу. Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по сравнению с предшественниками (и даже последователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной стихией. Платоновско-пифагорейская традиция , используя термин А. сам по себе, полагала его в статусе элемента оппозиции "беспредельное - предел". Одновременно А. "гипостазировался" и, в конечном счете, как член упомянутой оппозиции "предел - А." предшествовал аристотелевской модели " форма - материя ", выступая прообразом понятия "материя, материал" у Аристотеля.

2) Апейрон - - понятие , обозначающее беспредельную, неопределенную, бескачественную материю, находящуюся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы (взаимодействия).

3) Апейрон - - термин древнегреческой философии, означающий " бесконечное ".

4) Апейрон - (греч. а — отрицательная частица , peiron — предел, конец ) — понятие древнегреческой философии, обозначающее "беспредельное". В ранних мифологических картинах мира ( Веды , школа орфиков и т.д.) "беспредельное" исполняло роль значимого космогонического принципа . В античной традиции понятие А. уподоблялось как признаку нереальности объекта — носителя этого свойства ( Парменид , Зенон Элейский , Аристотель ), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, что все его предшественники трактовали А. как некий онтологический принцип. При этом большинство (включая Анаксимандра) описывали его как атрибут (прилагательное в грамматическом строе) некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и призванной поглотить его после гибели последнего. Отсюдатезис Аристотеля о том, что Анаксимандр понимал А. в качестве "первоначала" мира как принцип всех принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чем-то и материальном и одновременно качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей. Мысль Анаксимандра об А. — результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим. Анакисмандр решительно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды ( Фалес ), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит) или всех четырех стихий вместе, совершив "прорыв" к А. — абстрактному, неопределен-но-бескачественному, материальному началу. Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по сравнению с предшественниками (и даже последователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной стихией. Платоновско-пифагорейская традиция , используя термин А. сам по себе, полагала его в статусе элемента оппозиции "беспредельное — предел". Одновременно А. "гипостазировался" и, в конечном счете, как член упомянутой оппозиции "предел — А." предшествовал аристотелевской модели " формаматерия ", выступая прообразом понятия "материя, материал" у Аристотеля. Т.Г. Румянцева

5) Апейрон - (греч. apeiron - неограниченное) - бесконечное , согласно Анаксимандру, бесформенное первовещество , из которого состоят все вещи . У Платона и пифагорийцев - синоним материи.

6) Апейрон - (греч. apeiron — безграничное) — понятие , введенное Анаксимандром для обозначения беспредельной, неопределенной, бескачественной материи, находящейся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из А. противоположностей (горячее и холодное, мокрое и сухое) и их борьбы. Понятие “А.”— важное достижение древнегреч. материализма по сравнению с представлениями о тождестве материи с конкретным веществом (водой, воздухом). В пифагореизме А.—бесформенное, безграничное начало , вместе с противоположностью — “пределом”— основа сущего.

Апейрон

( греч . - отрицательная частица , peiron - предел , конец ) - понятие древнегреческой философии, обозначающее "беспредельное". В ранних мифологических картинах мира ( Веды , школа орфиков и т.д.) "беспредельное" исполняло роль значимого космогонического принцип а . В античной традиции понятие А. уподоблялось как признаку нереальности объекта - носителя этого свойства ( Парменид , Зенон Элейский , Аристотель ), так и атрибут ивной характеристике космос а в целом ( Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, что все его предшественники трактовали А. как некий онтологический принцип. При этом большинство ( включая Анаксимандр а) описывали его как атрибут ( прилагательное в грамматическом строе) некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и призванной поглотить его после гибели последнего. Отсюда тезис Аристотеля о том, что Анаксимандр понимал А. в качестве "первоначала" мира как принцип всех принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чем-то и материальном и, одновременно, качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей . Мысль Анаксимандра об А. - результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим. Анаксимандр решительно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды ( Фалес ), воздуха ( Анаксимен ), огня ( Гераклит ) или всех четырех стихий вместе , совершив "прорыв" к А. - абстрактному, неопределенно-бескачественному, материальному началу. Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по сравнению с предшественниками (и даже последователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной стихией. Платоновско-пифагорейская традиция , используя термин А. сам по себе , полагала его в статусе элемента оппозиции "беспредельное - предел". Одновременно А. "гипостазировался" и, в конечном счете, как член упомянутой оппозиции "предел - А." предшествовал аристотелевской модели " форма - материя ", выступая прообразом понятия "материя, материал" у Аристотеля.

- понятие , обозначающее бес предел ьную, неопределенную, бескачественную материю, находящуюся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы (взаимодействия).

- термин древне греч еской философии, означающий " бесконечное ".

( греч . а — отрицательная частица , peiron — предел , конец ) — понятие древнегреческой философии, обозначающее "беспредельное". В ранних мифологических картинах мира ( Веды , школа орфиков и т.д.) "беспредельное" исполняло роль значимого космогонического принцип а . В античной традиции понятие А. уподоблялось как признаку нереальности объекта — носителя этого свойства ( Парменид , Зенон Элейский , Аристотель ), так и атрибут ивной характеристике космос а в целом ( Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, что все его предшественники трактовали А. как некий онтологический принцип. При этом большинство ( включая Анаксимандр а) описывали его как атрибут ( прилагательное в грамматическом строе) некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и призванной поглотить его после гибели последнего. Отсюда — тезис Аристотеля о том, что Анаксимандр понимал А. в качестве "первоначала" мира как принцип всех принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чем-то и материальном и одновременно качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей . Мысль Анаксимандра об А. — результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим. Анакисмандр решительно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды ( Фалес ), воздуха ( Анаксимен ), огня ( Гераклит ) или всех четырех стихий вместе , совершив "прорыв" к А. — абстрактному, неопределен-но-бескачественному, материальному началу. Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по сравнению с предшественниками (и даже последователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной стихией. Платоновско-пифагорейская традиция , используя термин А. сам по себе , полагала его в статусе элемента оппозиции "беспредельное — предел". Одновременно А. "гипостазировался" и, в конечном счете, как член упомянутой оппозиции "предел — А." предшествовал аристотелевской модели " форма — материя ", выступая прообразом понятия "материя, материал" у Аристотеля. Т.Г. Румянцева

( греч . apeiron - неограниченное) - бесконечное , согласно Анаксимандр у, бесформенное первовещество , из которого состоят все вещи . У Платона и пифагорийцев - синоним материи.

( греч . apeiron — безграничное) — понятие , введенное Анаксимандр ом для обозначения бес предел ьной, неопределенной, бескачественной материи, находящейся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из А. противоположностей (горячее и холодное, мокрое и сухое) и их борьбы. Понятие “А.”— важное достижение древнегреч. материализма по сравнению с представлениями о тождестве материи с конкретным веществом (водой, воздухом). В пифагореизме А.—бесформенное, безграничное начало , вместе с противоположностью — “пределом”— основа сущего.

Значение слова Апейрон в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Агиография - (от греч. hagios святой и grapho ...
  • Агада - (др.евр. — рассказ) — в Талмуде назидательные комментарии ...
  • Автокефалия - (греч. autos – сам, kephale — голова) — ...
  • Авраам - библ. патриарх чтимый в иудаизме христианстве и ...
  • Авеста - см. Зороастризм . ...
  • Авдияне - — христ. секта, возникшая в 4 в. в ...
  • Августинизм - течение в христ. философии, выражающее антиинтеллект., интуитив. ...
  • Апория - (от греч. aporia затруднение, недоумение) трудноразрешимая ...
  • Антитезис - (от греч. antithesis противоположение) суждение противоречащее ...
  • Аналогия - (от греч. analogia соответствие) сходство между ...
  • Алогизм - (от греч. а не, logos разум ...
  • Автомат - (от греч. automatos самодействующий) устройство (или ...
  • Абстракция - (от лат. abstractio отвлечение) 1) процесс ...
  • Атомизм - (партикуляризм) противоположность холизма ; учение согласно которому ...
  • Универсум - в узком смысле совершенная область предметов, т. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари