( греч . - отрицательная частица , peiron - предел , конец ) - понятие древнегреческой философии, обозначающее "беспредельное". В ранних мифологических картинах мира ( Веды , школа орфиков и т.д.) "беспредельное" исполняло роль значимого космогонического принцип а . В античной традиции понятие А. уподоблялось как признаку нереальности объекта - носителя этого свойства ( Парменид , Зенон Элейский , Аристотель ), так и атрибут ивной характеристике космос а в целом ( Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, что все его предшественники трактовали А. как некий онтологический принцип. При этом большинство ( включая Анаксимандр а) описывали его как атрибут ( прилагательное в грамматическом строе) некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и призванной поглотить его после гибели последнего. Отсюда тезис Аристотеля о том, что Анаксимандр понимал А. в качестве "первоначала" мира как принцип всех принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чем-то и материальном и, одновременно, качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей . Мысль Анаксимандра об А. - результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим. Анаксимандр решительно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды ( Фалес ), воздуха ( Анаксимен ), огня ( Гераклит ) или всех четырех стихий вместе , совершив "прорыв" к А. - абстрактному, неопределенно-бескачественному, материальному началу. Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по сравнению с предшественниками (и даже последователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной стихией. Платоновско-пифагорейская традиция , используя термин А. сам по себе , полагала его в статусе элемента оппозиции "беспредельное - предел". Одновременно А. "гипостазировался" и, в конечном счете, как член упомянутой оппозиции "предел - А." предшествовал аристотелевской модели " форма - материя ", выступая прообразом понятия "материя, материал" у Аристотеля.
- понятие , обозначающее бес предел ьную, неопределенную, бескачественную материю, находящуюся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы (взаимодействия).
- термин древне греч еской философии, означающий " бесконечное ".
( греч . а — отрицательная частица , peiron — предел , конец ) — понятие древнегреческой философии, обозначающее "беспредельное". В ранних мифологических картинах мира ( Веды , школа орфиков и т.д.) "беспредельное" исполняло роль значимого космогонического принцип а . В античной традиции понятие А. уподоблялось как признаку нереальности объекта — носителя этого свойства ( Парменид , Зенон Элейский , Аристотель ), так и атрибут ивной характеристике космос а в целом ( Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, что все его предшественники трактовали А. как некий онтологический принцип. При этом большинство ( включая Анаксимандр а) описывали его как атрибут ( прилагательное в грамматическом строе) некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и призванной поглотить его после гибели последнего. Отсюда — тезис Аристотеля о том, что Анаксимандр понимал А. в качестве "первоначала" мира как принцип всех принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чем-то и материальном и одновременно качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей . Мысль Анаксимандра об А. — результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим. Анакисмандр решительно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды ( Фалес ), воздуха ( Анаксимен ), огня ( Гераклит ) или всех четырех стихий вместе , совершив "прорыв" к А. — абстрактному, неопределен-но-бескачественному, материальному началу. Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по сравнению с предшественниками (и даже последователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной стихией. Платоновско-пифагорейская традиция , используя термин А. сам по себе , полагала его в статусе элемента оппозиции "беспредельное — предел". Одновременно А. "гипостазировался" и, в конечном счете, как член упомянутой оппозиции "предел — А." предшествовал аристотелевской модели " форма — материя ", выступая прообразом понятия "материя, материал" у Аристотеля. Т.Г. Румянцева
( греч . apeiron - неограниченное) - бесконечное , согласно Анаксимандр у, бесформенное первовещество , из которого состоят все вещи . У Платона и пифагорийцев - синоним материи.
( греч . apeiron — безграничное) — понятие , введенное Анаксимандр ом для обозначения бес предел ьной, неопределенной, бескачественной материи, находящейся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из А. противоположностей (горячее и холодное, мокрое и сухое) и их борьбы. Понятие “А.”— важное достижение древнегреч. материализма по сравнению с представлениями о тождестве материи с конкретным веществом (водой, воздухом). В пифагореизме А.—бесформенное, безграничное начало , вместе с противоположностью — “пределом”— основа сущего.