Что такое Человекобог? Значение слова Человекобог в философском словаре

Человекобог - - понятие , описывающее идею человека или естественного человека, к-рый сделал из самого себя или к-рого сделали как бы богом; антитеза понятию "Богочеловечек" (в качестве абсолютного Богочеловека рассматривается Иисус Христос ). О Ч. писал В. С. Соловьев, считая его идеей абсолютного природного человека, выразившейся у эллинов в эстетической и умозрительной форме, у римлян - "в практическом разуме , воле или власти". Воплощением ее оказался, по Соловьеву, обожествленный римский кесарь, однако воплощением ложным из-за того, что Ч. - в принципе недостижимый идеал , как невозможно животному стать человеком. Кесарь - " мнимый человекобог ", только "корчивший божество"; "пустой обман ", однако Соловьев считает его "предваряющим явлением " Богочеловека (как обезьяна "предваряет" человека). Были в "первой половине истории" также необходимые нравственные условия для явления Богочеловека, а именно высоконравственные люди - "зачаточные носители Царства Божия". Богочеловек ( Христос ) в понимании Соловьева - качественно иное существо, являющееся и Богом, и человеком. Это не "последнее слово царства человечества" (в развитии нравственности), т. е. не Ч. Проблема Ч. нашла выражение в идеологии антропоцентризма , земного, социального гуманизма , в идее антрополатрии. Булгаков начало Ч. связывает с первым грехопадением, когда было прервано прямое общение с Богом "и человек остался один , - своим собственным господином: "будете яко бози". Бердяев, мечтавший соединить " культ святости" с "культом гениальности" и бесконечного величия человека в сущем, стремился к "преодолению столкновения идеи Богочеловека и человекобога", или христианства и гуманизма, или духовного человека и природного человека. Уже в раннем произв. " Философия свободы" (1911) он выделял два мироотношения - мистическое, связанное со свободой и Богочеловеком, и магическое, определяющееся естественной необходимостью и легко становящееся "путем человекобожеским". Об "идее" Ч. писал также Вышеславцев в работе " Этика преображенного Эроса " (1931). В его понимании суть этой идеи - в признании человека, даже своего Я (у М. Штирнера), или "человечества", " коллектива ", " пролетариата " (у Л. Фейербаха, К. Маркса) высшей " ценностью и святыней", "единственным известным нам Богом". Франк, касаясь антропоцентризма и гуманизма Возрождения, а также "технического прогресса последних веков", писал: "Человек здесь чувствует себя неким земным богом". Извратившаяся гуманистическая " вера в богоподобие и богородство человека", по его мнению, генетически связана с сущностью христианства, ибо " человечность " человека есть не что-то чисто человеческое, а его (человека) "исконная Богочеловечность". Однако в человеке также таится и "сверхчеловеческая сила " зла. В ницшеанстве, напр., по мнению Франка, старый гуманизм в смысле "обоготворения человека как природного существа" уже разлагается и предстает в качестве злого "титанизма", "бестиализма", отрицающего даже саму идею человека и все святое в человеческой жизни. "... Антрополатрия - идолопоклонство перед человеком, - говорит Франк, - заменяется сатанолатрией - идолопоклонством перед сатаной как истинным "князем мира сего".

Человекобог

- понятие , описывающее идею человека или естественного человека, к-рый сделал из самого себя или к-рого сделали как бы богом; антитеза понятию "Богочеловечек" (в качестве абсолютного Богочеловек а рассматривается Иисус Христос ). О Ч. писал В. С. Соловьев , считая его идеей абсолютного природного человека, выразившейся у эллинов в эстетической и умозрительной форме, у римлян - "в практическом разуме , воле или власти". Воплощением ее оказался, по Соловьеву, обожествленный римский кесарь, однако воплощением ложным из-за того , что Ч. - в принципе недостижимый идеал , как невозможно животному стать человеком. Кесарь - " мнимый человекобог ", только "корчивший божество"; "пустой обман ", однако Соловьев считает его "предваряющим явлением " Богочеловека (как обезьяна "предваряет" человека). Были в "первой половине истории" также необходимые нравственные условия для явления Богочеловека, а именно высоконравственные люди - "зачаточные носители Царства Божия". Богочеловек ( Христос ) в понимании Соловьева - качественно иное существо , являющееся и Богом, и человеком. Это не "последнее слово царства человечества" (в развитии нравственности), т. е. не Ч. Проблема Ч. нашла выражение в идеологии антропоцентризма , земного, социального гуманизм а , в идее антрополатрии. Булгаков начало Ч. связывает с первым грехопадением, когда было прервано прямое общение с Богом "и человек остался один , - своим собственным господином: "будете яко бози". Бердяев , мечтавший соединить " культ святости" с "культом гениальности" и бесконечного величия человека в сущем, стремился к "преодолению столкновения идеи Богочеловека и человекобога", или христианства и гуманизма, или духовного человека и природного человека. Уже в раннем произв. " Философия свободы" (1911) он выделял два мироотношения - мистическое, связанное со свободой и Богочеловеком, и магическое, определяющееся естественной необходимостью и легко становящееся "путем человекобожеским". Об "идее" Ч. писал также Вышеславцев в работе " Этика преображенного Эроса " (1931). В его понимании суть этой идеи - в признании человека, даже своего Я (у М. Штирнера), или "человечества", " коллектива ", " пролетариата " (у Л. Фейербаха, К. Маркса ) высшей " ценностью и святыней", "единственным известным нам Богом". Франк , касаясь антропоцентризма и гуманизма Возрождения, а также "технического прогресса последних веков", писал: " Человек здесь чувствует себя неким земным богом". Извратившаяся гуманистическая " вера в богоподобие и богородство человека", по его мнению, генетически связана с сущностью христианства, ибо " человечность " человека есть не что-то чисто человеческое, а его (человека) "исконная Богочеловечность". Однако в человеке также таится и "сверхчеловеческая сила " зла. В ницшеанстве, напр., по мнению Франка , старый гуманизм в смысле "обоготворения человека как природного существа" уже разлагается и предстает в качестве злого "титанизма", "бестиализма", отрицающего даже саму идею человека и все святое в человеческой жизни. "... Антрополатрия - идолопоклонство перед человеком, - говорит Франк, - заменяется сатанолатрией - идолопоклонством перед сатаной как истинным "князем мира сего".

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Шантаж - 1. В специальном смысле главная скрепка социума (социобиоценоза). ...
  • Человечество - — 1. совокупность людей, живущих на Земле ( ...
  • Чарвака - — см. Локаята . ...
  • Чувство - в психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний ...
  • Чувственный - 1) связанный с чувствами, опосредованный чувствами, воспринимаемый ...
  • Число - абстрактное лишенное особенного содержания обозначение какоголибо члена ...
  • Человечность - см. Гуманность . ...
  • Чханагарика - (Тибет.) Букв., школа шести городов. Знаменитая философская школа, ...
  • Чувства - Десять органов человека . В экзотерическом Пантеоне и ...
  • Читкала - (Санскр.) В эзотерической философии идентичны с Кумарами; те, ...
  • Чит - (Санскр.) Абстрактное Сознание . ...
  • Чидакасам - (Санскр.) Поле или основа сознания. ...
  • Ченрези - (Тибет.) Тибетский Авалокитешвара . Бодхисаттва Падмапани, божественный Будда ...
  • Чатуриони - (Санскр.) То же, что Кармайа или "четыре формы ...
  • Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари