(от греч . eugenes - породистый , хорошего рода ) - англ. eugenics; нем. Eugenik. Учение о наследственном здоровье человека, соц. группы, нации, о возможных методах влияния на эволюцию человечества и совершенствования его наследственных характеристик. Идеи Е. нередко использовались для оправдания расизма (в части., в фашизме ) . См. СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ
( греч . eugenes - благородный, хорошего рода ) - учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы, об условиях и законах наследования одаренности и таланта, о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям. Термин "Е." был впервые введен английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном в конце 19 в., а основные положения Е. были сформулированы им в 1904. Основная задача Е., по Гальтону, - это изучение факторов, влияющих на улучшение наследственных качеств будущих поколений путем накопления "расой" полезных наследственных признаков. В Е. выделяются два основных направления: предотвращение рождения детей и ограничение рождаемости у людей с плохим генотипом и плохими наследственными качествами, а также поощрение рождаемости у групп людей, обладающих качествами, наиболее нужными обществу. Первую задачу предлагается решать путем пропаганды воздержания от рождений, больничной изоляции и стерилизации тех контингентов людей, иметь детей которым по их качествам нежелательно. (Как показывает практика , такие меры не дают желаемого результата.) Вторая задача решается путем специального подбора брачных пар, применением искусственных методов для зачатия ребенка и т.п. (Эти меры пока также вряд ли приемлемы для большинства людей.) Особый интерес к евгеническим идеям проявился в начале 20 в. с появлением и развитием генетики. В это время проводились различные конгрессы и съезды по Е., принимались евгенические программы, создавались евгенические общества и кафедры. Однако к началу 1920-х интерес к Е. упал. Из европейских стран только в Германии нацистами развивались идеи Е., принявшие там форму "расовой гигиены" и обосновывавшие политику геноцида , что в конечном итоге значительно дискредитировало Е. как науку. До сих пор вокруг термина Е. ведутся споры. Часть ученых, например, полагает, что основное содержание Е. со временем должно перейти к таким наукам как медицинская генетика , генетика человека , генная инженерия, то есть к наукам, изучающим проблемы формирования оптимального генофонда наций, совершенствования генотипа человека. Е.А. Кечина
(eugenics) — из учение человеческой наследственности, основанное Фрэнсисом Гальтоном ("Наследственный гений", 1870), которое привело его самого и его последователей к предложению о разработке селекционной политики (например, финансовой) для улучшения породы отговорить заводить детей наименее развитых в интеллектуальном отношении. Помимо более широких этичных соображений, такой подход утверждает наличие связи между наследственностью и интеллектуальными, а также культурными характеристиками, что до сих пор не было выявлено.