направление , ставящее целью улучшение человеческого рода путем создания препятствий для воспроизведения "неприспособленных" и, напротив , благоприятных условий для воспроизведения наиболее одаренных, то есть изучение условий, благоприятных для сохранения генетического качества человеческого рода. Слово и сама наука возникли недавно , однако уже в античности спартанский обычай заставлял очищать общество от плохо приспособленных детей. В прошлом веке Дарвин был сторонником сознательной евгеники, логически вытекающей из положения о «естественном отборе », или естественной евгеники. Евгеника основана на прочной биологической базе, однако ее практическая реализация (большей частью основанная на «стерилизации») затруднена: она представляет страшную опасность расширения коллективных полномочий по вопросу о так называемой евгенической эвтаназии, пример злоупотребления которой – нацизм , осужденный международным сообществом на Нюрнбергском процессе .
(греч. eugenes - благородный, хорошего рода ) - учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы, об условиях и законах наследования одаренности и таланта , о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям. Термин Е. был впервые введен английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном в конце 19 в., а основные положения Е. были сформулированы им в 1904. Основная задача Е., по Гальтону, - это изучение факторов, влияющих на улучшение наследственных качеств будущих поколений путем накопления "расой" полезных наследственных признаков. В Е. выделяются два основных направления: предотвращение рождения детей и ограничение рождаемости у людей с плохим генотипом и плохими наследственными качествами, а также поощрение рождаемости у групп людей, обладающих качествами, наиболее нужными обществу. Первую задачу предлагается решать путем пропаганды воздержания от рождений, больничной изоляции и стерилизации тех контингентов людей, иметь детей которым по их качествам нежелательно. (Как показывает практика , такие меры не дают желаемого результата). Вторая задача решается путем специального подбора брачных пар, применением искусственных методов для зачатия ребенка и т.п. (Эти меры пока также вряд ли приемлемы для большинства людей). Особый интерес к евгеническим идеям проявился в начале 20 в. с появлением и развитием генетики. В это время проводились различные конгрессы и съезды по Е., принимались евгенические программы, создавались евгенические общества и кафедры. Однако к началу 1920-х интерес к Е. упал. Из европейских стран только в Германии нацистами развивались идеи Е., принявшие там форму "расовой гигиены" и обосновывавшие политику геноцида , что в конечном итоге значительно дискредитировало Е. как науку. До сих пор вокруг термина Е. ведутся споры . Часть ученых, на пример , полагает, что основное содержание Е. со временем должно перейти к таким наука м как медицинская генетика , генетика человека, генная инженерия, то есть к наукам, изучающим проблемы формирования оптимального генофонда наций, совершенствования генотипа человека. Е.А. Кечина
(от греч. eugenes - благородный) - созданное Фрэнсисом Гальтоном и восходящее к "Государству" Платона учение об условиях , при которых рождается потомство, удачное по своим физическим и духовным признакам, и предотвращается рождение неудачного поколения.
(греч. eugenes—породистый) — учение о целях, средствах, путях и условиях достижения высшего качества наследственности человека . Ее задачи и принципы впервые были разработаны англ. биологом Ф. Гальтоном в книге “ Наследственность таланта , его законы и последствия” (1869). Сам термин “Е.” был предложен им в 1883. Независимо от Гальтона осн. идеи Е. были высказаны в систематической форме рус. медиком В. М. Флоринским в книге “Усовершенствование и вырождение человеческого рода ” (1886). Е. как учение о наследственном здоровье человека функционально делится на негативную Е., к-рая ставит цель бороться с наследственными болезнями, и позитивную Е., направленную на улучшение наследственных свойств " человека. Структурно в Е. различают естественнонаучную основу (законы генетики) и идеологическую надстройку (философско-социологическую концепцию человека). Через последнюю в Е. реализуются либо гуманные цели прогрессивных ученых, либо зачастую различные реакционные взгляды в форме расизма , фашизма , геноцида . Дифференциация и расчленение целостного, комплексного подхода Е. на отдельные задачи привели к образованию таких наук, как генетика человека, медицинская генетика, генетическая инженерия и др. Что же касается задач позитивной Е., то они, вероятно, могут быть решены лишь в далекой перспективе на основе концепции реального гуманизма , при наличии высокой социально-нравственной ответственности ученых.