- англ. activity; нем. Tatigkeit. Специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе , выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Д. - это процесс , включающий цель , средства и результат . Типы и формы Д. различаются по субъекту , объекту , функциям и целям (индивидуальная, обществ., производственная, идеологическая, полит., научная, культ . -воспитательная, воспроизводящая и творческая). См. АКТИВНОСТЬ .
- специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе , выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Д. - это процесс , включающий цель , средства и рез-т. Типы и формы Д. различаются по субъекту, объекту , функциям и целям: индивидуальная, обществ., производственная, идеологическая, полит., научная, культ урно-воспитательная, воспроизводящая и творческая (см. Активность ) .
- одно из базовых понятий классической философской традиции , отражающее акт взаимодействия целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и имманентных, объективных параметров бытия, с другой . В данном контексте в структуре Д. вычленяются объектная (предмет, продукт , орудия Д.) и субъектная (целеполагающий актор ) составляющие. В социологии понятие "Д." традиционно выступает синонимом термина " действие " , имплицитно фиксируя неопределенность природы человеческих действий в противоположность детерминизму структурных теорий. Социологические теории часто характеризуются в соответствии с тем, что в них рассматривается в качестве предмета исследований - Д. (действие) или структура ; именно в этом направлении и ведутся основные дебаты. Некоторые современные теоретики (как, например, П. Бурдье - ) вмешались в дискуссию, сознательно пытаясь преодолеть этот дуализм . Бурдье более всего известен в англоговорящем мире своими концепциями культ урного капитала и обычаев, хотя его многочисленные книги и статьи содержат также развернутую теорию социального порядка . Последняя сосредоточивает внимание на воспроизводстве современной культуры посредством дифференцированного распределения знания через образовательные институты . Бурдье выступал за конструктивистский подход в социологии, преодоление как тяготения к анализу сущностей, так и попыток анализировать на уровне здравого смысла. Убеждение в том, что объективный и субъективный аспекты социальной жизни неизбежно взаимосвязаны, заставляет его сделать вызов дуализму - "макро-" против "микро-" и "структура" против "деятельности" - "Очерк теории практики" (1977), "Распознавание" (1984), "Гомо Академикус" (1988), "Другими словами" (1990), " Логика практики" (1990), "Ремесло социологии" (1991). Очевидно, эти различные тексты пока еще не формируют систематического социологического проекта и еще в меньшей мере решают проблему дуализма "структура" против "деятельности". Однако его аргументация успешно разрабатывается его современниками, среди которых известен Р. Брубакер ("Переосмысление классической теории: Социологический взгляд Пьера Бурдье" в кн. " Теория и общество " , 1985). Подобным же образом американский социолог Дж. Александер доказывает многомерность социологии, совмещая метафизический и эмпирический аспекты, индивидуальный волевой акт и коллективное превосходство, нормативное и инструментальное действие, что нашло отражение в его четырехтомном издании "Теоретическая логика в социологии" (1984). Он утверждает также, что Т. Парсонс вплотную подошел к достижению этого синтеза, - ближе, чем какой-либо другой социолог-теоретик. Г.Н. Соколова
(action) — 1. Вид или виды социальной деятельности, поведения, например, профсоюза либо государства, а также индивидуума. 2. (В противоположность поведению см. также бихевиоризм ) — вид или виды индивидуальной социальной деятельности, которая является не просто результат ом биологического рефлекса, а преднамеренной, целенаправленной, включающей в себя разумное целеполагание . По Веберу, значимая социальная деятельность состоит из каких-либо видов деятельности. Ею руководит субъективное осмысление, и она направлена на других. Для символического интеракциониста, типа блумера (1969), именно это, а не просто реакция — главное отличие человеческой деятельности (см. Теория социального действия ) . Символический интеракционизм ; МИД). См. также Типы социальной деятельности . Социологи разделились в вопросе о том, как объяснить социальную действительность, — ссылками на индивидуальную осознанную деятельность (см. Теория социального действия; Методологический индивидуализм ; Значимое понимание и значимое объяснение ) или в качестве производной от социальной структуры (см. Структурализм ) . Имеются и социологи (см. Социальная феноменология ; Этнометодология ; Шюц; Гарфинкель), которые считают, что ни теоретики деятельности, ни структуралисты не сумели показать действительный путь образования ценностей у акторов. Дебаты о социальной деятельности в подобных терминах занимают одно из наиболее центральных место в современной социологии. Предпринимались различные попытки примирить теорию социального действия со структуралистскими постулатами (см. Пар-соне; Теория структур; Структура и воля ; Гидденс ) . Хотя согласие пока не достигнуто, растущее признание получает следующая идея: социологическое исследование должно быть обращено и к деятельности, и к структуре, (см. Дуальность структуры ) .