Что такое Развитие? Значение слова Развитие в социологическом словаре

1) Развитие - - англ. development; нем. Entwicklung. 1. Индивидуальное Р. ( онтогенез )  - проявляющееся в совокупности последовательных морфол., физиол., биохимических изменений, происходящих в организме  с момента его зарождения до конца жизни. 2. Историческое Р. ( филогенез )  - Р. организмов (видов, родов, семейств и т. д.) и органического мира в целом на протяжении всего периода  существования жизни на Земле. 3. Движение  от низшего к высшему по восходящей линии, движение от старого качественного состояния к новому, более высокому, процесс  обновления, рождения нового, отмирания старого. 4. Необратимое направленное закономерное изменение  объектов, в результате к-рого возникает их новое качественное состояние .  См. ПРОГРЕСС ,  РЕГРЕСС .  5. Степень сознательности, просвещенности, культурности.

2) Развитие - - 1. Индивидуальное Р. (онтогенез) - проявляющееся в совокупности последовательных морфолог., физиол., биохимич. изменений, происходящих в организме с момента его зарождения до конца жизни. 2. Историч. Р. (филогенез) - Р. организмов (видов, родов, семейств и т. д.) и органич. мира в целом на протяжении всего периода существования жизни на Земле. 3. Движение от низшего к высшему по восходящей линии, движение от старого качественного состояния к новому, более высокому, процесс  обновления, рождения нового, отмирания старого. 4. Необратимое направленное закономерное изменение  материальных и идеальных объектов, в рез-те к-рого возникает их новое качественное состояние. 5. Степень сознательности, просвещенности, культурности.

3) Развитие - - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы  изменений, Р. предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Р. тесно связаны с пониманием  процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений. В социологии первоначальное осознание процессуальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом гегелевского принципа  единства логического и исторического. Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу. Само общество  описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи Р.: 1) организмической [линия Спенсера , в которой уже разделялась структура  как строение ( форма )  целого, и функция  - как способы деятельности и трансформации целого]; 2) системной [линия Дюркгейма с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса и функциональным структурализмом Мертона - ]; 3) системно-процессуальной [линия Сорокина , введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта  или системы]; 4) альтернативных (по отношению к предыдушим) моделях [линия символического интеракционизма  (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье ( анализ  взаимодействующих социокультурных полей]; 5) цивилизационной (линия А. Тойнби и О. Шпенглера - локализация разных типов Р. в самодостаточных социокультурных целостностях); 6) стадиальной (линия Маркса - Р. как смена способов производства, конституирующих особые целостности - общественно-экономические формации). Проблема  Р. связывается в этих моделях с цикличностью или направленностью (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений; с их одно- или многовекторностью (факторностью в "теории факторов"); с их однозначной (естественно-исторической) предзаданностью или возможностью альтернатив; с эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений; с мерой их "искусственности" (организуемости) и "естественности". Все эти дихотомии синтезируются в основополагающей проблеме любой теории Р. - критериях оценки  качества изменений (дополнительная задача - понимание самого этого качества). Часть моделей связывает Р. с идеей прогресса  - эволюционным или революционным, линеарным или нелинеарным приращением качества. Это порождает проблемы: выбора критериев (прогресс разума ,  технический прогресс и т.п.); обоснования их безусловности и "нулевой" (исходной) точки отсчета; применимости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и т.д.); определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть "последствия" Р.; универсальности данного типа Р. для иных социокультурных систем и т.д. Таким образом, понятие  прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и фундирующим идеологические концепции. Другая часть моделей пытается избегать отождествления Р. с прогрессом и задавать формальные основания Р. и критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах Р. как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности. Тогда Р. во многом отождествляется с процессуальной изменчивостью и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей, связанных, как правило ,  с их переструктурацией функциональным и (или) смысловым переопределением, меняющим вектора  изменений. Одна из первых попыток задания формальных критериев Р., нашедшая в дальнейшем широкую поддержку и породившая целый ряд переинтерпретаций, связана с идеей Спенсера о Р. как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В этом же смысле можно трактовать идею Поппера об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии Р. в закрытых и открытых социокультурных системах  и задает общую линию изменений - от структур закрытого типа к открытым. Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа, и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов Р. Культурология конца 20 в. активно разрабатывает дополнительную к формальному типу задания понятия Р. идею полифоничности и многомерности Р., а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных обществах. Особые области в современных анализах Р. - концепции модернизации и социокультурных трансформаций. В.Л. Абушенко

4) Развитие - (development) - см. Экономическое и социальное развитие ;  Детское развитие . 

Развитие

- англ. development; нем. Entwicklung. 1. Индивидуальное Р. ( онтогенез )  - проявляющееся в совокупности последовательных морфол., физиол., биохимических изменений, происходящих в организме  с момента его зарождения до конца жизни. 2. Историческое Р. ( филогенез )  - Р. организмов ( видов , родов, семейств и т. д.) и органического мира в целом на протяжении всего периода  существования жизни на Земле. 3. Движение  от низшего к высшему по восходящей линии, движение от старого качественного состояния к новому, более высокому, процесс  обновления, рождения нового, отмирания старого. 4. Необратимое направленное закономерное изменение  объектов, в результате к-рого возникает их новое качественное состояние .  См. ПРОГРЕСС ,  РЕГРЕСС .  5. Степень сознательности, просвещенности, культурности.

- 1. Индивидуальное Р. ( онтогенез ) - проявляющееся в совокупности последовательных морфолог., физиол., биохимич. изменений, происходящих в организме с момента его зарождения до конца жизни. 2. Историч. Р. ( филогенез ) - Р. организмов ( видов , родов, семейств и т. д.) и органич. мира в целом на протяжении всего периода существования жизни на Земле. 3. Движение от низшего к высшему по восходящей линии, движение от старого качественного состояния к новому, более высокому, процесс  обновления, рождения нового, отмирания старого. 4. Необратимое направленное закономерное изменение  материальных и идеальных объектов, в рез-те к-рого возникает их новое качественное состояние . 5. Степень сознательности, просвещенности, культурности.

- характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процесс ы  изменений, Р. предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Р. тесно связаны с пониманием  процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений. В социологии первоначальное осознание процессуальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом гегелевского принципа  единства логического и исторического. Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу. Само общество  описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи Р.: 1) организмической [линия Спенсера , в которой уже разделялась структура  как строение ( форма )  целого, и функция  - как способы деятельности и трансформации целого]; 2) системной [линия Дюркгейма с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса и функциональным структурализмом Мертона - ]; 3) системно-процессуальной [линия Сорокина , введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта  или системы]; 4) альтернативных (по отношению к предыдушим) моделях [линия символического интеракционизма  (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье ( анализ  взаимодействующих социокультурных полей]; 5) цивилизационной (линия А. Тойнби и О. Шпенглера - локализация разных типов Р. в самодостаточных социокультурных целостностях); 6) стадиальной (линия Маркса - Р. как смена способов производства, конституирующих особые целостности - общественно-экономические формации). Проблема  Р. связывается в этих моделях с цикличностью или направленностью (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений; с их одно- или многовекторностью (факторностью в "теории факторов"); с их однозначной (естественно-исторической) предзаданностью или возможностью альтернатив; с эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений; с мерой их "искусственности" (организуемости) и "естественности". Все эти дихотомии синтезируются в основополагающей проблеме любой теории Р. - критериях оценки  качества изменений (дополнительная задача - понимание самого этого качества). Часть моделей связывает Р. с идеей прогресс а  - эволюционным или революционным, линеарным или нелинеарным приращением качества. Это порождает проблемы: выбора критериев (прогресс разума ,  технический прогресс и т.п.); обоснования их безусловности и "нулевой" (исходной) точки отсчета; применимости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и т.д.); определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть "последствия" Р.; универсальности данного типа Р. для иных социокультурных систем и т.д. Таким образом, понятие  прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и фундирующим идеологические концепции. Другая часть моделей пытается избегать отождествления Р. с прогрессом и задавать формальные основания Р. и критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах Р. как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности. Тогда Р. во многом отождествляется с процессуальной изменчивостью и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей, связанных, как правило ,  с их переструктурацией функциональным и (или) смысловым переопределением, меняющим вектора  изменений. Одна из первых попыток задания формальных критериев Р., нашедшая в дальнейшем широкую поддержку и породившая целый ряд переинтерпретаций, связана с идеей Спенсера о Р. как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В этом же смысле можно трактовать идею Поппера об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии Р. в закрытых и открытых социокультурных системах  и задает общую линию изменений - от структур закрытого типа к открытым. Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа, и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов Р. Культурология конца 20 в. активно разрабатывает дополнительную к формальному типу задания понятия Р. идею полифоничности и многомерности Р., а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных обществах. Особые области в современных анализах Р. - концепции модернизации и социокультурных трансформаций. В.Л. Абушенко

(development) - см. Экономическое и социальное развитие ;  Детское развитие . 

Значение слова Развитие в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Работники - – лица, работающие по трудовому договору  (контракту), подчиняющиеся ...
  • Реабилитация - – процесс  восстановления оптимального состояния здоровья, психологического и ...
  • Распространенность - (prevalence) — отношение  числа лиц, у которых на ...
  • Ремиссия - – прекращение употребления психоактивных веществ, исчезновение симптомов зависимости. ...
  • Революция - тотальное изменение  всех сторон жизнедеятельности общества. ...
  • Разводимость - процесс  распадения супружеских пар в одном поколении ...
  • Рождаемость - процесс  деторождения в совокупности людей, составляющих поколение ...
  • Район - англ. region; нем. Rayon/ Gebiet. 1. Местность, ...
  • Разоружение - англ. disarmament; нем. Abrustung. Система  международных мер, ...
  • Раздражитель - англ. irritant; нем. Erreger/Stimulus. Фактор ,  вызывающий ...
  • Рационализм - англ. rationalism; нем. Rationalismus. 1. Филос. направление, противопоставляющее ...
  • Ратификация - (от лат. ratus утвержденный и facio делаю) ...
  • Расценка - англ. valuation; нем. Abschatzung. 1. Элемент  системы оплаты ...
  • Рассуждение - англ. reasoning; нем. Erwagung /Uberlegung. Система  умозаключений, изложенных ...
  • Взаимодействие - категория ,  отражающая процессы  взаимодействия субъектов друг ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари