(от греч . han"sma - божественный дар) - англ. charisma; нем. Charisma. 1. Дар, исключительная одаренность . 2. В религиозном сознании - мистическое свойство , ниспосланное свыше и выделяющее его обладателей из массы верующих.
( греч . harisma - божественный дар, благодать) - в католической теологии X. означает исключительный духовный дар, ниспосылаемый Богом к.-л. ради блага Церкви (пророческий дар святых, "непогрешимость" папы и др.). В социологию термин введен Э. Трельчем и анализировался М. Вебером в его концепции идеальных типов господства. Соц.-психологич. анализ харизматического лидерства был продолжен в последующих социологич. исследованиях, в частности в рамках психоаналитич. ориентации в социологии, где предпринимались попытки изучения бессознательных механизмов связи масс с вождями. Существенную роль сыграли в этом плане также исследователи тоталитарных режимов. С.А. Эфиров.
- власть или влияние , основанные на исключительных качествах личности - мудрости, героизме, "святости".
(божий дар, благодать) – особое духовное свойство (пророческий дар и т.п.), позволяющее оказывать влияние на большие массы людей. В социологии этот термин использовался Вебером для анализа одного из трех типов легитимного господства - харизматического. Он основан на исключительных качествах, приписываемых лидеру, на преимущественно эмоциональной связи вождя и масс, слепой вере в вождя и бездумном следовании за ним. Это позволяет вождю выходить за пределы правового и институционального порядка и вводить новые нормативные правила. Харизматическое лидерство несет с собой значительный динамический и даже революционный потенциал , но обычно кратковременно и, по Веберу, достаточно быстро происходит " рутинизация харизмы " и возврат к традиционной либо легально-рациональной форме господства.
– свойство некоторых лидеров внушать своим последователям веру в их сверхчеловеческие способности.
( греч . charisma - божественный дар, благодать, милость) - наделенность (во мнении определенного круга приверженцев или последователей) какого-либо лица (харизматического лидера - политического деятеля, проповедника, пророка ) , института , символа или совокупности действий свойствами исключительности, выделенности, сверхъестественности, непогрешимости или святости. Качество Х. традиционно полагается не столько приобретаемым, сколько даруемым природой либо "потусторонними", мистическими силами. Термин Х. был впервые употреблен в социологических концепциях Трельча и М. Вебера , у которого Х. анализировалась в концепции идеальных типов господства (легальное, традиционное, харизматическое). У Вебера харизматическое господство базируется на аффективном типе социального действия и предполагает авторитет харизматического лидера, постоянно вынужденного заботиться о своей Х. В организациях , построенных по принципу Х., уход лидера практически всегда сопровождается крушением движения в целом. В социологии харизматические социальные группы нередко даже выделяются в особый разряд социальных групп (либо в контексте вычленения только целевых и референтных социальных групп традиционно относят к первым), т.к. их основным конституирующим признаком является личная преданность вождю (лидеру). Представление о Х. как о силе благодати, исходящей от духов или богов, присуще многим религиям . В ранней христианской традиции Х. - содействие, ниспосылаемое Святым Духом избранным людям ("дар" проповеди, чудотворения, пророчества и т.д.). После конституирования церковных организаций учение о Х. было детально разработано богословами в качестве одного из главных пунктов христианского вероучения: постулировалось, что человек как существо греховное склонен ко злу и без наделения Х. для него нет и быть не может спасения и блаженства. Считалось, что Х. дается верующим через церковь , через духовенство, через таинства. Утверждалось, что духовенство наделено особой благодатью - священством, которым может быть наделен истинно верующий . Идея о таинстве священства сформировалась в ходе разделения христианских общин на "клир" и "мирян": сословие духовенства было наделено даром посредничества между рядовыми верующими и Богом. Светские идеологии религиозного типа ( культы личности, партии, класса , народа и т.п.) заимствовали представления о Х.: харизматическим вождем может выступать особо влиятельный писатель, политик, философ и т.д. (По Г. Гегелю, существующий порядок вещей может быть опровергнут "всемирно-историческими индивидуумами", И. Кант осуждал Х. человека как противоречащую религиозной морали, Ф. Ницше полагал регулярное появление в мире людей - носителей Х. - абсолютно необходимым для человечества.) А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко