Что такое Харизма? Значение слова Харизма в политическом словаре

1) Харизма - (греч. charisma - благодать, божественный дар) - одна из форм политического господства, которая характеризуется отношением к политическому лидеру как высшему, сверхъестественному существу. Харизматической легитимностью обладают лидеры со способностями, выходящими за рамки обычных, которые, как правило, выполняют функции пророков, вождей или реформаторов. Термин " харизма " в политологию и социологию ввел М. Вебер. Данное понятие сформировалось в результате анализа основных типов политического господства и наряду с харизматическим способом господства выделил традиционный и рациональный. Харизматический тип политика встречается обычно там, где власть обожествлена. Это характерно для стран, где власть и религия сливаются. Например, в древности такую форму можно найти в Египте, в XX в. - в царской России. Часто отношения харизматического типа возникают в обществе переходного типа. Различные политические преобразования в виде реформ и революций всегда связаны с деятельностью инициаторов - пассионариев, людей, которые осознают актуальные противоречия в обществе, ставят цели по их разрешению и добиваются их реализации. Чтобы воплотить политические идеи в реальность, необходимы сторонники для организации преобразований. Как правило, они рискуют своей головой, участвуя в оппозиционной борьбе. Лидер обязан их убедить в правоте дела и повести за собой. Поскольку преобразование в обществе всегда преследует цель улучшения социального бытия в той или иной форме, в лидера верят массы людей. Харизматических лидеров еще и любят, в них видят великих деятелей или святых. Подобные отношения характерны для "слаборазвитых" стран, где способ жизни "догоняющий" и невозможен без самопожертвования, которое легче всего вызывается харизматическими лидерами. Для стран с харизматическими отношениями характерна низкая политическая культура . Они близки к культу личности вождя. В России харизмой обладали Пётр I, Ленин, Сталин.

2) Харизма - - наделение личности, приписывание ей способностей и качеств, вызывающих преклонение перед ней, безоговорочную веру в ее возможности и, как следствие, готовность к беспрекословному следованию, подчинению ей. Явление харизмы чаще возникает в особо сложных и экстремальных социально-политических, исторических обстоятельствах. Основано на эффектах психического внушения и заражения, механизмы которых трудно поддаются исследованию. (Косолапов Н.А., с.106)

3) Харизма - (от греч. charisme - божественная благодать, дар) - исключительные свойства, которыми наделяется лидер в глазах своих почитателей.

4) Харизма - - особый тип легитимности, организации власти и лидерства, основанный на исключительных свойствах индивида , позволяющих ему осуществлять функцию пророка, вождя или реформатора. Харизма связана с периодом резких общественных перемен - революций, войн, крупных социальных реформ, с ростом внушаемости широких масс.

5) Харизма - (гр. charisma божественный дар) - экстраординарная способность, свойство, качество индивида , выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой. Харизматический тип господства впервые был описан Р. Зомом в работе, посвященной анализу церковного права древнехристианских общин. Понятие "X." играет важнейшую роль в социологии М. Вебера. Если для Зома X. - это мистический дар, то для М. Вебера - сверхъестественные свойства личности, позволяющие ей подчинить себе массы . X., по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки, выдающиеся политики, основатели мировых религий (Будда, Иисус Христос, Магомет), великие завоеватели (Александр Македонский, Цезарь, Наполеон). Харизматический лидер современности, согласно Веберу, - это политик- демагог , который любыми путями добивается доверия масс, указывая им цели действия. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса . Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, которые приписывают вождям необыкновенные свойства. При этом вождями могут быть пророки или герои, волшебники или демагоги, врачи или шарлатаны и даже предводители бандитских шаек. Вождь-харизматик всегда стремится подорвать основы существующего порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал X. как "великую , революционную силу", существовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ. Источником личной преданности харизматическому лидеру является не традиция и не признание формального права вождя, а эмоционально окрашенная вера в его X. и преданность ей. Такая вера - основа легитимности лидера-харизматика. Именно поэтому он должен постоянно заботиться о сохранении своей X. и доказывать ее существование. Для поддержания X. необходимы регулярные "великие" деяния вождя, приносящие крупный успех, победу, эпохальные и "судьбоносные" решения и т.п. Как только они иссякают, так сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и основа харизматического господства. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или бюрократическое, происходит "рутинизация X.". В последние десятилетия в политической науке возрождается интерес к концепции X. Стимулом обращения к ней стали реальные процессы: рост влияния религии в разных странах мира, религиозный экстремизм , исламская революция в Иране (1979), переход от тоталитаризма ( авторитаризма ) демократии в странах Восточной Европы и СССР. А. М. Гантер выделяет шесть основных характеристик, присущих харизматическому лидеру: 1) "обмен энергией", или умение воздействовать на людей эмоционально, способность заряжать энергией окружающих; 2) "завораживающая внешность", или образ , вызывающий симпатии массы; 3) "хорошие риторические способности и некоторый артистизм", или выдающиеся коммуникативные способности, искусство и дар увлекать своими выступлениями большие скопления людей; 4) "положительное восприятие восхищения своей персоной", или состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества; 5) "независимость характера", проявляющаяся в способности полагаться только на себя; 6) "достойная и уверенная манера держаться", или имидж сильного человека, способного добиваться великих целей.

Харизма

( греч . charisma - благодать , божественный дар) - одна из форм политического господства , которая характеризуется отношением к политическому лидеру как высшему, сверхъестественному существу. Харизматической легитимностью обладают лидеры со способ ностями, выходящими за рамки обычных, которые, как правило , выполняют функции пророков, вождей или реформаторов. Термин " харизма " в политологию и социологию ввел М. Вебер . Данное понятие сформировалось в результате анализа основных типов политического господства и наряду с харизматическим способом господства выделил традиционный и рациональный . Харизматический тип политика встречается обычно там, где власть обожествлена. Это характерно для стран, где власть и религия сливаются. Например , в древности такую форму можно найти в Египте, в XX в. - в царской России. Часто отношения харизматического типа возникают в обществе переходного типа. Различные политические преобразования в виде реформ и революций всегда связаны с деятельностью инициаторов - пассионариев, людей, которые осознают актуальные противоречия в обществе, ставят цели по их разрешению и добиваются их реализации. Чтобы воплотить политические идеи в реальность , необходимы сторонники для организации преобразований. Как правило, они рискуют своей головой, участвуя в оппозиционной борьбе. Лидер обязан их убедить в правоте дела и повести за собой . Поскольку преобразование в обществе всегда преследует цель улучшения социального бытия в той или иной форме, в лидера верят массы людей. Харизматических лидеров еще и любят, в них видят великих деятелей или святых. Подобные отношения характерны для "слаборазвитых" стран, где способ жизни "догоняющий" и невозможен без самопожертвования, которое легче всего вызывается харизматическими лидерами. Для стран с харизматическими отношениями характерна низкая политическая культура . Они близки к культу личности вождя. В России харизмой обладали Пётр I, Ленин , Сталин .

- наделение личности, приписывание ей способ ностей и качеств, вызывающих преклонение перед ней, безоговорочную веру в ее воз можно сти и, как следствие, готовность к беспрекословному следованию, подчинению ей. Явление харизмы чаще возникает в особо сложных и экстремальных социально-политических, исторических обстоятельствах. Основано на эффектах психического внушения и заражения, механизмы которых трудно поддаются исследованию. (Косолапов Н.А., с.106)

(от греч . charisme - божественная благодать , дар) - исключительные свойства, которыми наделяется лидер в глазах своих почитателей.

- особый тип легитимности, организации власти и лидер ства, основанный на исключительных свойствах индивида , позволяющих ему осуществлять функцию пророка, вождя или реформатора. Харизма связана с периодом резких общественных перемен - революций, войн, крупных социальных реформ, с ростом внушаемости широких масс.

(гр. charisma божественный дар) - экстраординарная способ ность, свойство, качество индивида , выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой. Харизматический тип господства впервые был описан Р. Зомом в работе, посвященной анализу церковного права древнехристианских общин. Понятие "X." играет важнейшую роль в социологии М. Вебер а. Если для Зома X. - это мистический дар, то для М. Вебера - сверхъестественные свойства личности, позволяющие ей подчинить себе массы . X., по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки, выдающиеся политики, основатели мировых религий (Будда, Иисус Христос, Магомет), великие завоеватели (Александр Македонский, Цезарь, Наполеон). Харизматический лидер современности, согласно Веберу, - это политик- демагог , который любыми путями добивается доверия масс, указывая им цели действия. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса . Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, которые приписывают вождям необыкновенные свойства. При этом вождями могут быть пророки или герои, волшебники или демагоги, врачи или шарлатаны и даже предводители бандитских шаек. Вождь-харизматик всегда стремится подорвать основы существующего порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал X. как "великую , революционную силу", существовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ. Источником личной преданности харизматическому лидеру является не традиция и не признание формального права вождя, а эмоционально окрашенная вера в его X. и преданность ей. Такая вера - основа легитимности лидера-харизматика. Именно поэтому он должен постоянно заботиться о сохранении своей X. и доказывать ее существование. Для поддержания X. необходимы регулярные "великие" деяния вождя, приносящие крупный успех, победу, эпохальные и "судьбоносные" решения и т.п. Как только они иссякают, так сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и основа харизматического господства. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или бюрократическое, происходит "рутинизация X.". В последние десятилетия в политической науке возрождается интерес к концепции X. Стимулом обращения к ней стали реальные процессы: рост влияния религии в разных странах мира, религиозный экстремизм , исламская революция в Иране (1979), переход от тоталитаризма ( авторитаризма ) демократии в странах Восточной Европы и СССР. А. М. Гантер выделяет шесть основных характеристик, присущих харизматическому лидеру: 1) "обмен энергией", или умение воздействовать на людей эмоционально, способность заряжать энергией окружающих; 2) "завораживающая внешность", или образ , вызывающий симпатии массы; 3) "хорошие риторические способности и некоторый артистизм", или выдающиеся коммуникативные способности, искусство и дар увлекать своими выступлениями большие скопления людей; 4) "положительное восприятие восхищения своей персоной", или состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества; 5) "независимость характера", проявляющаяся в способности полагаться только на себя; 6) "достойная и уверенная манера держаться", или имидж сильного человека, способного добиваться великих целей.

Значение слова Харизма в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Хунта - 1) Название общественнополитических организаций, объединений, собраний и т. ...
  • Хронология - 1) Вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся установлением точных дат ...
  • Химера - (Перен.) странная, необоснованная и несбыточная мечта; фантазия. ...
  • Харакири - Вид самоубийства (путем вспарывания живота кинжалом), принятый в ...
  • Ханжа - Притворнонабожный, лицемернодобродетельный человек; подлый лицемер. ...
  • Хунта - (исп. unta букв, собрание, объединение) 1) название ...
  • Хилиазм - (гр. chilioi тысяча) вера в тысячелетнее счастливое ...
  • Формализм - 1) Направление в искусстве и других отраслях человеческой ...
  • Фолькетинг - Однопалатный парламент в Дании. ...
  • Фильтрация - (Перен.) проверка, отбор. ...
  • Филиппика - Гневная обличительная речь, выступление против кого либо. ...
  • Фикция - Выдумка, вымысел, нечто несуществующее, мнимое. ...
  • Фигляр - Шут, скоморох, фокусник; человек, стремящийся привлечь к себе ...
  • Фетишизм - Религиозное поклонение неодушевленному предмету фетишу напр. изображению ...
  • Манифест - ( лат. manifestos явный) 1) торжественный акт, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари