Что такое Бихевиоризм? Значение слова Бихевиоризм в социологическом словаре

1) Бихевиоризм - (от англ. behaviour - поведение )  - англ. behaviourism; нем. Behaviourismus. Исследовательское направление в современной психологии, соц. психологии, социологии, заключающееся в изучении объективными методами отношений между воздействиями среды и реакциями человека  и животных по схеме " стимул  - реакция " ; предметом исследования считается наблюдаемое поведение, отвергается интроспекцияинтерпретация  и др. субъективные методы .  См. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ ,  НЕОБИХЕВИОРИЗМ ,  РЕДУКЦИОНИЗМ ,  РЕФЛЕКСОЛОГИЯ . 

2) Бихевиоризм - (от англ. behaviour - поведение )  - одно из ведущих направлений в амер. психологии, возникшее на рубеже XIX-XX вв. в рез-те кризиса интроспективной психологии сознания. Предметом своего исследования полагает поведение, к-рое рассматривает как совокупность  реакций организма на воздействия среды ( стимулы ) . В качестве основного метода  использует описание ,  регистрацию и измерение  внешних проявлений поведения в контролируемых условиях, при этом собственно психич. явления ( восприятие ,  представление, мышление и др.) и их нейрофизиологич. субстрат выносятся за пределы исследования. Филос. основания Б. - позитивизм  и неореализм; экспериментальная основа - исследования поведения животных. Термин  и первая программа  Б. предложены Дж. Уотсоном (1913). Подчеркивая необходимость внешней детерминации поведения и объективность  метода его изучения, Б. содействовал выработке более адекватных теоретич. представлений психологии, расширению ее экспериментальной базы и решению нек-рых практич. задач. Однако и принцип   детерминизма ,  и объективный  метод трактовались бихевиористами очень узко, односторонне. Прямая связь между стимулом и реакцией абсолютизировалась и рассматривалась как универсальный объяснительный принцип. Попытки преодолеть ограниченность схемы "стимул - реакция " путем включения в нее дополнительного звена - "промежуточных переменных" (Э. Толмен, К. Халл) или "оперантного подкрепления" (Б. Скиннер) - сохранили главный порок Б. - механистич. понимание  человека и его поведения. Б. оказал значительное влияние  на все отрасли знания, связанные с изучением человека .  В социологии оно выразилось в появлении "соц. Б." (Дж. Ландберг), впитавшего в себя основные идеи, методы и термины Б. Применяя схему "стимул - реакция" к анализу  поведения личности и малых групп, соц. Б. игнорирует природу и роль  не только индивидуального, но и обществ. (группового) сознания. Лит.: Уотсон Д.Б. Психология  как наука  о поведении. М. - Л., 1926; Ярошевский М.Г. История  психологии. М., 1966; Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие  и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974; Tol-man E.C. Purposive behaviour in animals and men. N.Y., 1932; Hull C.L. Principles of behaviour. N.Y.; 1943; Skinner B.F. Verbal behaviour. L., 1957; Lundberg G. Sociology. N.Y. 1968; ltman I. The environment and social behaviour. Monterey (Cal.), 1975; Collett R. Social rubs and social behaviour. Oxford, 1977. B.A. Барабанщиков

3) Бихевиоризм - направление в современной социологии, психологии, социальной психологии, согласно которому социальное  поведение человека  является реакцией на различные внешние стимулы  и раздражители. В основе бихевиористских исследований социального поведения лежит схема  «стимул -реакция». При этом представителями социального бихевиоризма  игнорируется роль  как индивидуального, так и социального начала.

4) Бихевиоризм - - направление в методологии социальных наук первой половины ХХ века, представители которого считали, что предметом исследования должно выступать не сознание ,  а поведение ,  понимаемое как совокупность  двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия ( стимулы )  внешней среды.

5) Бихевиоризм - (англ. behaviour - поведение )  - одно из ведущих направлений в психологии конца 19 - начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой "поведенческой" парадигмы в социологии - наряду с работами Тарда , Лебона и др. по формам  коллективного поведения и психологическим эволюционизмом Уорда , Гиддингса   и др., - т.е. психологического направления в социологии. Родоначальником Б. считается Э. Торндайк. Программа  Б. и сам термин  были впервые предложены Дж. Б. Уотсоном (1913). На формирование научных основ Б. большое влияние  оказали работы И. Павлова и В. Бехтерева. Классиком социальной версии Б. является Б. Скиннер . В основе Б. лежит понимание  поведения человека  как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействия ( стимулы )  внешней среды. Общеметодологической предпосылкой Б. явились принципы  философии позитивизма ,  согласно которым наука  должна описывать и анализировать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда основной тезис Б.: психология  (и социология )  изучает внешнефиксируемое поведение, а не сознание ,  которое в принципе непосредственно не наблюдаемо. Нововведение  же в Б. понимается как совокупность  связей, сводимых к схеме "стимул- реакция " . В качестве объясняющей подход  Б. может быть использована выработанная позднее в кибернетике обобщенная схема  "черного ящика", предполагающая фиксацию сигнала "на входе" и "на выходе", и отвлечение от процессов, происходящих "внутри". Изначально Б. экстраполировал на социальную жизнь  механизмы условных рефлексов, выявленные на основе экспериментальных исследований психики животных. Согласно Б., у человека имеется набор врожденных схем поведения, которые "достраиваются" в процессе  научения вырабатываемыми сложными навыками, постоянно психологически подкрепляемыми в сложившихся стратегиях поведения и институционально контролируемыми. Адекватность  реакции на стимул определяется в ходе многократных проб и ошибок. Найденная адекватная реакция закрепляется подкрепляемым повторением, автоматизирующим и включающим ее в постоянный поведенческий "репертуар" (" закон  упражнения"). Закрепление реакции в "репертуаре" порождает тенденцию к ее воспроизведению в соответствующих типах ситуаций ("закон эффекта " ). Период наивысшего развития Б. в его классической форме приходится на начало 1920-х, когда его подходы получили развитие  в антропологии, педагогике, а главное - в социологии. Однако бихевиористы, по сути редуцируя социальное  к психическому, а то, в свою очередь, к условно-рефлекторному уровню психики и к ее физиологическим основам, в итоге "встретились с непреодолимыми препятствиями на пути объяснения и интерпретации социальных явлений в терминах этой биологической дисциплины" (П. Сорокин - ). Поворот к объективному изучению психики, разработка новых методик эксперимента ,  широкое привлечение в психологию математических средств составили сильную сторону Б. Однако устранение из психологии (а следовательно и социологии) таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля  и т.д., игнорирование социальной природы психики, примитивизация поведения человека дали повод для серьезной критики Б. (фрейдизм, гештальтпсихология, Л. Выготский, С. Рубинштейн, Ж. Пиаже и др.). Результатом потери популярности Б. и попыткой самообновления стал необихевиоризм ,  возникший к 1930-м (работы К. Халла и Э. Толмена). В схему "стимул-реакция" было введено промежуточное звено - совокупность познавательных и побудительных факторов, - позволяющее анализировать регулятивные механизмы поведения. В социологии схема необихевиоризма созвучна принципам коррелятивного анализа  в функционализме  (независимая, латентная и зависимая переменные) как позволяющего описать реальную сеть социальных взаимодействий и взаимоотношений. То же можно сказать о различных вариантах теорий "социальных ролей". Наибольшее же влияние бихевиористские идеи оказали на теорию социального обмена  Блау и, особенно, Хоманса . Как " социальный  Б." определял свою позицию Дж.Г. Мид , хотя он существенно дистанцировался от идей Б. В.Л. Абушенко

6) Бихевиоризм - (behaviourism) — 1. Школа в психологии, главная заповедь которой состоит в том, что ее предметом является только наблюдаемое поведение .  2. Изучение, главным образом в ходе экспериментов над животными, принципов обучения (называемых также образованием  условных рефлексов) и использование этих принципов для познания и управления поведением человека .  3. { Философия ,  например, Райл " Понятие  разума", 1949) концепция ,  согласно которой "умственные понятия могут анализироваться в терминах открытых действий и высказываний" (Флу, 1979). По Райлу, смыслу 1 ошибочно присваивается исключительность умственного и физического, Дуализма  разума и тела. Бихевиоризм  как школа психологии был основан в США Э.Л. Торн-дайком (1911), разработавшим Закон   эффекта  — вознаграждаемое поведение имеет тенденцию к повторяемости, а не вознаграждаемое — к прекращению. Почти в то же самое время  в России И. Павлов (1846—1936) исследовал условные рефлексы. Его эксперименты  привели к формулировке теории классического образования условных рефлексов (Павлов, 1911). Наиболее влиятельным и плодовитым бихевиористом, однако, является Б.Ф. Скиннер (1904—1990). Его имя стало почти синонимом бихевиоризма, и он изобрел блок  Скиннера — прибор, обеспечивающий управляемую среду для исследования обучения животных ( оперантное образование условных рефлексов ) . В школе психологии наблюдаемое поведение может включать в себя и устное поведение, выражаемое мыслями. Тем не менее бихевиористы прежде всего предпочитают игнорировать умственные функции или эффект организма на стимул  (S) и ответ (R). Только S и R способны контролироваться и измеряться, а следовательно — изучаться. Чтобы точно исследовать принципы  обучения, поведение должно быть простым, а процедуры — этически приемлемыми. Это предполагало сосредоточение на экспериментах над животными, нередко в управляемой среде блока Скиннера, где обычно наблюдалась реакция  крыс или голубей на S (с помощью рычага или диска) и R (нажатием или бросанием) при различных режимах стимулирования (использование пищевых шариков). Такие работы пополнили багаж знаний об обстоятельствах, при которых происходит образование условных рефлексов ,  и о переменных, воздействующих на их силу и применение. Эти идеи в 30—40-х гг. господствовали в академической психологии и проникли в общую культуру, в частности, оказав влияние  на практику воспитания детей. Впоследствии они утратили свое значение  в психологии, но все еще широко используются в лечении душевнобольных. См. Модификация поведения. Скиннер также оказал влияние на область усвоения языка  ("Устное поведение", 1957), предположив, что новорожденный постигает язык через процесс  создания условных рефлексов — его/ее устное поведение формируется стимулированием  к звукам его/ее родного языка. Это противоречит теории Чомского (см. Механизм усвоения языка).

Бихевиоризм

(от англ. behaviour - поведение )  - англ. behaviourism; нем. Behaviourismus. Исследовательское направление в современной психологии, соц. психологии, социологии, заключающееся в изучении объективными методами отношений между воздействиями среды и реакция ми человека  и животных по схеме " стимул  - реакция " ; предметом исследования считается наблюдаемое поведение, отвергается интроспекция ,  интерпретация  и др. субъективные методы .  См. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ ,  НЕОБИХЕВИОРИЗМ ,  РЕДУКЦИОНИЗМ ,  РЕФЛЕКСОЛОГИЯ . 

(от англ. behaviour - поведение )  - одно из ведущих направлений в амер. психологии, возникшее на рубеже XIX-XX вв. в рез-те кризиса интроспективной психологии сознания. Предметом своего исследования полагает поведение, к-рое рассматривает как совокупность  реакций организма на воздействия среды ( стимул ы ) . В качестве основного метода  использует описание ,  регистрацию и измерение  внешних проявлений поведения в контролируемых условиях, при этом собственно психич. явления ( восприятие ,  представление, мышление и др.) и их нейрофизиологич. субстрат выносятся за пределы исследования. Филос. основания Б. - позитивизм  и неореализм; экспериментальная основа - исследования поведения животных. Термин  и первая программа  Б. предложены Дж. Уотсоном (1913). Подчеркивая необходимость внешней детерминации поведения и объективность  метода его изучения, Б. содействовал выработке более адекватных теоретич. представлений психологии, расширению ее экспериментальной базы и решению нек-рых практич. задач. Однако и принцип   детерминизма ,  и объективный  метод трактовались бихевиористами очень узко, односторонне. Прямая связь между стимулом и реакцией абсолютизировалась и рассматривалась как универсальный объяснительный принцип. Попытки преодолеть ограниченность схемы "стимул - реакция " путем включения в нее дополнительного звена - "промежуточных переменных" (Э. Толмен, К. Халл) или "оперантного подкрепления" (Б. Скиннер) - сохранили главный порок Б. - механистич. понимание  человека и его поведения. Б. оказал значительное влияние  на все отрасли знания, связанные с изучением человека .  В социологии оно выразилось в появлении "соц. Б." (Дж. Ландберг), впитавшего в себя основные идеи, методы и термины Б. Применяя схему "стимул - реакция" к анализу  поведения личности и малых групп, соц. Б. игнорирует природу и роль  не только индивидуального, но и обществ. (группового) сознания. Лит.: Уотсон Д.Б. Психология  как наука  о поведении. М. - Л., 1926; Ярошевский М.Г. История  психологии. М., 1966; Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие  и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974; Tol-man E.C. Purposive behaviour in animals and men. N.Y., 1932; Hull C.L. Principles of behaviour. N.Y.; 1943; Skinner B.F. Verbal behaviour. L., 1957; Lundberg G. Sociology. N.Y. 1968; ltman I. The environment and social behaviour. Monterey (Cal.), 1975; Collett R. Social rubs and social behaviour. Oxford, 1977. B.A. Барабанщиков

направление в современной социологии, психологии, социальной психологии, согласно которому социальное   поведение человека  является реакцией на различные внешние стимул ы  и раздражители. В основе бихевиористских исследований социального поведения лежит схема  «стимул - реакция ». При этом представителями социального бихевиоризма  игнорируется роль  как индивидуального, так и социального начала.

- направление в методологии социальных наук первой половины ХХ века, представители которого считали, что предметом исследования должно выступать не сознание ,  а поведение ,  понимаемое как совокупность  двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия ( стимул ы )  внешней среды.

(англ. behaviour - поведение )  - одно из ведущих направлений в психологии конца 19 - начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой "поведенческой" парадигмы в социологии - наряду с работами Тарда , Лебона и др. по формам  коллективного поведения и психологическим эволюционизмом Уорда , Гиддингса   и др., - т.е. психологического направления в социологии. Родоначальником Б. считается Э. Торндайк. Программа  Б. и сам термин  были впервые предложены Дж. Б. Уотсоном (1913). На формирование научных основ Б. большое влияние  оказали работы И. Павлова и В. Бехтерева. Классиком социальной версии Б. является Б. Скиннер . В основе Б. лежит понимание  поведения человека  как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействия ( стимул ы )  внешней среды. Общеметодологической предпосылкой Б. явились принципы  философии позитивизма ,  согласно которым наука  должна описывать и анализировать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда основной тезис Б.: психология  (и социология )  изучает внешнефиксируемое поведение, а не сознание ,  которое в принципе непосредственно не наблюдаемо. Нововведение  же в Б. понимается как совокупность  связей, сводимых к схеме "стимул- реакция " . В качестве объясняющей подход  Б. может быть использована выработанная позднее в кибернетике обобщенная схема  "черного ящика", предполагающая фиксацию сигнала "на входе" и "на выходе", и отвлечение от процессов, происходящих "внутри". Изначально Б. экстраполировал на социальную жизнь  механизмы условных рефлексов, выявленные на основе экспериментальных исследований психики животных. Согласно Б., у человека имеется набор врожденных схем поведения, которые "достраиваются" в процессе  научения вырабатываемыми сложными навыками, постоянно психологически подкрепляемыми в сложившихся стратегиях поведения и институционально контролируемыми. Адекватность  реакции на стимул определяется в ходе многократных проб и ошибок. Найденная адекватная реакция закрепляется подкрепляемым повторением, автоматизирующим и включающим ее в постоянный поведенческий "репертуар" (" закон  упражнения"). Закрепление реакции в "репертуаре" порождает тенденцию к ее воспроизведению в соответствующих типах ситуаций ("закон эффекта " ). Период наивысшего развития Б. в его классической форме приходится на начало 1920-х, когда его подходы получили развитие  в антропологии, педагогике, а главное - в социологии. Однако бихевиористы, по сути редуцируя социальное  к психическому, а то, в свою очередь, к условно-рефлекторному уровню психики и к ее физиологическим основам, в итоге "встретились с непреодолимыми препятствиями на пути объяснения и интерпретации социальных явлений в терминах этой биологической дисциплины" (П. Сорокин - ). Поворот к объективному изучению психики, разработка новых методик эксперимента ,  широкое привлечение в психологию математических средств составили сильную сторону Б. Однако устранение из психологии (а следовательно и социологии) таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля  и т.д., игнорирование социальной природы психики, примитивизация поведения человека дали повод для серьезной критики Б. (фрейдизм, гештальтпсихология, Л. Выготский, С. Рубинштейн, Ж. Пиаже и др.). Результатом потери популярности Б. и попыткой самообновления стал необихевиоризм ,  возникший к 1930-м (работы К. Халла и Э. Толмена). В схему "стимул-реакция" было введено промежуточное звено - совокупность познавательных и побудительных факторов, - позволяющее анализировать регулятивные механизмы поведения. В социологии схема необихевиоризма созвучна принципам коррелятивного анализа  в функционализме  (независимая, латентная и зависимая переменные) как позволяющего описать реальную сеть социальных взаимодействий и взаимоотношений. То же можно сказать о различных вариантах теорий "социальных ролей". Наибольшее же влияние бихевиористские идеи оказали на теорию социального обмена  Блау и, особенно, Хоманса . Как " социальный  Б." определял свою позицию Дж.Г. Мид , хотя он существенно дистанцировался от идей Б. В.Л. Абушенко

(behaviourism) — 1. Школа в психологии, главная заповедь которой состоит в том, что ее предметом является только наблюдаемое поведение .  2. Изучение, главным образом в ходе экспериментов над животными, принципов обучения (называемых также образованием  условных рефлексов) и использование этих принципов для познания и управления поведением человека .  3. { Философия ,  например, Райл " Понятие  разума", 1949) концепция ,  согласно которой "умственные понятия могут анализироваться в терминах открытых действий и высказываний" (Флу, 1979). По Райлу, смыслу 1 ошибочно присваивается исключительность умственного и физического, Дуализма  разума и тела. Бихевиоризм  как школа психологии был основан в США Э.Л. Торн-дайком (1911), разработавшим Закон   эффекта  — вознаграждаемое поведение имеет тенденцию к повторяемости, а не вознаграждаемое — к прекращению. Почти в то же самое время  в России И. Павлов (1846—1936) исследовал условные рефлексы. Его эксперименты  привели к формулировке теории классического образования условных рефлексов (Павлов, 1911). Наиболее влиятельным и плодовитым бихевиористом, однако, является Б.Ф. Скиннер (1904—1990). Его имя стало почти синонимом бихевиоризма, и он изобрел блок  Скиннера — прибор, обеспечивающий управляемую среду для исследования обучения животных ( оперантное образование условных рефлексов ) . В школе психологии наблюдаемое поведение может включать в себя и устное поведение, выражаемое мыслями. Тем не менее бихевиористы прежде всего предпочитают игнорировать умственные функции или эффект организма на стимул  (S) и ответ (R). Только S и R способны контролироваться и измеряться, а следовательно — изучаться. Чтобы точно исследовать принципы  обучения, поведение должно быть простым, а процедуры — этически приемлемыми. Это предполагало сосредоточение на экспериментах над животными, нередко в управляемой среде блока Скиннера, где обычно наблюдалась реакция  крыс или голубей на S (с помощью рычага или диска) и R (нажатием или бросанием) при различных режимах стимулирования (использование пищевых шариков). Такие работы пополнили багаж знаний об обстоятельствах, при которых происходит образование условных рефлексов ,  и о переменных, воздействующих на их силу и применение. Эти идеи в 30—40-х гг. господствовали в академической психологии и проникли в общую культуру, в частности, оказав влияние  на практику воспитания детей. Впоследствии они утратили свое значение  в психологии, но все еще широко используются в лечении душевнобольных. См. Модификация поведения. Скиннер также оказал влияние на область усвоения языка  ("Устное поведение", 1957), предположив, что новорожденный постигает язык через процесс  создания условных рефлексов — его/ее устное поведение формируется стимулированием  к звукам его/ее родного языка. Это противоречит теории Чомского (см. Механизм усвоения языка).

Значение слова Бихевиоризм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Брачность - процесс  образования брачных пар в населении. ...
  • Блок - объединение нескольких государств, значительно изменяющее их стратегическое ...
  • Бедность - (Poverty) — термин  используется в различных значениях, но ...
  • Биография - (от греч. biographia описание  жизни) англ. ...
  • Биогенез - (от греч. bios жизнь  и genesis ...
  • Билинеарный - (от лат. bis два раза и linea ...
  • Бикультурализм - (от лат. bis два раза и cultura ...
  • Болезнь - англ. illness /disease; нем. Krankheit. Нарушение нормальной ...
  • Быт - англ. everyday living condition; нем. Lebensart /Lebensweise. ...
  • Буржуа - (от фр. bourgeois) англ. bourgeois; нем. Bourgeois. ...
  • Бум - (от англ. boom) англ. boom; нем. Boom. ...
  • Брачность - англ. rate, marriage; нем. Eheschliessungshaufigkeit. Частота  вступления ...
  • Брахикефалия - (от греч. brachys короткий и kephale ...
  • Бюрократизм - англ. bureaucratism; нем. Burokratismus. Чрезмерно формализованные, медленные ...
  • Энтелехия - (от греч. entelecheia завершение, осуществленностъ) англ. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари