Что такое Народ? Значение слова Народ в политическом словаре

1) Народ - - важнейшая категория политической науки, содержание которой существенно меняется в зависимости от интересов и политических позиций определяющего субъекта . В суждениях древнегреческих мыслителей эта особенность проявилась уже вполне отчетливо. Платон , сторонник олигархической формы правления, обосновывал пренебрежительное отношение к народу как к толпе, враждебной мудрости. Он считал, что в идеальном обществе большинство граждан, занятых физическим трудом, должно быть исключено из сферы государственного управления, с передачей последнего в руки компетентных специалистов-стражей. Представители "золотого века" афинской демократии исходили из противоположного убеждения. По их мнению, в управлении государством должны участвовать все граждане. Следует, однако, учитывать, что и в том и другом случае речь шла только о свободных гражданах греческих городов-полисов. Варвары и рабы, т.е. значительная часть городского населения, вообще не читались людьми. Идеи полисной демократии получили дальнейшее развитие в условиях римского рабовладельческого общества. Суждение Цицерона о том, что государство (" республика ") есть "дело народа", оставило глубокий след в политическом сознании последующих поколений. Под народом он предлагал понимать "соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов". В средневековом обществе, основанном на незыблемости сословно-феодальных порядков, большая часть населения, как и в рабовладельческом обществе, оставалась за пределами государственного самоопределения. Христианская церковь проповедовала учение о справедливости небесной и земной иерархии. Подчинение народных масс правителям и господствующему сословию превозносилось как "высшая добродетель". Решающее значение в политической борьбе за власть категория "народ" получает в новое время, в период становления и развития буржуазного общества. Выступая против сословных привилегий и отживших средневековых учреждений, буржуазия всегда и везде ведет борьбу за власть под "народными" знаменами, во имя всего "народа". Идеологи нарождающейся буржуазии, обличая феодальные порядки, говорят о естественном праве народа на определение государственного устройства, провозглашают его право на восстание в ответ на самовластие политического произвола. Под народом здесь понимаются все слои нации, противостоящие привилегированному сословию. В период становления буржуазного общества можно наблюдать первые примеры политической практики, хорошо известной и в наши дни, - манипулирование понятием "народ" в политических целях. Становится нормой стремление скрыть частные политические интересы под лозунгами общенародного блага, предание забвению политических обещаний на следующий день после завоевания власти. Постепенно идеи народовластия начинают терять своих сторонников, порождая в обществе скептицизм и неверие в возможность справедливой для "народа" политической власти. Решительную и, пожалуй, последнюю попытку осуществить на практике идеал народовластия - установить справедливый общественный строй, где не будет богатых и бедных, господствующих и подчиненных, предпринял в эпоху пролетарских и национально-освободительных революций марксизм , исключив из понятия "народ" господствующие эксплуататорские классы . Для теоретиков марксизма "народ" - это, прежде всего, трудящиеся массы , создатели материальных и духовных благ, те слои и классы , которые способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества. Однако практическое осуществление марксистских идей. Как известно, не решило главных идей народовластия. Основоположник европейской политологии Гаэтано Моска (1858 -1941) оказался, таким образом, ближе к истине, когда утверждал, что народовластие, реальная демократия и социализм - это все утопии, не совместимые с законами общества и человеческой природой. Власть никогда не может быть властью народа. В лучшем случае она может служить интересам народа. Вместе с тем марксизму принадлежат выдающиеся достижения в деле теоретического понимания содержания понятия "народ". Именно в рамках этого направления социальной мысли было аргументированно доказано, что народ играет выдающуюся роль в развитии общества. В конечном счете, именно его поддержкой или сопротивлением определяется длительность существования господствующего строя, его конкретная форма, общая стабильность власти. Несмотря на то, что в разные периоды истории народные массы включали в себя различные слои, классы общества, их конкретная совокупность всегда противопоставлялась господствующим группам общества, т.е. политической элите. Не народу. По сути дела, только в рамках этого противопоставления имеют значение всевозможные рассуждения о смысле и содержании понятия "народ". Вне этих рамок не оказывается политических проблем, достойных обсуждения. Поэтому в политологическом смысле народ - это совокупность гражданского населения рассматриваемая под углом зрения определенной системы власти, определенного государственного устройства. Проще говоря, это управляемая система общества или совокупность людей, среди которых принадлежность к народу определяется степенью политического бесправия человека. Лишь в известном случае, когда в обществе прочно утвердились бы правовые нормы независимых институтов власти, автоматически обеспечивающие идеальное сочетание личных, частных и общественных интересов, можно было бы говорить о народе как совокупности всех без исключения граждан, групп, слоев, классов общества. Но это уже выходит за пределы научного понимания вопроса.

2) Народ - - в конституционном праве население определенной страны, выступающее как источник и носитель власти в государстве. Н. - более широкое понятие , чем " нация ", понимаемая как общность большой группы людей на этнической основе (с учетом того, что в англоязычных странах термин "нация" (nation) адекватен термину " народ "). Даже в государствах, где подавляющее большинство Н. состоит из граждан одной нации, имеются, как правило, национальные меньшинства, не говоря уже о том, что многие государства многонациональны. Преамбула Конституции РФ (1993) говорит о многонациональном Н. Российской Федерации, соединенном общей судьбой на своей земле. В России свыше ста различных наций и народностей, этнических групп, но Н. ее составляет единое целое, он как таковой является носителем суверенитета и единоличным источником власти в России.

3) Народ - - в обыденном словоупотреблении: большая группа людей, связанных главным образом местом своего пребывания ("много народа на улице" и т.п.); в социологии: 1) слои и классы общества, которые на данном историческом этапе участвуют в решении задач общественного развития; 2) исторически сложившиеся типы этнических общностей: племен, народностей и наций, т.е. в значении этноса .


Синонимы: люди, народ, публика

Народ

- важнейшая категория политической науки , содержание которой существенно меняется в зависимости от интересов и политических позиций определяющего субъекта . В суждениях древнегреческих мыслителей эта особенность проявилась уже вполне отчетливо. Платон , сторонник олигархической формы правления, обосновывал пренебрежительное отношение к народу как к толпе, враждебной мудрости. Он считал, что в идеал ьном обществе большинство граждан, занятых физическим трудом, должно быть исключено из сферы государственного управления, с передачей после днего в руки компетентных специалистов-стражей. Представители "золотого века" афинской демократии исходили из против оположного убеждения . По их мнению, в управлении государство м должны участвовать все граждане . След ует, однако, учитывать , что и в том и другом случае речь шла только о свободных гражданах греческих городов-полисов. Варвары и рабы, т.е. значительная часть городского населения, вообще не читались людьми. Идеи полисной демократии получили дальнейшее развитие в условиях римского рабовладельческого общества . Суждение Цицерона о том, что государство (" республика ") есть "дело народа", оставило глубокий след в политическом сознании последующих поколений. Под народом он предлагал понимать "соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов". В средневековом обществе, основанном на незыблемости сословно-феодальных порядков, большая часть населения, как и в рабовладельческом обществе, оставалась за пределами государственного самоопределения. Христианская церковь проповедовала учение о справедливости небесной и земной иерархии. Подчинение народных масс правителям и господствующему сословию превозносилось как "высшая добродетель". Решающее значение в политической борьбе за власть категория "народ" получает в новое время , в период становления и развития буржуазного общества. Выступая против сословных привилегий и отживших средневековых учреждений, буржуазия всегда и везде ведет борьбу за власть под "народными" знаменами, во имя всего "народа". Идеологи нарождающейся буржуазии, обличая феодальные порядки, говорят о естественном праве народа на определение государственного у строй ства, провозглашают его право на восстание в ответ на самовластие политического произвола. Под народом здесь понимаются все слои нации, противостоящие привилегированному сословию. В период становления буржуазного общества можно наблюдать первые примеры политической практики, хорошо известно й и в наши дни, - манипулирование понятием "народ" в политических целях. Становится нормой стремление скрыть частные политические интересы под лозунгами общенародного блага , предание забвению политических обещаний на следующий день после завоевания власти. Постепенно идеи народовластия начинают терять своих сторонников, порождая в обществе скептицизм и неверие в возможность справедливой для "народа" политической власти. Решительную и, пожалуй , последнюю попытку осуществить на практике идеал народовластия - установить справедливый общественный строй, где не будет богатых и бедных, господствующих и подчиненных, предпринял в эпоху пролетарских и национально-освободительных революций марксизм , исключив из понятия "народ" господствующие эксплуататорские классы . Для теоретиков марксизма "народ" - это, прежде всего, трудящиеся массы , создатели материальных и духовных благ, те слои и классы , которые способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества. Однако практическое осуществление марксистских идей . Как известно, не решило главных идей народовластия. Основоположник европейской политологии Гаэтано Моска (1858 -1941) оказался, таким образом, ближе к истине, когда утверждал, что народовластие , реальная демократия и социализм - это все утопии, не совместимые с законами общества и человеческой природой. Власть никогда не может быть властью народа. В лучшем случае она может служить интересам народа. Вместе с тем марксизму принадлежат выдающиеся достижения в деле теоретического понимания содержания понятия "народ". Именно в рамках этого направления социальной мысли было аргументированно доказано, что народ играет выдающуюся роль в развитии общества. В конечном счете, именно его поддержкой или сопротивлением определяется длительность существования господствующего строя, его конкретная форма , общая стабильность власти. Несмотря на то, что в разные периоды истории народные массы включали в себя различные слои, классы общества, их конкретная совокупность всегда противопоставлялась господствующим группам общества, т.е. политической элите. Не народу. По сути дела, только в рамках этого противопоставления имеют значение всевозможные рассуждения о смысле и содержании понятия "народ". Вне этих рамок не оказывается политических проблем, достойных обсуждения. Поэтому в политологическом смысле народ - это совокупность гражданского населения рассматриваемая под углом зрения определенной системы власти, определенного государственного устройства. Проще говоря, это управляемая система общества или совокупность людей, среди которых принадлежность к народу определяется степенью политического бесправия человека. Лишь в известном случае, когда в обществе прочно утвердились бы правовые нормы независимых институтов власти, автоматически обеспечивающие идеальное сочетание личных, частных и общественных интересов, можно было бы говорить о народе как совокупности всех без исключения граждан, групп, слоев, классов общества. Но это уже выходит за пределы научного понимания вопроса.

- в конституционном праве население определенной страны, выступающее как источник и носитель власти в государстве. Н. - более широкое понятие , чем " нация ", понимаемая как общность большой группы людей на этнической основе (с учетом того, что в англоязычных странах термин "нация" (nation) адекватен термину " народ "). Даже в государствах, где подавляющее большинство Н. состоит из граждан одной нации, имеются, как правило, национальные меньшинства, не говоря уже о том, что многие государства многонациональны. Преамбула Конституции РФ (1993) говорит о многонациональном Н. Российской Федерации, соединенном общей судьбой на своей земле. В России свыше ста различных наций и народностей, этнических групп, но Н. ее составляет единое целое, он как таковой является носителем суверенитета и единоличным источником власти в России.

- в обыденном словоупотреблении: большая группа людей, связанных главным образом местом своего пребывания ("много народа на улице" и т.п.); в социологии: 1) слои и классы общества , которые на данном историческом этапе участвуют в решении задач общественного развития; 2) исторически сложившиеся типы этнических общностей: племен, народностей и наций, т.е. в значении этноса .

Значение слова Народ в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Нормотворчество - выходная функция политической системы, выражающаяся в разработке ...
  • Нация - тип этноса исторически возникшая социальноэкономическая и духовная ...
  • Неоконсерватизм - разновидность консервативного идейнополитического течения, ориентированного на сохранение ...
  • Негативизм - свойство политических культур и связанных с ними ...
  • Национализм - идейнопсихологическое и политическое течение, исходящее из идеи ...
  • Негативизм - симптом расстройства, при котором бессмысленно сопротивляются внешним воздействиям, ...
  • Национализм - идеология и политика в национальном вопросе, основа ...
  • Нейтралитет - (от лат. neutialis не принадлежащий ни тому ...
  • Национализм - (от фр. nationalisme) полшпика и практика, идеология ...
  • Неонацисты - — слово, которое претендует на наукоёмкость, и тем ...
  • Нацизм - — первоначально это слово понималось как сокращение термина ...
  • Номократия - (греческое "nomoz", " закон " и "kratoz" ...
  • Номос - термин Карла Шмитта. Базовый принцип организации любого ...
  • Мэрия - Муниципальное управление а также занимаемое им здание. ...
  • Моделирование - (MODELING). Форма научения посредством наблюдения чьейто (модели) желаемой ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари