(Wittgenstein, Ludwig Josef Johann) (1889-1951), австрийский философ, один из наиболее влиятельных мыслителей 20 в. Витгенштейн родился в Вене 26 апреля 1889. После нескольких лет учебы в Берлине стажировался в Манчестерском университете (1908), занимаясь конструированием и разработкой технических устройств. В 1911 Витгенштейн начал интенсивно работа ть над проблемами логики в Кембридж ском университете вместе с Бертраном Расселом. Один из первых полученных им результатов - обнаружение тавтологического характера логических истин. В 1914, с началом Первой мировой войны , Витгенштейн записался добровольцем в австрийскую армию. На фронте он продолжал обдумывать логические и философские проблемы; в 1918 была закончена работа над книгой, опубликованной под названием Логико-философский трактат (Logisch-Philosophische Abhandlung, 1921; Tractatus Logico-Philosophicus, 1922). Трактат во всем мире считается оригинальным и значительным трудом. Согласно одно й из главных идей этой работы, мировая субстанция состоит из "простых объект ов", которые, вступая в различные сочетания друг с другом, образуют факт ы. "Элементарные суждения" состоят из "имен", каждое из которых обозначает некий простой объект. Комбинация имен обозначает или "изображает" некую возможную комбинацию соответствующих объектов, иначе говоря - некий возможный факт. Изображение , картина возможно го факта есть "мысль". Все мыслимое возможно; отрицание мыслимого также мыслимо и возможно. Поскольку некая возможная комбинация имен отображает некую возможную комбинацию объектов, логическая форма образа и логическая форма реальности тождественны друг другу. Мышление доступно для чувственного восприятия, поскольку выражено в языковых суждениях. Записав все истинные элементарные суждения, мы смогли бы полностью описать мир. Хотя реальность в целом может быть репрезентирована в суждениях, ни одно суждение не может репрезентировать то общее , что у него должно быть с реальностью, чтобы суждение могло репрезентировать реальность, а именно логическую форму изображения и реальности. Логическая форма не может быть описана в суждениях, она показывает себя в каждом суждении. То общее, что с необходимостью имеется в мышлении, языке и реальности, не может быть сказано. Элементарные суждения изображают случайные положения дел в мире, которые логически независимы друг от друга и имеют возможные альтернативы. Невозможное и не поддается выражению. К тому , что не может быть сказано, относятся предметы логики, этики, эстетики, религии и даже философии. После войны Витгенштейн в течение десяти лет не занимался философией. Несколько лет он преподавал в провинциальной школе в Нижней Австрии, затем работал помощником садовника в монастыре. В 1929 неожиданно возвратился в Кембридж и вновь приступил к философским изысканиям. В 1939 Витгенштейн получил кафедру философии в Кембриджском университете, которую оставил в 1947. Он продолжал исследования до самой смерти, наступившей в Кембридже 29 апреля 1951. После 1929 Витгенштейн много писал. Главной его работой э того периода являются Философ ские исследования (Philosophische Untersuchungen; Philosophical Investigations, опубл. посмертно в 1953). В настоящее время отредактированы и опубликованы также и другие сочинения Витгенштейна, среди них - Замечания по основаниям математики (Bemerkungen ber die Grundlagen der Mathematik, 1956; Remarks on the Foundations of Mathematics, 1978), Голубая и коричневая книги (The Blue and Brown Books, 1958), Философские заметки (Philosophische Bemerkungen, 1964; Philosophical Remarks, 1975), Записки (Zettel, 1967) и Разные заметки (Mixed Remarks, 1977). Эти книги, а также его лекции и дискуссии, в которых он участвовал, оказали глубокое влияние на современную философию. Большая часть Трактата пала под ударами критики, нанесенными самим Витгенштейном, отброшенными оказались концепции "простых объектов", "имен", "элементарных суждений", "анализа" и мысли как "образа". Исходное допущение Трактата, что имеется некая сущность , или при рода , мышления, языка и репрезентации, теперь рассматривалось Витгенштейном как серьезная ошибка . Существует множество различных форм мышления, языка и репрезентации, и неоправданно и нереалистично предполагать , что в этих формах воплощена некая общая природа. Важной является также идея "языка как игры" (или "языковой игры"), некоего строя человеческой деятельности, практики, в которой слова игра ют ту или иную роль . Так, "мышлением" называют самые разные деятельности и формы, которые оно принимает. Поэтому мы должны отказаться от предпосылки, что слово "мышление" обозначает одну и ту же вещь в различных отличающихся друг от друга контекстах. То же верно и в отношении других психологических понятий: "следования правилу", "ожидания", "восприятия", "подразумевания", "воспоминания". Следующий фрагмент из Философских исследований дает хороший пример "языковой игры" и стиля мышления Витгенштейна этого периода. "182. Грамматика " подходить ", "мочь" и "понимать". Задания: 1) Когда говорят, что цилиндр z подходит к пусто тело му цилиндру h. Только ли тогда , когда z вставляют в h. 2) Иногда мы говорим, что z в такое-то и такое-то время перестал подходить к h. Какими критериями пользуются в такого рода случаях для определения того, что в это время это случилось. 3) Что считается критерием изменения веса в определенное время, если тело в это время не лежало на весах. 4) Вчера я знал стихотворение наизусть ; сегодня я его уже не знаю. В какого рода случаях имеет смысл спрашивать : "Когда я перестал его знать наизусть?" 5) Кто-то спрашивает меня : "Можешь ли ты поднять эту тяжесть?" Я отвечаю "Да". Потом он говорит мне: "Подними!" - и я не могу этого сделать . При какого рода обстоятельства х мои слова: "Отвечая Да, я мог это сделать, а сейчас не могу", - могли бы быть считаться достаточным оправдание м? Критерии, которые мы принимаем для "подходит", "мочь", "понимать", вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд . Иначе говоря, игра с этими словами, их употребление в языковом общении, осуществляемом с их помощью, значительно сложнее - а роль этих слов в нашем языке иная, - чем мы склонны думать . ( Именно роль нужно понять , чтобы разрешить философские парадоксы.)" Витгенштейн замечает, что в философии "постоянно имеется опасность желать понять смысл выражения, созерцая само выражение ... Как будто смысл - это дыхание , которое слово привносит в каждое свое употребление". В его сочинениях проводятся испытания для многих терминов, которые ставят философов в замешательство , таких, как " знание ", " достоверность " и "оправдание". Тщательно описываются встречающиеся в повседневной жизни приемы и способы деятельности, в которых встречаются эти термины. Мы видим, что именно означает знание, достоверность, оправдание в этих практических ситуациях, а также то, что они означают нечто другое, когда изменяются обстоятельства. Язык следует изучать тогда, когда он работает, а не тогда, когда он "отдыхает".
Что такое витгенштейн, людвиг йозеф иоганн? Значение витгенштейн, людвиг йозеф иоганн в энциклопедии Кольера
витгенштейн, людвиг йозеф иоганн -
(Wittgenstein, Ludwig Josef Johann) (1889-1951), австрийский философ, один из наиболее влиятельных мыслителей 20 в. Витгенштейн родился в Вене 26 апреля 1889. После нескольких лет учебы в Берлине стажировался в Манчестерском университете (1908), занимаясь конструированием и разработкой технических устройств. В 1911 Витгенштейн начал интенсивно работать над проблемами логики в Кембриджском университете вместе с Бертраном Расселом. Один из первых полученных им результатов - обнаружение тавтологического характера логических истин. В 1914, с началом Первой мировой войны, Витгенштейн записался добровольцем в австрийскую армию. На фронте он продолжал обдумывать логические и философские проблемы; в 1918 была закончена работа над книгой, опубликованной под названием Логико-философский трактат (Logisch-Philosophische Abhandlung, 1921; Tractatus Logico-Philosophicus, 1922).
Трактат во всем мире считается оригинальным и значительным трудом. Согласно одной из главных идей этой работы, мировая субстанция состоит из "простых объектов", которые, вступая в различные сочетания друг с другом, образуют факты. "Элементарные суждения" состоят из "имен", каждое из которых обозначает некий простой объект. Комбинация имен обозначает или "изображает" некую возможную комбинацию соответствующих объектов, иначе говоря - некий возможный факт. Изображение, картина возможного факта есть "мысль". Все мыслимое возможно; отрицание мыслимого также мыслимо и возможно. Поскольку некая возможная комбинация имен отображает некую возможную комбинацию объектов, логическая форма образа и логическая форма реальности тождественны друг другу.
Мышление доступно для чувственного восприятия, поскольку выражено в языковых суждениях. Записав все истинные элементарные суждения, мы смогли бы полностью описать мир. Хотя реальность в целом может быть репрезентирована в суждениях, ни одно суждение не может репрезентировать то общее, что у него должно быть с реальностью, чтобы суждение могло репрезентировать реальность, а именно логическую форму изображения и реальности. Логическая форма не может быть описана в суждениях, она показывает себя в каждом суждении. То общее, что с необходимостью имеется в мышлении, языке и реальности, не может быть сказано. Элементарные суждения изображают случайные положения дел в мире, которые логически независимы друг от друга и имеют возможные альтернативы. Невозможное и не поддается выражению. К тому, что не может быть сказано, относятся предметы логики, этики, эстетики, религии и даже философии.
После войны Витгенштейн в течение десяти лет не занимался философией. Несколько лет он преподавал в провинциальной школе в Нижней Австрии, затем работал помощником садовника в монастыре. В 1929 неожиданно возвратился в Кембридж и вновь приступил к философским изысканиям. В 1939 Витгенштейн получил кафедру философии в Кембриджском университете, которую оставил в 1947. Он продолжал исследования до самой смерти, наступившей в Кембридже 29 апреля 1951.
После 1929 Витгенштейн много писал. Главной его работой этого периода являются Философские исследования (Philosophische Untersuchungen; Philosophical Investigations, опубл. посмертно в 1953). В настоящее время отредактированы и опубликованы также и другие сочинения Витгенштейна, среди них - Замечания по основаниям математики (Bemerkungen ber die Grundlagen der Mathematik, 1956; Remarks on the Foundations of Mathematics, 1978), Голубая и коричневая книги (The Blue and Brown Books, 1958), Философские заметки (Philosophische Bemerkungen, 1964; Philosophical Remarks, 1975), Записки (Zettel, 1967) и Разные заметки (Mixed Remarks, 1977). Эти книги, а также его лекции и дискуссии, в которых он участвовал, оказали глубокое влияние на современную философию. Большая часть Трактата пала под ударами критики, нанесенными самим Витгенштейном, отброшенными оказались концепции "простых объектов", "имен", "элементарных суждений", "анализа" и мысли как "образа". Исходное допущение Трактата, что имеется некая сущность, или природа, мышления, языка и репрезентации, теперь рассматривалось Витгенштейном как серьезная ошибка. Существует множество различных форм мышления, языка и репрезентации, и неоправданно и нереалистично предполагать, что в этих формах воплощена некая общая природа.
Важной является также идея "языка как игры" (или "языковой игры"), некоего строя человеческой деятельности, практики, в которой слова играют ту или иную роль. Так, "мышлением" называют самые разные деятельности и формы, которые оно принимает. Поэтому мы должны отказаться от предпосылки, что слово "мышление" обозначает одну и ту же вещь в различных отличающихся друг от друга контекстах. То же верно и в отношении других психологических понятий: "следования правилу", "ожидания", "восприятия", "подразумевания", "воспоминания". Следующий фрагмент из Философских исследований дает хороший пример "языковой игры" и стиля мышления Витгенштейна этого периода.
"182. Грамматика "подходить", "мочь" и "понимать". Задания: 1) Когда говорят, что цилиндр z подходит к пустотелому цилиндру h. Только ли тогда, когда z вставляют в h. 2) Иногда мы говорим, что z в такое-то и такое-то время перестал подходить к h. Какими критериями пользуются в такого рода случаях для определения того, что в это время это случилось. 3) Что считается критерием изменения веса в определенное время, если тело в это время не лежало на весах. 4) Вчера я знал стихотворение наизусть; сегодня я его уже не знаю. В какого рода случаях имеет смысл спрашивать: "Когда я перестал его знать наизусть?" 5) Кто-то спрашивает меня: "Можешь ли ты поднять эту тяжесть?" Я отвечаю "Да". Потом он говорит мне: "Подними!" - и я не могу этого сделать. При какого рода обстоятельствах мои слова: "Отвечая Да, я мог это сделать, а сейчас не могу", - могли бы быть считаться достаточным оправданием?
Критерии, которые мы принимаем для "подходит", "мочь", "понимать", вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд. Иначе говоря, игра с этими словами, их употребление в языковом общении, осуществляемом с их помощью, значительно сложнее - а роль этих слов в нашем языке иная, - чем мы склонны думать. (Именно роль нужно понять, чтобы разрешить философские парадоксы.)"
Витгенштейн замечает, что в философии "постоянно имеется опасность желать понять смысл выражения, созерцая само выражение... Как будто смысл - это дыхание, которое слово привносит в каждое свое употребление". В его сочинениях проводятся испытания для многих терминов, которые ставят философов в замешательство, таких, как "знание", "достоверность" и "оправдание". Тщательно описываются встречающиеся в повседневной жизни приемы и способы деятельности, в которых встречаются эти термины. Мы видим, что именно означает знание, достоверность, оправдание в этих практических ситуациях, а также то, что они означают нечто другое, когда изменяются обстоятельства. Язык следует изучать тогда, когда он работает, а не тогда, когда он "отдыхает".
Соседние слова
Что такое витамины: рибофлавинЧто значит витамины: тиамин
Что означает витамины: фолиевая кислота
Значение витамины: холин
↑ витгенштейн, людвиг йозеф иоганн ↓
Что такое витрувий поллион
Что значит вифиния
Что означает вишня
Значение владислав ii ягеллон
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- водные ресурсы: источники воды - К статье ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ Основным источником пресной воды являются ...
- водные ресурсы: дефицит воды - К статье ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ Когда водопотребление превышает поступление воды, ...
- водные ресурсы - вды в жидком, твердом и газообразном состоянии и ...
- вода, лед и пар: пар - К статье ВОДА, ЛЕД И ПАР Пар газообразная ...
- вода, лед и пар: вода - К статье ВОДА, ЛЕД И ПАР Физические свойства. Благодаря ...
- воан-уильямс, ралф - (Vaughan Williams, Ralph) (18721958), английский композитор. Родился в ...
- во нгуен зиап - (Vo Nguyen Giap) (р. 1911), вьетнамский военачальник и ...
- витамины: витамин d - К статье ВИТАМИНЫ Витамин D структурно связан со стероидными ...
- витамины: витамин b12 - К статье ВИТАМИНЫ Недостаточность витамина B12 вызывает пернициозную анемию ...
- витамины: биотин - К статье ВИТАМИНЫ Биотин сложное органическое соединение, в ...
- вирхов, рудольф людвиг карл - (Virchow, Rudolf Ludwig Karl) (18211902), немецкий патологоанатом, антрополог, ...
- вирусы: репликация вирусов - К статье ВИРУСЫ Генетическую информацию, закодированную в отдельном гене, ...
- вирусы: классификация вирусов - К статье ВИРУСЫ Если вирусы действительно являются мобильными генетическими ...
- вирусы - мельчайшие возбудители инфекционных болезней. В переводе с латинского ...
- иран: история - з. династия сефевидов - К статье ИРАН: ИСТОРИЯ На протяжении всего 15 в. ...